Обычаи (в отношении к еврейскому законодательству)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Галаха - свод сложившихся в народе обычаев)
 
(10 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Обычаи (в отношении к еврейскому законодательству)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Обычаи''' (в отношении к еврейскому законодательству — [[Галаха|Галахе]]). Галаха не проводит различия между обычаем и [[Обряды|обрядом]], одинаково трактуя их как общепринятую коллективную практику — מִנְהָג, минхаг (другое значение этого слова — специфические особенности синагогальной службы в отдельных общинах и этнолингвистических группах, например, минхаг Полин, минхаг Ашкеназ и т. п., — рассматривается в статье [[Литургия]]).
+
-
 
+
-
== Введение ==
+
-
=== Письменный Закон ===
+
-
+
-
Письменный Закон (то есть библейское законодательство, содержащееся в [[Пятикнижие|Пятикнижии]], в отличие от [[Устный Закон|Устного Закона]], кодифицированного в [[Талмуд|Талмуде]]) предполагает закрепление определенных обычаев, которые практиковались и до его установления.
+
-
 
+
-
Иначе трудно объяснить, почему в Пятикнижии отсутствует юридическое обоснование целого ряда важнейших сторон человеческой жизни (так, в нем нет законов относительно помолвки и [[Брак|брака]], торговых сделок и т. п.).
+
-
 
+
-
В то же время обычаи других народов проникали в жизнь израильтян, что нашло отражение в Пятикнижии.
+
-
 
+
-
Например, [[Новолуние|новолуние]] упоминается (Чис. 10:10) лишь в связи с дополнительным [[Жертвоприношение|жертвоприношением]], сопровождаемым трубными звуками, однако в период Первого [[Храм|храма]] вследствие ханаанейского и финикийского влияния день новолуния превратился в праздник (утратив при этом свой языческий характер), причем настолько значительный, что в этот день приостанавливалась работа и торговля.
+
-
=== Еврейское право ===
+
-
 
+
-
[[Право Еврейское|Еврейское право]] (мишпат иври), как и всякая другая правовая система, в известной степени проистекает из установившихся в обществе обычаев.
+
-
 
+
-
Определенные санкционированные обычаем правовые нормы, бытовавшие среди евреев до [[Моисей|Моисея]], были подтверждены в Пятикнижии, например, ответственность лица за имущество, полученное им на хранение. В других случаях, например, при определении правил [[Левиратный Брак И Халица|левиратного брака]], библейское законодательство, хотя и исходит из обычных правовых норм, вносит в них существенные изменения.
+
-
=== Обычаи - источник библейского законодательства ===
+
-
 
+
-
Исторический источник таких законов — обычаи, в то время как их юридический источник — библейское законодательство, дающее соответствующему обычаю легитимацию и юридическую силу.
+
-
 
+
-
На всех стадиях развития еврейского права обычай выполнял такую историческую роль, подготавливая определенные общественные нормы для включения их в качестве законов в правовую систему.
+
-
 
+
-
Наряду с исторической ролью обычай часто служил прямым источником закона, то есть рассматривался в качестве обладающего юридической силой, не требующей дополнительного законодательного подтверждения; такой статус обычая был следствием того, что он представлял собой общепринятую норму.
+
-
В качестве источника права обычай использовался еврейскими законодателями в тех случаях, когда Галаха не давала ответ на вновь возникшую проблему, либо когда появлялась необходимость изменить существующие юридические нормы или распространить их на новую правовую область.
+
-
 
+
-
Несомненно, даже тогда, когда правовые нормы зиждутся на обычае, они испытывают определенное влияние законоучителей-галахистов, однако непосредственным источником таких правовых норм остается коллективное правовое творчество народа.
+
-
 
+
-
В основе наделения коллектива таким законодательным авторитетом лежит презумпция, согласно которой поведение народа определяется [[Тора|Торой]] (в широком смысле), и потому его спонтанное правовое творчество всегда соответствует духу Торы: «Оставь это [решать] Израилю: если они и не пророки, они [все же] дети пророков» (Псах. 66а).
+
-
 
+
-
Некоторые законоучители полагали, что обычай не имеет независимого юридического авторитета, будучи не более чем сохранившимся в форме обычая древним и ныне забытым галахическим постановлением.
+
-
 
+
-
В целом, однако, вопрос об источнике авторитета обычая был предметом споров между [[Амораи|амораями]]; большинство было склонно видеть в обычае независимый авторитетный источник закона.
+
-
 
+
-
По этой причине амораи проводили различие между тремя видами hалахот: установленными в результате ученого обсуждения, основанными на обычаях, введенных в практику законоучителями, и проистекающими из коллективного обычая.
+
-
 
+
-
Некоторые вавилонские амораи проводили дальнейшее различие, касающееся самой природы обычая.
+
-
 
+
-
Так, они различали нахагу hа-ам (`практика, которой следует народ`) — практика, еще не выкристаллизовавшаяся в установленный обычай, которую законоучителям следует оставлять на усмотрение народа, и минхаг, сформировавшийся обычай, который, хотя и обладает авторитетом, достаточным для того, чтобы учить народ действовать в соответствии с ним, тем не менее уступает в отношении своего юридического авторитета обычаю, подкрепленному соответствующим галахическим решением, это, таким образом, халаха, которую следует обнародовать и которой следует учить людей (Таан. 26б).
+
-
=== Галаха - свод сложившихся в народе обычаев ===
+
-
 
+
-
Итак, во многих случаях халаха представляет собой не что иное, как формулировку издревле сложившегося в народе обычая.
+
-
 
+
-
Некоторые обычаи столь же обязательны, как и законы, другие — не более чем всеобщее согласие в тех случаях, когда не существует установленной халахи.
+
-
 
+
-
В последнем случае существует также специфический обычай — «минхаг в Иерусалиме» (ББ. 93б и др.), «минхаг путешествующих с караваном» (Тосеф. БМ. 7:13), «минхаг моряков» (там же), «минхаг женщин» (ТИ., Псах. 4:1, 30в–г) и т. п., и даже от таких обычаев не допускается отклонение, и потому за нарушение обычая следует наказывать так же, как и за нарушение закона (халахи; ТИ., Псах. 4:3, 30г).
+
-
 
+
-
Законоучители настаивали на том, что человек не должен нарушать ни обычаев предков, ни обычаев, принятых в данном месте (ТИ., Псах. 4:1, 30г и другие).
+
-
 
+
-
При этом не имеет значения, известны ли основания возникновения данного обычая, поскольку, в принципе, как уже указывалось выше, все обычаи народа, живущего в соответствии с законом Торы, так или иначе должны проистекать из нее: «Среди людей принято, что халаха не может не быть фиксирована, если не существует обычая... а обычай, которому [якобы] нет основания в Торе, — просто ошибочное умозаключение» (Соф. 14:16).
+
-
 
+
-
== Обычай как основа галахического решения ==
+
-
+
-
В случае, когда между законоучителями возникала дискуссия относительно данного закона, решающим аргументом служил обычай. Так, рабби [[Тарфон]] имел особое мнение относительно благословения воды (см. [[Бенедикция]]; Бр. 6:8). На вопрос, какое галахическое решение предпочтительно, амораи ответили: «Пойди и посмотри, как поступают люди» (Бр. 45а и другие), — и предложенная рабби Тарфоном халаха была отвергнута. Наряду со своей функцией аргумента в пользу одного из двух противоположных галахических мнений обычай также служит основанием для установления новых hалахот, когда уже имеющиеся недостаточны для принятия конкретного решения. Так, на вопрос, следует ли отчислять [[Десятина|десятину]] от плодов четырехлетнего дерева, дается следующий ответ: «Когда нет четко установленной халахи по какому-либо вопросу... изучи обычай народа и действуй в соответствии с ним, и мы видим, что народ не отчисляет десятины в данном случае» (ТИ., Иев. 7:2, 8а). Вместе с тем на протяжении веков законоучители Талмуда обсуждали вопрос, насколько абсолютна и универсальна сила обычая в установлении халахи. Так, в ответ на утверждение рабби Иоханана, что «относительно рожкового дерева в народе стало обычаем следовать правилу рабби Нехемии» (то есть вопреки мнению большинства ученых), задается вопрос: «В делах, касающихся запрета, позволительно ли следовать обычаю?» (РхШ. 155). Аналогичный подход виден в решении средневековых ученых: «Есть места, где вошло в обычай, чтобы опекун отдавал в рост деньги... подопечного; однако это ошибочный обычай, которому не должно следовать» (Ш. Ар. ИД. 160:18). Другой тесно связанный с этим вопрос — обладает ли обычай способностью не только дополнять существующие hалахот, но менять и даже аннулировать их при определенных обстоятельствах.
+
-
== «Обычай отменяет халаху» (минхаг меваттел халаха) ==
+
-
 
+
-
В еврейском праве, как и в рамках других юридических систем (например, в римском праве), в которых обычай рассматривается как признанный правовой источник, вопрос о том, может ли он служить правилом, которое противно существующему закону, служил предметом дискуссии. С этой целью еврейское право проводит различие между гражданским и ритуальным законом. Если в сфере гражданского права обычай может отменять закон, в сфере ритуального законодательства этого не происходит: здесь обычай не может позволять то, что запрещено законом. Это объясняется существенным различием между этими правовыми сферами. В гражданском праве руководствовались предпосылкой, согласно которой галахические установления в этой сфере обязательны лишь постольку, поскольку стороны не выражают предпочтения другим формам соглашения (jus dispositivum). В противоположность этому, в ритуальной сфере законы обязательны и не подлежат изменению по соглашению сторон (jus cogen). Из этого вытекает, что в сфере гражданского права коллектив как целое может менять правовые нормы, оговаривая заранее, что тот или иной порядок, отличный от установленного в Пятикнижии, удобен и желателен для данного коллектива в целом и для каждого его члена. Таким образом обычай, выражая общую волю коллектива, обладает силой менять hалахот в сфере гражданского права, но не в сфере ритуального законодательства. Единственным авторитетом во всем, что касается Торы, являются ученые-галахисты ([[Поским|поским]]). Общество лишено такого законодательного авторитета: оно может посредством своих обычаев решать в пользу того или иного из существующих галахических постановлений или дополнять его, однако не может игнорировать какую-либо существующую халаху, исключая те случаи, когда такая возможность существует как результат соглашения сторон, то есть в сфере гражданского права. Но и в сфере ритуальных законов обычай может влиять на существующую халаху в специфическом случае. В этой сфере обычай не обладает силой отменять галахические запреты (см. выше), однако может ввести запрет на то, что не запрещено Галахой. Это объясняется тем, что в этом случае обычай не отменяет закон, а лишь ужесточает его.
+
-
 
+
-
Принцип, согласно которому в сфере гражданского права обычай обладает силой отменять халаху, придал еврейскому праву большую гибкость, позволив ему с достаточной легкостью адаптироваться к меняющимся экономическим условиям. С течением времени многие гражданские законы и даже целые правовые области все чаще основывались на юридической базе обычаев. Так, уже в талмудический период было, например, постановлено, что документы, которые не подписаны в соответствии с требованием закона, тем не менее обладают юридической силой, если они составлены в соответствии с местным обычаем (ББ. 10:1 и другие), долги, которые в соответствии с законом могут быть востребованы только из недвижимости должника, можно востребовать и из его движимого имущества, если это принято местным обычаем (ТИ., Гит. 5:3, 46г) и т. п.
+
-
 
+
-
Также и в послеталмудическую эпоху обычай играл активную роль в изменении закона (иногда такое изменение вызывало резкие споры между учеными). Хотя согласно закону для заверения документа необходимы подписи трех судей, в 15 в. [[Иссерлейн|Исраэль Иссерлейн]] постановил, что «среди ученых в [[Иешива|иешивах]] существует принятый обычай заверять документы подписью [лишь] одного [судьи], и это — один из тех случаев, когда обычай берет верх над законом в гражданских делах». В общественных вопросах Иссерлейн также отдавал предпочтение гибкому обычаю перед галахическим законом: «Во всех общественных делах должно следовать обычаю общества в соответствии с теми порядками, которые оно установило для себя, как то диктовалось их нуждами... ибо если потребовать от них строго следовать закону, между ними будут вечные распри; а кроме того, они позволили друг другу отказаться от строгого закона и решили следовать тому, что постановляет их собственный обычай» («Трумат hа-дешен», респонс 342).
+
-
 
+
-
В то же время галахические ученые стремились интегрировать юридические нормы, берущие свое начало в обычае, в рамки еврейской правовой системы; в этой связи Иссерлейн добавляет: «Даже если, как сказано, в вопросах налогообложения обычай преобладает над законом, при всех условиях желательно и подобающе тщательно исследовать, не можем ли мы примирить все обычаи со строгим законом, и даже если это не вполне возможно, тем не менее было бы предпочтительно, если бы мы сумели найти поддержку и должный авторитет в постановлениях ученых и обоснование в разуме и юридической логике» (там же). Таким образом, еврейские ученые стремились контролировать обычные правовые нормы с тем, чтобы избежать отклонения от основополагающих еврейских юридических принципов (например, в случае налогообложения — от принципов справедливости и равенства). Правовая сила обычая продолжает сказываться в еврейском праве в Государстве Израиль, в первую очередь — в решениях раввинских судов (см. [[Государство Израиль|Израиль. Государство. Судебная система]]).
+
-
== Доказательство существования обычая ==
+
-
 
+
-
Еврейское право выдвигает три условия для признания силы обычая. Во-первых, обычай должен существовать по всей стране, или во всей местности, или среди всех членов данной группы (обычай, распространенный в большей части местности, рассматривается как принятый в ней в целом). Во-вторых, обычай должен активно действовать («...[если] жители города следовали ему по меньшей мере три раза, так как часто люди принимают и некую практику, соответствующую их непосредственным потребностям [то есть применительно к конкретному случаю] без всякого намерения установить обычай» (тот же респонс Иссерлейна). В-третьих, обычай должен быть ясным и определенным. Для того чтобы установить существование обычая, достаточно свидетельства со слов других, причем свидетелями могут быть лица, чьи показания в других случаях не принимаются.
+
-
== Общий и местный обычай ==
+
-
+
-
Общий обычай вырабатывается и принимается этнолингвистическими группами или объединением общин целой страны или региона, а обычай — местной общиной, профессиональной группой, женскими обществами и т. п. Часто в Талмуде упоминается «обычай страны» (минхаг hа-медина). Различия в обычаях проявляются как в сфере гражданского права, так и в сфере ритуального законодательства. Многие местные обычаи ужесточают закон, запрещая то, что он разрешает. Так, хотя закон позволяет работать 14 нисана (то есть накануне праздника [[Песах]]), вошло в общий обычай воздерживаться от работы с полудня этого дня, так как начиная с этого времени можно приносить пасхальную жертву, поэтому остаток дня стал рассматриваться как праздничный день; [[Мишна]] указывает, что в некоторых местах установился обычай воздерживаться от работы (за исключением приготовлений к празднику) на протяжении всего дня 14 нисана. Галахический авторитет обычая, который запрещает дозволенное законом, основывается на том, что такой запрет рассматривают как своего рода коллективный [[Обеты|обет]], а санкции против такого обычая противоречат запрету нарушать обет (Нед. 15а).
+
-
 
+
-
Законоучители связывали вопрос о местных обычаях с библейским запретом ло титгодеду (Втор. 14:1), который галахисты интерпретировали как строгий запрет образовывать отдельные группы (гдудим), по-разному относящиеся к законам Галахи. Согласно рабби Иоханану, этот запрет относится только к ситуациям, когда в одном месте галахическое решение принято на основании одного мнения, например, в соответствии с подходом школы [[Гилель|Гилельа]], а в другом — на основании другого мнения, например, в соответствии с подходом школы [[Шаммай|Шаммая]] (см. [[Бет-Гилель И Бет-Шаммай|Бет-Гилель и Бет-Шаммай]]), так как в такой ситуации сама Галаха окажется разделенной надвое; однако если с точки зрения закона все основываются на одном и том же мнении, но часть народа усиливает для себя этот закон, то не происходит раскола Галахи, и потому такое ужесточение позволительно точно так же, как каждому человеку позволительно принимать индивидуальный обет и запрещать для себя то, что дозволено законом (ТИ., Псах. 4:1, 30г и другие). В целом, однако, вопреки этому теоретическому различию законоучители считали, что на практике расхождение в обычаях может вести к расколу и столкновениям, и потому постановили, что человек всегда должен следовать обычаям того места, где он находится, если, поступая иначе, он может дать повод для спора (Псах. 4:1 и 51а и другие).
+
-
 
+
-
Различия в обычаях, особенно местных, неизбежно вели к многообразию законов в одной и той же юридической сфере. Иногда разные стадии правового обязательства приходится выполнять в различных местах, в которых действуют разные законы касательно такого обязательства. Должно ли в таких случаях прилагать обычный закон, действующий там, где обязательство принимается, или какой-либо иной закон, в частности, обычный закон того места, где данное обязательство должно быть выполнено? Такой и подобные ему вопросы часто возникали в еврейском праве как следствие разнообразия обычаев и основанных на них законов, касающихся одного и того же юридического вопроса (например, в вопросах брака, развода, землевладения, трудовых отношений и т. п.). Следствием этого было интенсивное развитие прецедентного права, касающегося случаев, когда имеет место конфликт различных законов.
+
-
== Контроль ученых-галахистов над обычаями ==
+
-
 
+
-
Вследствие спонтанного характера обычая иногда требуется известная мера контроля над ним. Иногда обычай может основываться на ошибке или принять неразумное или нелогичное направление развития, иногда он вступает в глубокое противоречие с сущностными принципами еврейского права в такой степени, что и его интеграция в юридическую систему невозможна. Поэтому галахисты следили за обычаями с тем, чтобы исправить или отмести тот или иной из них.
+
-
 
+
-
В Мишне (Эр. 10:10) упоминается существовавший в [[Тверия|Тверии]] обычай, который был затем отменен законоучителями, поскольку (как указывают некоторые комментаторы) он был основан на ошибке (Тосеф., Эр. 101б). В Иерусалимском Талмуде содержится правило, в соответствии с которым основанный на ошибке обычай может быть отменен. Если обычай запрещает то, что (как абсолютно точно известно) закон дозволяет, такой обычай остается в силе и допустим (см. выше); однако если запрет появился в результате ошибочной веры в то, что он проистекает из закона, его следует отменить (ТИ., Псах. 4:1, 30г). В послеталмудической литературе часто упоминается об основанных на ошибках обычаях, отмененных раввинами.
+
-
 
+
-
Иногда законоучители исследовали тот или иной обычай и с точки зрения его разумности. Например, обычай, согласно которому женщины воздерживались от работы весь вечер после исхода [[Суббота|субботы]], был объявлен неразумным и не имеющим силы, за исключением времени молитвы в этот вечер (ТИ., Псах. 4:1, 30г; Таан. 1:6, 64в). Некоторые обычаи были отменены, так как налагали неоправданные тяготы на народ и противоречили в этом отношении закону. Так, обычай мукомолов [[Акко]] воздерживаться от работы в полупраздничные дни (хол hа-моэд; см. о них [[Песах]], [[Суккот]]) был принят законоучителями, поскольку он не мешал праздничному веселью; однако законоучители выступили против такого же обычая рыбаков Тверии, так как невозможно заготовить свежую рыбу на все дни праздника и потому такой обычай может помешать праздничному веселью (ТИ., Псах. 4:1, 30г).
+
-
 
+
-
В послеталмудическую эпоху обсуждался вопрос, в какой мере следует принять обычай, касающийся сферы гражданского права, если это — «плохой обычай». Раббену [[Там Яаков Бен Меир|Яаков бен Меир Там]] считал, что «... на некоторые обычаи не следует опираться, хотя и сказано: все согласно обычаю» (ББ., Тос. 2а). Хотя многие ученые следовали этому мнению, даже они соглашались, что в определенных ситуациях должно следовать и «плохому обычаю», если это необходимо для поддержания общественного благополучия.
+
-
 
+
-
Тем не менее, галахические ученые стремились удостовериться, что тот или иной обычай не извращает фундаментальных общих правил и принципов равенства и справедливости еврейского права, только в таком случае обычай получал юридическое признание. Однако если «плохой обычай», не вступая в конфликт с принципами еврейского права, получал юридическую легитимацию, следовало все же найти способ привести его в соответствие с духом Галахи.
+
-
== Книги обычаев ==
+
-
 
+
-
Цель таких сборников — зафиксировать различия в религиозных обычаях, принятых в еврейских общинах. Первая из сохранившихся книг такого рода — «Сефер hа-хиллуким бейн Мизрах ве-Эрец-Исраэль» («Книга различий между Востоком и Эрец-Исраэль»), составленная, по-видимому, в 8 в. в Эрец-Исраэль. В книге приводится несколько десятков наиболее значительных различий в обычаях евреев Вавилонии и Эрец-Исраэль. Другое, не дошедшее до нас сочинение того же периода — «Хиллуф минхагим» («Различие в обычаях») — посвящено различиям в обычаях, принятых академиями (см. [[Иешива|Иешива]]) [[Сура|Суры]] и [[Пумбедита|Пумбедиты]] в Вавилонии.
+
-
 
+
-
Книги обычаев отличаются по содержанию, структуре, целям и литературным достоинствам. Некоторые из них описывают совокупность характерных для данной местной общины обычаев, относящихся к определенной специфической сфере, другие стремятся дать описание местного обычая в целом, чтобы сохранить его и предотвратить внешние влияния, которые могут изменить его.
+
-
 
+
-
Древнейшая из написанных в Европе книг обычаев — «Сефер hа-минхагот» («Книга обычаев») Ашера бен Шаула из Люнеля (конец 12 в. – начало 13 в.) — описывает широкий круг обычаев, характерных для еврейства Южной [[Франция|Франции]]. Задача автора — найти источники тех или иных обычаев в раввинистической литературе, чтобы доказать их подлинность и предотвратить пренебрежение к ним. Тогда же Аврахам бен Натан hа-Ярхи (родился, по-видимому, в 1155 г. – умер в 1215 г.) составил свой «hа-манхиг» («Руководство по обычаям»), в котором, сосредоточившись на обычаях и правилах, касающихся молитвы, субботы и праздников, дал описание этих обычаев в [[Испания|Испании]], [[Прованс|Провансе]], Франции и [[Германия|Германии]]. Цель этого руководства — показать, что все, даже противоречащие друг другу, обычаи проистекают из Галахи и потому не следует отказываться ни от одного из них: каждая община должна следовать своему обычаю.
+
-
 
+
-
Две эти книги сыграли значительную роль в формировании Галахи в последующие столетия. [[Меири, Менахем Бен Шломо|Менахем бен Шломо Меири]] в «Маген авот» («Щит предков») обсудил 25 вариантных обычаев в Каталонии и Провансе с тем, чтобы доказать, что хотя за этими обычаями и не стоит великий галахический авторитет [[Нахманид|Нахманида]], они тем не менее имеют право на существование, поскольку их источник — в Галахе. В 12 в. в Германии появился ряд галахических компиляций типа «Книги обычаев», о которых нам известно из упоминаний и цитат у более поздних авторов. Насколько можно судить, эти сборники были не так полны, как испанские и провансальские. Тем не менее, это были первые книги обычаев в этом регионе и спустя около трех столетий они послужили главным источником обширной литературы об обычаях в Германии. В этих ранних ашкеназских (см. [[Ашкеназы]]) компиляциях фиксировалось характерное для еврейства Германии разнообразие, когда каждый город имел свои обычаи.
+
-
 
+
-
Другой, более редкий тип книги обычаев — описание обычаев, относящихся к одной узкой сфере, в большинстве случаев ритуальной или профессиональной. Таково сочинение Яакова hа-Гозера (первая половина 13 в.), которое описывает обычаи, связанные с [[Обрезание|обрезанием]], и служит руководством по исполнению обряда. Несмотря на редкость такого типа книг обычаев, они весьма важны тем, что выявляют тесную связь между литературой минхагим и «профессиональной» литературой; с течением времени эта связь несколько ослабела, однако осталась явной в одной галахической сфере — иссур ве-хеттер (`разрешение и запрет`). Различные типы сочинений по вопросам иссур ве-хеттер фактически представляют собой просто книги обычаев, предназначенные для освобождения раввинов от необходимости каждый раз заново выносить решения.
+
-
 
+
-
В эпоху [[Ришоним|ришоним]] книги обычаев посвящались описанию обычаев выдающихся раввинов с тем, чтобы эти обычаи во всех их мельчайших деталях стали общественной нормой. Начало этого типа книг связано с личностью [[Меир Бен Барух Из Ротенбурга|Меира бен Баруха из Ротенбурга]] (13 в.), ученики которого были авторами многочисленных сочинений такого рода. Первым среди этих авторов был, по всей видимости, Хаим бен Яаков Палтиэль (конец 13 в. – начало 14 в.), чья книга обычаев послужила основой для «Сефер hа-минхагим» («Книги обычаев») Аврахама Клаузнера (умер в 1407 г. или 1408 г.), считающегося «отцом ашкеназского обычая» (минхаг ашкеназ). Расцвет этой литературы падает на 15 в.; ее основным центром становится Рейнская область; описание обычаев выдающихся раввинов становится излюбленной темой сочинений и пользуется широкой популярностью. Среди наиболее известных авторов сочинений этого типа — Иосеф бен Моше из Хохштадта (1423–90?), который в «Лекет Иосеф» («Антология Иосефа») описал обычаи своего выдающегося учителя Исраэля Иссерлейна (см. выше). Ицхак Тирнау (14 в.) записал обычаи своих учителей — Аврахама Клаузнера и Сар Шалома Венского (конец 14 в. – начало 15 в.); эти две книги образуют «обычай Австрии» (минхаг Острия); из подобных записей развились все важные ашкеназские обычаи, в первую очередь, порядок молитвы и обычаи, связанные с праздниками. «Сефер Мордехай» («Книга Мордехая») [[Мордехай Бен Гилель hа-Коhен|Мордехая бен Гилельа Хакоhена]] послужила основанием, к которому различные ашкеназские ученые, особенно 15 в., добавляли свои местные обычаи, таким образом производя все новые и новые варианты текста этой книги.
+
-
 
+
-
С 15 в. литература минхагим играет в Германии очень большую роль, а статус самого обычая становится столь высоким, что великие ученые этого времени с огромным уважением говорят даже об обычаях женщин и детей и приписывают обычаям такой авторитет, который превосходит авторитет нормативных hалахот, не проистекающих из обычаев.
+
-
 
+
-
С течением времени в литературе минхагим становится все более заметной тенденция к объяснению происхождения каждого обычая, и эта тенденция становится господствующей во многих сочинениях конца 19 в. – 20 в. Среди наиболее популярных книг обычаев такого рода — «Таамей hа-минхаг» («Причины обычая», 1896) А. И. Шперлинга, «Оцар кол минхагей Иешурун» («Сокровищница всех обычаев Иешуруна» [то есть Израиля], 1917) А. Э. Гиршовича, «Зив hа-минхагим» («Светоч обычаев», 1965) И. Д. Сингера и другие.
+
-
 
+
-
Создание Государства Израиль, в котором собрались выходцы из многочисленных этнолингвистических групп, дало новый толчок исследованию обычаев различных общин [[Диаспора|диаспоры]], особенно восточных; центр этих исследований — Институт имени [[Бен-Цви|И. Бен-Цви]] по исследованию восточных еврейских общин (Иерусалим).
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|13041|ОБЫЧАИ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Еврейские законы и обычаи]]
+

Текущая версия на 00:24, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Обычаи (в отношении к еврейскому законодательству)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация