Мосс, Марсель

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Мосс, Марсель (ЭЕЭ)» в «Мосс, Марсель»)
(Перенаправление на ej:Мосс, Марсель)
 
(4 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Мосс, Марсель]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Мосс, Марсель''' (Mauss, Marcel; 1872, Эпиналь, Лотарингия, – 1950, Париж), французский социолог, этнограф и историк. Родился и воспитывался до 18 лет в ортодоксальной еврейской семье, затем полностью порвал с иудаизмом и религиозной верой вообще. Племянник и земляк [[Дюркгейм, Эмиль|Э. Дюркгейма]], под руководством которого изучал философию в университете Бордо, Мосс позднее стал ближайшим сотрудником и последователем своего учителя. Мосс занимался историей религий в Практической школе высших исследований в Париже, санскритом в университетах Германии и Англии и многим другим. С 1900 г. — Мосс заведующий кафедрой истории религий нецивилизованных народов в Практической школе высших исследований, в 1925–27 гг. один из основателей и первый директор Института социологии Парижского университета, в 1931–39 гг. профессор Коллеж де Франс. На рубеже 19–20 вв. сблизился с социалистами, особенно Ж. Жоресом, был его первым сподвижником в борьбе за пересмотр [[Дрейфуса Дело|дела Дрейфуса]], участвовал в создании газеты «Юманите».
+
-
 
+
-
Возглавив после Э. Дюркгейма французскую социологическую школу, Мосс способствовал превращению ее в ведущую в мировой социологии. Исследования в области антропологии и этнографии (в основном архаических обществ: эскимосов, австралийских аборигенов, коренного населения Полинезии и других) позволили Моссу существенно углубить теоретические представления Э. Дюркгейма: преодолеть его крайний антипсихологизм и ввести концепции «тотального (целостного) человека», «тотальных социальных факторов» и «социальной морфологии», обосновавших комплексное изучение конкретных социальных систем в единстве их экономических, юридических, религиозных, эстетических и других сторон. Главным образом благодаря Моссу в социологии окончательно утвердилось понимание целостности и уникальности общественного характера этнических единиц, не сводимых к биологическим или другим материальным факторам и обладающих собственной, не редуцируемой ни к чему другому сущностью. Эпоху в социальных науках составила развитая Моссом социология религии, согласно которой, будучи важнейшей формой коллективных представлений, религия, путем разделения явлений на две сферы — сакральную (требующую от индивида отказа от своих интересов, жертв и подчинения) и профанную, — обеспечивает соблюдение непонятных индивиду, но идентифицированных с целями божества интересов социального целого. Мосс создал символическую теорию социальных институтов и символизации как явления коллективного, а не индивидуального сознания (утверждающую большую реальность символов по сравнению с тем, что они символизируют), а также открыл (независимо от [[Фрейд|З. Фрейда]] и психоанализа) фундаментальную роль бессознательного в языке, религии и магии.
+
-
 
+
-
Идеи и концепции Мосса повлияли не только на социологию и этнографию, но и почти на все общественные науки и даже на психиатрию (антиклиническое направление). Он воспитал плеяду выдающихся специалистов в области этнографии, фольклористики, индологии, исторической психологии и т. д. Учениками М. считали себя [[Леви-Строс, Клод|К. Леви-Строс]] и [[Гурвич, Жорж|Ж. Гурвич]].
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|12856|МОСС Марсель}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Наука ]]
+

Текущая версия на 00:15, 31 мая 2013

  1. redirect ej:Мосс, Марсель
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация