м |
|
(11 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Могилевер, Шмуэль]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=17/11/2010
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Могилевер Шмуэль''' (1824, местечко Глубокое, Витебская губерния, – 1898, Белосток), раввин и общественный деятель, основоположник религиозного течения в движении [[Ховевей Цион, Шмуэль|Ховевей Цион]], предшествовавшего сионизму.
| + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | | + | |
- | Происходил из семьи раввинов; учился в [[Воложинская ешива|Воложинской иешиве]], где в 1843 г. получил звание раввина. Могилевер считался одним из крупнейших талмудических авторитетов своего времени. Интересовался и светскими науками — математикой, техникой; знал русский, польский и немецкий языки и был знаком с литературой на них. С 1848 г. — раввин в Глубоком, в 1854–60 гг. — в Шаках, в 1860–68 гг. — в Сувалках, с 1868 г. — в Радоме, с 1883 г. — в Белостоке.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Общественная деятельность ==
| + | |
- | | + | |
- | Могилевер принимал активное участие во всех областях жизни руководимых им общин. Во время польского восстания 1863 г. призывал евреев сохранять нейтралитет. В статьях, публиковавшихся в журнале «Ха-Леванон» в 1870-х гг., Могилевер настаивал на необходимости сотрудничества еврейских поборников просвещения маскилим (см. [[Хаскала, Шмуэль|Хаскала]]) для повышения благосостояния еврейского народа и требовал от раввинов «сочетать религиозную ученость со знанием наук в соответствии с духом времени». В 1873 г. Могилевер принял участие в совещании раввинов и умеренных лидеров маскилим в Петербурге, где безуспешно пытался достичь сближения между сторонами.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Поддержка поселения евреев в Эрец Исраэль ==
| + | |
- | | + | |
- | Могилевер поддерживал идею поселения евреев в Эрец-Исраэль еще до погромов 1881 г., а после погромов отправился в Броды и Львов, чтобы оказать духовную поддержку массам беженцев и вместе с тем побудить их переселиться в Эрец-Исраэль. Вслед за этим Могилевер вместе с двумя другими раввинами — [[Соловейчик, И.Б.|И. Б. Соловейчиком ]]и [[Майзель, И.Х.|И. Х. Майзелем]] — обратился с призывом к раввинам Российской империи создать организацию для содействия алие и заселению Эрец-Исраэль. Даже после того, как многие раввины отвернулись от движения Ховевей Цион, возглавлявшегося маскилим, Могилевер продолжал сотрудничать с [[Пинскер, Лев|Л. Пинскером ]]и [[Лилиенблюм, М.Л.|М.Э. Лилиенблюмом]] в деле создания единой организации. Могилевер был среди тех, кто повлиял на решение [[барон Э. де Ротшильд|барона Э. де Ротшильда]] предоставить помощь первым поселенцам в Эрец-Исраэль и основать (в 1883 г.) сельскохозяйственное поселение для выходцев из России — Экрон (ныне — Мазкерет-Батья). Он также убедил группу евреев Белостока и окрестных местечек поселиться в [[Петах Тиква|Петах-Тикве]]. В 1884 г. Могилевер был избран почетным председателем Катовицкого съезда Ховевей Цион. В 1888 г. присоединился к [[Спектор, И.Э.|И. Э. Спектору]], [[Элиасберг, М.|М. Элиасбергу]] и некоторым другим раввинам, разрешившим обработку земель в еврейских сельскохозяйственных поселениях в Эрец-Исраэль в субботний год 1889 г.
| + | |
- |
| + | |
- | Могилевер председательствовал на конференциях Ховевей Цион в Друскениках (1887) и в Польше (1889), прилагая постоянные усилия к вовлечению в движение ортодоксальных кругов и увеличению их влияния. В 1890 г. Могилевер был среди участников учредительного собрания Общества вспомоществования еврейским земледельцам в Сирии и Палестине (см. Одесский комитет), а затем возглавил группу Ховевей Цион, совершившую ознакомительную поездку в Эрец-Исраэль; после возвращения опубликовал открытое письмо, призывавшее Ховевей Цион «мобилизовать физические и финансовые усилия ради Эрец-Исраэль». В том же году было основано сельскохозяйственное поселение Реховот, одним из инициаторов создания которого был Могилевер.
| + | |
- | | + | |
- | == Учреждение Мизрахи ==
| + | |
- | | + | |
- | На совещании членов Ховевей Цион в Друскениках в 1893 г. по предложению Могилевера было принято решение учредить особый «духовный центр» для пропаганды еврейского поселения в Эрец-Исраэль — "[[Мизрахи]]". Тогда же было решено создать цитрусовые плантации возле [[Хадера|Хадеры]] и в честь семидесятилетия Могилевера назвать их Ган-Шмуэль (`сад Шмуэля`). Могилевер и его ближайшие единомышленники вели активную пропагандистскую деятельность, особенно среди ортодоксальных кругов, что постепенно превратило Мизрахи в центр религиозного сионизма (в 1902 г., через четыре года после смерти Могилевера, Мизрахи стал фракцией в Сионистской организации).
| + | |
- |
| + | |
- | Сразу же после основания Т. Герцлем всемирной Сионистской организации Могилевер присоединился к движению, однако по сотоянию здоровья не смог участвовать в 1-м Сионистском конгрессе (1897); делегатам было зачитано его послание. Могилевер был избран одним из четырех руководителей, ответственных за деятельность Сионистской организации в России.
| + | |
- | | + | |
- | == Литературное наследие ==
| + | |
- | | + | |
- | Могилевер был автором многочисленных респонсов, проповедей, талмудических исследований. Большинство его работ погибло во время Белостокского погрома в 1906 г.; часть сохранившихся сочинений была опубликована в 1944 г. под названием «Хикрей Халаха у-шеелот у-тшувот» («Исследования по Галахе и респонсы»).
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | | + | |
- | Статья о Шмуэле Могилевере в Еврейской Электронной Энциклопедии
| + | |
- | | + | |
- | http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12806&query=МОГИЛЕВЕР
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Раввины Белоруссии]]{{checked_final}}
| + | |