м |
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Мирьям]] |
- | | ТИП СТАТЬИ = 4
| + | |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:Miriams Tanz.jpg|thumb]] | + | |
- | '''Мириам''' ({{lang-he|מִרְיָם}}, в русской традиции '''Мариам'''; в [[Септуагинта|Септуагинте]] Μαριάμ, в [[Вульгата|Вульгате]] Maria), дочь [[Амрам]]а и [[Иохаведа|Иохаведы]] — Мариам-пророчица, старшая сестра [[Аарон]]а и [[Моисей|Моше]] (Моисея) ({{Библия|Исх|15:20}}).
| + | |
- | | + | |
- | == Биография Мириам ==
| + | |
- | Еврейская традиция отождествляет Мирьям с упоминаемой в Исх. 2:2–8 сестрой [[Моше]], которая посоветовала дочери фараона, нашедшей младенца, взять для него еврейскую кормилицу. Но поскольку Мирьям названа последней в перечне детей Амрама от Иохевед, она должна быть младше Моисея: если это так, то упоминаемая в Исх. 2:2–8 сестра Моше была, по-видимому, дочерью Амрама от другой жены.
| + | |
- | | + | |
- | Впервые Мириам упоминается в рассказе о раннем детстве Моше. Когда его мать, в силу жестокого приказа фараона, не могла дольше держать у себя своего трёхмесячного мальчика и принуждена была оставить его на реке, старшая дочь Мириам издалека наблюдала за опущенным в [[Нил]] в корзине малюткой, и когда корзина с ребенком была вытащена из воды дочерью фараона, сестра спасенного Моисея предложила царевне привести для него кормилицу из евреек. Привела она свою мать, которой и поручили вскормить собственного ребенка.
| + | |
- | [[Файл: 12786_L.jpg|thumb|250px|left|Танец Мирьям]]
| + | |
- | О жизни Мириам в Библии рассказывается мало. После чудесного перехода израильтян через Красное море пророчица Мириам пела гимн Господу во главе хора из плясавших и игравших на литаврах женщин ({{Библия|Исх|15:20|, 21}}) - в этом фрагменте впервые названа по имени.
| + | |
- | | + | |
- | Еще раз Мирьям упоминается в Чис. 12, где она при поддержке [[Аарон]]а выступает против исключительного права Моисея говорить от имени Бога (ср. Чис. 11:25–30). На основе анализа этой главы можно полагать, что имя Аарона было включено позднее и что только Мирьям бросила вызов авторитету Моисея или, по меньшей мере, стояла во главе недовольных. Библейский текст как будто предполагает, что причиной этому была женитьба Моисея на эфиопке ({{Библия|Чис|12:1}}, однако многие исследователи считают, что и это — позднейшая интерполяция
| + | |
- | | + | |
- | Так или иначе, лишь одна Мирьям была наказана [[Проказа|проказой]] и только после мольбы Моисея излечилась. Наказание Мирьям упоминается также во Втор. 24:9. Мирьям умерла и была похоронена в [[Кадеш|Кадеше]] (Чис. 20:1). Пророк [[Миха]] (6:4) называет Моше, Аарона и Мирьям тремя вождями [[Исход Из Египта|Исхода]].
| + | |
- | | + | |
- | Её пророческий дар, как и дар Аарона, ставится ниже пророческого дара Моисея ({{Библия|Чис|12:5|—8}}). Тем не менее она, наряду с Моисеем и Аароном, считается посланником Божиим для руководительства евреями во время их странствования по пустыне ({{Библия|Мих|6:4}}).
| + | |
- | | + | |
- | Мириам умерла на 40-м году после Исхода из Египта в месте Кадеш, где и была похоронена ({{Библия|Чис|20:1}}).
| + | |
- | | + | |
- | == Мидраши ==
| + | |
- | | + | |
- | Мириам родилась в то время, когда египтяне притесняли евреев непосильными налогами (ср. Исх. 1:14), поэтому её имя может также означать «горькие».<ref>[[Мидраш]] Шемот Раба II, 11</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Она называлась также «Пуа» и, подобно своей матери, была повивальной бабкой<ref>ср. Исх. 1:15</ref>, в возрасте пяти лет она была уже в состоянии помогать последней.<ref>[[Мидраш]] Шемот Раба I, 17</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Мириам имела смелость сказать фараону, что он может быть наказан Богом за жестокое отношение к Израилю, чем подвергла свою жизнь большой опасности.<ref>[[Мидраш]] Шемот Раба I</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Когда её отец, Амрам, отдалился от её матери ввиду жестокого распоряжения об избиении младенцев, Мириам уговорила отца вернуться к матери;<ref>[[Мидраш]] Шемот Раба I; [[Талмуд]], Сота 12а</ref> она пела и плясала в день вторичного брака своих родителей.<ref>[[Мидраш]] Шемот Раба I, 23; [[Талмуд]], Баба Батра 120а</ref> Она предсказала отцу, что у него родится сын, который освободит Израиля от египетского рабства. Когда родился Моисей, её отец поцеловал дочь, говоря: «Твое пророчество, моя дочь, исполнилось». Но потом, когда пришлось бросить ребенка в реку, родители стали упрекать её. Мириам пошла к реке (Исx. 2:4), чтобы видеть, каким образом сбудется ее пророчество.<ref>[[Мидраш]] Шемот Раба I, 36; [[Талмуд]], Сота 12б—13а</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Мириам называлась также именами: Эфрат, Хела, Наара, Азува, Иериот, Цогар, Церет, Этнан и Ахархел <ref>ср. 1Пар. 2:18—21; 4:5—8</ref>, которые даны были ей по различным поводам:<ref>[[Мидраш]] Шемот Раба I, 21; [[Талмуд]], Сота 11б—12a</ref> Мириам была женой [[Калев бен Иефуне|Калева бен-Иефуне]] или бен-Хецрон, которому родила сына Ора (Хура).<ref>ср. 1Пар. 2:18—21</ref> Когда она подурнела (отсюда её имя Хела), муж бросил её (отсюда имя Азува); но после она поправилась, выглядела совсем молодой (отсюда имя Наара), и она вернулась в дом мужа.<ref>[[Мидраш]] Шемот Раба I, 21</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Мириам была прародительницей [[Веселеил]]а (Бецалеля), строителя [[Скиния|Скинии]] и царя [[Давид]]а. (ср. неясный текст I Хр. 2:18–20)
| + | |
- | | + | |
- | Когда Мириам злословила на своего брата Моисея,<ref>ср. Чис. 12</ref> она преследовала лишь благую цель продолжения рода человеческого.<ref>[[Мидраш]] Дварим Раба VI, 6</ref> Евреи ждали из-за Мириам семь дней, пока она была изолирована, так как и она оставалась из-за Моисея у реки (Исх. 2:4).
| + | |
- | | + | |
- | Мириам считается также спасительницей Израиля.<ref>[[Мидраш]] Шемот Раба XXVI, 1</ref> За заслуги Мириам евреев в пустыне сопровождал чудесный источник ([[колодец Мириам]]) из которого непрерывно текла вода. Со смертью Мириам этот источник исчез.<ref>[[Талмуд]], Таанит 9а</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Мириам, подобно Моисею и Аарону, умерла от от поцелуя Бoга,<ref>[[Талмуд]], Моэд Катан 23а</ref> так как ангел смерти не имел власти над ней; черви также не могут коснуться её тела.<ref>[[Талмуд]], Баба Батра 17а</ref> Агада говорит, что Мириам, подобно Моисею и Аарону, умерла за грех у вод Меривы<ref>ср. Чис. 20:7—13</ref>. Однако, согласно Торе и другой агаде, недостаток воды ощущался евреями лишь после смерти Мириам, когда исчез чудесный колодец.<ref>[[Мидраш]] Вайикра Раба XXXI, 5</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | <references />
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * {{Источник/ЕЭ}}
| + | |
- | {{ElevenCopyRight|12786|МИРЬЯМ}}
| + | |
- | {{Библейские пророки|Пятикнижие}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Персонажи Пятикнижия]]
| + | |
- |
| + | |
- | [[Категория:Праматери]]
| + | |
- | <!-- [[ca:Míriam]]
| + | |
- | [[cs:Miriam]]
| + | |
- | [[da:Mirjam]]
| + | |
- | [[de:Miriam]]
| + | |
- | [[en:Miriam]]
| + | |
- | [[fa:مریم یاغی]]
| + | |
- | [[fr:Myriam]]
| + | |
- | [[it:Miriam (Esodo)]]
| + | |
- | [[he:מרים הנביאה]]
| + | |
- | [[ja:ミリアム]]
| + | |
- | [[lb:Mirjam]]
| + | |
- | [[hu:Mirjam]]
| + | |
- | [[nl:Mirjam]]
| + | |
- | [[no:Miriam]]
| + | |
- | [[pl:Miriam]]
| + | |
- | [[fi:Mirjam]]
| + | |
- | [[sv:Mirjam]]
| + | |
- | -->
| + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | | + | |
- | {{checked_final}}
| + | |