Одесса (еврейская община)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Aryeolman (Обсуждение | вклад)
(Перенаправление на ej:Одесса (еврейская община))
 
(22 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{О_статье
+
#redirect [[:ej:Одесса (еврейская община)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=2
+
-
|УРОВЕНЬ=1
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|АВТОР1=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|АВТОР3=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ПРОЕКТ=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
|ПОДТЕМА=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
}}
+
-
 
+
-
{{Населённый пункт Украины
+
-
<!-- Основные данные -->
+
-
|Тип = город
+
-
|Русское название = Одесса
+
-
|Украинское название = Одеса
+
-
|Название 1 =
+
-
|Язык названия 1 =
+
-
|Название 2 =
+
-
|Язык названия 2 = 
+
-
|Флаг = Flag of Odessa, Ukraine.svg
+
-
|Описание флага =
+
-
|Герб = Odessa_gerb.png
+
-
|Описание герба =
+
-
|Гимн =
+
-
|Девиз = '''Одесситы всех стран, соединяйтесь!'''
+
-
|Статус = областной центр
+
-
|Прежние названия = [[Хаджибей]] (до [[1794]])
+
-
|Состоит из = 4-х районов
+
-
<!-- Даты -->
+
-
|Первое упоминание = 10/01 [[1795]]
+
-
|Дата основания = 22/08 (2/09 н. ст.) [[1794]]
+
-
|Город с = [[1794]]
+
-
|День основания =
+
-
|День освобождения = [[10 апреля]]
+
-
|Год освобождения = [[1944]]
+
-
<!-- География -->
+
-
|Площадь = 236,9
+
-
|Минимальная высота = 0
+
-
|Средняя высота =
+
-
|Максимальная высота =
+
-
|Климат = умеренный
+
-
|Координаты = {{coor dm|46|28|N|30|44|E|type:city(1001000)_region:UA}}
+
-
|Карта страны = Odesa-Ukraine-Map.png
+
-
|Карта области =
+
-
|Карта населённого пункта =
+
-
<!-- Население -->
+
-
|Этнохороним = одессит, одесситка, одесситы
+
-
|Языки = русский, украинский
+
-
|Население = 1 008 600{{нет АИ|30|11|2009}}
+
-
  |Население за дату = 2009 год
+
-
  |Место по населению в области = 1
+
-
  |Место по населению в стране = 4
+
-
  |Плотность = 4257
+
-
  |Национальный состав = [[украинцы]], [[русские]], [[болгары]], [[евреи]], [[армяне]] и другие<ref name="perepis-2001" />
+
-
  |Конфессиональный состав = [[православие]], [[иудаизм]]
+
-
  |Агломерация = [[Одесская агломерация]] 1,191&nbsp;млн.&nbsp;
+
-
  |Агломерация за дату = 2001
+
-
  |Площадь агломерации =
+
-
  |Состав агломерации =
+
-
<!-- Прочие параметры -->
+
-
|Телефонный код = 48
+
-
|Почтовые индексы = 65000 — 65480
+
-
|Автомобильный код =
+
-
|Города-побратимы = [[Александрия]], [[Балтимор]], [[Валенсия (Испания)|Валенсия]], [[Ванкувер]], [[Варна]], [[Генуя]], [[Ереван]], [[Иокогама]], [[Калькутта]], [[Кишинев]], [[Констанца]], [[Ливерпуль]], [[Лодзь]], [[Марсель]], [[Никосия]], [[Оулу]], [[Пирей (город)|Пирей]], [[Регенсбург]], [[Сегед]], [[Сплит (город)|Сплит]], [[Стамбул]], [[Триполи]], [[Хайфа]], [[Циндао]], [[Ростов-на-Дону]], [[Санкт-Петербург]]
+
-
<!-- Расстояния -->
+
-
<!-- до Киева -->
+
-
|Киев Физическое =
+
-
|Киев По жд = 654
+
-
|Киев По автодорогам = 489
+
-
<!-- Власть -->
+
-
|Должность главы = Городской голова
+
-
|Глава = [[Гурвиц, Эдуард Иосифович]]
+
-
|Местное самоуправление = Одесский городской совет
+
-
|Адрес = 65004 Одесса, Думская пл., 1
+
-
|Сайт = http://www.odessa.ua
+
-
|Электронная почта =
+
-
<!-- Wikipedia -->
+
-
|Категория в Commons = Odessa
+
-
}}
+
-
 
+
-
'''Оде́сса''' ({{lang-uk|Оде́са}}) — [[город]] на [[Чёрное море|черноморском]] побережье [[Украина|Украины]], административный центр [[Одесская область|Одесской области]] и исторический центр [[Новороссия|Новороссии]], самый крупный порт Украины<ref name="port1">[http://www.ukrport.org.ua/members.htm Ассоциация портов Украины]</ref><ref name="port2">[http://www.blackseatrans.com/article.php?articleID=747 Статистика порта за первые 3 квартала 2006 г.]</ref>, крупный промышленный, культурный, научный и курортный центр; узел шоссейных и железных дорог. [[Города-герои|Город-герой]]. По числу жителей (1 008 600 человек на [[2009]] г.) является четвёртым в стране<ref name="статистика населения 2008">[http://www.ukrstat.gov.ua/ По данным Госкомстата Украины на 1 марта 2008 года]</ref>.
+
-
 
+
-
 
+
-
== История ==
+
-
{{main|История Одессы}}
+
-
На территории Одессы когда-то была расположена древнегреческая колония, остатки которой были обнаружены прямо под нынешним [[Приморский бульвар (Одесса)|Приморским бульваром]]. Археологические артефакты подтверждают существование связей между Одесским регионом и восточным Средиземноморьем. В средневековье территория Одессы находилась во владении различных кочевых племён, (печенегов, половцев), Золотой Орды, Крымского ханства, Великого княжества Литовского, и Османской империи
+
-
 
+
-
В современной украинской историографии предпочитают начинать историю Одессы с [[1415]] года в связи с первым письменным упоминанием о городе [[Хаджибей|Коцюбеев]] <ref name="odesa">Болдирєв О. В. [http://odessa.club.com.ua/poesia/p0081.php Одесі — 600: Іст. нарис.] — О.: Юг, 1994. — 72 с.</ref><ref name="nsh">Наталя Шушляннікова. Історіографічний нарис дослідження етнокультурних процесів на Херсонщині кінця XVIII — ХХ ст. // Науковий часопис НПУ імені М. П. Драгоманова. Серія № 6. Історичні науки: Зб. наукових праць. — Випуск 6. — К.: Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова, 2008. С. 124</ref><ref name="mic">Ю. А. Мицик. Рецензія на: Сапожников И. В., Сапожникова Г. В. Запорожские и черноморские казаки в Хаджибее и Одессе. — Одесса, 1998. — 271 с; Сапожников І. В. Матеріали з історичної географії дельти Дунаю. — Іллічевськ, 1998. — 71 с. // Часопис запорізького наукового товаріства ім. Я. Новицького «Південна Україна» — Випуск №4, 1999 рік. — С. 272—274 [http://www.zsu.zp.ua/pu/uk/articles/112.pdf]</ref><ref>Юрій Мицик. Кордони і землі війська Запорізького (XV - середина XVII ст.) // НАУКМА. Магістеріум. Історичні студії. -К., 2001. - С. 12 (1 д.а.).</ref><ref name="sie">[http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/12484/ОДЕССА Одесса] // Историческая энциклопедия. В 16 т. — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1973—1982</ref> ([[польский язык|польск.]]: ''Kaczubeiow''; [[западнорусский письменный язык|западнорус.]]: ''Качибеев''), обычно называемом на турецкий манер [[Хаджибей]]. По одной из гипотез, город был основан в конце [[14 век|XIV в.]] великим князем литовским [[Витовт]]ом. Древняя крепость размещалась на территории Приморского бульвара, конкретно на месте дворца графа М. С. Воронцова.
+
-
 
+
-
Хаджибей подпал под прямое правление Османской империи после 1529 г. и являлся частью региона, известного как [[Едисан]], и административное правление которого находилось в Османской провинции Силистра (Ози). В середине 18-го века, турки перестроили крепость в Хаджибее (также известного как Ходжабей), которая была названа [[Ени-Дунья]]. Ходжабей был центром санджака провинции Силистра.
+
-
 
+
-
Рескриптом императрицы [[Екатерина II|Екатерины ІІ]] от 27 мая [[1794 год]]а, после присоединения к России [[Новороссия|причерноморских территорий]], на Хаджибее был основан российский город и порт Одесса. В XIX веке город успешно развивался как торговый порт; в связи с экспортом зерна, Одесса стала одним из важнейших внешнеторговых центров страны. За одно столетие Одесса превратилась из скромного поселения на окраине в центр [[Новороссия|Новороссии]] и четвёртый по величине город [[Российская империя|Российской империи]] (после [[Санкт-Петербург]]а, [[Москва|Москвы]] и [[Варшава|Варшавы]]), оставаясь, однако, уездный центром [[Херсонская губерния|Херсонской губернии]].
+
-
 
+
-
После [[Октябрьская революция|большевистского переворота]], 27 октября [[1917 год]]а (по [[Юлианский календарь|старому стилю]]) совет солдатских депутатов (Румынского фронта, Черноморского Флота и Одессы — [[Румчерод]]) объявил о переходе власти к Ревсовету. В начале ноября 1917 года в Ревсовет были приглашены представители старого городского управления. В первых числах декабря [[1917]] в городе прошли бои между [[Красная гвардия (Россия)|красногвардейцами]] и сторонниками [[Центральная Рада УНР|Центральной Рады УНР]] (самостийниками). В результате этого противостояния власть в городе перешла под контроль [[Центральная Рада УНР|Центральной Рады УНР]]. 21 декабря [[1917]] Одесса была провозглашена «вольным городом» впредь до созыва [[Учредительное Собрание|Учредительного Собрания]]. В середине января [[1918]] [[большевик]]и совершили военный переворот и в городе устанавливается [[советская власть]]. 14 марта [[1918]] (здесь и далее по [[Григорианский календарь|новому стилю]]), в результате договоренностей Центральной Рады с [[Центральные державы|Центральными Державами]], в Одессу как оккупанты вошли австрийские войска. Советская власть была свергнута. Власть в городе формально принадлежала украинскому правительству [[Скоропадский, Павел Петрович|Гетмана Скоропадского]]. В результате проигрыша в [[Первая мировая война|Первой мировой войне]] и революций в [[Германия|Германии]] и [[Австро-Венгрия|Австро-Венгрии]] в ноябре [[1918]] австрийские войска уходят из Одессы. 2 декабря [[1918]] в Одессу начинают прибывать разнообразные войска стран [[Антанта|Антанты]] — сербские, французские, греческие. Под прикрытием войск [[Антанта|Антанты]] войска [[Добровольческая Армия|Добровольческой Армии]] выбивают из Одессы войска [[Петлюра, Симон Васильевич|петлюровцев]] 18 марта [[1919 год]]а. Однако, в результате общего наступления [[большевик]]ов, [[Антанта]] и [[Добровольческая Армия]] оставляют Одессу 6 апреля [[1919]] г. В город входит банда атамана [[Григорьев, Никифор Александрович|Григорьева]] и устанавливается советская власть до 23 августа [[1919]], когда в город вновь вернулись войска [[Добровольческая Армия|Добровольческой Армии]]. Но 7 февраля [[1920]] советская власть устанавливается в Одессе окончательно и надолго.
+
-
 
+
-
В 20-30-е годы город продолжал интенсивно{{нет АИ|5|1|2010}} развиваться.
+
-
 
+
-
Во время [[Великая Отечественная война|Великой Отечественной войны]]'''[[Одесская оборона (1941)|Одесский оборонительный район]]''' сражался с превосходящими силами противника 73 дня, с [[5 августа]] по [[16 октября]] [[1941]]. [[8 августа]] в городе было объявлено осадное положение. С [[13 августа]] Одесса была полностью блокирована с суши. Несмотря на сухопутную блокаду и численное превосходство, врагу не удалось сломить сопротивление защитников, — войска были планово эвакуированы и переброшены для усиления [[51-я отдельная армия|51-ой&nbsp;отдельной армии]] оборонявшейся в [[Крым]]у. [[22 декабря]] 1941 была учреждена медаль «[[За оборону Одессы]]».
+
-
 
+
-
В 1941—1944 г. Одесса была оккупирована румынскими войсками и входила в состав [[Транснистрия|Транснистрии]], губернатором города был назначен [[Пынтя, Герман|Г. Пынтя]]. В начале 1944 г. Одесса была занята немецкими войсками.
+
-
 
+
-
[[10 апреля|10&nbsp;апреля]] [[1944 год]]а город был освобождён. В [[1965]] г. Одесса в числе первых стала [[город-герой|городом-героем]]. Городу были вручены [[орден Ленина]] и [[медаль «Золотая Звезда»]].
+
-
 
+
-
Во второй половине XX века город продолжал насыщаться промышленностью, активно благоустраивался, стал заметным туристическим центром.
+
-
 
+
-
== Евреи в Одессе до ХХ в. ==
+
-
 
+
-
В 1789 г., до взятия русскими войсками турецкой крепости Хаджибей (переименована в Одессу в 1795 г.), в ней проживало шесть евреев. После перехода крепости к России начался быстрый рост населения (в том числе и еврейского). В 1795 г. в Одессе проживало 246 евреев, переселенцев из Волыни, Подолии и Литвы; были основаны хевра каддиша и талмуд-тора. В 1798 г. была образована община и построена синагога. Первым раввином Одессы был И. Рабинович (умер в 1815 г.). Около 1800 г. была открыта еврейская больница на шесть коек. В первой половине 19 в. происходил быстрый рост численности еврейского населения Одессы (в середине 1840-х гг. — около двенадцати тысяч, 20% населения; в 1855 г. — семнадцать тысяч, 21,7%) благодаря массовому переселению в Одессу как русских евреев, так и иностранных, преимущественно из Германии и Галиции, называвшихся «бродскими», так как многие из них были из города Броды. Они открыли крупные торговые дома; благодаря им стал повышаться культурный уровень евреев Одессы.
+
-
 
