м |
|
(3 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Мессия (Машиах)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | {{Другие значения|Мессия (значения)}}
| + | |
- | {{Библейская статья}}
| + | |
- | '''Маши́ах''' ('''Месси́я''') (от {{lang-he|מָשִׁיחַ}} - «помазанник») - идеальный царь, потомок царя [[Давид]]а, будет послан [[Бог]]ом, чтобы осуществить [[избавление]] (духовное и физическое) [[евреи|народа Израиля]] и спасение человечества.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейское мессианство, несмотря на присущие ему мистические и апокалипсические черты, никогда не отказывалось от земной в своей основе ориентации, от трактовки мессианских преобразований мира в исторических и социально-политических понятиях. Оно стало в истории человечества источником и прообразом всех форм мессианизма — религиозных и политических, национальных и интернационалистических.
| + | |
- | | + | |
- | == Мессия в [[Танах]]е (Ветхом Завете) ==
| + | |
- | [[Файл:Mashiah.PNG|right|thumb|Машиах]]
| + | |
- | Помазание особым маслом было частью церемонии, проводившейся в древности при возведении царей на престол и посвящении священников в сан. [[Танах]] называет «''машиахом''» («помазанником») царей [[Израильское царство|Израиля]] и [[Иудейское царство|Иудеи]]<ref>[[I Сам.]]{{Библия2|1Цар|12:3|12:3, 5}}; {{Библия2|1Цар|16:6}}; {{Библия|Пс|17:51}}; {{Библия2|Пс|19:7}}</ref>, [[коэны|священников]]<ref>{{Библия|Лев|4:3}}; {{Библия2|Лев|5:16}}</ref>, некоторых пророков<ref>{{Библия|3Цар|19:16}}</ref>, [[Персия|персидского]] царя [[Кир II Великий|Кира II]]<ref>{{Библия|Ис|45:1}}</ref>. Поскольку акт помазания символизировал избрание некоего лица для совершения важных общественных функций, значение слова машиах расширилось и стало в более поздний период применяться к особо почитаемым лицам, даже не подвергшимся в буквальном смысле обряду помазания елеем, например, [[патриархи|патриархам]]<ref>{{Библия|Пс|104:15}}</ref>. Иногда это слово означает [[евреи|народ Израиля]]<ref>{{Библия|Пс|89:39}}, {{Библия2|Пс|89:52|52}}; {{Библия|Пс|84:10}}</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | == Критерии прихода Машиаха в Танахе ==
| + | |
- | | + | |
- | Понятие прихода Машиаха введено пророками древнего Израиля. Таким образом, если человек объявляет себя (или кто-то объявляет его) Мессией, то следует проверить, совершил ли он то, что древнееврейские пророки ожидают от Мессии.
| + | |
- | | + | |
- | С точки зрения иудаизма, в [[Танах]]е главным критерием прихода Машиаха является пророчество [[Исаия (пророк)|Исайи]], который указывает, что дни пришествия Машиаха будут эпохой межнациональных и социальных перемен:
| + | |
- | {{ВЗ|И перекуют все народы мечи свои на орала (то есть плуги) и копья свои — на серпы; не поднимет меча народ на народ, и не будут больше учиться воевать.|Ис|2:4}}
| + | |
- | | + | |
- | Тем самым, согласно [[библейские пророчества|библейским пророчествам]], во времена Машиаха прекратятся войны, настанет всеобщий мир и благоденствие, и все люди, наслаждаясь покоем и гармонией, смогут посвятить себя познанию Бога и духовному совершенствованию.
| + | |
- | | + | |
- | == Еврейская традиция ==
| + | |
- | | + | |
- | Как обозначение [[Эсхатология|эсхатологического]] царя-избавителя слово машиах не употребляется в ТаНаХе. Тем не менее, истоки идеи Машиаха и в более широком смысле — мессианских чаяний, не всегда связанных с личностью Машиаха, прослеживаются в библейский период. Сущность идеи Мессии выражает вера [[пророк]]ов Израиля в наступление времени, когда сильный духом вождь, обладающий земной властью, принесет полное политическое и духовное избавление народу Израиля на его земле, а также мир, благоденствие и моральное совершенство всему роду человеческому. В еврейском мессианстве неразрывно связаны политические и этические, национальные и универсалистские мотивы.
| + | |
- | === Моше ===
| + | |
- | Наряду с этическим монотеизмом и идеей социальной справедливости, мессианская идея представляет собой важнейший и уникальнейший вклад еврейского народа в духовное наследие человечества. Особенностью мессианских чаяний является ожидание золотого века в будущем, в то время как другие народы древности относили золотой век к прошлому. Ранняя история еврейского народа была по преимуществу историей бедствий и страданий, поэтому он стал стремиться к славному будущему и мечтать о спасителе и избавителе. Черты такого избавителя прослеживаются в образе [[Моше]] (Моисея), который не только вывел народ из египетского рабства, но и духовно просветил его, принеся ему [[Тора|Тору]] и [[заповеди]]. Так политическое освобождение и духовное возрождение слились в сознании народа в единый образ грядущего избавления. В Талмуде и [[мидраш]]е Моше именуется «первым избавителем»<ref>[[Берешит Раба]] 85, Рут Раба 2:14</ref>, в отличие от Мессии — «последнего избавителя» (Быт. Р. 85). Предание о Моше явилось зародышем мессианской идеи.
| + | |
- | === Давид ===
| + | |
- | Однако подлинным прототипом Мессии стал царь [[Давид]], который запечатлен в памяти народа как обладатель исключительных политических и одновременно религиозно-этических достоинств. Давид объединил под своей властью все колена Израиля, превратив их в единый и сильный народ; одержал многочисленные победы над врагами. Царствование Давида сохранилось в памяти народа как вершина пройденного исторического пути. Разделение Давидова царства после смерти [[Шломо]] (Соломона) и недовольство деятельностью позднейших царей породили в народе мечту о том, что в будущем '''дом Давида''' вновь воцарится над всей Землей Израиля.
| + | |
- | | + | |
- | === Машиах в книгах Пророков ===
| + | |
- | Мессианские чаяния явились позитивным элементом проповеди пророков. Беспощадно обличая своих современников, пророки предрекали наступление идеального будущего, прологом которого явятся бедствия настоящего. Чем более мрачным было настоящее, чем страшнее представлялись бедствия, которые сулило ближайшее будущее, тем более светлым становилось видение конечного торжества. Надежда на восстановление Давидова царства отражена в пророчествах [[Амос]]а (9:11–12), [[Исайя|Исайи]] (11:10), [[Хошеа Книга|Хошеи]] (3:5), [[Иехезкель|Иехезкеля]] (37:15–28). Пророки внесли в мессианские чаяния универсалистски-гуманистические и духовно-этические элементы. Мессия должен быть не только освободителем народа от национального угнетения, но и обладателем высших моральных достоинств.
| + | |
- | | + | |
- | Мессианская идея, не утрачивая своих политических и национальных атрибутов, приобретала все более духовный и универсальный характер. Чаяния еврейского народа стали у пророков надеждой всего человечества: избавление придет не только народу и Стране Израиля, но и всем народам и землям (Ис. 11:10). Оно распространится и на мир природы (Ис. 11:6–9). У Исайи мессианская идея обретает утопические и эсхатологические черты: будущее не просто восстановит прежнее счастливое состояние, но принесет с собой полное преображение мира на началах справедливости. Все народы уверуют в Бога Израиля; воцарится вечный мир (Ис. 2:2–4).
| + | |
- | | + | |
- | [[Избавление]] явится идеальным завершением исторического процесса, придающим ему смысл и направленность. В мессианских чаяниях заложена идея прогресса, чуждая сознанию других народов древности. Определение «мессианские» стало впоследствии применяться по отношению к самым различным утопическим и апокалипсическим идеологиям и движениям, например, к [[Маркс, Карл Генрих|марксизму]].
| + | |
- | | + | |
- | === Эпоха Второго Храма ===
| + | |
- | Термин Мессия начал обозначать личность эсхатологического избавителя лишь в эпоху Второго [[Храм|храма]]. Первоначально идея избавления доминировала над идеей Мессии. К периоду Второго храма относятся произведения, повествующие об эсхатологическом избавлении, в которых личность Мессии не фигурирует ([[Товита Книга|книга Товита]]; [[Бен-Сиры Премудрость]]). В книге [[Даниэль|Даниэля]] появляется символическая мессианская фигура Сына человеческого (Дан. 7).
| + | |
- | | + | |
- | В наиболее древней версии [[Амида|Амиды]] выражается надежда на возвращение всех евреев из [[галут]]а и восстановление эсхатологического Иерусалима и Храма, однако личность Мессии не упоминается. Даже в тех старых молитвах, где содержится идея Мессии, слово машиах отсутствует. Еще в библейской книге [[Зхария]] упоминаются две мессианские фигуры: первосвященник и царь. Эта идея сохранилась в раввинистической литературе, где праведный священник (коhен цедек) иногда упоминается вместе с царем-Мессией из дома Давида. Эти две фигуры (священник и царь) играли важную роль в эсхатологии [[Кумранская Община|Кумранской общины]] (см. также [[Мёртвого Моря Свитки|Мёртвого моря свитки]]); наряду с ними упоминался пророк эсхатологических времен. Три мессианские фигуры символизируют три функции идеального еврейского государства — царство, священничество и пророчество (I Макк. 14:41). Постепенно образ Мессии-царя вытеснил остальные мессианские образы, чему способствовало упоминание эсхатологического царя из дома Давида в книгах Библии.
| + | |
- | === Апокрифы и псевдоэпиграфы ===
| + | |
- | Более детальное описание царя-Мессии содержится в [[Апокрифы И Псевдоэпиграфы|псевдоэпиграфической]] [[Книга Еноха|книге Эноха]], а также в прорицаниях так называемой «еврейской Сивиллы» (около 140 г. до н. э.). Со времени принятия царского титула [[Аристобул I|Аристобулом I]] в апокрифической литературе начинает превалировать идея царя-Мессии из дома Давида (в противовес узурпаторам).
| + | |
- | | + | |
- | В эпоху римского завоевания образ царя из дома Давида становится единственным образом Мессии. Он фигурирует в 4-й [[Книга Эзры|книге Эзры]], сирийском [[Апокалиптическая Литература|Апокалипсисе]] Баруха.
| + | |
- | | + | |
- | В [[Новый Завет|Новом завете]] [[Иисус]] идентифицируется с Мессией из дома Давида (слово «Христос» означает по-гречески `помазанник` и является переводом слова машиах).
| + | |
- | === Трактование мессианских пророчеств Танаха (Ветхого Завета) ===
| + | |
- | | + | |
- | В [[Галаха|галахическом]] труде [[Мишнэ Тора]] [[Маймонид]] описывает три стадии наступления эры Машиаха следующим образом:
| + | |
- | {{начало цитаты}}[1.] Если встанет царь из дома Давида, изучивший Тору и соблюдающий заповеди, подобно Давиду, своему предку… и он приведёт весь Израиль [на путь Торы]… и будет сражаться в битвах Бога — тогда можно предположить, что он Машиах.{{конец цитаты}}
| + | |
- | {{начало цитаты}}[2.] Если его усилия увенчаются успехом, и он начнёт строить Храм на его месте и соберёт Израиль из изгнания — тогда он наверняка Машиах.{{конец цитаты}}
| + | |
- | {{начало цитаты}}[3.] Его влияние распространяется на весь мир, и все объединятся в служении Богу, ибо сказано: {{ВЗ2|И тогда изменю Я язык народов [и сделаю его] чистым, чтобы все призывали Имя Господа, чтобы служили Ему единодушно|Соф|3:9}}{{конец цитаты}}
| + | |
- | Согласно еврейским комментаторам, «царь» может означать вождя или религиозного лидера. Мессия должен быть прямым потомком царя Давида по мужской линии через его сына [[Шеломо]] (Соломона) <ref>{{Библия|1Пар|22:8|-10}}</ref>).
| + | |
- | | + | |
- | В этом контексте «битвы Бога», возможно, означают духовные битвы, неминуемые при воспитательной деятельности такого масштаба, но могут иметься в виду и войны против соседних народов, если те нападут на еврейское государство.
| + | |
- | | + | |
- | Пророк [[Иеремия]] говорит о Мессии, потомке Давида, так:
| + | |
- | {{ВЗ|Вот, наступят дни, — сказал Господь, — когда взращу Я Давиду праведного потомка, и будет он царствовать, и будет мудр и удачлив, и будет вершить суд и правду на земле. Во дни его Иеуда будет спасён, и Израиль будет жить в безопасности; и вот имя его, которым назовут его: Господь — справедливость наша.|Иер|23:5}}
| + | |
- | Маймонид также подчеркивает, что приход Машиаха не будет сопровождаться чудесами, всё будет происходить естественным путем. Лишь дальнейшее развитие событий покажет, можно ли быть уверенным, что это Машиах. Когда этот человек продемонстрирует Божественный источник своей власти и, как предсказано пророками, соберёт всех изгнанников в Эрец Исраэль и восстановит [[Иерусалимский храм|Храм]] — лишь тогда все сомнения отпадут, и он без всяких оговорок будет признан Машиахом. Поскольку библейские пророчества до сих пор не были реализованы, иудаизм считает, что Мессия ещё не пришёл.
| + | |
- | | + | |
- | В «[http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=413 Послании в Йемен]» Маймонид также добавляет, что Мессия впервые появится в Израиле и добавляет ещё некоторые детали.
| + | |
- | | + | |
- | === Мессия в [[Талмуд]]е ===
| + | |
- | Законоучители Талмуда разработали представление о Мессии как о царе, который принесет Израилю искупление и будет править им в конце времен. Он будет орудием установления царства Божия. Царь-Мессия именуется ''малка мешиха'' (по-арамейски) бен Давид или машиах бен Давид. С приходом Мессии должны сбыться библейские пророчества: Мессия победит врагов Израиля, вернет народу его землю, примирит его с Богом и принесет ему духовное и физическое благоденствие. Мессия будет пророком, воином, судьей, царем и учителем Торы.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно этим источникам, Мессия родился в [[Бет-Лехем]]е (или Иерусалиме) в день разрушения Храма. Он пребывает до поры сокрытым — в Риме или на небесах (в позднем мидраше), — оплакивая страдания народа и собственное бессилие, чтобы явиться, когда придет час избавления.
| + | |
- | | + | |
- | Образ Мессии в Талмуде, особенно в [[Агада|Агаде]] неоднозначен. В некоторых местах он изображён нагруженным страданиями как мельничными [[Жёрнов (инструмент)|жерновами]]<ref name="Санхедрин 93Б">[http://kodesh.snunit.k12.il/b/l/l4411_093b.htm Санхедрин 93Б]</ref> или даже в виде прокажённого нищего, который сидит в воротах Рима, ожидая своего часа<ref>[http://kodesh.snunit.k12.il/b/l/l4411_098a.htm Санхедрин 98А]</ref>. Мессия должен прибыть на осле (ср. Зх. 9:9) или на облаке (ср. Дан. 7:13), в зависимости от поведения народа<ref name="Санхедрин 93Б"/>.
| + | |
- | | + | |
- | В ранних источниках не упоминается «страдающий Мессия» — эта концепция появляется лишь в 3 в. Еще позднее страданиям Мессии был придан искупительный смысл (Санх. 98б; Пси. Р. 1626), хотя и иной, чем приданный христианством жертвенной смерти Христа.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно одним источникам, Мессия присутствовал при сотворении мира, а некоторые считают даже, что «имя» (то есть идея) Мессии предшествовало сотворению мира; согласно другим, сам Мессия наделен предмировым существованием (Пси. Р. 36:161).
| + | |
- | | + | |
- | Все законоучители считали, что Мессия будет потомком царя Давида, однако одни утверждали, что Мессией будет сам воскресший Давид, а другие — что Мессия лишь будет носить имя Давид. [[Иоханан Бен Заккай|Иоханан бен Заккай]] предсказывал приход царя [[Хизкияху]] в роли Мессии. Встречается также имя Менахем бен Хизкияху, которое может быть отнесено к [[Зелоты|руководителю антиримского восстания]], либо просто символизировать грядущее «утешение» (Менахем — буквально `утешитель`). Мессию отождествляют даже с [[Иехуда hа-Наси|Иехудой hа-Наси]] (Санх. 98б). Иногда Мессией именуется Шалом (`мир`).
| + | |
- | | + | |
- | О чисто человеческой природе Мессии свидетельствует то, что рабби Акива признал Мессией Бар-Кохбу (хотя он же говорил, что Мессия займет престол рядом с Богом). Талмудический источник явно приписывает Мессии бессмертие (Сук. 52а), а мидраш (главным образом поздний) особо выделяет его среди бессмертных, пребывающих в раю. В мировоззрении законоучителей Талмуда Мессия не заменяет ни Бога, ни Торы. В 4 в. Гилель бен Гамлиэль отрицал приход Мессии (за что подвергся порицанию), не отвергая при этом грядущего избавления. В мидраше имеется утверждение, что подлинным избавителем явится не Мессия, а сам Бог.
| + | |
- | | + | |
- | Время прихода (''йемот hа-машиах'' - `дни Мессии`) также зависит от поведения народа. Впрочем, по господствующему в Талмуде мнению, существует крайний срок, никому не известный. Тем не менее и Талмуд и более поздние мудрецы делали предсказания, которые не сбылись.
| + | |
- | | + | |
- | Хотя Мессия и должен быть из рода [[Давид]]а, Талмуд упоминает также Мессию из рода [[Иосиф]]а или [[Эфраим]]а<ref>[http://kodesh.snunit.k12.il/b/l/l2605_052a.htm Сука 52А]</ref>, который подготавливает почву для Мессии из рода Давида и погибает в сражении с врагами Израиля. Идея Мессии из колена Иосифа («Мессия, сын Иосифа») и его гибели, возможно, навеяна образом Бар-Кохбы и поражением его восстания. В более поздних талмудических источниках национально-политические мотивы в значительной мере уступают место духовно-мифологическим.
| + | |
- | | + | |
- | === Представления о Машиахе в средневековье ===
| + | |
- | Средневековый иудаизм не получил в наследство от предыдущего периода еврейской истории цельной и последовательной концепции Мессии, мессианских времен и грядущего мессианского века. Хотя средневековое еврейское мессианство основывалось на более ранних источниках, оно является продуктом позднейшей мысли и исторического опыта.
| + | |
- | | + | |
- | Политическая неустойчивость и непрекращающиеся войны между Византией и Ираном привели на рубеже 6–7 вв. к появлению мессианской литературы, легшей в основу средневековых еврейских представлений о веке Мессии. В псевдоэпиграфической книге [[Зрубавел]]а описаны видения последних дней и прихода Мессии, которым должно предшествовать явление императора [[Армилус]]а (от имени первого римского царя Ромулус) — сына Сатаны и скульптурного изображения женщины. Он покорит весь мир, объединив его в служении Сатане (воплощенном в нем самом). Евреи во главе с Мессией из колена Иосифа, которому будет помогать женщина по имени Хефци-Ва, вступят в войну с Армилусом. И хотя этот Мессия будет убит, Хефци-Ва спасет Иерусалим, а ее сын, Мессия из дома Давидова, победит Армилуса, и начнется мессианский век. Возможно, книга Зрубавела написана под влиянием побед византийского императора Ираклия (в частности, над персами), которые казались еврею, живущему в Эрец-Исраэль, первыми шагами к созданию всемирной христианской империи. Мессия должен был победить не ослабленную и разделенную, но единую и мощную империю, в которой концентрируются все враждебные еврейству силы.
| + | |
- | | + | |
- | На основе книги Зрубавела сложилась обширная апокалипсическая литература, предвещающая войны Мессии, его победу и конец галута. Отличительной чертой этой литературы является отсутствие доктринального теологического элемента: апокалипсическое будущее только описывается, но не объясняется: вопрос о том, что должен делать еврей, чтобы способствовать грядущему избавлению, не затрагивается. В эпоху средневековья, когда в рамках иудаизма соперничали различные религиозно-идеологические течения, апокалипсическая литература была приемлемой в любой стране для всех евреев: философ-рационалист, мистик, каббалист или приверженец раввинистического традиционализма — все могли принять описание мессианского будущего, содержащееся в книге Зрубавела и сходных сочинениях. Некоторые произведения апокалипсической литературы относятся к еще более раннему периоду, чем книга Зрубавела. Одно из важнейших произведений апокалипсической литературы «Отот Машиах» («Знаки Мессии»): в нем перечислены события, которые должны предшествовать приходу Мессии. Литература такого рода оказала огромное влияние на средневековое еврейство.
| + | |
- | | + | |
- | Однако существовали и неапокалипсические концепции мессианского века. Большинство еврейских философов отвергали апокалипсические представления: однако [[Саадия Гаон|Саадия Гаон]] включил в свое сочинение «[[Эмунот ве-Деот]]» («Верования и воззрения») пересказ описания мессианских времен из книги Зрубавела. [[Маймонид]] и его последователи рассматривали приход Мессии как политическое освобождение еврейского народа, не связывая его с каким-либо космическим переворотом или апокалипсическими ожиданиями. Маймонид отождествил царство Мессии с государственным устройством, основанным на принципах иудаизма и еврейского религиозного права: утопический элемент мессианской идеи сведен к минимуму: в царстве Мессии каждый еврей сможет беспрепятственно предаваться созерцательному, философскому познанию Бога.
| + | |
- | | + | |
- | В сочинении «Иггерет Тейман» («Йеменское послание») Маймонид отвергал с этих позиций [[Мессианские Движения|мессианские притязания]] некоего йеменского еврея. Аврахам бар Хия (1065? —1136?), философ-рационалист, близкий к неоплатонизму, пытался в сочинении «Мегиллат hа-мегалле» («Свиток провидца») установить дату прихода Мессии с помощью астрологических вычислений.
| + | |
- | === Ожидание прихода Мессии ===
| + | |
- | Мессианские спекуляции и попытки вычислить дату прихода Мессии были постоянной чертой еврейской культуры в средние века и начале нового времени. Иногда эти даты совпадали с годами великих бедствий в истории еврейского народа ([[Крестовые Походы|крестовые походы]], [[«Чёрная Смерть»]], изгнание из [[Испания|Испании]], погромы [[Хмельницкий, Богдан|Б. Хмельницкого]]). Ожидания прихода Мессии неизменно оказывались тщетными: это объяснялось якобы недостаточной праведностью евреев, и устанавливалась новая дата его прихода. Так как одним из основных элементов мессианской концепции является предвидение «мессианских мук» (хевлей машиах), которые будут предшествовать приходу Мессии, наиболее трагические моменты еврейской истории (войны, гонения) неизменно сопровождались ростом мессианских настроений.
| + | |
- | | + | |
- | Иудаизму присуща вера в возможность прихода Машиаха каждый день. Согласно [[Маймонид]]у, этот принцип занимает 12 место среди «[[13 принципов веры]]»:
| + | |
- | {{Цитата|Безоговорочно верю в приход Машиаха, и, хотя он задерживается, я всё же каждый день буду ждать его}}
| + | |
- | | + | |
- | В древности, в случаях, когда было сомнение, кто должен быть царём (например, после междоусобной войны или если у царя не было прямого наследника, или если царская власть была по иной причине прервана) царя назначал пророк. Однако считается, что со времён разрушения [[Первый Храм|Первого Храма]] пророческий дар был утрачен. Выходом из положения является приход [[Илия (пророк)|пророка Илии]] (Элияһу һа-Нави), который не умер, а живым был забран на небо. Традиционно считается, что перед приходом Машиаха пророк Илия спустится на землю и помажет его на царствование. На праздники есть обычай ставить налитый бокал вина, пустую тарелку и приборы и оставлять открытую дверь в ожидании прихода пророка Илии, предвестника прихода Мессии.
| + | |
- | | + | |
- | Но если Маймонид старался придать мессианским чаяниям рационалистическую окраску, то среди сторонников движения [[Хасидей Ашкеназ]] были весьма распространены мессианские спекуляции. Правда, в своих экзотерических сочинениях лидеры движения, в том числе Элазар бен Иехуда из Вормса, указывали на опасность мессианских спекуляций и веры в [[Лжемессия|лжемессий]]. Однако в эзотерических сочинениях и ряде других источников содержатся свидетельства о широком распространении такой веры среди сторонников и лидеров движения Хасидей Ашкеназ.
| + | |
- | | + | |
- | Начиная с 13 в., особенно после публикации книги [[Зоhар]], мессианские спекуляции и вера в близкий приход Мессии становятся преимущественно достоянием [[Каббала|каббалистической]] литературы. Зохар следует аггадической традиции, рассматривая избавление не как результат имманентного прогресса истории, но как сверхъестественное чудо, связанное с постепенным озарением мира светом Мессии. Когда дух нечистоты будет изгнан из мира и Божественный свет беспрепятственно воссияет Израилю, свершится восстановление мировой гармонии, царствовавшей в [[Сад Эдемский|Саду Эдемском]] до грехопадения [[Адам]]а. Ничто не будет отделять творение от Творца. В последнем разделе книги Зоhар это пророчество дополняется предсказанием освобождения народа Израиля от всех ограничений, наложенных на него Торой в [[галут]]е: после искупления раскроется истинный, мистический смысл Торы, выражаемый символом Древа жизни и противопоставляемый Древу познания, в котором различаются добро и зло, положительные и отрицательные предписания.
| + | |
- | | + | |
- | Изгнание евреев из Испании (1492) сопровождалось небывалым ростом мессианских настроений: каббалисты с уверенностью предсказывали сроки прихода Мессии. Разочарование в этих несбывшихся предсказаниях повлекло за собой переосмысление мессианской идеи: мессианская тема стала предметом мистических спекуляций каббалистов [[Цфат]]а (см. [[Лурия, Ицхак Бен Шломо Ашкенази|И. Лурия]]. [[Витал, Хаим Бен Иосеф|Х. Витал]]), которые придали понятиям [[галут]]а и искупления универсальный космический смысл.
| + | |
- | | + | |
- | В [[Лурия, Ицхак Бен Шломо Ашкенази|лурианской]] каббале [[галут]] народа Израиля является лишь выражением великой космической катастрофы: на еврейский народ возлагается миссия восстановить с помощью Торы и мицвот совершенство мира, освободить искры Божественного света из плена, собственными активными усилиями приблизить искупление. Образ Мессии претерпевает известную трансформацию: Мессия не принесет избавления, но завершит его. Мессианские задачи возлагаются на весь еврейский народ. Новая интерпретация мессианизма способствовала развитию в еврейском народе чувства ответственности за свою судьбу и подготовила великое мессианское движение, возглавленное [[Саббатай Цви|Саббатаем Цви]].
| + | |
- | | + | |
- | == Лже-мессии в еврейской истории ==
| + | |
- | {{main|Лжемессия}}
| + | |
- | Вера в приход Мессии была частью повседневных чаяний и надежд, а с 1 в. н. э. вдохновляла [[мессианские Движения]], т.е. массовые движения, лидеры которых претендовали на роль Мессии.
| + | |
- | | + | |
- | О мессианских движениях и их вождях повествует [[Иосиф Флавий]] (Война 2:444–448). Одним из таких вождей был Иехуда Галилеянин, основатель движения [[Зелоты|зелотов]]. Вождем самого значительного из мессианских движений римского периода был [[Симон Бар-Кохба|Бар-Кохба]], который объявил себя Мессией и в [[131 год|131]]—[[135 год]]ах повёл своих сторонников на [[Бар-Кохбы Восстание|вооружённое восстание]] против [[Древний Рим|Рима]]. На монетах рядом с его именем фигурирует имя священника Элазара.
| + | |
- | | + | |
- | Многие мудрецы, в том числе и [[Рабби Акива]], поддержали восстание и провозгласили Бар-Кохбу потенциальным Мессией. Восставшим удалось освободить [[Иерусалим]], однако в конечном итоге восстание было жестоко подавлено императором [[Адриан]]ом. Неудача восстания серьёзно пошатнула веру евреев в близкий приход Мессии. Тем не менее, согласно [[Маймонид]]у, Бар-Кохба не являлся в полном смысле ложным Мессией, а скорее кандидатом на эту роль, не сумевшим её сыграть.<ref>[http://kodesh.snunit.k12.il/i/e511.htm#6 [[Маймонид]], Законы о Царях 11:2]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | О других претендентах на роль Мессии в 1 в. – начале 2 в. говорится в Талмуде. [[Филон Александрийский]] упоминает о мессианских чаяниях в связи с греческим переводом Пятикнижия (Чис. 24:17), где слово шевет (`жезл`, `скипетр`) переводится как «человек». Этот перевод свидетельствует о том, что уже в начале 3 в. до н. э. термин «сын человеческий» (см. [[Иисус]]) употреблялся в значении Мессия.
| + | |
- | | + | |
- | Мессианские чаяния в эпоху [[Второго храма]] получали различные интерпретации в зависимости от взглядов различных течений в иудаизме. Однако Мессия всегда рассматривался как человек, хотя и наделенный некоторыми сверхъестественными качествами, как орудие Бога, исполнитель Его воли, но не как спаситель-богочеловек в христианстве. Хотя происхождение Мессии из дома Давида постулировалось, претендент должен был доказать подлинность своих притязаний делами — в эпоху Второго храма невозможно было проследить генеалогию, восходящую к Давиду.
| + | |
- | | + | |
- | '''[[Саббатианство]]''' явилось выражением кризиса средневекового миросозерцания и провозвестником новой эпохи: отказ от пассивного ожидания пришествия Мессии и стремление приблизить наступление мессианского царства собственными человеческими силами, хотя и облеченные в средневековые идеологические формы, подготовили переход к светской концепции избавления, согласно которой народ должен взять свою судьбу в собственные руки.
| + | |
- | | + | |
- | Эта революционная концепция стала одновременно и новым выражением исконных мессианских чаяний еврейского народа, и отрицанием традиционных форм, которые эти чаяния принимали на протяжении веков после поражения мессианских движений эпохи Второго храма.
| + | |
- | | + | |
- | В целом, лжемессии в еврейской истории появлялись неоднократно и с переменным успехом. Наиболее известны объявившие себя мессией [[Давид Реувени]], [[Шабтай Цви]], [[Якоб Франк]]. В «[http://toldot.ru/rus_articles.php?art_id=413 Послании в Йемен]» Маймонид приводит список известных ему ложных мессий, действовавших в [[Йемен]]е, [[Ирак]]е, [[Франция|Франции]], [[Марокко]], [[Испания|Испании]] и др.
| + | |
- | | + | |
- | == Представления о Машиахе в современном иудаизме ==
| + | |
- | === В [[Религиозный сионизм|религиозном сионизме]] ===
| + | |
- | | + | |
- | Рав [[Кук, Авраам Ицхак|Авраам Ицхак Кук]] отождествил период создания [[Израиль|Израиля]] со временем «начала мессианского процесса» («Мессии из рода Иосифа») и подготовкой к конечному избавлению.
| + | |
- | | + | |
- | === В ортодоксальных кругах ===
| + | |
- | Отношение ортодоксального иудаизма к сионизму неоднозначно. Часть ортодоксальных мыслителей (например, [[Тейтельбаум, Йоэль|р. Тейтельбаум]]) считает, что сионизм, взяв на себя роль Мессии, подменил истинную религиозную идею избавления политическими целями; другие же полагают, что возвращение еврейского народа в Эрец-Исраэль должно стать началом избавления, которое завершится приходом Мессии (см. [[Алкалай, Иехуда Бен Шломо Хай|И. Алкалай]], [[Калишер, Цви Хирш|Ц. Х. Калишер]], [[Кук Аврахам Ицхак hа-Кохен|А. И. Кук]]).
| + | |
- | | + | |
- | В отличие от религиозно-сионистских кругов, видящих в создании Государства Израиль начало избавления (атхалта ди-геулла), фундамент, заложенный по Божьему промыслу человеческими руками, на котором Он воздвигает Свое здание, ортодоксальные круги, группирующиеся вокруг партии [[Агуддат Исраэль]], сохраняя строго традиционную концепцию Мессии, признают Государство Израиль как секулярное политическое образование и отвергают лишь мессианские претензии сионизма. Иудаизм как религия и цивилизация сохранился, несмотря на выпавшие на долю еврейского народа бедствия и испытания, в значительной степени благодаря непоколебимой вере в мессианское будущее.
| + | |
- | === В движении [[хасидизм]]е ===
| + | |
- | В раннем [[хасидизм]]е мессианские идеи каббалистов подверглись нейтрализации: непосредственной целью хасидизма стало не избавление народа, не активные действия против существования галута, но мистическое избавление личности. В этом сказалась реакция на крах саббатианского движения. В хасидизме каждый человек как бы становится Мессией своего собственного малого мира: мессианизм перестает быть активной исторической силой.
| + | |
- | | + | |
- | [[Хасид]]ы [[Хабад]]а считали Седьмого [[Ребе]] [[Шнеерсон, Менахем Мендл|М. М. Шнеерсона]] <ref>[http://www.moshiach.ru/moshiach/psak/45.html Постановление раввинов: Ребе — «Мошиах наверняка» (11 ноября 1997)]</ref> Мессией.<ref>[http://ru.youtube.com/watch?v=yejPJGYWqPw ВИДЕО: Любавический Ребе, Король Мошиах!]</ref> После смерти Ребе в [[1994 год]]у многие хасиды отказываются признать его физическую смерть.<ref>[http://www.moshiach.ru/moshiach/life/51 «Вечная жизнь главы поколения», Шолем Лугов]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | См. также {{Не переведено|:en:Chabad messianism|Мессианство в движение Хабад|текст= Мессианство в движение Хабад}}.
| + | |
- | === Реформизм ===
| + | |
- | В то время как [[Ортодоксальный Иудаизм|ортодоксальный иудаизм]] продолжает придерживаться традиционной концепции Мессии, [[Реформизм В Иудаизме|реформизм в иудаизме]] уже в 19 в. пересмотрел мессианскую доктрину в двух отношениях. Во-первых, идея Мессии была заменена идеей грядущих мессианских времен всего человечества.
| + | |
- | | + | |
- | Во-вторых, «узконациональная» вера в возвращение евреев в Сион была отделена от идеи мессианских времен, трактуемых в универсалистских гуманистических категориях. Эта универсалистская мессианская концепция нашла отражение в некоторых кругах еврейского социалистического движения.
| + | |
- | | + | |
- | Как сторонники реформизма, так и приверженцы [[Хаскала|Хаскалы]] считали, что коллективная мессианская задача еврейского народа состоит в распространении абстрактного монотеизма. Многие евреи, отошедшие от религии, видели в освободительных движениях 19 в. мессианский смысл.
| + | |
- | | + | |
- | == Мессия в еврейском фольклоре ==
| + | |
- | | + | |
- | Вместе с тем еврейский народ создал большое количество идиом и поговорок с упоминанием Мессии, выражающих сильное сомнение в том, что тот придёт очень уж скоро. Вот некоторые из них из еврейского фольклора Нью-Йорка:
| + | |
- | * Если сын придёт и скажет, что выучил все уроки, убрал у себя в комнате, постирал бельё, подмёл вокруг дома, приготовил семье обед, а теперь ещё хочет за так помыть папину машину, то скажут ''мешияхс цайт'' — времена мессии наступили!
| + | |
- | * Если слишком уж настаивают на чём-то, чего не желаешь делать, то еврей скажет ''ломир азой дерлебн мешиях'' — давайте доживём до прихода мессии, аналогично русскому «ждать до второго пришествия».
| + | |
- | * И напоследок: ''ме зол нор дерномен мешиях'', распространённое в хасидских [[квартал]]ах [[Нью-Йорк]]а «не будем поминать мессию всуе» — тоже не говорит о том, что мессию ждут с минуты на минуту.{{Нет АИ|18|05|2009}} С другой стороны, говорят - "We want mashiah now, we don't want to wait".
| + | |
- | | + | |
- | Рассказывают, что [[Магид (проповедник)|магид]] и чудотворец [[Зуся из Аннополя]] на вопрос учеников, почему он ложится спать в молитвенном покрывале ''талес'' {{lang-he|תלִית}} (''[[талит]]'') и с [[тфилин]], отвечал, что он ждёт приход Мессии, который может прийти в каждый момент, в том числе и ночью. И когда он придёт, то нельзя задерживаться, а нужно сразу пойти за ним, взяв лишь самое необходимое. А что необходимо еврею даже в лучшем мире — только принадлежности для молитвы.{{нет АИ|19|10|2010}}
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | {{Викицитатник|Мессия}}
| + | |
- | {{ElevenCopyRight|12735|Мессия}}
| + | |
- | | + | |
- | * [http://toldot.ru/rus/articles/art/987 Мессия в христианстве и иудаизм]
| + | |
- | * [http://toldot.ru/tora/articles/articles_5348.html?template=83 Мессия и лже-Мессия], материалы на toldot.ru
| + | |
- | * [http://www.moshiach.ru/ Сайт о Мошиахе (Мессии) в традиции Хабада], moshiach.ru
| + | |
- | * [http://www.machanaim.org/philosof/lev-lec/messiya.htm Мессия], Меир Левинов
| + | |
- | * [http://www.machanaim.org/philosof/lev-lec/phil22.htm Машиах], Меир Левинов
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Иудаизм]]
| + | |
- | [[Категория:Еврейское мессианство]]
| + | |
- | [[Категория:Идеи иудаизма]]
| + | |
- | | + | |
- | {{Link FA|pt}}
| + | |
- | | + | |
- | {{checked_final}}
| + | |