Gorozmey (Обсуждение | вклад) |
|
(12 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ|ТИП СТАТЬИ=2
| + | #redirect [[:ej:Одесса (еврейская община)]] |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=2
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=1
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''Оде́сса''' ({{lang-uk|Оде́са}}) — город на черноморском побережье [[Украина|Украины]].
| + | |
- | | + | |
- | Административный центр Одесской области и исторический центр Новороссии.
| + | |
- | | + | |
- | Cамый крупный порт Украины<ref name="port1">[http://www.ukrport.org.ua/members.htm Ассоциация портов Украины]</ref><ref name="port2">[http://www.blackseatrans.com/article.php?articleID=747 Статистика порта за первые 3 квартала 2006 г.]</ref>,
| + | |
- | | + | |
- | Крупный промышленный, культурный, научный и курортный центр; узел шоссейных и железных дорог.
| + | |
- | | + | |
- | Город-герой.
| + | |
- | | + | |
- | По числу жителей (1 008 600 человек на 2009 г.) четвёртый в стране<ref name="статистика населения 2008">[http://www.ukrstat.gov.ua/ По данным Госкомстата Украины на 1 марта 2008 года]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == История ==
| + | |
- | * 1415 год – первое письменное упоминание о городе Хаджибей / Коцюбеев <ref name="odesa">Болдирєв О. В. [http://odessa.club.com.ua/poesia/p0081.php Одесі — 600: Іст. нарис.] — О.: Юг, 1994. — 72 с.</ref><ref name="nsh">Наталя Шушляннікова. Історіографічний нарис дослідження етнокультурних процесів на Херсонщині кінця XVIII — ХХ ст. // Науковий часопис НПУ імені М. П. Драгоманова. Серія № 6. Історичні науки: Зб. наукових праць. — Випуск 6. — К.: Вид-во НПУ імені М. П. Драгоманова, 2008. С. 124</ref><ref name="mic">Ю. А. Мицик. Рецензія на: Сапожников И. В., Сапожникова Г. В. Запорожские и черноморские казаки в Хаджибее и Одессе. — Одесса, 1998. — 271 с; Сапожников І. В. Матеріали з історичної географії дельти Дунаю. — Іллічевськ, 1998. — 71 с. // Часопис запорізького наукового товаріства ім. Я. Новицького «Південна Україна» — Випуск №4, 1999 рік. — С. 272—274 [http://www.zsu.zp.ua/pu/uk/articles/112.pdf]</ref><ref>Юрій Мицик. Кордони і землі війська Запорізького (XV - середина XVII ст.) // НАУКМА. Магістеріум. Історичні студії. -К., 2001. - С. 12 (1 д.а.).</ref><ref name="sie">[http://dic.academic.ru/dic.nsf/sie/12484/ОДЕССА Одесса] // Историческая энциклопедия. В 16 т. — М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1973—1982</ref>
| + | |
- | * По одной из гипотез, город был основан в конце XIV в. великим князем литовским Витовтом.
| + | |
- | * Древняя крепость размещалась на территории Приморского бульвара, на месте дворца графа М. С. Воронцова.
| + | |
- | * С 1529 под властью Османской империи.
| + | |
- | * 1794 - присоединение к России причерноморских территорий. Указом императрицы Екатерины ІІ на Хаджибее основан российский город и порт Одесса.
| + | |
- | * В XIX веке город успешно развивался как торговый порт; в связи с экспортом зерна, Одесса стала одним из важнейших внешнеторговых центров страны.
| + | |
- | * За одно столетие Одесса превратилась из скромного поселения на окраине в центр Новороссии и четвёртый по величине город Российской империи (после [[Санкт-Петербург]]а, [[Москва|Москвы]] и [[Варшава|Варшавы]]), оставаясь, однако, уездным центром Херсонской губернии.
| + | |
- | * В XXв. в течение Гражданской войны и интервенции город многократно переходил из рук в руки.
| + | |
- | * 1920 – установлена советская власть.
| + | |
- | * В 1941—1944 г. Одесса была оккупирована румынскими войсками и входила в состав Транснистрии.
| + | |
- | * В начале 1944 г. Одесса была занята немецкими войсками.
| + | |
- | * 10 апреля 1944 город освобождён.
| + | |
- | * 1945 г. 1 мая городу присвоено одно из первых званий Город-герой (наряду с Ленинградом, Сталинградом и Севастополем). 8 мая городу вручены Орден Ленина и медаль Золотая Звезда.
| + | |
- | | + | |
- | == Евреи в Одессе до ХХ в. ==
| + | |
- | | + | |
- | В 1789 г., до взятия русскими войсками турецкой крепости Хаджибей (переименована в Одессу в 1795 г.), в городе проживало шесть евреев.
| + | |
- | | + | |
- | После перехода крепости к России начался быстрый рост населения (в том числе и еврейского).
| + | |
- | | + | |
- | В 1795 г. в Одессе проживало 246 [[евреев]] - переселенцев из Волыни, Подолии и Литвы.
| + | |
- | | + | |
- | Были основаны
| + | |
- | * [[хевра кадиша]] и
| + | |
- | * [[талмуд-тора]].
| + | |
- | | + | |
- | В 1798 г. была
| + | |
- | * образована [[община]] и
| + | |
- | * построена [[синагога]].
| + | |
- | | + | |
- | Первым [[раввин]]ом Одессы был И. Рабинович (умер в 1815 г.).
| + | |
- | | + | |
- | Около 1800 г. была открыта еврейская больница на шесть коек.
| + | |
- | | + | |
- | В первой половине 19 в. происходил быстрый рост численности еврейского населения Одессы:
| + | |
- | * в середине 1840-х гг. — около двенадцати тысяч, 20% населения;
| + | |
- | * в 1855 г. — семнадцать тысяч, 21,7%
| + | |
- | | + | |
- | Быстрый рост населения происходил благодаря массовому переселению в Одессу как русских евреев, так и иностранных, преимущественно из Германии и Галиции, называвшихся «бродскими», так как многие из них были из города Броды.
| + | |
- | | + | |
- | Они открыли крупные торговые дома; благодаря им стал повышаться культурный уровень евреев Одессы.
| + | |
- | | + | |
- | Основным занятием евреев в этот период была торговля зерном.
| + | |
- | | + | |
- | Многие евреи были
| + | |
- | * мелкими торговцами,
| + | |
- | * посредниками (главным образом между помещиками и экспортерами),
| + | |
- | * агентами крупных иностранных и местных, в основном — греческих хлеботорговых компаний,
| + | |
- | * маклерами.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи
| + | |
- | * работали на зерновой бирже
| + | |
- | **оценщиками,
| + | |
- | ** кассирами,
| + | |
- | ** весовщиками,
| + | |
- | ** грузчиками,
| + | |
- | | + | |
- | а также
| + | |
- | * занимались ремеслами,
| + | |
- | * торговлей мануфактурными и бакалейными товарами.
| + | |
- | | + | |
- | По сравнению с другими городами черты оседлости в Одессе проживало больше евреев — лиц свободных профессий (в 1855 г. — 12 врачей, шесть нотариусов, четыре адвоката), у которых сложились хорошие отношения с представителями русского образованного общества, и которым покровительствовала высшая администрация города. М. Воронцов и А. Строганов были единственными из губернаторов черты оседлости, ходатайствовавшими об улучшении положения еврейского населения.
| + | |
- | | + | |
- | Особенно покровительствовал евреям выдающийся русский хирург, попечитель Одесского учебного округа в 1856–58 гг. И. Пирогов. Перешедшая в 1858 г. в руки идейно близкого Пирогову кружка интеллигенции газета «Одесский вестник» заняла дружественную позицию по отношению к евреям, предоставив свои страницы еврейским писателям и публицистам (О. Рабинович и другие).
| + | |
- | | + | |
- | В 1855 г. в Одессе работали еврейские учебные заведения:
| + | |
- | * два мужских казенных еврейских училища,
| + | |
- | * одно женское,
| + | |
- | * 51 хедер,
| + | |
- | * талмуд-тора,
| + | |
- | * пансион для девочек,
| + | |
- | * нескольких частных школ.
| + | |
- | | + | |
- | Большой вклад в развитие еврейского образования в духе идей Хаскалы внес выходец из Германии [[С. Швабахер]] (1820–88), [[казённый раввин|казённый]] [[раввин]] Одессы в 1860–87 гг.
| + | |
- | | + | |
- | Во второй половине 19 в. темпы роста еврейского населения Одессы возросли.
| + | |
- | * По переписи 1897 г., в Одессе проживало 138 935 евреев (34,4% населения)<ref name="jev-enc">[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=23&letter=O&search=odessa Одесса в Jewish Encyclopedia]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Основными занятиями одесских евреев во 2 п.XIX–н.XXвв. были торговля и ремесла.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи занимали доминирующее положение в торговле зерном: к 1870 г. в их руках находилась большая часть экспорта зерна.
| + | |
- | | + | |
- | В 1910 г. в городе существовало 55 торговых компаний, занимавшихся экспортом зерна, из них:
| + | |
- | * 46 принадлежали евреям
| + | |
- | * на долю которых приходилось 89,2% экспорта.
| + | |
- | | + | |
- | В организацию торговли зерном еврейские компании внесли значительные улучшения, что привело к увеличению ее объема.
| + | |
- | | + | |
- | === Духовная жизнь ===
| + | |
- | | + | |
- | Большое число выходцев из Германии и Галиции способствовало раннему распространению идей [[Хаскала|Хаскалы]].
| + | |
- | | + | |
- | В 1826 г. в ответ на петицию 66 евреев в Одессе была открыта общеобразовательная школа с преподаванием еврейских предметов.
| + | |
- | | + | |
- | Все учителя, кроме преподавателя русского языка, были евреями из Германии и Австрии; директором был Б. Штерн (1798–1853). Школа пользовалась поддержкой представителей местной администрации.
| + | |
- | | + | |
- | В 1834 г. в школе было четыреста учащихся,
| + | |
- | | + | |
- | В 1835 г. при школе было открыто отделение для девушек.
| + | |
- | | + | |
- | Одесские евреи обучались и в государственных учебных заведениях, например, в 1853 г. во Второй гимназии было пятьдесят два ученика-еврея.
| + | |
- | | + | |
- | Маскилим Одессы приветствовали [[Казённые еврейские училища|правительственную школьную реформу 1841 г.]] и устроили теплую встречу [[М. Лилиенталю]] осенью 1842 г.
| + | |
- | | + | |
- | В 1840 г. была открыта первая в России хоральная синагога (Бродская), ее кантором был Н. Блюменталь.
| + | |
- | | + | |
- | В 1860–70-х годах Одесса продолжала оставаться центром движения Хаскалы в России. В мае 1860 г. в Одессе начал издаваться первый еврейский журнал на русском языке «Рассвет».
| + | |
- | | + | |
- | После его закрытия, в июле 1861 г. – апреле 1862 г. выходил журнал «Сион» под редакцией [[Пинскер, Лев|Л. Пинскера]], доктора Э. Соловейчика (умер в 1875 г.), Н. Бернштейна (1836–91). Эти журналы пропагандировали идеи Хаскалы и вели борьбу с антисемитизмом в русской прессе.
| + | |
- | | + | |
- | Следующим русско-еврейским изданием стала газета «День», выходившая с мая 1869 г. по июнь 1871 г.
| + | |
- | | + | |
- | Высокому уровню издания способствовали такие ее сотрудники, как
| + | |
- | * А. Ландау,
| + | |
- | * М. Моргулис,
| + | |
- | * И. Оршанский.
| + | |
- | | + | |
- | В 1860–71 гг. в Одессе издавалась еженедельная газета на иврите «hа-Мелиц» и приложение к ней на идиш «Кол мевассер» (в 1864–71 гг.).
| + | |
- | | + | |
- | === Сионизм ===
| + | |
- | | + | |
- | В 1882 г. в Одессу из Харькова переместился центр организации [[Билу]], действовали группы [[Ховевей Цион]], а с декабря 1884 г. центральные органы движения (во главе с Л. Пинскером) разместились в Одессе; в 1889–93 гг. там находилось руководство ордена [[Бней-Моше]] (одним из лидеров которого был [[Ахад hа-Ам]]), работала единственная официально зарегистрированная в России сионистская организация — [[Одесский комитет]] (Общество вспомоществования евреям-земледельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине).
| + | |
- | | + | |
- | С Одессой была связана деятельность многих писателей и публицистов, писавших на иврите, а также сионистских общественных деятелей:
| + | |
- | * [[Ахад hа-Ам]],
| + | |
- | * [[Х. Н. Бялик]],
| + | |
- | * [[М. Дизенгоф]] (делегат пятого и шестого Сионистских конгрессов от Одессы),
| + | |
- | * [[А. Друянов]],
| + | |
- | * [[В. Жаботинский]]
| + | |
- | * [[И. Клаузнер]],
| + | |
- | * [[Э. Левинский]],
| + | |
- | * [[И. Х. Равницкий]],
| + | |
- | * [[Х. Черновиц]].
| + | |
- | | + | |
- | В 1892–96 гг. издавались сборники «hа-Пардес», проповедовавшие идеи [[духовный сионизм|духовного сионизма]].
| + | |
- | | + | |
- | В 1901 г. Х. Н. Бялик, С. Бен-Цион, И. Равницкий основали издательство «Мория», выпускавшее литературу на [[иврит]]е.
| + | |
- | | + | |
- | В 1905–16 гг. действовало сионистское издательство на русском языке «Кадима».
| + | |
- | | + | |
- | [[Алия|Иммиграция из России в Эрец-Исраэль]] шла через Одессу, получившую название «ворота в Сион».
| + | |
- | | + | |
- | Одесским комитетом были основаны в [[Эрец-Исраэль]] [[сельскохозяйственная колония|сельскохозяйственные колонии]] [[Реховот]] и [[Хадера]].
| + | |
- | | + | |
- | В 1902 г. в Одессе был организован кружок [[Поалей Цион]].
| + | |
- | | + | |
- | В 1904 г. кружок стал издавать свой журнал на русском языке «Сионистская рабочая хроника».
| + | |
- | | + | |
- | В 1906 г. представители различных групп еврейского рабочего движения образовали социал-демократическую партию Поалей Цион.
| + | |
- | | + | |
- | В Одессе, партийная организация которой была самой многочисленной, находился и центральный комитет этой партии.
| + | |
- | | + | |
- | === Антисемитизм ===
| + | |
- | | + | |
- | Одесса была первым из городов России, в котором евреи подверглись [[погром]]ам - в 1821 и 1859гг., их основными участниками были местные греки и матросы греческих судов.
| + | |
- | | + | |
- | Погромы были вызваны торгово-экономической конкуренцией греческого и еврейского населения. Поводом к погрому 1821 г. послужили слухи об участии евреев в убийстве в Стамбуле греческого православного патриарха Григория. Во время погрома 1859 г. были убиты два еврея. Погром был остановлен войсками только на третий день.
| + | |
- | | + | |
- | В 1871, 1881 и 1886 гг. в Одессе вновь происходили еврейские погромы. В отличие от предыдущих, в них участвовали массы русских и украинских жителей города.
| + | |
- | | + | |
- | Администрация не останавливала погромщиков.
| + | |
- | | + | |
- | Во время погрома 1881 г. активно действовала [[еврейская самооборона]], большинство участников которой были студентами Новороссийского университета.
| + | |
- | | + | |
- | За организацию самообороны было арестовано 150 человек.
| + | |
- | | + | |
- | Погромы и усиливающийся антисемитизм различных слоев русского общества привели к процессу переоценки ценностей у многих еврейских интеллигентов, к усилению [[палестинофильство|палестинофильских]], а затем [[сионизм|сионистских]] тенденций.
| + | |
- | | + | |
- | == В начале ХХ в. ==
| + | |
- | | + | |
- | Евреи преобладали в мелкой торговле:
| + | |
- | * в 1910 г. им принадлежало 56% лавочек.
| + | |
- | | + | |
- | Мелкой торговлей вразнос — коробейничеством — занимались исключительно евреи.
| + | |
- | | + | |
- | В 1910-е гг. 63% городских ремесленников были евреями.
| + | |
- | | + | |
- | Особенно высокий процент был среди портных:
| + | |
- | * все 59 мастерских по пошиву женской одежды принадлежали евреям.
| + | |
- | * Число евреев-рабочих, за исключением [[балагула|грузчиков в порту]], было невелико.
| + | |
- | | + | |
- | В 1910 г.
| + | |
- | * евреям принадлежало 155 (43%) фабрично-заводских предприятий, в основном небольших,
| + | |
- | * евреи преобладали в бумажной и пищевой промышленности.
| + | |
- | * Из десяти банков семь принадлежали евреям.
| + | |
- | | + | |
- | === Благосостояние ===
| + | |
- | | + | |
- | Среди наиболее богатых еврейских семей Одессы были Эфруси, Рафаловичи (большая часть семьи во второй половине 19 в. приняла православие), Бродские.
| + | |
- | | + | |
- | В 1897 г. в Одессе проживало около двух тысяч состоятельных евреев: купцов, дворян, почетных граждан и членов их семей.
| + | |
- | | + | |
- | Однако экономическое положение большинства евреев Одессы было тяжелым.
| + | |
- | | + | |
- | В 1897 г. в среде населения города число экономически самостоятельных лиц составляло:
| + | |
- | * среди евреев - 39,5%,
| + | |
- | * неевреев — 55,6%.
| + | |
- | | + | |
- | Положение беднейших слоев еврейского населения еще больше ухудшалось в результате погромов.
| + | |
- | | + | |
- | Специфической чертой еврейской жизни Одессы был многочисленный преступный мир.
| + | |
- | | + | |
- | === Образование ===
| + | |
- | | + | |
- | В 1863 г. в одесских гимназиях обучались 128 евреев.
| + | |
- | | + | |
- | В 1870–80-е гг. количество еврейских учащихся возросло.
| + | |
- | | + | |
- | Положение резко ухудшилось после введения в 1887 г. [[процентная норма|процентной нормы]]:
| + | |
- | * в 1887–91 гг. число евреев в средних школах Одесского учебного округа сократилось на 48%.
| + | |
- | | + | |
- | В 1910 г. в средних учебных заведениях Одессы, для которых была установлена процентная норма, обучались 560 евреев.
| + | |
- | | + | |
- | В некоторые специальные средние учебные заведения евреев принимали без процентной нормы.
| + | |
- | | + | |
- | * В Императорском музыкальном училище число учащихся-евреев в 1910 г. составило 285 человек (59,5%);
| + | |
- | * в Императорском художественном училище — около 300 (60%).
| + | |
- | | + | |
- | В Новороссийском университете в 1886 г. было зарегистрировано:
| + | |
- | * на медицинском факультете 30,7% студентов-евреев,
| + | |
- | * на юридическом — 41,2%,
| + | |
- | | + | |
- | После введения процентной нормы количество еврейских студентов сократилось.
| + | |
- | | + | |
- | Оно вновь возросло в 1906 г. (764 человек), после того, как в 1905 г. университеты получили автономию и отменили процентную норму.
| + | |
- | | + | |
- | Процентная норма была восстановлена правительством в 1907 г.
| + | |
- | | + | |
- | В ответ на введение процентной нормы еврейские общественные организации создали ряд средних учебных заведений:
| + | |
- | * мужскую гимназию М. Иглицкого (умер в 1906 г.), где в 1910 г. было 400 учащихся;
| + | |
- | * пять женских частных гимназий (1309 учащихся),
| + | |
- | * коммерческое училище Фейга (основано еще в 1888 г., но в 1895 г. число евреев в нем было ограничено 40%).
| + | |
- | | + | |
- | Из еврейских профессионально-технических училищ лучшим было училище «Труд» (основано в 1864 г.), в 1910 г. в нем обучалось 212 учащихся.
| + | |
- | | + | |
- | В этих школах обучение проводилось по программам соответствующих школ министерства просвещения; из еврейских предметов изучались история еврейского народа, иврит и Библия, но преподавание их было поверхностным.
| + | |
- | | + | |
- | Одесское отделение [[Общество для распространения просвещения между евреями в России|Общества для распространения просвещения между евреями в России]] (ОПЕ), председателем которого с 1891 г. был Г. Вейнштейн (1861–1929), в 1910 г. финансировало
| + | |
- | * 13 начальных школ
| + | |
- | * четыре вечерних школы
| + | |
- | | + | |
- | Общее число учащихся составило около двух тысяч человек.
| + | |
- | | + | |
- | === Религиозная жизнь ===
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на светский характер общины, религиозная жизнь одесского еврейства была активной.
| + | |
- | * Действовали обычные и реформированные хедеры: в 1910 г. в 200 хедерах обучалось около пяти тысяч учащихся,
| + | |
- | * в трех школах талмуд-тора — 630.
| + | |
- | | + | |
- | В 1905 г. раввин Х. Черновиц основал в Одессе иешиву, преобразованную в 1906 г. в[[высшая школа иудаизма|высшую школу иудаизма]], где все предметы, включая Библию и Талмуд, изучались научными методами, принятыми в большинстве [[раввинская семинария|раввинских семинарий]] Западной и Центральной Европы.
| + | |
- | | + | |
- | В 1911 г. йешива вновь приняла традиционный характер.
| + | |
- | | + | |
- | В конце 19 в. – начале 20 в. в Одессе существовало
| + | |
- | * семь синагог: Главная, Бродская, Новая, Ремесленная, Явне и другие
| + | |
- | * 49 молитвенных домов.
| + | |
- | | + | |
- | Последним казенным раввином (1888–1890), избранным евреями, был Х. Гурлянд.
| + | |
- | | + | |
- | После его смерти власти отказались дать разрешение на проведение новых выборов и с 1902 г. назначали на эту должность своих ставленников, вопреки желанию еврейской общины.
| + | |
- | | + | |
- | В 1909 г. в Бродской синагоге впервые в России был установлен орган.
| + | |
- | | + | |
- | Богослужения в Бродской синагоге отличались высоким уровнем музыкальной культуры благодаря хору, канторам Н. Блюменталю, П. Минковскому, композитору Д. Новаковскому (1848–1921).
| + | |
- | | + | |
- | В Одессе действовали различные еврейские благотворительные учреждения:
| + | |
- | * больница, ставшая к концу 19 в. образцовым медицинским учреждением,
| + | |
- | * Общество взаимного вспомоществования приказчиков-евреев города Одессы, которому принадлежала одна из крупнейших на юге России библиотек,
| + | |
- | * два сиротских дома,
| + | |
- | * Общество попечения о бедных и бесприютных еврейских детях,
| + | |
- | * Общество санаторных колоний;
| + | |
- | * также имелись отделения ОРТ, ОЗЕ и других еврейских общественных организаций.
| + | |
- | | + | |
- | === Еврейская литература ===
| + | |
- | | + | |
- | В конце 19 в. – начале 20 в. Одесса стала крупным еврейским литературным центром.
| + | |
- | | + | |
- | Здесь жили и работали многочисленные еврейские писатели, публицисты, историки, поэты, создававшие свои произведения как на иврите и идиш, так и на русском языке:
| + | |
- | * Ахад hа-Ам,
| + | |
- | * М. Бен-Ами,
| + | |
- | * С. Дубнов,
| + | |
- | * В. Жаботинский,
| + | |
- | * И. Клаузнер,
| + | |
- | * [[Менделе Мойхер Сфорим]],
| + | |
- | * С. Фруг,
| + | |
- | * Ш. Черниховский и другие.
| + | |
- | | + | |
- | В Одессе действовали различные издательства, выходили газеты и журналы разнообразных направлений:
| + | |
- | * Одесский комитет издавал серию книг и брошюр об Эрец-Исраэль (на русском языке),
| + | |
- | * издательство Я. Шермана — литературу для детей и юношества.
| + | |
- | | + | |
- | В 1907 г. в Одессе возобновилось издание еженедельника на иврите «hа-Шиллоах», с 1896 г. выходившего в Берлине и Кракове.
| + | |
- | | + | |
- | В 1910 г. Э. Левинский основал первую в Одессе ежедневную газету на идиш «Гут моргн», с 1911 г. стала выходить газета «Шолем алейхем».
| + | |
- | | + | |
- | В 1906–1907 гг.
| + | |
- | * сионисты издавали в Одессе еженедельник «Кадима» на русском языке, а после его закрытия газету «Еврейская мысль»;
| + | |
- | * территориалисты — газету «Еврейский голос».
| + | |
- | | + | |
- | В 1908 г. был создан еврейский театр на идиш под руководством П. Гиршбейна.
| + | |
- | | + | |
- | В городе действовали различные еврейские партии и общественные объединения: сионисты, территориалисты, еврейские социалисты, умеренные элементы, группировавшиеся вокруг ОПЕ.
| + | |
- | | + | |
- | Одесские отделения русских оппозиционных партий состояли в основном из евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Большинство представителей еврейской общественности, за исключением крайних социалистов, объединились в 1905 г. в одесском отделении Союза для достижения полноправия еврейского народа в России.
| + | |
- | | + | |
- | === Антисемитизм ===
| + | |
- | | + | |
- | 18–20 октября 1905 г. в Одессе произошел самый кровавый погром за всю историю города: было убито около 400 евреев, 50 тыс. остались без крова. Еврейская самооборона и студенческая милиция пытались остановить погром, и в первый день им это удалось, но против них были брошены войска, использовавшие артиллерию. Самооборона потеряла 50 человек убитыми. Погром проходил и в районах, примыкавших к Одессе. Были случаи, когда евреев, пытавшихся бежать, убивали в поездах или топили в море.
| + | |
- | | + | |
- | Положение в Одессе после погрома было очень напряженным. Введенное в октябре 1905 г. военное положение сохранялось до осени 1909 г. Местное отделение «Союза русского народа» почти безраздельно господствовало в городе. Вооруженные банды черносотенцев избивали и преследовали евреев. Ситуация особенно обострилась 10–11 июня 1906 г., в любой момент мог разразиться новый погром. Одесский градоначальник генерал Толмачев во всем поддерживал черносотенцев. Тяжелое положение евреев в Одессе усилили разногласия в одесском отделении Союза для достижения полноправия еврейского народа в России. Во время выборов во 2-ю Государственную думу конституционно-демократическая партия выставила кандидатуру крещеного еврея О. Пергамента (1868–1909), которого поддерживали еврейские либералы, но против него выступил, с одной стороны, широкий блок от левых социалистов до сионистов (во главе с А. М. М. Усышкиным), а с другой — представители администрации. Несмотря на их сопротивление, О. Пергамент был избран депутатом от Одессы во 2-ю и 3-ю Государственную думу; после его смерти депутатом по списку конституционно-демократической партии стал А. Бродский (1862–?), но под нажимом генерала Толмачева отказался от мандата.
| + | |
- | | + | |
- | === Знаменитые одесситы начала ХХ в. ===
| + | |
- | | + | |
- | Значительный вклад в развитие науки, русской литературы, искусства внесли евреи Одессы:
| + | |
- | * врач В. Хавкин, организовавший в Одессе первую в России бактериологическую станцию для борьбы с инфекционными заболеваниями;
| + | |
- | * профессора математики В. Каган (1869–1953) и С. Шатуновский (1859–1929), основавшие издательство «Матезис» (книги по точным наукам);
| + | |
- | * художник Л. Пастернак;
| + | |
- | * писатели С. Юшкевич, А. Кипен, Л. Кармен (1876–1920);
| + | |
- | * скрипачи П. Столярский, Н. Биндер (1899-?), М. Эльман.
| + | |
- | * Одесситом был и знаменитый биолог Илья Мечников.
| + | |
- | | + | |
- | == В годы Первой мировой войны и гражданской войны ==
| + | |
- | | + | |
- | В годы Первой мировой войны еврейское население Одессы возросло за счет беженцев. Действовало местное отделение Еврейского комитета помощи жертвам войны (ЕКОПО).
| + | |
- | | + | |
- | После Февральской революции 1917 г. в городе оживилась еврейская общественная жизнь, действовали организации различных еврейских партий.
| + | |
- | | + | |
- | В 1918 г. состоялись выборы в правление общины; наибольшее количество мест получили сионисты (35) и Бунд (26).
| + | |
- | | + | |
- | Сионисты издавали в Одессе на русском языке еженедельник «Еврейская мысль» (1917 г. – январь 1920 г.), журнал «Палестина» (1917–18), выходивший один раз в две недели журнал «Молодая Иудея»;
| + | |
- | | + | |
- | Бунд — еженедельники «Рабочий понедельник» (1918) и «Наш голос»;
| + | |
- | | + | |
- | По‘алей Цион — газету «Свободный путь» (1917);
| + | |
- | | + | |
- | Социалистическая еврейская рабочая партия — газету «Рабочая мысль» (1917).
| + | |
- | | + | |
- | Печатались газеты и журналы на языке идиш.
| + | |
- | | + | |
- | В 1917–20 гг. Одесса была основным в России центром книгопечатания на иврите.
| + | |
- | | + | |
- | Из 188 различных изданий на иврите, вышедших в свет в России в 1917–19 гг., 109 были изданы в Одессе.
| + | |
- | | + | |
- | Возобновилась деятельность издательства «Мория» (1917–20), открылось издательство «Омманут».
| + | |
- | | + | |
- | В 1917–18 гг. были изданы литературные альманахи «Кнесет», «Оламену», «Решумот», «Эрец», «Массуот».
| + | |
- | | + | |
- | В 1917 г. было создано еврейское спортивное общество «Маккаби», в 1917–19 гг. оно издавало журнал «Маккаби». В 1917 г. общество Тарбут открыло в Одессе среднюю школу, в которой все преподавание велось на иврите. Еврейское музыкальное общество «hа-замир» под руководством П. Минковского давало концерты; действовало акционерное общество по производству кинофильмов «Мизрах», снимавшее в основном хроникально-документальные фильмы «Жизнь евреев в Америке», «Жизнь евреев в Палестине». Было поставлено несколько художественных фильмов: «Кантонисты», «Дело Бейлиса», «Кровавая шутка».
| + | |
- | | + | |
- | Одесса была одним из центров движения Хе-Халуц. Оно организовало в 1918 г. годичную школу огородничества и садоводства, в которой проходили сельскохозяйственную подготовку (хахшара) около ста человек, большинство из них потом репатриировалось в Эрец-Исраэль. В годы гражданской войны через Одессу продолжался выезд евреев в Эрец-Исраэль. В 1919 г. из Одессы в Яффу отплыл корабль «Руслан» с 630 репатриантами. Из-за частой смены властей в Одессе в годы гражданской войны, антисемитских настроений некоторых из них (например, Добровольческой армии Деникина), налетов различных банд еврейское население оказалось в очень тяжелом положении. Для борьбы с погромщиками была создана еврейская боевая дружина, многочисленная и хорошо вооруженная. Еврейская самооборона, просуществовавшая до весны 1920 г., не допустила погромов в Одессе.
| + | |
- | | + | |
- | В революционных учреждениях Одессы было немало евреев, например, В. Юдовский (1880–1949), председатель Военно-революционного комитета в 1918 г. и Одесского Совета народных комиссаров в начале 1919 г., Я. Гамарник, председатель губернского комитета компартии (1920–23).
| + | |
- | В 1920 г. еврейское население Одессы, увеличившееся за счет беженцев, составляло около 190 тыс. человек; в 1926, когда часть беженцев вернулась домой, – 153 194 (36,4% населения); в 1939 г. — 180 тыс. (29,8%). Евреи по-прежнему имели вес в традиционных для них отраслях экономической жизни. В 1920-х гг. в период новой экономической политики евреи составляли большинство торговых работников, 90% членов союза портных, 67% членов союза печатников, 48% муниципальных работников (включая водителей и электриков) и 40% членов союза представителей свободных профессий. Тысячи евреев работали на предприятиях тяжелой промышленности, где до революции практически не было евреев-рабочих. В это же время среди евреев были и тысячи безработных.
| + | |
- | | + | |
- | == До Второй мировой войны ==
| + | |
- | | + | |
- | С окончательным установлением советской власти прекратилась издательская и культурная деятельность на языке иврит, началось наступление на сионизм. В 1920-е гг. многие евреи были арестованы по обвинению в сионистской деятельности, студентов-сионистов исключали из университета. В этот период в Одессе продолжали действовать группы Хе-Халуц, часто в нелегальных условиях. В 1923 г. в Одесской губернии было 17 организаций Хе-Халуц, насчитывавших 350–400 членов, работала сельскохозяйственная ферма «Кадима». К началу 1930 гг. вследствие массовых арестов деятельность Хе-Халуца в Одессе, как и во всем Советском Союзе, была подавлена. В начале 1920-х гг. возникло движение еврейских скаутов (цофим), превратившееся в 1922 г. в hа-Шомер hа-ца‘ир. В 1920-х гг. были закрыты все большие синагоги (в том числе Бродская синагога, превращенная в еврейский клуб в 1925 г.); осталось несколько маленьких синагог на окраинах города.
| + | |
- | | + | |
- | В [[1926 год]]у в Одессе проживало:
| + | |
- | * 45 % русских,
| + | |
- | * 41 % евреев,
| + | |
- | * 7 % украинцев,
| + | |
- | * 7 % других<ref>[http://www.ecsocman.edu.ru/images/pubs/2005/06/30/0000214840/007_Popova.pdf Население в Одессе]</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | === Культура на идиш ===
| + | |
- | | + | |
- | Почти до конца 1930-х гг. Одесса была крупным центром советской культуры на языке идиш, который был также основным языком во многих государственных учреждениях. Были организованы даже отделения милиции и районные суды с языком идиш в качестве основного. В городе было много еврейских школ, в которых в 1926 г. обучалось 22% учеников. В университете был открыт факультет идиш, работали еврейский педагогический техникум и библиотеки, еврейская совпартшкола, музей Менделе Мохер Сфарима. Выходило несколько периодических изданий на идиш. В начале 1930-х гг. Харьковский государственный еврейский театр часть сезона выступал в Одессе. В 1935 г. был открыт Одесский еврейский театр, художественным руководителем которого в 1935–41 гг. и 1945–48 гг. был Э. Лойтер. С середины 1930-х гг. началось быстрое свертывание деятельности культурных учреждений на язык идиш.
| + | |
- | | + | |
- | === Знаменитые одесситы первой половины ХХ в. ===
| + | |
- | | + | |
- | С Одессой связана деятельность многих русских писателей, поэтов, принадлежавших в основном к так называемой юго-западной школе (см. Русская литература): И. Бабеля, Э. Багрицкого, С. Гехта, Веры Инбер, И. Ильфа, Л. Славина. Уроженцами Одессы, получившими здесь музыкальное образование, были многие выдающиеся музыканты. Скрипичная школа П. Столярского прославилась на весь мир и стала вехой в исполнительском искусстве 20 в. У Столярского учились Б. Гольдштейн (1921–1987), Елизавета Гилельс, Д. Ойстрах. В Одессе получили музыкальное образование пианисты Э. Гилельс, Я. Зак (1913–76), Я. Флиер.
| + | |
- | | + | |
- | == Вторая мировая война и Холокост ==
| + | |
- | | + | |
- | Многие евреи принимали активное участие в обороне Одессы 5 августа – 16 октября 1941 г., одним из руководителей которой был Н. Гуревич.
| + | |
- | | + | |
- | С первых дней войны в Одессу эвакуировались тысячи бессарабских евреев и многие евреи из близлежащих населенных пунктов (Тирасполь, Овидиополь и т. д.). За период обороны города выехало около 40–45% еврейского населения (включая призванных в Красную армию). К 16 октября (день оккупации Одессы немецко-румынскими войсками) в городе находилось около ста тысяч евреев. 16–18 октября команды эйнзацгруппен и солдаты из Румынского оперативного эшелона убили несколько тысяч евреев. В первые дни оккупации была проведена регистрация всего мужского населения от 18 до 50 лет, и большинство мужчин было арестовано. 22 октября было взорвано здание румынской комендатуры. Погибло около 60 солдат и офицеров, в том числе комендант города, генерал Глугояну. Немедленно в качестве ответной меры было убито около пяти тыс. человек, большинство из которых были евреи. Тысячи евреев, мужчин и женщин, были согнаны в пригородное село Дагоник, там часть из них расстреляли в противотанковом рву, а часть расстреляли и сожгли в четырех бараках. Арестованные в первые дни оккупации были согнаны в артиллерийские склады на так называемой Люстдорфской дороге (в шести км от города), в которых были сожжены (после освобождения Одессы во рвах были обнаружены останки около 28 тыс. человек).
| + | |
- | | + | |
- | В начале ноября началась массовая высылка евреев из города в Доманевский район Одесской области. Большинство евреев пешком, партиями по две-пять тыс. человек было отправлено в свиносовхоз Богдановку; многие погибли во время пути. К середине декабря в Богдановке собрали около 55 тыс. евреев (часть из них — не из Одессы). С 20 декабря 1941 г. по 15 января 1942 г. все евреи в Богдановке были расстреляны командой эйнзацгруппен, румынскими солдатами, украинскими полицейскими и немцами-колонистами. Тысячи были убиты в других населенных пунктах Доманевского района. В ноябре – декабре 1941 г. в Одессе издавались приказы, направленные против оставшегося еврейского населения, — об обязательной явке в тюрьму всех мужчин от 18 до 50 лет; об обязательной регистрации драгоценностей; о ношении отличительного знака.
| + | |
- | 7 декабря 1941 г. Одесса была объявлена столицей Транснистрии. Была запланирована полная «очистка» города от евреев. 10 января 1942 г. был опубликован приказ румынских властей о создании гетто в Слободке — отдаленном пригороде Одессы. Евреи жили там в условиях невероятной скученности, многие ночевали под открытым небом, и это приводило к массовой смертности.
| + | |
- | | + | |
- | С 14 января по 20 февраля 1942 г. евреев депортировали в Березовский район Одесской области. Перевозили в неотапливаемых эшелонах, часами простаивавших в пути; многие погибли в дороге. В Березовке составляли партии, которые пешком отправлялись в Сиротское, Доманевку и Богдановку. Много людей, не добравшись туда, умирало от голода и холода. Охрана, состоявшая из румынских солдат и немецких колонистов, устраивала во время пути массовые расстрелы евреев. В Доманевке и других населенных пунктах евреи были размещены в полуразрушенных домах, часто без крыш. Больных и обессиленных согнали в две полуразрушенные конюшни на окраине Доманевки, из которых их не выпускали, практически оставив без пищи. Все заключенные погибли.
| + | |
- | | + | |
- | В лучшем положении находились переведенные на работу в села; примерно половина из них пережила оккупацию. Положение в гетто Доманевки и других населенных пунктах изменилось в 1943 г. после того, как евреи стали получать помощь от еврейских организаций Румынии. Около 600 обитателей гетто дожили до освобождения. Несколько сотен евреев пережили оккупацию в самой Одессе; они жили по фальшивым документам, скрывались в одесских катакомбах, некоторых укрывали русские и украинцы. Евреи участвовали в борьбе одесского подполья, составляли значительную часть бойцов партизанских отрядов, базировавшихся в катакомбах.
| + | |
- | | + | |
- | == Послевоенное время ==
| + | |
- | | + | |
- | После возвращения эвакуированных Одесса вновь стала одним из крупных еврейских центров Советского Союза.
| + | |
- | | + | |
- | В 1959 г. еврейское население города составляло, согласно официальной переписи, 106 700 человек (16% населения), но в действительности число евреев было значительно выше. По переписи 1970 г., в городах Одесской области проживало 117 223 еврея (10 763 назвали идиш родным языком).
| + | |
- | | + | |
- | В 1945 г. в Одессу вернулся Одесский еврейский театр, находившийся в эвакуации в Ташкенте. В 1944 г. вернувшаяся из Средней Азии выдающийся фортепианный педагог Берта Рейнгбальд столкнулась с неприкрытым антисемитизмом городского начальства и покончила жизнь самоубийством. В 1944–47 гг. велись передачи одесского радио на языке идиш. Во время антисемитской кампании, начавшейся в 1948 г., были ликвидированы остатки еврейской культуры в Одессе, многие евреи были уволены с работы, а некоторые арестованы. В 1950–60-х гг. в одесских газетах неоднократно проводились кампании за закрытие синагоги, единственной в городе.
| + | |
- | | + | |
- | С конца 1960-х гг. евреи Одессы участвовали в борьбе евреев Советского Союза за право выезда в Израиль. Несколько еврейских активистов (самая известная — Рейза Палатник, 1937–95) были приговорены к различным срокам заключения в 1971–85 гг.
| + | |
- | | + | |
- | В 1968–78 гг. из Одессы выехало 17 370 евреев:
| + | |
- | * 3 940 (27,7%) — в Израиль,
| + | |
- | * 13 431 (73,7%) — в другие страны, главным образом в США.
| + | |
- | | + | |
- | == Конец XX в. ==
| + | |
- | | + | |
- | С сер.1980-х гг. в Одессе начала возрождаться еврейская культурно-общественная жизнь.
| + | |
- | | + | |
- | С 1990 г. функционирует Одесское общество еврейской культуры. В рамках общества
| + | |
- | * клуб-лекторий;
| + | |
- | * библиотека
| + | |
- | * активная работа по увековечению памяти жертв Катастрофы в Транснистрии.
| + | |
- | * газета «Наш голос» (на русском языке; ряд материалов публикуется на идиш).
| + | |
- | * Общество оказывает юридическую помощь отъезжающим в Израиль.
| + | |
- | | + | |
- | Во второй половине 1980-х гг. возобновился массовый выезд евреев Одессы в Израиль, США и другие страны.
| + | |
- | | + | |
- | В 1989 г. город покинуло 9603 еврея, в 1990 г. — 6806.
| + | |
- | | + | |
- | === Образовательная деятельность ===
| + | |
- | | + | |
- | * С 1990 в городе действует Общество еврейской культуры.
| + | |
- | * В 1994–97 вышли в свет 8 номеров «Маме-лошн»,
| + | |
- | * в 1994 начала издаваться «Симха»,
| + | |
- | * с 1996 – «Шомрей Шабос», «Ор Самеах», «Тиква»,
| + | |
- | * с 1998 – «Одесская еврейская газета» и «Гмилус хесэд».
| + | |
- | | + | |
- | === Духовные лидеры ===
| + | |
- | | + | |
- | * С 1992 раввин Одессы – р.Шломо Бакшт (р. 1960, Петах-Тиква, Израиль).
| + | |
- | Усилиями р. Бакшта открыт образовательный комплекс «Ор Самеах-Тиква», включающий школу и 2 интерната.
| + | |
- | * В 1990–98 раввин О. – представитель М.-М.Шнеерсона Ишайя (Александр Григорьевич) Гиссер (р. 1961, Одесса),
| + | |
- | * с 1998 – Авраам Вольф (р. 1970, Израиль). Были открыты образоват. комплекс «Хабад Ор Авнер», хедер, 2 интерната.
| + | |
- | | + | |
- | === Общественная деятельность===
| + | |
- | | + | |
- | * В 1994–98 и с 2005 мэр О. – Эдуард Иосифович Гурвиц (р. 1948, Могилев-Подольский).
| + | |
- | * В 1990 по инициативе и на средства бывш. узника гетто Якова Иосифовича Маниовича (р. 1925) в городе созданы Аллея Праведников мира и мемориал «Дорога смерти».
| + | |
- | * В 2004 на Аллее Праведников мира установлена скульптурная композиция работы Зураба Церетели.
| + | |
- | * В 2005 открыт мемориал «Памяти жертв фашизма 1941–1944» работы Владимира Ачкасова.
| + | |
- | * В 2002 еврейский обществ. центр «Мигдаль» открыл Музей истории евреев Одессы.
| + | |
- | | + | |
- | ==== Известные учёные-евреи ====
| + | |
- | | + | |
- | В Одессе жили и работали:
| + | |
- | * лауреат Нобелевской премии [[Тамм, Игорь Евгеньевич|И. Е. Тамм]],
| + | |
- | * лауреат Нобелевской премии [[Ваксман, Зельман|З. Я. Ваксман]],
| + | |
- | * [[Мандельштам, Леонид Исаакович|Л. И. Мандельштам]],
| + | |
- | * [[Крейн, Марк Григорьевич|М. Г. Крейн]],
| + | |
- | * [[Фихтенгольц, Григорий Михайлович|Г. М. Фихтенгольц]],
| + | |
- | * [[А. В. Богатский ]]
| + | |
- | | + | |
- | === Еврейская литературная Одесса ===
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:Улица Преображенская в Одессе.jpg|thumb|Улица Преображенская]]
| + | |
- | * [[Исаак Эммануилович Бабель|Бабеля]],
| + | |
- | * [[Ильф]]а,
| + | |
- | * [[Шолом-Алейхем]]а,
| + | |
- | * [[Жаботинский, Владимир Евгеньевич|Жаботинского]],
| + | |
- | * [[Эдуард Багрицкий|Багрицкого]],
| + | |
- | * [[Жванецкий|Жванецкого]],
| + | |
- | * [[Вера Инбер|Веру Инбер]].
| + | |
- | | + | |
- | Имена многих из них увековечены в названиях улиц и площадей города.
| + | |
- | | + | |
- | === Музеи ===
| + | |
- | | + | |
- | В Одессе расположено около двух десятков музеев, в том числе Музей истории евреев Одессы "Мигдаль Шорашим".
| + | |
- | | + | |
- | == Евреи-спортсмены ==
| + | |
- | * [[Ефим Геллер]],
| + | |
- | * [[Оксана Баюл]].
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{reflist|2}}
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * ''Александров, Р.'' Исхоженные детством. Одесса: Optimum, 2002 (ISBN 966-7144-61-5).
| + | |
- | * ''Ануфриев, Л. А.'' С днем рождения, Одесса! [1794-1969]: Сборник материалов о 175-летии города. Одесса: Маяк, 1969.
| + | |
- | * ''Атлас, Д. Г.'' Старая Одесса, её друзья и недруги. Одесса : Ласми, 1992 (ISBN 5-206-00348-4).
| + | |
- | * ''[[Брыгин, Никита Алексеевич|Брыгин Н.]]'' [http://www.museum-literature.odessa.ua/russian/book.html Тайны, легенды, жизнь]. Одесса: Оптимум, 2003.
| + | |
- | * ''Васильев, К.'' Медицина старой Одессы: Очерки. Одесса: Optimum, 2003 (ISBN 966-8072-30-8).
| + | |
- | * ''[[Воронцов]] М. С.'' Записки губернатора: Мемуары. Одесса: Optimum, 2003 (ISBN 966-7776-99-9).
| + | |
- | * ''Герцог де [[Ришельё]]: Градоначальник Одессы''. Одесса: Optimum, 2003 (ISBN 966-8072-01-4).
| + | |
- | * ''Галина М.'' [http://magazines.russ.ru/znamia/2005/4/gal11.html Жемчужина у моря.]// Знамя.—2005.—№ 4.
| + | |
- | * ''Гервас, Стелла Петровна'' [Ghervas, Stella]. «Odessa et les confins de l’Europe: un éclairage historique», in Stella Ghervas et François Rosset (dir.),
| + | |
- | Lieux d’Europe. Mythes et limites, Paris, Editions de la MSH, 2008.
| + | |
- | ISBN 978-2-7351-1182-4
| + | |
- | * ''Гервас, Стелла Петровна'' [Ghervas, Stella]. Réinventer la tradition. Alexandre Stourdza et l’Europe de la Sainte-Alliance, Paris, Honoré Champion, 2008.
| + | |
- | ISBN 978-2-7453-1669-1
| + | |
- | * ''Губарь, О. И.'' Одесса в новых памятниках, мемориальных досках и зданиях. Одесса: Optimum, 2004 (ISBN 966-8072-86-3).
| + | |
- | * ''Деволан Ф.'' Моя жизнь в России: Очерки. Одесса: Optimum, 2002 (ISBN 966-7776-71-9).
| + | |
- | * ''Дерибас А.'' Старая Одесса: Очерки. Москва: Dimoff & Co., 1995 (ISBN 5-89015-001-4). Одесса: Optimum, 2002 (ISBN 966-7776-55-7).
| + | |
- | * ''Дерибас А.'' Одесса: Забытые страницы: Исторические очерки и воспоминания''. Київ: Мистецтво, 2004 (ISBN 966—577-072-1): Москва: Крафт+, 2005 (ISBN 5-93675-089-2).
| + | |
- | * ''Дерибас Л. М.'' (сост.). Из прошлого Одессы: Очерки. Одесса: Optimum, 2002 (ISBN 966-7776-77-8).
| + | |
- | * ''Добролюбский А. О.'' У колыбели Одессы: Очерки. Одесса: Optimum, 2002 (ISBN 966-7776-86-7).
| + | |
- | * ''Добролюбский А. О.'' Античная Одесса: Очерки. Одесса: Optimum, 2004 (ISBN 966-8072-41-3).
| + | |
- | * ''Добролюбский А. О.'' [http://magazines.russ.ru/october/2005/7/do26.html «Одиссея» Иосифа де-Рибаса]// Октябрь.—2005.—№ 7.
| + | |
- | * ''Добролюбский А. О., Губарь О. И., Красножон А. В.'' Борисфен — Хаджибей — Одесса: Историко-археологические очерки. Одесса: Бизнес-Элита, 2002 (ISBN 9975-9607-3-1).
| + | |
- | * ''Донцова Т.'' Молдаванка: Записки краеведа. Одесса: Друк, 2001 (ISBN 966-7487-62-8).
| + | |
- | * ''Зипперштейн С.'' Евреи Одессы: История культуры, 1794—1881. Москва, Иерусалим: Гешарим, 1995 (ISBN 5-7349-0015-X).
| + | |
- | * ''[[Катаев]] В.'' [http://www.lib.ru/PROZA/KATAEW/parus.txt Волны Чёрного моря], [http://sheba.spb.ru/lit/d20/r242.htm Уже написан Вертер].
| + | |
- | * ''Лущик С. З.'' Реальный комментарий к повести. Одесса: Optimum, 1999 (ISBN 966-7144-48-8).
| + | |
- | * ''Ковбасюк С. М.'' Одесса: Очерк истории города-героя. Одесса: Одесское областное издательство, 1957.
| + | |
- | * ''[[Коралли]] В.'' [http://www.migdal.ru/article-times.php?artid=525 Куплетист из Одессы]// Библиотека Огонёк.—1991.—№ 24.
| + | |
- | * ''Корченов В.'' Одесса в медалях, жетонах, знаках: Каталог, 1817—1941''. New York: Laocoon, 2000 (ISBN 0-9655878-1-9).
| + | |
- | * ''Мечковская Н. Б.'' Русский язык в Одессе: Вчера, сегодня, завтра: [Рецензия: Степанов, Є.М. ''Російське мовлення Одеси''. Одеса: Одеський національний університет ім. I.I. Мечникова, 2004] // Russian Linguistics.—2006.—Vol. 30.—No. 2.—Р. 263.
| + | |
- | * ''Найдорф М. И.'' Одесса: Вид с севера (К зарождению одесского культурного мифа)// Дом князя Гагарина: Сборник статей и публикаций. Одесса: Друк, 2001.—С. 328—333.
| + | |
- | * ''[[Паустовский]] К.'' [http://paustovskiy.niv.ru/paustovskiy/text/kniga-o-zhizni/nachalo-veka.htm Начало неведомого века].
| + | |
- | * ''Саркисьян К., Ставницер М.'' Улицы рассказывают. Одесса: Маяк, 1973.
| + | |
- | * ''[[Толстой А.Н.]]'' [http://az.lib.ru/t/tolstoj_a_n/text_0170.shtml Похождения Невзорова, или Ибикус], 1923.
| + | |
- | * ''Шелест Д. С.'' Одесса. Время испытаний и надежд, XX столетие: Историко-краеведческий очерк. Одесса: Юридическая литература, 2000 (ISBN 966-7694-24-0).
| + | |
- | * ''Юдин А.'' [http://magazines.russ.ru/nz/1999/3/udin.html Украинская Одесса]// Неприкосновенный запас.—1999.—№ 3(5).
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|13047|Одесса}}
| + | |
- | * [http://www.rujen.ru/index.php/%D0%9E%D0%94%D0%95%D0%A1%D0%A1%D0%90 Одесса в Российской еврейской энциклопедии]
| + | |
- | * [http://www.odessa.ua/ Официальный сайт города]
| + | |
- | * [http://www.odessitclub.org/index.php?name=main&title=Главная Всемирный клуб одесситов]
| + | |
- | ;Карты и справочники Одессы
| + | |
- | * [http://www.citymap.odessa.ua/map Картографический раздел официального сайта города Одесса. Электронные, спутниковые и исторические карты города]
| + | |
- | * [http://tripua.info/index.php?page=articles&op=readArticle&id=128&title=ru-Interesnjie_mesta_Odessji._Chto_posmotretw_v_zhemchuzhine_u_morja._Mji_znaem_-_top_10_mest/ Интересные места Одессы. Что посмотреть в ''жемчужине у моря''], tripua.info
| + | |
- | * [http://www.citymap.odessa.ua/?29 Генеральный план города Одесса]
| + | |
- | * [http://www.citymap.odessa.ua/map/g.php?w=600&h=600 Спутниковая карта Одессы (Google) с подписанными улицами]
| + | |
- | * [http://www.citymap.odessa.ua/map/v.php?w=600&h=600 Спутниковая карта Одессы (Microsoft Virtual Earth) с подписанными улицами]
| + | |
- | * [http://www.odessatrolley.com/ Городской транспорт Одессы]
| + | |
- | * [http://fmap.ru/odessa/ Интерактивная карта поиска маршрутов общественного транспорта Одессы]
| + | |
- | * [http://odTel.org.ua/ Телефонный справочник Одессы (отображение данных на карте Одессы)]
| + | |
- | * [http://www.catalogue.biz.ua/rus/guides/phones/0/1/16/352/9000/0/ Телефонный справочник Одессы]
| + | |
- | * [http://maps.visicom.ua/Odessa/ Карта Одессы] на [[Visicom Maps]]
| + | |
- | | + | |
- | ;Песни об Одессе
| + | |
- | * [http://www.youtube.com/watch?v=i-JnzDc2fco Леонид Утёсов — У чёрного моря (видео)]
| + | |
- | * [http://www.youtube.com/watch?v=CebvBldszqM Марк Бернес — Шаланды полные кефали (видео)]
| + | |
- | * [http://www.youtube.com/watch?v=lW2hY0nAiM4 Владимир Высоцкий — Песенка о старой Одессе (видео)]
| + | |
- | * [http://www.youtube.com/watch?v=sdpITP_PAFE Владимир Высоцкий — Москва-Одесса (видео)]
| + | |
- | * [http://www.youtube.com/watch?v=p7VwUwmlXk8 Борис Сичкин — Я из Одессы, здрасьте (видеоряд)]
| + | |
- | * [http://www.youtube.com/watch?v=a1ag1Zp5VZ4 Михаил Шуфутинский — Одесса (видео)]
| + | |
- | * [http://www.youtube.com/watch?v=N_aUoniAO6o Добрынин — Ах, Одесса (видео)]
| + | |
- | * [http://www.youtube.com/watch?v=rYmd3JMEfJ0 Игорь Ганькевич и гр. «Бастион» — Прогулки по Одессе (видео)]
| + | |
- | * [http://www.youtube.com/watch?v=n3FlIvIb_tc из к/ф «Мы из джаза» — Прости-прощай, Одесса-мама (видео)]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Евреи в СССР]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев Украины]]
| + | |
- | [[Категория:Холокост]]
| + | |
- | [[Категория:Населенные пункты по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Населённые пункты по алфавиту]]
| + | |