м |
|
(5 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Мореходство (еврейский аспект)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Мореходство'''. Развитие мореходства у евреев начинается в годы царствования [[Соломон|Соломона]], когда израильское царство получило выход к Средиземному и [[Красное Море|Красному морю]]. При нем единственным выходом к Средиземному морю (видимо, со времен [[Давид|Давида]]) было побережье у города Дор (Нафат-Дор; I Ц. 4:11). С помощью царя [[Тира]] Хирама, приславшего Соломону своих кораблестроителей, в [[Эцион-Гевер|Эцион-Гевере]] близ [[Эйлат|Эйлата]] (на Акабском заливе) был создан флот для ведения с отдаленными землями в Аравии и Африке морской торговли, не представлявшей конкуренции финикийской (см. [[Финикия]]) монополии на Средиземном море; на кораблях Соломона служили финикийские моряки (I Ц. 9:26–28; 10:22; II Хр. 8:17–18). Позднее царь [[Иехошафат]] решил построить в Эцион-Гевере торговый флот по образцу Соломонова и возобновить торговые экспедиции в Красное море без помощи финикийских моряков, но попытка окончилась неудачей (I Ц. 22:48–50; II Хр. 20:35–37). Потеря области Эйлата во времена Ахаза (II Ц. 16:6) положила конец еврейскому мореходству в Красном море.
| + | |
- | | + | |
- | Хотя древние евреи не были народом-мореплавателем, [[Библия]] приписывает связь с морем трем коленам (см. [[Колена Израилевы]]) — [[Звулун]], [[Дан]] и [[Ашер]] (Быт. 49:13; Втор. 33:18–19; Суд. 5:17). Первым судном, упоминаемым в Библии, является [[Ноев Ковчег|Ноев ковчег]]. В Библии широко представлена морская терминология: ховлим — `кормчие`, маллахим — `моряки`, торен — `мачта`, кен-торен — `подножие мачты`, мифрас — `парус`, хевел — `снасти`, машот, мишшот — `весло` и другие. Библия различает многочисленные виды судов — собирательное они — `корабли`, ония — `судно`, `корабль`, клей гоме — быстроходные тростниковые суда, они шаит — гребные суда, они таршиш и онийот hа-ям — большие тяжелые торговые суда, сфина (от аккадского сапинату) — палубное судно и т. п. В Псалме 107:23–32 (см. [[Псалмы]]) приводится яркое описание бури, разметавшей суда в море, и наступившего вслед за ней штиля. О корабле (с нееврейской командой), отплывшем из [[Яффа|Яффы]], рассказывается в книге [[Иона]] (глава 1).
| + | |
- | | + | |
- | После завоевания Яффы [[Шимон Хасмоней|Шимоном Хасмонеем]] (см. [[Хасмонеи]]) город стал главным портом [[Иудея|Иудеи]]. На надгробиях, установленных Шимоном на могилах отца и братьев, среди прочего изображены корабли. На еврейских монетах этого времени имеются изображения трезубца и якоря. [[Помпей, Гней|Помпей]] уничтожил находившуюся в Яффе базу еврейских пиратов. [[Ирод I Великий|Ирод]] соорудил великолепную гавань в [[Кесария|Кесарии]] и построил значительное число кораблей. Во время [[Иудейская Война I|Иудейской войны I]] (66–73) еврейские торговые суда занимались пиратством на римских морских путях, нанося римлянам значительный урон. Сопротивление римлянам было особенно упорным на озере [[Киннерет]]. Среди трофеев, выставленных во время триумфа [[Веспасиан, Тит Флавий|Веспасиана]] в Риме, было «множество кораблей» (Тацит 7:3–6); на одной из монет в честь римской победы легенда — Victoria Navalis (`Морская победа`). Во время восстания еврейской [[Диаспора|диаспоры]] в Египте, Северной Африке и на Кипре (115–117) морские столкновения приняли значительный размах.
| + | |
- | | + | |
- | Морская [[Археология|археология]] Эрец-Исраэль (включая озеро Киннерет) дала немало образцов древних судов и лодок, а также их грузов, представленных ныне в [[Музеи|музеях Израиля]]. На карте из [[Медва|Медвы]] изображены суда на [[Мёртвое Море|Мертвом море]].
| + | |
- | | + | |
- | В талмудическую (см. [[Талмуд]]) эпоху среди евреев были распространены занятия, связанные с морским и речным судоходством. Вавилонский Талмуд содержит более 200 технических и навигационных терминов, а также правила по упорядочению речного движения; мореходство рассматривалось как достойное занятие. В [[Александрия|Александрии]] греческого и римского периодов существовало общество еврейских навикулариев (судовладельцев), а среди местных евреев были специалисты во всех сферах мореходства. Во время антиеврейских беспорядков в 39 г. н. э. грузы с еврейских кораблей вытаскивали на берег и сжигали. [[Отцы Церкви|Отцы церкви]] Августин и [[Иероним]] описали свои встречи с еврейскими моряками. Епископ Синесий Киренский (начало 5 в.) сатирически описывает свое путешествие по Средиземному морю на судне с еврейской командой: когда в канун [[Суббота|субботы]] разразилась буря, богобоязненные моряки, несмотря на испуг пассажиров, предоставили корабль воле волн. О первосвященнике Элазаре бен Харсоме рассказывается, что он имел тысячи морских судов с товаром (Иома 35б и другие), что хотя и является явной гиперболой, однако свидетельствует об активном участии Элазара в морской торговле. Имеются многочисленные сообщения о дальних морских путешествиях законоучителей. Из специальных законоположений для лиц, занимающихся мореходством, некоторые касаются супружеских обязанностей и развода (например, Гит. 5:6). В 390 г. в [[Византия|Византии]] был издан так называемый «судовой закон» — навигационный эдикт в пользу евреев и [[Самаритяне|самаритян]], подтверждавшийся затем тремя императорами. В 5 в. в Кирене и [[Вавилония|Вавилонии]] были еврейские судовладельцы. Морское путешествие в этот период было сопряжено со значительным риском; благополучно возвратившиеся должны были возносить благодарственную [[Молитва|молитву]] (Бр. 54б). Из-за частых кораблекрушений судовладельцы создавали общества взаимного страхования (БК. 116б, Тос. БМ. 11). Законоучители часто пользовались сведениями по географии и естествознанию, полученными от мореплавателей (Шаб. 20б, 90а).
| + | |
- | | + | |
- | В раннем средневековье (вплоть до 9 в.) еврейские купцы занимали важное место в торговых связях стран Средиземноморья. Григорий Турский (6 в.) сообщает о еврейском корабле, плававшем вдоль берегов [[Прованс|Прованса]] и Лигурии. Норманские корабли в эпоху Каролингов часто принимали за еврейские. В период мусульманской гегемонии в мореходстве по Средиземному морю, как показывают деловые документы и [[Респонсы|респонсы]], евреи участвовали в морской торговле, входя в долю с владельцами грузов. [[Маймонид]] анализирует различные формы финансирования морской торговли.
| + | |
- | | + | |
- | В основном еврейские купцы пользовались судами неевреев. Однако [[Биньямин Из Туделы|Биньямин из Туделы]] сообщает о еврейских судовладельцах в Тире. В южной Франции (особенно в [[Марсель|Марселе]]) еврейские судовладельцы были известны с византийской эпохи. Существуют свидетельства о еврейском мореходстве в позднее средневековье в Арагоне, [[Барселона|Барселоне]], в [[Португалия|Португалии]], на Балеарских островах. В большинстве средиземноморских портов действовали еврейские купцы, маклеры и страховщики.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейские ученые внесли вклад в усовершенствование и распространение навигационных инструментов, таких как компас, квадрант (предшественник секстанта), астролябия, а также астрономических таблиц, знакомя Европу с достижениями арабских мореплавателей. Так, в 14 в. [[Герсонид]] усовершенствовал квадрант; его изобретение, находившееся в употреблении в последующие четыре столетия, основывалось на Quadrans judaicus — `еврейском квадранте` Иехуды бен Махира. Знаменитые «Альфонсовы таблицы» были переведены на испанский язык и исправлены двумя еврейскими врачами при Арагонском дворе в конце 13 в. [[Мальорка]] славилась евреями — мастерами навигационных инструментов, а также картографами, наиболее известными из которых были Аврахам Крескес (умер в 1387 г.) и его сын Иехуда, завершивший дело жизни отца — создание новой карты мира. После [[Погромы|погромов]] в 1391 г. Иехуда Крескес перешел в христианство, поступил на службу к принцу Генриху Мореплавателю и возглавил навигационную академию в городе Сагриш (Португалия). [[Закуто, Аврахам Бен Шмуэль|А. Закуто]] сконструировал первую металлическую астролябию и составил астрономические таблицы; с ним консультировались [[Колумб, Христофор|Христофор Колумб]], Васко да Гама и другие выдающиеся мореплаватели эпохи Великих открытий. Некоторые евреи и [[Марраны|марраны]] участвовали в этих заморских плаваниях (Гаспар да Гама, около 1440–1510 гг.; Педру Тейшейра, 1570 г. – около 1650 г., и другие). Еврейские купцы на мусульманском побережье Средиземного моря иногда занимались пиратством.
| + | |
- | | + | |
- | Марраны городов Средиземноморья, Северной Европы ([[Амстердам]], [[Гамбург]], [[Лондон]]) и Нового Света принимали активное участие в морской торговле, в основном в качестве финансистов, купцов, маклеров и страховщиков. В Альтоне, а позднее в Копенгагене португальские евреи участвовали в строительстве кораблей. Власти Глюкштадта привлекали португальских евреев, разрешая заниматься кораблестроением, что было запрещено в городах Ганзейского союза. В Англии марран Шимон Фернандес (конец 16 в. – начало 17 в.) был главным навигатором исследователя Южной Америки, сэра Уолтера Рэли (Релей, Роли); члены семейства Шомбергов, начиная с середины 18 в., отличались в английском военном флоте и в торговом мореходстве; Иосиф д’Агиляр Самуда (1813–85), пионер строительства металлических судов, содействовал основанию Института военного кораблестроения. В середине 19 в. Густав Вильгельм (Уильям) Вулф был одним из основателей верфей «Харленд энд Вулф» в Белфасте, одних из крупнейших в мире. Сефардские евреи (см. [[Сефарды]]) играли важную роль в колониальной торговле. В [[Бордо]] семейства Фуртадо и Градис были зачинателями торговли с [[Канада|Канадой]]. В Антверпене семейство Наси (см. [[Наси]] Иосеф) владело собственными торговыми судами и вело морскую торговлю специями.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейское мореходство в Индийском океане (преимущественно на нееврейских судах) было значительным в 11–12 вв., а затем — в 16–18 вв. Евреи активно участвовали в морской торговле Османской империи; среди корабельщиков и рабочих портов [[Стамбул|Стамбула]] и [[Салоники|Салоник]] было немало евреев. В британских и нидерландских колониях Нового Света евреи участвовали в морской торговле (как местной, так и с метрополиями), а также в морском рыболовстве. В 19 в. в Южной Африке братья Де Пасс долгие годы оставались крупнейшими судовладельцами. В 1870 г. В. Кунцман (1844–1934) из города Штеттин (ныне Щецин) основал крупнейшую мореходную компанию на восточном берегу [[Пруссия|Пруссии]]. В России 19 в. евреи активно участвовали в развитии речного судоходства: Давид Марголин создал пароходную компанию, владевшую 62 речными судами на Днепре, а в 1880-х гг. Г. Поляк построил флот речных танкеров, курсировавших по Каспийскому морю и Волге.
| + | |
- | | + | |
- | О мореходстве в Израиле см. [[Государство Израиль|Государство Израиль. Экономика]]; [[Цим]].
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|12847|МОРЕХОДСТВО}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Еврейские бизнесмены и филантропы]]
| + | |