Одетс, Клиффорд

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Перенаправление на ej:Одетс, Клиффорд)
 
(5 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Одетс, Клиффорд]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Одетс, Клиффорд''' (Odets, Clifford; 1906, Филадельфия, – 1963, Лос-Анджелес), американский драматург и киносценарист. Вырос в Бронксе (район [[Нью-Йорк|Нью-Йорка]]), в бедной иммигрантской семье, быт и нравы которой впоследствии отразились в его произведениях. С 15 лет играл в различных театральных коллективах, в 1923–28 гг. овладевал актерским мастерством в профессиональных труппах. В 1931 г. вошел в группу актеров, основавших ориентированный на систему К. Станиславского и поддержку Советского Союза «Груп-тиэтр» (см. [[Театр. Вклад евреев в мировой театр. Соединенные Штаты Америки]]). Одетс видел свою идеологическую задачу в том, чтобы «американизировать коммунизм», хотя в 1934 г. вышел из коммунистической партии.
+
-
 
+
-
В 1935 г. «Груп-тиэтр» была поставлена первая одноактная пьеса Одетса «В ожидании Лефти», публицистическая драма социального протеста. На сцене заседал стачечный комитет, а зрительный зал, где среди публики находились актеры, превращался в рабочую аудиторию (одна из немногих у Одетса театральных новаций). Пьеса имела огромный успех, шла во многих городах США, в том числе на периферии в постановке других театров. Впоследствии «Груп-тиэтр» давал ее в одном спектакле с антифашистской пьесой «До самой смерти» (1935); в таком сочетании эти две первые пьесы Одетса одновременно шли в 32 городах, причем попытки запретить постановку лишь прибавляли ей популярности. Одетс завоевал репутацию ведущего левого драматурга.
+
-
 
+
-
В 1935 г. состоялась премьера наиболее известной пьесы Одетса «Пробудитесь и ликуйте» (в русском переводе «Проснись и пой»). В ее названии (цитата из Исайи 26:19) выражена надежда на обновление жизни на основах справедливости. Здесь в полной мере проявились сильные стороны дарования драматурга: умение выразить боль обездоленных и показать гибельные последствия компромисса с совестью, колоритность разговорной речи персонажей (в данном случае окрашенной идиоматикой идиш — диалекта евреев Бронкса), в которую вкраплен юмор и порой — лирическая напряженность; меткость психологических характеристик (например, одним из первых в [[Соединённые Штаты Америки|Соединенных Штатах Америки]] литературе Одетс вывел здесь диктаторский тип еврейской мамаши).
+
-
 
+
-
Следующая пьеса «Утраченный рай» (1935), где распад семейных связей трактуется в марксистском духе — как символ краха американского общества в период экономического кризиса 1929–33 гг. — не пользовалась особым успехом. Однако в 1937 г. Одетс подтвердил свою репутацию одного из популярнейших драматургов пьесой «Золотой мальчик», которая выдержала 248 представлений за сезон в Нью-Йорке. В трагической истории юного скрипача, ставшего профессиональным боксером в погоне за деньгами и славой, отчаянное самоутверждение личности оборачивалось гибелью. Лейтмотив последующих пьес Одетса «Ракета на луну» (1938), «Ночная музыка» (1940), «Столкновение ночью» (1941) — одиночество, поиск человеческого сочувствия в потребительском мире; социальная проблематика отходит в них на задний план.
+
-
 
+
-
Многолетняя работа в Голливуде (главным образом в качестве сценариста) дала Одетсу материал для пьесы «Большой нож» (1949, экранизирована в том же году). Ее герой, талантливый актер, совершает под влиянием голливудской атмосферы лести и обмана компромисс с совестью, что приводит его к самоубийству. В дальнейшем пьесы Одетса «Деревенская девушка» (1950), «Цветущее персиковое дерево» (1954, современная еврейская семья как аллегория [[Ноев Ковчег|Ноева ковчега]]) также сразу экранизировались. Среди других работ Одетса для кино «Генерал умирал на рассвете» (1935), «Рассказ на первой странице» (1959), «Сладкий запах успеха» (1957). В 1988 г. была опубликована подготовленная сыном драматурга книга «Настало время», в которую вошли дневниковые записи Одетса.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|13049|ОДЕТС Клиффорд}}
+
-
 
+
-
[[Категория:ФОЛЬКЛОР.  ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО]] 
+
-
 
+
-
[[Категория:Театр. Эстрада. Кино]]
+

Текущая версия на 00:24, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Одетс, Клиффорд
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация