|
|
(7 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Михаэль, Сами]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Михаэль, Сами''' (Саллах Менашше; родился в 1926 г., Багдад), израильский писатель.
| + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | Родился в семье торговца; вырос в квартале со смешанным еврейским, мусульманским и христианским населением.
| + | |
- | | + | |
- | В 15 лет вступил в нелегальную коммунистическую организацию, в 17 – стал сотрудником коммунистических изданий на арабском языке.
| + | |
- | | + | |
- | В 1948 г. был объявлен в розыск и бежал в Иран, где продолжал работать в подполье, за что ему угрожала выдача иракской полиции.
| + | |
- | | + | |
- | 1949 г. Михаэль переехал в Израиль, поселился в [[Яффа|Яффе]] и оформил израильское гражданство на имя Сами Михаэль.
| + | |
- | | + | |
- | После службы в Армии Обороны Израиля учился в [[Хайфский Университет|Хайфском университете]] (степень бакалавра по психологии и арабской литературе).
| + | |
- | | + | |
- | С 1956 г. работал в гидрологических экспедициях, много ездил по стране. В настоящее время живет в Хайфе.
| + | |
- | | + | |
- | В Израиле Михаэль стал членом [[Коммунистическая Партия В Израиле|Коммунистической партии]], публиковался в ее печатном органе на арабском языке «Ал-иттихад». Однако он с детства мечтал быть писателем и языком своего творчества избрал иврит.
| + | |
- | == Творчество ==
| + | |
- | | + | |
- | В первом романе «Шавим ве-шавим йотер» («Все равны, но есть те, кто равнее», 1974) Михаэль нарушил заговор молчания вокруг темы трудностей абсорбции в Израиле еврейских репатриантов из стран арабского Востока.
| + | |
- | | + | |
- | Михаэль писал о страданиях новоприбывших в [[Мабара|мабарот]], о душевной травме «иммигранта на враждебной земле», о предубеждениях и взаимной неприязни старожилов — [[Ашкеназы|ашкеназов]] и прибывших восточных евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Михаэль показывал, как молодые [[Сефарды|сефарды]] и восточные евреи стремились к знаниям, как они защищали страну в [[Шестидневная Война|Шестидневной войне]] (1967) и протестовали против этнической дискриминации.
| + | |
- | | + | |
- | В первом романе наметились характерные черты творчества Михаэля: тема социальной несправедливости в отношении восточных евреев и арабов, разоблачение теневых сторон жизни общества.
| + | |
- | | + | |
- | Его персонажи достаточно схематичны. Автор сгущает драматизм коллизий, стремясь эмоционально воздействовать на читателя, однако убедительности повествования порой мешает слишком явная прямолинейность.
| + | |
- | | + | |
- | Действие романа «Хасут» («Покровительство», 1977) происходит после Шестидневной войны на контролируемых Израилем территориях, в лагерях арабских беженцев и среди левых экстремистов — евреев и арабов.
| + | |
- | | + | |
- | Михаэль показывает методы их борьбы против Израиля, объясняя враждебность к государству психологическими и социальными проблемами персонажей, а также знакомит читателя с жизнью не характерных для Израиля смешанных арабо-еврейских семейных пар. | + | |
- | | + | |
- | Герои романа «Хофен шел арафел» («Горсть тумана», 1979) — еврейские участники коммунистического подполья в Багдаде.
| + | |
- | | + | |
- | Михаэль ярко изобразил жизнь древнейшей еврейской общины в период политических потрясений 1940-х гг.
| + | |
- | | + | |
- | В романе «Хацоцра бе-вади» («Труба в овраге», 1987) героиня, арабская девушка из деревни под Хайфой, рассказывает о своей жизни в Израиле между двух миров — арабского и еврейского.
| + | |
- | | + | |
- | Здесь Михаэль впервые попытался создать образ нового репатианта из России, однако он вышел неубедительным.
| + | |
- | | + | |
- | В 2001 г. по этому роману в Израиле был снят художественный фильм, в российском прокате — «Труба в долине» (режиссеры Лина и С. Чаплины), награжденный в 2003 г. Гран-при на Московском фестивале «Лики любви».
| + | |
- | | + | |
- | Роман «Виктория» (1993) — история жизни еврейской женщины, начиная с рождения в бедном еврейском квартале Багдада в 1900-е гг. и заканчивая смертью в Израиле, в [[Рамат-Ган|Рамат-Гане]], где Виктория жила, состарилась и оставила многочисленное потомство.
| + | |
- | | + | |
- | Михаэль пишет об обыденной, порой неприглядной жизни еврейских выходцев из Ирака, которые приспосабливаются к новым условиям.
| + | |
- | | + | |
- | Михаэль также автор книг для детей. Повесть «Суфа бейн hа-декалим» («Пальмы в бурю», 1975; русский перевод — Иер., издательство [[«Библиотека-Алия»]], 1989) рассказывает о детстве еврейского мальчика в Багдаде.
| + | |
- | | + | |
- | Повесть «Пахоним ва-халомот» (1978; русский перевод «Мечты жестяных лачуг» — Иер., издательство «Библиотека-Алия», 1992) знакомит читателя с проблемами юных выходцев из арабских стран в первые годы их жизни в Израиле.
| + | |
- | | + | |
- | В книге «Гвулот hа-руах» («Пределы духа», 2000), в которую вошли восемь интервью журналиста Р. Розенталя с Михаэлем, он изложил свои взгляды на отношения евреев и арабов, [[Алия|алию]], национальную самоидентификацию, политику и религию в Израиле.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|12790|МИХАЭЛЬ Сами}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Литература на иврите]]
| + | |