м |
|
(5 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ = 4
| + | #redirect [[:ej:Мидраш]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | {{другие значения|Мидраш (караимское начальное учебное заведение)}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:midrash1.jpg|thumb|180px|Страница из Мидраша. Стамбул. 1620 год]]
| + | |
- | '''Мидраш''' ({{lang-he|מִדְרָשׁ}}, букв. изучение, толкование) — раздел [[Устная Тора|Устной Торы]], которая входит в [[иудаизм|еврейскую традицию]] наряду с [[Тора|Торой Письменной]] и включает в себя толкование и разработку коренных положений еврейского учения, содержащегося в Письменной Торе.
| + | |
- | | + | |
- | Различают агадический и галахический мидраши.
| + | |
- | | + | |
- | == Происхождение Мидраша ==
| + | |
- | | + | |
- | === Аморейские мидраши ===
| + | |
- | Их еще называют ранними или классическими. [[Аморейский период]] продолжался после завершения Мишны (то есть в начале III век) и вплоть до завершения как Иерусалимского (IV век), так и Вавилонского (V век) [[Талмуд]]а.
| + | |
- | | + | |
- | Период [[Амораи|амораев]] был золотым веком мидраша, хотя от него сохранились лишь семь образцов этого жанра. Уже древнейшие из дошедших до нас мидрашей характеризуются совершенством литературной формы и композиции, и это позволяет заключить, что к тому времени мидраш был вполне сформировавшимся жанром. К концу периода амораев относится начало деятельности по сбору, редактированию и изданию мидраша. Из наиболее совершенных форм, развившихся в эту эпоху, следует прежде всего упомянуть вступление, предпосылавшееся как мидрашу в целом, так и каждой его отдельной главе. Классическое вступление представляет собой прелюдию к проповеди, в центре которой стоит определенный библейский стих, и состоит в цитации стиха из другого источника (большей частью другой книги Торы), затем связываемого с основной темой проповеди, и завершается вступление стихом, которым начинается сама проповедь.
| + | |
- | | + | |
- | Вступления, сохранившиеся в чистом виде (то есть не расширенные позднейшими добавлениями и не являющиеся компиляциями), почти целиком относятся к ранним мидрашам: на книги [[Бытие]] (Брешит Рабба), Левит (Вайикра Рабба), Плач (Эйха Рабба), Эсфирь ([[Эстер]] или Эсте Рабба I), [[Песнь Песней]] (Шир hа-Ширим Рабба), [[Руфь]] (Рут Рабба), а также [[Псикта Де-Рав Кахана|Псикта де-рав Кахана]]. Все эти мидраши состоят из собрания проповедей, высказываний и аггадот амораев, а также [[Таннаи|таннаев]] на [[Арамейский Язык|арамейском языке]] и талмудическом иврите, в обоих случаях — с примесью греческих слов. Эти мидраши, не упоминаемые в Вавилонском [[Талмуд|Талмуде]], по-видимому, были созданы в [[Эрец-Исраэль]] в 5–6 вв. Среди мидрашей этого периода можно различить два основных типа — экзегетические и гомилетические. Экзегетический мидраш (например, Брешит Рабба, Эйха Рабба) представляет собой мидраш на одну из книг Библии, комментирующий каждый ее стих, а иногда и отдельные слова в стихе. В отличие от него гомилетический мидраш членится на главы (например, Вайикра Рабба, Псикта де-рав Кахана и др.), каждая из которых представляет собой собрание проповедей и высказываний на одну тему и выглядит как одна пространная проповедь.
| + | |
- | | + | |
- | === Мидраши среднего периода ===
| + | |
- | В них уже обнаруживают признаки упадка жанра. После мусульманского завоевания Эрец-Исраэль (около 640 г.) в мидрашах все более сказывается влияние апокрифов и псевдоэпиграфов эпохи Второго храма и апологетической литературы. Возрастает число проповедей демонологического содержания, а также агадических сочинений, по своей сущности чуждых жанру мидраша. Язык мидраша этой эпохи — искусственный [[иврит]], отличающийся внешней чистотой и отшлифованностью и почти свободный от арамеизмов и греческих примесей. Наряду с [[экзегетика|экзегетическими]] и [[гомилетика|гомилетическими]] мидрашами впервые появляются авторские сочинения.
| + | |
- | | + | |
- | Наиболее важной группой гомилетических мидрашей этой эпохи является сборник мидрашей «[[Танхума]] Иеламмедену», из экзегетических мидрашей наибольшего внимания заслуживают мидраши на книги [[Экклесиаст]] (Кохелет Рабба), I и II [[Самуил]] (Мидраш Шмуэль) — единственный мидраш, посвященный ранним пророкам, составленный, по-видимому, на основе более раннего мидраша к I и II Самуил, — [[Псалмы]] (Мидраш Тхиллим I), [[Притчи]] (Мидраш Мишлей, или Аггадат Мишлей, иногда неправильно называемый Мидраш Шохер-Тов), [[Шемот (Исход), библейская книга|Исход]] (Шмот Рабба) и серия малых (зута) мидрашей на четыре из [[Пять Свитков|пяти свитков]]. В группе чисто аггадических мидрашей (называемых также аггадическими сочинениями) наиболее значительны Седер Элияху Рабба, Седер Элияху Зута, Пиркей де-рабби Элиэзер (около 750 г.), Агур, или Мишнат рабби Элиэзер. В большинстве их сказывается мусульманское (особенно в Пиркей де-рабби Элиэзер) или христианско-византийское (особенно в Киссэ ве-хипподромин шел Шломо — `Трон и ипподром Соломона`) влияния.
| + | |
- | | + | |
- | === Мидраши позднего периода ===
| + | |
- | К ним относят мидраши XI—XII веков, включая искусственные антологии и компиляции. Наиболее значительные среди них: Абба Гурион, Эстер (Эсте) Рабба II, мидраши на [[Псалмы]] (Мидраш Тхиллим II) и ряд сочинений школы Моше hа-Даршана (первая половина 11 в.). Традиционные вступления выходят из употребления, влияние псевдоэпиграфического жанра еще более усиливается. Язык — средневековый [[иврит]].
| + | |
- | | + | |
- | Антологии (ялкутим) представляют собой компиляции из частей различных мидрашей и аггадических сочинений с начала 13 в. Среди них: Леках Тов (или Псикта Зута), [[Ялкут Шимони]], охватывающий всю Библию, который был составлен в Германии в начале 13 в., Ялкут Махири к различным частям Библии и Мидраш hа-Гадол на [[Тора|Тору]], составленный в 13 в. в [[Йемен]]е, по-видимому, Давидом бен Амрамом Адани (Аденским); наряду с оригинальным вкладом в галахическую и аггадическую литературу содержит много материала, не сохранившегося в других источниках и частично находившегося в распоряжении [[Маймонид]]а. Также были составлены аггадические антологии, большей частью — на основе [[Иерусалимский Талмуд|Иерусалимского]] и [[Вавилонский Талмуд|Вавилонского Талмуда]]. Они увидели свет с появлением [[Книгопечатание|книгопечатания]].
| + | |
- | | + | |
- | == Галахические и агадические мидраши ==
| + | |
- | Есть два основных типа мидраша: [[галаха|галахический]] и [[агада|агадический]].
| + | |
- | | + | |
- | Галахические мидраши (מִדְרְשֵׁי הֲלָכָה, мидрашей халаха) - группы трактатов, содержащих толкования таннаев на четыре книги Торы — [[Шемот]], [[Ваикра]] , [[Бемидбар]] и [[Деварим]], — соответственно Мехилта рабби [[Ишмаэль Бен Элиша|Ишмаэля бен Элиши]] (см. [[Мехилта де-рабби Ишмаэль]]), [[Сифра]], [[Сифрей]] к книге Числа и Сифрей к книге Деварим. Фактически галахические мидраши являются сборниками [[Барайта|барайт]], составленными на талмудическом иврите. Подобно многим аггадическим мидрашам, галахические мидраши представляют собой последовательное — стих за стихом, глава за главой — толкование библейских книг. Хотя в центре внимания этих мидрашей находится выведение hалахот из библейского текста, они содержат также аггадический материал, причем иногда в объеме, превышающем галахический.
| + | |
- | | + | |
- | Что же касается агадического мидраша, то им, по определению Авигдора Шинана, является все, что не является галахой: в агаду могут входить сюжеты, связанные с персонажами Писания и проясняющие их поведение, исторические рассказы, предания о мудрецах, герменевтические штудии, философские притчи, анекдоты, байки, назидания и т. д.
| + | |
- | | + | |
- | Наряду с четырьмя перечисленными галахическими мидрашами, которые были известны в середине 19 в., когда началось научное исследование галахических мидрашей, существуют еще три, обнаруженные позднее (частично во фрагментах), — [[Мехилта де-рабби Шимон бар Иохай]] к книге Шемот, Сифрей Зута к книге Бемидбар (Числа) и Мехилта к книге Деварим (Мидраш Таннаим).
| + | |
- | | + | |
- | Текстологический анализ показывает, что мидраши подразделяются на два основных типа — так называемые типы А (Мехилта рабби Ишмаэля, Сифрей к книге Числа и Мехилта к книге Деварим) и Б (Мехилта рабби Шимона бар Иохая, Сифра, Сифрей Зута и Сифрей к книге Деварим).
| + | |
- | | + | |
- | # В то время как мидраши типа А содержат многочисленные галахические постановления учеников рабби Ишма‘эля (например, рабби Оша‘йи, рабби Ионатана и др.), имена этих таннаев сравнительно редко упоминаются в мидрашах типа Б, где превалируют имена учеников [[Рабби Акива|рабби Акивы]]. | + | |
- | # В отличие от мидрашей типа А в мидрашах типа Б анонимно приводятся барайты, которые в других источниках — главным образом в Иерусалимском и Вавилонском [[Талмуд]]е — приводятся как барайты школы рабби Ишмаэля.
| + | |
- | # В мидрашах типа А широко используются герменевтические методы, характерные для школы рабби Ишмаэля, в то время как в мидрашах типа Б превалируют методы, характерные для школы рабби Акивы.
| + | |
- | # Между мидрашами обоих типов существует принципиальное различие в используемой терминологии. Эти наблюдения позволяют заключить, что в древности существовали две полные серии галахических мидрашей к четырем книгам Пятикнижия, принадлежавшие школе рабби Ишмаэля и рабби Акивы соответственно. Поскольку, однако, различия между двумя типами дошедших до нас галахических мидрашей являются абсолютными лишь в отношении терминологии, в то время как во всех остальных пунктах различия относительны, типы А и Б не представляют традицию Ишма‘эля и традицию Акивы в чистом виде, но скорее тяготеют к одной из них соответственно, черпая, однако, также и из других традиций. Что касается датировки дошедших до нас галахических мидрашей, то тот факт, что ни Иерусалимский, ни Вавилонский Талмуд не знают их, позволяет заключить, что в их нынешней форме эти сочинения были составлены сравнительно поздно — в конце IV — начале V вв.
| + | |
- | | + | |
- | Мидраш Асерет hа-Диброт (Мидраш на [[Десять Заповедей|Десять заповедей]]), сборник рассказов, иногда связанных между собой краткими гомилетическими пассажами, относящийся к эпохе [[Гаон|гаонов]] (между 7 и 11 вв.). Хотя сборник именуется мидраш, он фактически не относится к этому жанру, а представляет собой одно из первых средневековых сочинений на иврите чисто литературного характера, в центре которого находится повествовательный материал, в то время как гомилетика играет подчиненную роль. Рассказы делятся на десять групп в соответствии с Десятью заповедями: в каждом разделе — несколько рассказов из еврейского быта, иногда являющихся версией сюжетов, бытовавших у других народов. Общая идея сборника — преданность заповедям, большая, нежели требуется Галахой. Число рассказов колеблется в разных рукописях от 17 до 44.
| + | |
- | | + | |
- | Мидраш Ва-йиссау (по первому слову стиха 35:5 книги [[Берешит]]), средневековое сочинение, не принадлежащее к жанру мидраша, а повествующее о легендарных войнах [[Иаков|Иакова]] и его сыновей против ниневийцев, вторгшихся в [[Эрец-Исраэль]], против аморрейских царей и против [[Исав|Исава]]. Сочинение является свободным обратным переводом на иврит греческого и латинского перевода с еврейского оригинала (на иврите или арамейском) эпохи Второго храма и служит важным источником для реконструкции этого оригинала.
| + | |
- | | + | |
- | == Наиболее известные книги ==
| + | |
- | * [[Берешит Рабба]]
| + | |
- | * [[Шмот Рабба]]
| + | |
- | * [[Ваикра Рабба]]
| + | |
- | * [[Бемидбар Рабба]]
| + | |
- | * [[Дварим Рабба]]
| + | |
- | * [[Шир аширим Рабба]]
| + | |
- | * [[Эстер Рабба]]
| + | |
- | * [[Эйха Рабба]]
| + | |
- | * [[Пиркей дерабби Элиезер]]
| + | |
- | * [[Ялкут Шимони]]
| + | |
- | * [[Мидраш Танхума]]
| + | |
- | * [[Рут Рабба]]
| + | |
- | * [[Псикта дерав Кахане]]
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * [http://www.ort.spb.ru/nesh/rimon2.htm Е. Римон. Мидраш о мидраше].
| + | |
- | * [http://www.judaicaru.org/metoda/istoch_seminar_main_1.htm Изучение Писания: подход к тексту и комментированию]. Д. Палант
| + | |
- | {{ElevenCopyRight|12756|МИДРАШ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Агадическая литература]]
| + | |
- | [[Категория:Иудаизм]]
| + | |
- | [[Категория:Устный Закон]]
| + | |