- | '''Мильнер, Моше Михаэль''' (Михаил Арнольдович; 1886, Ракитное, ныне Киевская область, – 1953, Ленинград), еврейский композитор и дирижер.
| + | |
- | При материальной поддержке ее основателей [[Бродские|Бродских]] обучался игре на фортепиано у А. Дзмитровского (руководитель хора) и у О. Веккера; в 1907–15 гг. занимался в Петербургской консерватории у М. Миклашевского и М. Бариновой — фортепиано, у А. Лядова, М. Штейнберга (1883–1946) и других — композицией.
| + | |
- | Мильнер дирижировал хором Общества (1911–23), военным оркестром (1915–18), хором Петербургской Большой синагоги (1912–19). В 1924–25 гг. заведовал музыкальной частью [[Госет|ГОСЕТа]], в 1929–31 гг. — Харьковского еврейского театра, в 1931–41 гг. руководил еврейским вокальным ансамблем в Ленинграде (см. [[Санкт-Петербург]]), где в годы Второй мировой войны пережил блокаду.
| + | |
- | Среди его произведений: оперы на [[Идиш Язык|идиш]] «Ди химлен бренен» («Небеса пылают», 1923, либретто Мильнера совместно с М. Ривесманом, 1868–1924, по «Диббуку» [[Ан-Ский С|С. Ан-ского]]; премьера под управлением автора — 16 мая в Большом драматическом театре, оркестр и хор Петроградского театра оперы и балета с участием солистов филармонии, режиссер В. Раппопорт, декорации В. Щуко и А. Бенуа; после третьего представления 23 мая была снята с репертуара как «реакционная»); «Дер найер вег» («Новый путь», 1933, либретто С. Галицкого); «Флавий» (1933–43, по «Иудейской войне» [[Фейхтвангер, Лион|Л. Фейхтвангера]]; не окончена); балет «Асмодей»; симфония (1937); симфонические поэмы «Юдифь» и «Партизаны» (1944); симфоническая сюита на еврейские темы; хоралы «У-нетанне токеф» («Возгласим мощь» — молитва на [[Рош hа-Шана|Рош hа-Шана]]) и «Ад ана, Адонай» («Доколе, Господи», Пс. 13:2), «Эл hа-циппор» («К ласточке», слова [[Бялик, Хаим Нахман|Х. Н. Бялика]]); вокальная сюита «Ди мутер ун дос кинд» («Мать и дитя», 1916, слова [[Перец, Ицхак Лейбуш|И. Л. Переца]]); поэма для голоса и фортепиано «Суламифь» (1950); романсы на слова [[Гейне, Генрих|Г. Гейне]], еврейских и русских поэтов; музыка более чем к 40 спектаклям, в том числе к «Голему» (по [[Лейвик Х|Х. Лейвику]]) для [[«Хабима»|«Хабимы»]], «Нит гедайгет» («Не унывать», 1931, по [[Маркиш, Перец|П. Маркишу]]) для ГОСЕТа, «Юлис» (по [[Даниэль М|М. Даниэлю]]), «Хирш Леккерт» (по [[Кушниров, Ахарон|А. Кушнирову]]) и другие — для Харьковского еврейского театра.
| + | |