м |
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Нуссбаум, Феликс]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Нуссбаум, Феликс''' (Nussbaum, Felix; 1904, Оснабрюк, Германия, – 1944, Освенцим), немецкий художник.
| + | |
- | === Биографические сведения ===
| + | |
- | | + | |
- | Родился в еврейской буржуазной семье. В 1922 г. поступил в Государственную школу прикладного искусства в Гамбурге, в 1923 г. учился в частной художественной школе в Берлине.
| + | |
- | | + | |
- | В 1928–29 гг. путешествовал по Бельгии и Южной Франции по следам своего любимого художника В. Ван Гога.
| + | |
- | | + | |
- | В 1928–30 гг. учился у рисовальщика и офортиста Г. Мейда в Академии искусств в Берлине.
| + | |
- | | + | |
- | В 1929 г. открыл мастерскую в Берлине вместе с художницей Фельке (Фейгой) Платек (1899–1944).
| + | |
- | | + | |
- | В 1932 г Нуссбаум получил стипендию Академии искусств и поселился в Риме. В 1933 г. сгорела его берлинская мастерская (подозревали поджог), а нацисты лишили Нуссбаума стипендии.
| + | |
- | | + | |
- | Большое впечатление на Нуссбаум произвело знакомство с бельгийским живописцем Дж. Энсором и его фантастическими видениями («Маски и кошка», 1935, Музей истории культуры, Оснабрюк).
| + | |
- | | + | |
- | До 1935 г. Нуссбаум оставался в Италии, после чего уехал в Бельгию, жил попеременно в Брюсселе и Остенде.
| + | |
- | === Творческий путь ===
| + | |
- | | + | |
- | Участвовал в выставках в Брюсселе (1935) и Париже (1938). В 1937–38 гг. состоялась его персональная выставка в Гааге.
| + | |
- | | + | |
- | В 1940 г., когда немецкие войска оккупировали Бельгию, Нуссбаум был арестован и отправлен в лагерь для интернированных Сен-Сиприен (Франция), бежал из лагеря и вернулся в Брюссель, где жил на полулегальном положении.
| + | |
- | | + | |
- | В 1942 г. был вынужден уйти в подполье и прятал свои произведения у знакомых, продолжая творческую работу.
| + | |
- | | + | |
- | Последняя большая картина Нуссбаума написана в апреле 1944 г. В июне Нуссбаум и Фельке Платек были арестованы и депортированы в [[Освенцим]]. За месяц до освобождения Освенцима войсками союзников оба погибли.
| + | |
- | === Особенности творчества ===
| + | |
- | | + | |
- | В работах Нуссбаума, посвященных традиции, содержатся элементы дискуссии с ортодоксальным иудаизмом («Два еврея», «Интерьер синагоги в Оснабрюке», 1926, Музей истории культуры, Оснабрюк; «Художник в мастерской», 1931, частное собрание, Мюнхен).
| + | |
- | | + | |
- | Ранние работы Нуссбаума свидетельствуют об увлечении художника творчеством Ван Гога («Аллея надгробий в Арле», 1929, Музей истории культуры, Оснабрюк), а также «наивным искусством» Анри Руссо («Сумасшедшая площадь», 1931, Берлинская галерея, Берлин).
| + | |
- | | + | |
- | Произведениям Нуссбаума раннего периода свойственна своеобразная ирония, особенно в автопортретах 1930-х гг. («Автопортрет с подрамником», 1935, частное собрание, Беер-Товия; «Автопортрет с братом», 1937, Музей истории культуры, Оснабрюк).
| + | |
- | | + | |
- | В произведениях конца 1930-х гг. сквозит тревога, предчувствие надвигающейся беды («Лес мачт», 1938, Музей истории культуры, Оснабрюк).
| + | |
- | | + | |
- | Эта тревога проявляется в автопортретах («Автопортрет с цветком яблони», 1939, частное собрание) и даже в тонко написанных натюрмортах («Натюрморт с решетчатым окном», 1938, Музей истории культуры, Оснабрюк), в которых присутствует чувство одиночества.
| + | |
- | | + | |
- | Резкое изменение стиля Нуссбаума произошло с 1940 г. Нуссбаум сумел передать трагическую суть своей эпохи.
| + | |
- | | + | |
- | Художник изображает гибель своего народа, гибель цивилизации («Проклятые», 1944; «Сен-Сиприен», 1942; «Шарманщик», 1942–43, все — Музей истории культуры, Оснабрюк).
| + | |
- | | + | |
- | Трагизмом преисполнены последние автопортреты («Автопортрет в саване», 1942, Берлинская галерея; «Автопортрет с еврейским паспортом и звездой Давида», 1943, Музей истории культуры, Оснабрюк).
| + | |
- | | + | |
- | Последняя картина Нуссбаума — «Триумф Смерти» (апрель 1944 г., Музей истории культуры, Оснабрюк) — апокалиптическое видение катастрофы человечества.
| + | |
- | | + | |
- | === Судьба картин ===
| + | |
- | | + | |
- | Большинство работ Нуссбаума собрано в Музее истории культуры в городе Оснабрюк.
| + | |
- | {{ElevenCopyRight|13018|НУССБАУМ Феликс}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Пластические искусства и архитектура]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |