|
|
(3 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Мосс, Марсель]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Мосс, Марсель''' (Mauss, Marcel; 1872, Эпиналь, Лотарингия, – 1950, Париж), французский социолог, этнограф и историк.
| + | |
- | === Биографические сведения ===
| + | |
- | | + | |
- | Родился и воспитывался до 18 лет в ортодоксальной еврейской семье, затем полностью порвал с иудаизмом и религиозной верой вообще. Племянник и земляк [[Дюркгейм, Эмиль|Э. Дюркгейма]], под руководством которого изучал философию в университете Бордо, Мосс позднее стал ближайшим сотрудником и последователем своего учителя.
| + | |
- | | + | |
- | Мосс занимался историей религий в Практической школе высших исследований в Париже, санскритом в университетах Германии и Англии и многим другим.
| + | |
- | | + | |
- | С 1900 г. — Мосс заведующий кафедрой истории религий нецивилизованных народов в Практической школе высших исследований, в 1925–27 гг. один из основателей и первый директор Института социологии Парижского университета, в 1931–39 гг. профессор Коллеж де Франс.
| + | |
- | | + | |
- | На рубеже 19–20 вв. сблизился с социалистами, особенно Ж. Жоресом, был его первым сподвижником в борьбе за пересмотр [[Дрейфуса Дело|дела Дрейфуса]], участвовал в создании газеты «Юманите».
| + | |
- | | + | |
- | Возглавив после Э. Дюркгейма французскую социологическую школу, Мосс способствовал превращению ее в ведущую в мировой социологии.
| + | |
- | | + | |
- | Исследования в области антропологии и этнографии (в основном архаических обществ: эскимосов, австралийских аборигенов, коренного населения Полинезии и других) позволили Моссу существенно углубить теоретические представления Э. Дюркгейма: преодолеть его крайний антипсихологизм и ввести концепции «тотального (целостного) человека», «тотальных социальных факторов» и «социальной морфологии», обосновавших комплексное изучение конкретных социальных систем в единстве их экономических, юридических, религиозных, эстетических и других сторон. Главным образом благодаря Моссу в социологии окончательно утвердилось понимание целостности и уникальности общественного характера этнических единиц, не сводимых к биологическим или другим материальным факторам и обладающих собственной, не редуцируемой ни к чему другому сущностью. Эпоху в социальных науках составила развитая Моссом социология религии, согласно которой, будучи важнейшей формой коллективных представлений, религия, путем разделения явлений на две сферы — сакральную (требующую от индивида отказа от своих интересов, жертв и подчинения) и профанную, — обеспечивает соблюдение непонятных индивиду, но идентифицированных с целями божества интересов социального целого. Мосс создал символическую теорию социальных институтов и символизации как явления коллективного, а не индивидуального сознания (утверждающую большую реальность символов по сравнению с тем, что они символизируют), а также открыл (независимо от [[Фрейд|З. Фрейда]] и психоанализа) фундаментальную роль бессознательного в языке, религии и магии.
| + | |
- | | + | |
- | Идеи и концепции Мосса повлияли не только на социологию и этнографию, но и почти на все общественные науки и даже на психиатрию (антиклиническое направление). Он воспитал плеяду выдающихся специалистов в области этнографии, фольклористики, индологии, исторической психологии и т. д. Учениками М. считали себя [[Леви-Строс, Клод|К. Леви-Строс]] и [[Гурвич, Жорж|Ж. Гурвич]].
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|12856|МОСС Марсель}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Наука ]]
| + | |