+
-
Основным занятием евреев в этот период была торговля зерном. Многие евреи были мелкими торговцами, посредниками (главным образом между помещиками и экспортерами), агентами крупных иностранных и местных, в основном — греческих хлеботорговых компаний, маклерами. Евреи работали на зерновой бирже оценщиками, кассирами, весовщиками, грузчиками, а также занимались ремеслами, торговлей мануфактурными и бакалейными товарами. Благодаря особому характеру городского населения — выходцев из различных населенных пунктов России и Европы — евреи играли активную роль в жизни города.
+
-
 
+
-
По сравнению с другими городами черты оседлости в Одессе проживало больше евреев — лиц свободных профессий (в 1855 г. — 12 врачей, шесть нотариусов, четыре адвоката), у которых сложились хорошие отношения с представителями русского образованного общества, и которым покровительствовала высшая администрация города. М. Воронцов и А. Строганов были единственными из губернаторов черты оседлости, ходатайствовавшими об улучшении положения еврейского населения. Особенно покровительствовал евреям выдающийся русский хирург, попечитель Одесского учебного округа в 1856–58 гг. И. Пирогов. Перешедшая в 1858 г. в руки кружка интеллигенции, идейно близкого Пирогову, газета «Одесский вестник» заняла дружественную позицию по отношению к евреям, предоставив свои страницы еврейским писателям и публицистам (О. Рабинович и другие). В 1855 г. в Одессе работали еврейские учебные заведения: два мужских казенных еврейских училища, одно женское, 51 хедер, талмуд-тора, пансион для девочек, нескольких частных школ. Большой вклад в развитие еврейского образования в духе идей Хаскалы внес выходец из Германии С. Швабахер (1820–88), казённый раввин Одессы в 1860–87 гг.
+
-
 
+
-
Во второй половине 19 в. темпы роста еврейского населения Одессы возросли. По переписи 1897 г., в Одессе проживало 138 935 евреев (34,4% населения)<ref name="jev-enc">[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=23&letter=O&search=odessa Одесса в Jewish Encyclopedia]</ref>.
+
-
 
+
-
Основными занятиями одесских евреев во второй половине 19 в. – начале 20 в. были торговля и ремесла. Евреи занимали доминирующее положение в торговле зерном: к 1870 г. в их руках находилась большая часть экспорта зерна. В 1910 г. из 55 торговых компаний, занимавшихся экспортом зерна, 46 принадлежали евреям; на долю этих компаний приходилось 89,2% экспорта. В организацию торговли зерном еврейские компании внесли значительные улучшения, что привело к увеличению ее объема.
+
-
 
+
-
=== Духовная жизнь ===
+
-
 
+
-
Большое число выходцев из Германии и Галиции способствовало раннему распространению идей Хаскалы. В 1826 г. в ответ на петицию 66 евреев в Одессе была открыта общеобразовательная школа с преподаванием еврейских предметов. Все учителя, кроме преподавателя русского языка, были евреями из Германии и Австрии; директором был Б. Штерн (1798–1853). Школа пользовалась поддержкой представителей местной администрации. В 1834 г. в школе было четыреста учащихся, а в 1835 г. при ней было открыто отделение для девушек. Одесские евреи обучались и в государственных учебных заведениях, например, в 1853 г. во Второй гимназии было пятьдесят два ученика-еврея. Маскилим Одессы приветствовали правительственную школьную реформу 1841 г. (см. Казённые еврейские училища) и устроили теплую встречу М. Лилиенталю осенью 1842 г. В 1840 г. была открыта первая в России хоральная синагога (Бродская), ее кантором был Н. Блюменталь.
+
-
 
+
-
В 1860–70-х годах Одесса продолжала оставаться центром движения Хаскалы в России. В мае 1860 г. в Одессе начал издаваться первый еврейский журнал на русском языке «Рассвет». После его закрытия, в июле 1861 г. – апреле 1862 г. выходил журнал «Сион» под редакцией Л. Пинскера, доктора Э. Соловейчика (умер в 1875 г.), Н. Бернштейна (1836–91). Эти журналы пропагандировали идеи Хаскалы и вели борьбу с антисемитизмом в русской прессе. Следующим русско-еврейским изданием стала газета «День», выходившая с мая 1869 г. по июнь 1871 г. Высокому уровню издания способствовали такие ее сотрудники, как А. Ландау, М. Моргулис, И. Оршанский. В 1860–71 гг. в Одессе издавалась еженедельная газета на иврите «Ха-Мелиц» и приложение к ней на идиш «Кол мевассер» (в 1864–71 гг.; см. Периодическая печать).
+
-
 
+
-
=== Сионизм ===
+
-
 
+
-
В 1882 г. в Одессу из Харькова переместился центр организации Билу, действовали группы Ховевей Цион, а с декабря 1884 г. центральные органы движения (во главе с Л. Пинскером) разместились в Одессе; в 1889–93 гг. там находилось руководство ордена Бней-Моше (одним из лидеров которого был Ахад ха-‘Ам), работала единственная официально зарегистрированная в России сионистская организация — Одесский комитет (Общество вспомоществования евреям земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине). С Одессой была связана деятельность многих писателей и публицистов, писавших на иврите, а также сионистских общественных деятелей: Ахад ха-‘Ама, Х. Н. Бялика, М. Дизенгофа (делегата пятого и шестого Сионистских конгрессов от Одессы), А. Друянова, В. Жаботинского, И. Клаузнера, Э. Левинского, И. Х. Равницкого, Х. Черновица (см. Черновиц, семья). В 1892–96 гг. издавались сборники «Ха-Пардес», проповедовавшие идеи духовного сионизма. В 1901 г. Х. Н. Бялик, С. Бен-Цион, И. Равницкий основали издательство «Мория», выпускавшее литературу на иврите (см. Книгопечатание). В 1905–16 гг. действовало сионистское издательство на русском языке «Кадима». Иммиграция из России в Эрец-Исраэль шла через Одессу, получившую название «ворота в Сион». Одесским комитетом были основаны в Эрец-Исраэль сельскохозяйственные колонии Реховот и Хадера. В 1902 г. в Одессе был организован кружок По‘алей Цион. В 1904 г. кружок стал издавать свой журнал на русском языке «Сионистская рабочая хроника». В 1906 г. представители различных групп еврейского рабочего движения образовали социал-демократическую партию По‘алей Цион. В Одессе, партийная организация которой была самой многочисленной, находился и центральный комитет этой партии.
+
-
 
+
-
 
+
-
=== Антисемитизм ===
+
-
 
+
-
Одесса была первым из городов России, в котором евреи подверглись погромам (1821; 1859), их основными участниками были местные греки и матросы греческих судов. Погромы были вызваны торгово-экономической конкуренцией греческого и еврейского населения. Поводом к погрому 1821 г. послужили слухи об участии евреев в убийстве в Стамбуле греческого православного патриарха Григория. Во время погрома 1859 г. были убиты два еврея. Погром был остановлен войсками только на третий день.
+
-
 
+
-
В 1871, 1881 и 1886 гг. в Одессе вновь происходили еврейские погромы. В отличие от предыдущих, в них участвовали массы русских и украинских жителей города. Администрация не останавливала погромщиков. Во время погрома 1881 г. активно действовала еврейская самооборона, большинство участников которой были студентами Новороссийского университета; за организацию самообороны было арестовано 150 человек.
+
-
Погромы и усиливающийся антисемитизм различных слоев русского общества привели к процессу переоценки ценностей у многих еврейских интеллигентов, к усилению палестинофильских, а затем сионистских тенденций.
+
-
 
+
-
== В начале ХХ в. ==
+
-
 
+
-
Евреи преобладали и в мелкой торговле: в 1910 г. им принадлежало 56% лавочек. Мелкой торговлей вразнос — коробейничеством — занимались исключительно евреи. В 1910-е гг. 63% городских ремесленников были евреями, особенно высокий процент был среди портных: все 59 мастерских по пошиву женской одежды принадлежали евреям. Число евреев-рабочих, за исключением грузчиков в порту, было невелико.
+
-
 
+
-
В 1910 г. евреям принадлежало 155 (43%) фабрично-заводских предприятий, в основном небольших, евреи преобладали в бумажной и пищевой промышленности. Из десяти банков семь принадлежали евреям. Среди наиболее богатых еврейских семей Одессы были Эфруси, Рафаловичи (большая часть семьи во второй половине 19 в. приняла православие), Бродские. В 1897 г. в Одессе проживало около двух тысяч состоятельных евреев: купцов, дворян, почетных граждан и членов их семей. Однако экономическое положение большинства евреев Одессы было тяжелым. В 1897 г. число экономически самостоятельных лиц составило среди евреев 39,5%, неевреев — 55,6%. Положение беднейших слоев еврейского населения еще больше ухудшалось в результате погромов. Специфической чертой еврейской жизни Одессы был многочисленный преступный мир.
+
-
 
+
-
=== Образование ===
+
-
 
+
-
В 1863 г. в одесских гимназиях обучались 128 евреев. В 1870–80-е гг. количество еврейских учащихся возросло. Положение резко ухудшилось после введения в 1887 г. процентной нормы: в 1887–91 гг. число евреев в средних школах Одесского учебного округа сократилось на 48%. В 1910 г. в средних учебных заведениях Одессы, для которых была установлена процентная норма, обучались 560 евреев. В некоторые специальные средние учебные заведения евреев принимали без процентной нормы. В Императорском музыкальном училище число учащихся-евреев в 1910 г. составило 285 человек (59,5%); в Императорском художественном училище — около 300 (60%). В Новороссийском университете в 1886 г. было зарегистрировано на медицинском факультете 30,7% студентов-евреев, на юридическом — 41,2%, после введения процентной нормы количество еврейских студентов сократилось. Оно вновь возросло в 1906 г. (764 человек), после того, как в 1905 г. университеты получили автономию и отменили процентную норму, восстановленную, однако, правительством в 1907 г. В ответ на введение процентной нормы еврейские общественные организации создали ряд средних учебных заведений: мужскую гимназию М. Иглицкого (умер в 1906 г.), где в 1910 г. было 400 учащихся; пять женских частных гимназий (1309 учащихся), коммерческое училище Фейга (основано еще в 1888 г., но в 1895 г. число евреев в нем было ограничено 40%). Из еврейских профессионально-технических училищ лучшим было училище «Труд» (основано в 1864 г.), в 1910 г. в нем обучалось 212 учащихся. В этих школах обучение проводилось по программам соответствующих школ министерства просвещения; из еврейских предметов изучались история еврейского народа, иврит и Библия, но преподавание их было поверхностным. Одесское отделение Общества для распространения просвещения между евреями в России (ОПЕ), председателем которого с 1891 г. был Г. Вейнштейн (1861–1929), в 1910 г. финансировало 13 начальных школ и четыре вечерних с общим числом учащихся около двух тысяч человек.
+
-
 
+
-
=== Религиозная жизнь ===
+
-
 
+
-
Несмотря на светский характер общины, религиозная жизнь одесского еврейства была активной. Действовали обычные и реформированные хедеры: в 1910 г. в 200 хедерах обучалось около пяти тысяч учащихся, в трех школах талмуд-тора — 630. В 1905 г. раввин Х. Черновиц основал в Одессе иешиву, преобразованную в 1906 г. в высшую школу иудаизма, где все предметы, включая Библию и Талмуд, изучались научными методами, принятыми в большинстве раввинских семинарий Западной и Центральной Европы. В 1911 г. иешива вновь приняла традиционный характер. В конце 19 в. – начале 20 в. в Одессе существовало семь синагог (Главная, Бродская, Новая, Ремесленная, Явне и другие) и 49 молитвенных домов. Последним казенным раввином (1888–1890), избранным евреями, был Х. Гурлянд. После его смерти власти отказались дать разрешение на проведение новых выборов и с 1902 г. назначали на эту должность своих ставленников, вопреки желанию еврейской общины. В 1909 г. в Бродской синагоге впервые в России был установлен орган. Богослужения в Бродской синагоге отличались высоким уровнем музыкальной культуры благодаря хору, канторам Н. Блюменталю (см. выше), П. Минковскому, композитору Д. Новаковскому (1848–1921). В Одессе действовали различные еврейские благотворительные учреждения: больница, ставшая к концу 19 в. образцовым медицинским учреждением, Общество взаимного вспомоществования приказчиков-евреев города Одессы, которому принадлежала одна из крупнейших на юге России библиотек, два сиротских дома, Общество попечения о бедных и бесприютных еврейских детях, Общество санаторных колоний; а также имелись отделения ОРТ, ОЗЕ и других еврейских общественных организаций.
+
-
 
+
-
=== Еврейская литература ===
+
-
 
+
-
В конце 19 в. – начале 20 в. Одесса стала крупным еврейским литературным центром. Здесь жили и работали многочисленные еврейские писатели, публицисты, историки, поэты, создававшие свои произведения как на иврите и идиш, так и на русском языке: Ахад ха-‘Ам, М. Бен-‘Амми, С. Дубнов, В. Жаботинский, И. Клаузнер, Менделе Мохер Сфарим, С. Фруг, Ш. Черниховский и другие. В Одессе действовали различные издательства, выходили газеты и журналы разнообразных направлений: Одесский комитет издавал серию книг и брошюр об Эрец-Исраэль (на русском языке), издательство Я. Шермана — литературу для детей и юношества. В 1907 г. в Одессе возобновилось издание еженедельника на иврите «Ха-Шиллоах», с 1896 г. выходившего в Берлине и Кракове. В 1910 г. Э. Левинский основал первую в Одессе ежедневную газету на идиш «Гут моргн», с 1911 г. стала выходить газета «Шолем алейхем». В 1906–1907 гг. сионисты издавали в Одессе еженедельник «Кадима» на русском языке, а после его закрытия газету «Еврейская мысль»; территориалисты — газету «Еврейский голос». В 1908 г. был создан еврейский театр на идиш под руководством П. Гиршбейна. В городе действовали различные еврейские партии и общественные объединения: сионисты, территориалисты, еврейские социалисты, умеренные элементы, группировавшиеся вокруг ОПЕ (см. выше). Одесские отделения русских оппозиционных партий состояли в основном из евреев. Большинство представителей еврейской общественности, за исключением крайних социалистов, объединились в 1905 г. в одесском отделении Союза для достижения полноправия еврейского народа в России.
+
-
 
+
-
=== Антисемитизм ===
+
-
 
+
-
18–20 октября 1905 г. в Одессе произошел самый кровавый погром за всю историю города: было убито около 400 евреев, 50 тыс. остались без крова. Еврейская самооборона и студенческая милиция пытались остановить погром, и в первый день им это удалось, но против них были брошены войска, использовавшие артиллерию. Самооборона потеряла 50 человек убитыми. Погром проходил и в районах, примыкавших к Одессе. Были случаи, когда евреев, пытавшихся бежать, убивали в поездах или топили в море.
+
-
 
+
-
Положение в Одессе после погрома было очень напряженным. Введенное в октябре 1905 г. военное положение сохранялось до осени 1909 г. Местное отделение «Союза русского народа» почти безраздельно господствовало в городе. Вооруженные банды черносотенцев избивали и преследовали евреев. Ситуация особенно обострилась 10–11 июня 1906 г., в любой момент мог разразиться новый погром. Одесский градоначальник генерал Толмачев во всем поддерживал черносотенцев. Тяжелое положение евреев в Одессе усилили разногласия в одесском отделении Союза для достижения полноправия еврейского народа в России. Во время выборов во 2-ю Государственную думу конституционно-демократическая партия выставила кандидатуру крещеного еврея О. Пергамента (1868–1909), которого поддерживали еврейские либералы, но против него выступил, с одной стороны, широкий блок от левых социалистов до сионистов (во главе с А. М. М. Усышкиным), а с другой — представители администрации. Несмотря на их сопротивление, О. Пергамент был избран депутатом от Одессы во 2-ю и 3-ю Государственную думу; после его смерти депутатом по списку конституционно-демократической партии стал А. Бродский (1862–?), но под нажимом генерала Толмачева отказался от мандата.
+
-
 
+
-
=== Знаменитые одесситы начала ХХ в. ===
+
-
 
+
-
Значительный вклад в развитие науки, русской литературы, искусства внесли евреи Одессы: врач В. Хавкин, организовавший в Одессе первую в России бактериологическую станцию для борьбы с инфекционными заболеваниями; профессора математики В. Каган (1869–1953) и С. Шатуновский (1859–1929), основавшие издательство «Матезис» (книги по точным наукам); художник Л. Пастернак; писатели С. Юшкевич, А. Кипен, Л. Кармен (1876–1920); скрипачи П. Столярский, Н. Биндер (1899-?), М. Эльман. Одесситом был и знаменитый биолог И. Мечников.
+
-
 
+
-
== В годы Первой мировой войны и гражданской войны ==
+
-
 
+
-
В годы Первой мировой войны еврейское население Одессы возросло за счет беженцев. Действовало местное отделение Еврейского комитета помощи жертвам войны (ЕКОПО).
+
-
 
+
-
После Февральской революции 1917 г. в городе оживилась еврейская общественная жизнь, действовали организации различных еврейских партий. В 1918 г. состоялись выборы в правление общины; наибольшее количество мест получили сионисты (35) и Бунд (26). Сионисты издавали в Одессе на русском языке еженедельник «Еврейская мысль» (1917 г. – январь 1920 г.), журнал «Палестина» (1917–18), выходивший один раз в две недели журнал «Молодая Иудея»; Бунд — еженедельники «Рабочий понедельник» (1918) и «Наш голос»; По‘алей Цион — газету «Свободный путь» (1917); Социалистическая еврейская рабочая партия — газету «Рабочая мысль» (1917). Печатались газеты и журналы на языке идиш. В 1917–20 гг. Одесса была основным в России центром книгопечатания на языке иврит. Из 188 различных изданий на иврите, вышедших в свет в России в 1917–19 гг., 109 были изданы в Одессе. Возобновилась деятельность издательства «Мория» (1917–20), открылось издательство «Омманут». В 1917–18 гг. были изданы литературные альманахи «Кнесет», «Оламену», «Решумот», «Эрец», «Массуот».
+
-
 
+
-
В 1917 г. было создано еврейское спортивное общество «Маккаби», в 1917–19 гг. оно издавало журнал «Маккаби». В 1917 г. общество Тарбут открыло в Одессе среднюю школу, в которой все преподавание велось на иврите. Еврейское музыкальное общество «Ха-замир» под руководством П. Минковского давало концерты; действовало акционерное общество по производству кинофильмов «Мизрах», снимавшее в основном хроникально-документальные фильмы «Жизнь евреев в Америке», «Жизнь евреев в Палестине». Было поставлено несколько художественных фильмов: «Кантонисты», «Дело Бейлиса», «Кровавая шутка».
+
-
 
+
-
Одесса была одним из центров движения Хе-Халуц. Оно организовало в 1918 г. годичную школу огородничества и садоводства, в которой проходили сельскохозяйственную подготовку (хахшара) около ста человек, большинство из них потом репатриировалось в Эрец-Исраэль. В годы гражданской войны через Одессу продолжался выезд евреев в Эрец-Исраэль. В 1919 г. из Одессы в Яффу отплыл корабль «Руслан» с 630 репатриантами. Из-за частой смены властей в Одессе в годы гражданской войны, антисемитских настроений некоторых из них (например, Добровольческой армии Деникина), налетов различных банд еврейское население оказалось в очень тяжелом положении. Для борьбы с погромщиками была создана еврейская боевая дружина, многочисленная и хорошо вооруженная. Еврейская самооборона, просуществовавшая до весны 1920 г., не допустила погромов в Одессе.
+
-
 
+
-
В революционных учреждениях Одессы было немало евреев, например, В. Юдовский (1880–1949), председатель Военно-революционного комитета в 1918 г. и Одесского Совета народных комиссаров в начале 1919 г., Я. Гамарник, председатель губернского комитета компартии (1920–23).
+
-
В 1920 г. еврейское население Одессы, увеличившееся за счет беженцев, составляло около 190 тыс. человек; в 1926, когда часть беженцев вернулась домой, – 153 194 (36,4% населения); в 1939 г. — 180 тыс. (29,8%). Евреи по-прежнему имели вес в традиционных для них отраслях экономической жизни. В 1920-х гг. в период новой экономической политики евреи составляли большинство торговых работников, 90% членов союза портных, 67% членов союза печатников, 48% муниципальных работников (включая водителей и электриков) и 40% членов союза представителей свободных профессий. Тысячи евреев работали на предприятиях тяжелой промышленности, где до революции практически не было евреев-рабочих. В это же время среди евреев были и тысячи безработных.
+
-
 
+
-
== До Второй мировой войны ==
+
-
 
+
-
С окончательным установлением советской власти прекратилась издательская и культурная деятельность на языке иврит, началось наступление на сионизм. В 1920-е гг. многие евреи были арестованы по обвинению в сионистской деятельности, студентов-сионистов исключали из университета. В этот период в Одессе продолжали действовать группы Хе-Халуц, часто в нелегальных условиях. В 1923 г. в Одесской губернии было 17 организаций Хе-Халуц, насчитывавших 350–400 членов, работала сельскохозяйственная ферма «Кадима». К началу 1930 гг. вследствие массовых арестов деятельность Хе-Халуца в Одессе, как и во всем Советском Союзе, была подавлена. В начале 1920-х гг. возникло движение еврейских скаутов (цофим), превратившееся в 1922 г. в Ха-Шомер ха-ца‘ир. В 1920-х гг. были закрыты все большие синагоги (в том числе Бродская синагога, превращенная в еврейский клуб в 1925 г.); осталось несколько маленьких синагог на окраинах города.
+
-
 
+
-
В [[1926 год]]у в Одессе проживало 45 % русских, 41 % евреев, 7 % украинцев, 7 % других<ref>[http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2005/06/30/0000214840/007_Popova.pdf Население в Одессе]</ref>.
+
-
 
+
-
=== Культура на идише ===
+
-
 
+
-
Почти до конца 1930-х гг. Одесса была крупным центром советской культуры на языке идиш, который был также основным языком во многих государственных учреждениях. Были организованы даже отделения милиции и районные суды с языком идиш в качестве основного. В городе было много еврейских школ, в которых в 1926 г. обучалось 22% учеников. В университете был открыт факультет идиш, работали еврейский педагогический техникум и библиотеки, еврейская совпартшкола, музей Менделе Мохер Сфарима. Выходило несколько периодических изданий на идиш. В начале 1930-х гг. Харьковский государственный еврейский театр часть сезона выступал в Одессе. В 1935 г. был открыт Одесский еврейский театр, художественным руководителем которого в 1935–41 гг. и 1945–48 гг. был Э. Лойтер. С середины 1930-х гг. началось быстрое свертывание деятельности культурных учреждений на язык идиш.
+
-
 
+
-
=== Знаменитые одесситы первой половины ХХ в. ===
+
-
 
+
-
С Одессой связана деятельность многих русских писателей, поэтов, принадлежавших в основном к так называемой юго-западной школе (см. Русская литература): И. Бабеля, Э. Багрицкого, С. Гехта, Веры Инбер, И. Ильфа, Л. Славина. Уроженцами Одессы, получившими здесь музыкальное образование, были многие выдающиеся музыканты. Скрипичная школа П. Столярского прославилась на весь мир и стала вехой в исполнительском искусстве 20 в. У Столярского учились Б. Гольдштейн (1921–1987), Елизавета Гилельс, Д. Ойстрах. В Одессе получили музыкальное образование пианисты Э. Гилельс, Я. Зак (1913–76), Я. Флиер.
+
-
 
+
-
== Вторая мировая война и Холокост ==
+
-
 
+
-
Многие евреи принимали активное участие в обороне Одессы 5 августа – 16 октября 1941 г., одним из руководителей которой был Н. Гуревич. С первых дней войны в Одессу эвакуировались тысячи бессарабских евреев и многие евреи из близлежащих населенных пунктов (Тирасполь, Овидиополь и т. д.). За период обороны города выехало около 40–45% еврейского населения (включая призванных в Красную армию). К 16 октября (день оккупации Одессы немецко-румынскими войсками) в городе находилось около ста тысяч евреев. 16–18 октября команды эйнзацгруппен и солдаты из Румынского оперативного эшелона убили несколько тысяч евреев. В первые дни оккупации была проведена регистрация всего мужского населения от 18 до 50 лет, и большинство мужчин было арестовано. 22 октября было взорвано здание румынской комендатуры. Погибло около 60 солдат и офицеров, в том числе комендант города, генерал Глугояну. Немедленно в качестве ответной меры было убито около пяти тыс. человек, большинство из которых были евреи. Тысячи евреев, мужчин и женщин, были согнаны в пригородное село Дагоник, там часть из них расстреляли в противотанковом рву, а часть расстреляли и сожгли в четырех бараках. Арестованные в первые дни оккупации были согнаны в артиллерийские склады на так называемой Люстдорфской дороге (в шести км от города), в которых были сожжены (после освобождения Одессы во рвах были обнаружены останки около 28 тыс. человек).
+
-
 
+
-
В начале ноября началась массовая высылка евреев из города в Доманевский район Одесской области. Большинство евреев пешком, партиями по две-пять тыс. человек было отправлено в свиносовхоз Богдановку; многие погибли во время пути. К середине декабря в Богдановке собрали около 55 тыс. евреев (часть из них — не из Одессы). С 20 декабря 1941 г. по 15 января 1942 г. все евреи в Богдановке были расстреляны командой эйнзацгруппен, румынскими солдатами, украинскими полицейскими и немцами-колонистами. Тысячи были убиты в других населенных пунктах Доманевского района. В ноябре – декабре 1941 г. в Одессе издавались приказы, направленные против оставшегося еврейского населения, — об обязательной явке в тюрьму всех мужчин от 18 до 50 лет; об обязательной регистрации драгоценностей; о ношении отличительного знака.
+
-
7 декабря 1941 г. Одесса была объявлена столицей Транснистрии. Была запланирована полная «очистка» города от евреев. 10 января 1942 г. был опубликован приказ румынских властей о создании гетто в Слободке — отдаленном пригороде Одессы. Евреи жили там в условиях невероятной скученности, многие ночевали под открытым небом, и это приводило к массовой смертности.
+
-
 
+
-
С 14 января по 20 февраля 1942 г. евреев депортировали в Березовский район Одесской области. Перевозили в неотапливаемых эшелонах, часами простаивавших в пути; многие погибли в дороге. В Березовке составляли партии, которые пешком отправлялись в Сиротское, Доманевку и Богдановку. Много людей, не добравшись туда, умирало от голода и холода. Охрана, состоявшая из румынских солдат и немецких колонистов, устраивала во время пути массовые расстрелы евреев. В Доманевке и других населенных пунктах евреи были размещены в полуразрушенных домах, часто без крыш. Больных и обессиленных согнали в две полуразрушенные конюшни на окраине Доманевки, из которых их не выпускали, практически оставив без пищи. Все заключенные погибли.
+
-
 
+
-
В лучшем положении находились переведенные на работу в села; примерно половина из них пережила оккупацию. Положение в гетто Доманевки и других населенных пунктах изменилось в 1943 г. после того, как евреи стали получать помощь от еврейских организаций Румынии. Около 600 обитателей гетто дожили до освобождения. Несколько сотен евреев пережили оккупацию в самой Одессе; они жили по фальшивым документам, скрывались в одесских катакомбах, некоторых укрывали русские и украинцы. Евреи участвовали в борьбе одесского подполья, составляли значительную часть бойцов партизанских отрядов, базировавшихся в катакомбах.
+
-
 
+
-
== Послевоенное время ==
+
-
 
+
-
После возвращения эвакуированных Одесса вновь стала одним из крупных еврейских центров Советского Союза. В 1959 г. еврейское население города составляло, согласно официальной переписи, 106 700 человек (16% населения), но в действительности число евреев было значительно выше. По переписи 1970 г., в городах Одесской области проживало 117 223 еврея (10 763 назвали идиш родным языком).
+
-
 
+
-
В 1945 г. в Одессу вернулся Одесский еврейский театр, находившийся в эвакуации в Ташкенте. В 1944 г. вернувшаяся из Средней Азии выдающийся фортепианный педагог Берта Рейнгбальд столкнулась с неприкрытым антисемитизмом городского начальства и покончила жизнь самоубийством. В 1944–47 гг. велись передачи одесского радио на языке идиш. Во время антисемитской кампании, начавшейся в 1948 г., были ликвидированы остатки еврейской культуры в Одессе, многие евреи были уволены с работы, а некоторые арестованы. В 1950–60-х гг. в одесских газетах неоднократно проводились кампании за закрытие синагоги, единственной в городе.
+
-
 
+
-
С конца 1960-х гг. евреи Одессы участвовали в борьбе евреев Советского Союза за право выезда в Израиль. Несколько еврейских активистов (самая известная — Рейза Палатник, 1937–95) были приговорены к различным срокам заключения в 1971–85 гг. В 1968–78 гг. из Одессы выехало 17 370 евреев: 3 940 (27,7%) — в Израиль, 13 431 (73,7%) — в другие страны, главным образом в США.
+
-
 
+
-
== После распада СССР ==
+
-
 
+
-
В годы перестройки (с середины 1980-х гг.) в Одессе начала возрождаться еврейская культурно-общественная жизнь. С 1990 г. функционирует Одесское общество еврейской культуры. В рамках общества действует клуб-лекторий; имеется библиотека, в которой представлены различные книги на еврейские темы (в том числе изданные в Израиле); ведется активная работа по увековечению памяти жертв Катастрофы в Транснистрии. Общество издает (совместно с Еврейским культурным обществом Молдовы, Кишинёв) газету «Наш голос» (на русском языке; ряд материалов публикуется на идиш). Общество оказывает юридическую помощь отъезжающим в Израиль.
+
-
Во второй половине 1980-х гг. возобновился массовый выезд евреев Одессы в Израиль, США и другие страны. В 1989 г. город покинуло 9603 еврея, в 1990 г. — 6806.
+
-
 
+
-
С 1990 в О. действует Об-во еврейской культуры. В 1994–97 вышли в свет 8 номеров «Маме-лошн», в 1994 начала издаваться «Симха», в 1996 – «Шомрей Шабос», «Ор Самеах», «Тиква», с 1998 – «Одесская еврейская газета» и «Гмилус хесэд».С 1992 раввин в О. – Шломо Бакшт (р. 1960, Петах-Тиква, Израиль), открывший в 1995 уч.-образоват. комплекс «Ор Самеах-Тиква», к-рый включал школу и 2 интерната. В 1990–98 раввин О. – представитель М.-М.Шнеерсона Ишайя (Александр Григорьевич) Гиссер (р. 1961, Одесса), с 1998 – Авраам Вольф (р. 1970, Израиль). Были открыты образоват. комплекс «Хабад Ор Авнер», хедер, 2 интерната.В 1994–98 и с 2005 мэр О. – Эдуард Иосифович Гурвиц (р. 1948, Могилев-Подольский).В 1990 по инициативе и на средства бывш. узника гетто Якова Иосифовича Маниовича (р. 1925) в О. созданы Аллея Праведников мира и мемориал «Дорога смерти». В 2004 на Аллее Праведников мира установлена скульптурная композиция работы Зураба Церетели. В 2005 открыт мемориал «Памяти жертв фашизма 1941–1944» работы Владимира Ачкасова. В 2002 еврейский обществ. центр «Мигдаль» открыл Музей истории евреев Одессы.
+
-
 
+
-
==== Известные учёные-евреи ====
+
-
 
+
-
В Одессе жили и работали:  лауреат Нобелевской премии [[Тамм, Игорь Евгеньевич|И.&nbsp;Е.&nbsp;Тамм]], лауреат Нобелевской премии [[Ваксман, Зельман|З. Я.&nbsp;Ваксман]],  [[Мандельштам, Леонид Исаакович|Л.&nbsp;И.&nbsp;Мандельштам]],[[Крейн, Марк Григорьевич|М.&nbsp;Г.&nbsp;Крейн]], [[Фихтенгольц, Григорий Михайлович|Г.&nbsp;М.&nbsp;Фихтенгольц]],  [[А. В. Богатский ]]
+
-
 
+
-
=== Еврейская литературная Одесса ===
+
-
 
+
-
[[Файл:Улица Преображенская в Одессе.jpg|thumb|Улица Преображенская]]
+
-
В Одессе родились, жили и творили многие выдающиеся писатели еврейской литературы. Среди них можно упомянуть  [[Исаак Эммануилович Бабель|Бабеля]], [[Ильф]]а, [[Евгений Петрович Петров|Петрова]], [[Шолом-Алейхем]]а, [[Жаботинский, Владимир Евгеньевич|Жаботинского]], [[Эдуард Багрицкий|Багрицкого]], [[Жванецкий|Жванецкого]],  [[Вера Инбер|Веру Инбер]] . Имена многих из них увековечены в названиях улиц и площадей города.
+
-
 
+
-
=== Музеи ===
+
-
 
+
-
В Одессе расположено около двух десятков музеев, в том числе Музей  истории евреев Одессы "Мигдаль Шорашим".
+
-
 
+
-
== Евреи-спортсмены ==
+
-
Среди них можно назвать:  [[Ефим Геллер]],  [[Оксана Баюл]].
+
-
 
+
-
== См. также ==
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
{{reflist|2}}
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
* ''Александров, Р.'' Исхоженные детством. Одесса: Optimum, 2002 (ISBN 966-7144-61-5).
+
-
* ''Ануфриев, Л. А.'' С днем рождения, Одесса! [1794-1969]: Сборник материалов о 175-летии города. Одесса: Маяк, 1969.
+
-
* ''Атлас, Д. Г.'' Старая Одесса, её друзья и недруги. Одесса : Ласми, 1992 (ISBN 5-206-00348-4).
+
-
* ''[[Брыгин, Никита Алексеевич|Брыгин Н.]]'' [http://www.museum-literature.odessa.ua/russian/book.html Тайны, легенды, жизнь]. Одесса: Оптимум, 2003.
+
-
* ''Васильев, К.'' Медицина старой Одессы: Очерки. Одесса: Optimum, 2003 (ISBN 966-8072-30-8).
+
-
* ''[[Воронцов]] М. С.'' Записки губернатора: Мемуары. Одесса: Optimum, 2003 (ISBN 966-7776-99-9).
+
-
* ''Герцог де [[Ришельё]]: Градоначальник Одессы''. Одесса: Optimum, 2003 (ISBN 966-8072-01-4).
+
-
* ''Галина М.'' [http://magazines.russ.ru/znamia/2005/4/gal11.html Жемчужина у моря.]// Знамя.—2005.—№ 4.
+
-
* ''Гервас, Стелла Петровна'' [Ghervas, Stella]. «Odessa et les confins de l’Europe: un éclairage historique», in Stella Ghervas et François Rosset (dir.),
+
-
Lieux d’Europe. Mythes et limites, Paris, Editions de la MSH, 2008.
+
-
ISBN 978-2-7351-1182-4
+
-
* ''Гервас, Стелла Петровна'' [Ghervas, Stella]. Réinventer la tradition. Alexandre Stourdza et l’Europe de la Sainte-Alliance, Paris, Honoré Champion, 2008.
+
-
ISBN 978-2-7453-1669-1
+
-
* ''Губарь, О. И.'' Одесса в новых памятниках, мемориальных досках и зданиях. Одесса: Optimum, 2004 (ISBN 966-8072-86-3).
+
-
* ''Деволан Ф.'' Моя жизнь в России: Очерки. Одесса: Optimum, 2002 (ISBN 966-7776-71-9).
+
-
* ''Дерибас А.'' Старая Одесса: Очерки. Москва: Dimoff & Co., 1995 (ISBN 5-89015-001-4). Одесса: Optimum, 2002 (ISBN 966-7776-55-7).
+
-
* ''Дерибас А.'' Одесса: Забытые страницы: Исторические очерки и воспоминания''. Київ: Мистецтво, 2004 (ISBN 966—577-072-1): Москва: Крафт+, 2005 (ISBN 5-93675-089-2).
+
-
* ''Дерибас Л. М.'' (сост.). Из прошлого Одессы: Очерки. Одесса: Optimum, 2002 (ISBN 966-7776-77-8).
+
-
* ''Добролюбский А. О.'' У колыбели Одессы: Очерки. Одесса: Optimum, 2002 (ISBN 966-7776-86-7).
+
-
* ''Добролюбский А. О.'' Античная Одесса: Очерки. Одесса: Optimum, 2004 (ISBN 966-8072-41-3).
+
-
* ''Добролюбский А. О.'' [http://magazines.russ.ru/october/2005/7/do26.html «Одиссея» Иосифа де-Рибаса]// Октябрь.—2005.—№ 7.
+
-
* ''Добролюбский А. О., Губарь О. И., Красножон А. В.'' Борисфен — Хаджибей — Одесса: Историко-археологические очерки. Одесса: Бизнес-Элита, 2002 (ISBN 9975-9607-3-1).
+
-
* ''Донцова Т.'' Молдаванка: Записки краеведа. Одесса: Друк, 2001 (ISBN 966-7487-62-8).
+
-
* ''Зипперштейн С.'' Евреи Одессы: История культуры, 1794—1881. Москва, Иерусалим: Гешарим, 1995 (ISBN 5-7349-0015-X).
+
-
* ''[[Катаев]] В.'' [http://www.lib.ru/PROZA/KATAEW/parus.txt Волны Чёрного моря], [http://sheba.spb.ru/lit/d20/r242.htm Уже написан Вертер].
+
-
* ''Лущик С. З.'' Реальный комментарий к повести. Одесса: Optimum, 1999 (ISBN 966-7144-48-8).
+
-
* ''Ковбасюк С. М.'' Одесса: Очерк истории города-героя. Одесса: Одесское областное издательство, 1957.
+
-
* ''[[Коралли]] В.'' [http://www.migdal.ru/article-times.php?artid=525 Куплетист из Одессы]// Библиотека Огонёк.—1991.—№ 24.
+
-
* ''Корченов В.'' Одесса в медалях, жетонах, знаках: Каталог, 1817—1941''. New York: Laocoon, 2000 (ISBN 0-9655878-1-9).
+
-
* ''Мечковская Н. Б.'' Русский язык в Одессе: Вчера, сегодня, завтра: [Рецензия: Степанов, Є.М. ''Російське мовлення Одеси''. Одеса: Одеський національний університет ім. I.I. Мечникова, 2004] // Russian Linguistics.—2006.—Vol. 30.—No. 2.—Р. 263.
+
-
* ''Найдорф М. И.'' Одесса: Вид с севера (К зарождению одесского культурного мифа)// Дом князя Гагарина: Сборник статей и публикаций. Одесса: Друк, 2001.—С. 328—333.
+
-
* ''[[Паустовский]] К.'' [http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/text/kniga-o-zhizni/nachalo-veka.htm Начало неведомого века].
+
-
* ''Саркисьян К., Ставницер М.'' Улицы рассказывают. Одесса: Маяк, 1973.
+
-
* ''[[Толстой А.Н.]]'' [http://az.lib.ru/t/tolstoj_a_n/text_0170.shtml Похождения Невзорова, или Ибикус], 1923.
+
-
* ''Шелест Д. С.'' Одесса. Время испытаний и надежд, XX столетие: Историко-краеведческий очерк. Одесса: Юридическая литература, 2000 (ISBN 966-7694-24-0).
+
-
* ''Юдин А.'' [http://magazines.russ.ru/nz/1999/3/udin.html Украинская Одесса]// Неприкосновенный запас.—1999.—№ 3(5).
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
* {{ЭЕЭ|13047|Одесса}}
+
-
* [http://www.rujen.ru/index.php/%D0%9E%D0%94%D0%95%D0%A1%D0%A1%D0%90 Одесса в Российской еврейской энциклопедии]
+
-
* [http://www.odessa.ua/ Официальный сайт города]
+
-
* [http://www.odessitclub.org/index.php?name=main&title=Главная Всемирный клуб одесситов]
+
-
;Карты и справочники Одессы
+
-
* [http://www.citymap.odessa.ua/map Картографический раздел официального сайта города Одесса. Электронные, спутниковые и исторические карты города]
+
-
* [http://tripua.info/index.php?page=articles&op=readArticle&id=128&title=ru-Interesnjie_mesta_Odessji._Chto_posmotretw_v_zhemchuzhine_u_morja._Mji_znaem_-_top_10_mest/ Интересные места Одессы. Что посмотреть в ''жемчужине у моря''], tripua.info
+
-
* [http://www.citymap.odessa.ua/?29 Генеральный план города Одесса]
+
-
* [http://www.citymap.odessa.ua/map/g.php?w=600&h=600 Спутниковая карта Одессы (Google) с подписанными улицами]
+
-
* [http://www.citymap.odessa.ua/map/v.php?w=600&h=600 Спутниковая карта Одессы (Microsoft Virtual Earth) с подписанными улицами]
+
-
* [http://www.odessatrolley.com/ Городской транспорт Одессы]
+
-
* [http://fmap.ru/odessa/ Интерактивная карта поиска маршрутов общественного транспорта Одессы]
+
-
* [http://odTel.org.ua/ Телефонный справочник Одессы (отображение данных на карте Одессы)]
+
-
* [http://www.catalogue.biz.ua/rus/guides/phones/0/1/16/352/9000/0/ Телефонный справочник Одессы]
+
-
* [http://maps.visicom.ua/Odessa/ Карта Одессы] на [[Visicom Maps]]
+
-
 
+
-
;Песни об Одессе
+
-
* [http://www.youtube.com/watch?v=i-JnzDc2fco Леонид Утёсов — У чёрного моря (видео)]
+
-
* [http://www.youtube.com/watch?v=CebvBldszqM Марк Бернес — Шаланды полные кефали (видео)]
+
-
* [http://www.youtube.com/watch?v=lW2hY0nAiM4 Владимир Высоцкий — Песенка о старой Одессе (видео)]
+
-
* [http://www.youtube.com/watch?v=sdpITP_PAFE Владимир Высоцкий — Москва-Одесса (видео)]
+
-
* [http://www.youtube.com/watch?v=p7VwUwmlXk8 Борис Сичкин — Я из Одессы, здрасьте (видеоряд)]
+
-
* [http://www.youtube.com/watch?v=a1ag1Zp5VZ4 Михаил Шуфутинский — Одесса (видео)]
+
-
* [http://www.youtube.com/watch?v=N_aUoniAO6o Добрынин — Ах, Одесса (видео)]
+
-
* [http://www.youtube.com/watch?v=rYmd3JMEfJ0 Игорь Ганькевич и гр. «Бастион» — Прогулки по Одессе (видео)]
+
-
* [http://www.youtube.com/watch?v=n3FlIvIb_tc из к/ф «Мы из джаза» — Прости-прощай, Одесса-мама (видео)]
+
-
 
+
-
[[Категория:Евреи в СССР]]
+
-
[[Категория:История евреев Украины]]
+
-
[[Категория:Холокост]]
+
-
[[Категория:Населенные пункты по алфавиту]]
+

Текущая версия на 00:24, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Одесса (еврейская община)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация