|
|
(9 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Мессианские движения в иудаизме]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Мессианские Движения''', в еврейской истории движения, вдохновляемые надеждой на приход [[Мессия|Мессии]] и наступление [[Избавление|избавления]]. Часто возглавлялись лицами, претендовавшими на роль Мессии. На протяжении веков, до эпохи [[Хаскала|Хаскалы]], вера в Мессию и страстное желание его скорейшего прихода были неотъемлемыми чертами еврейской религии. Однако эта вера не всегда вела к возникновению активного мессианского движения, а часто носила характер пассивного ожидания, принимающего иногда мистические и аскетические формы. Так, [[Хасидей Ашкеназ]] глубоко верили в скорый приход Мессии, однако их вера не приняла форму активного мессианизма. Отрицательное отношение к активным мессианским движениям нашло еще более яркое выражение во взглядах мистика [[Нахманид|Нахманида]] (13 в.), который считал страдания в этом мире залогом вознаграждения в мире загробном (см. [[Олам hа-Ба|Олам hа-ба]]). Не отрицая веры в Мессию и избавление, он не считал ее необходимым элементом иудаизма. Отрицательное или настороженное отношение к мессианским движениям характерно и для некоторых современных течений еврейской религии, в том числе в среде [[Ортодоксальный Иудаизм|ортодоксального иудаизма]]. Однако в отдельные периоды еврейской истории мессианские чаяния принимали форму активных мессианских движений. Одним из основных элементов еврейской мессианской веры является предвидение «родовых мук», которые будут предшествовать появлению Мессии (хевлей Машиах), — войн, гонений, голода, разрухи и т. п. Именно поэтому наиболее трагические моменты еврейской истории — [[Крестовые Походы|крестовые походы]], погромы [[Хмельницкий, Богдан|Б. Хмельницкого]] и т. п. — были периодами интенсивных мессианских брожений.
| + | |
- | | + | |
- | Мессианские движения в древности. Некоторые историки склонны считать первым мессианским движением события, связанные со [[Зрубавел|Зрубавелом]], происходившим из дома [[Давид|Давида]] и таинственно исчезнувшим в 519-м или 518 г. до н. э. Народному восстанию под харизматическим руководством [[Хасмонеи|Хасмонеев]] также присущи черты мессианского движения. Политическое и религиозное брожение в правление [[Ирод I Великий|Ирода]] и его преемников, а также римское владычество вызвали появление мессианских вождей. [[Иисус]] из Назарета был одним из многочисленных тогда претендентов на роль избавителя еврейского народа, казненных за это властями. За десять лет до рождения Иисуса Иехуда Галилеянин обращался к евреям с проповедями, в которых стыдил их за готовность платить налоги римлянам и подчиняться смертным владыкам, в то время как их единственный владыка — Бог. Иехуда и его единомышленник фарисей Цадок считаются основателями движения [[Зелоты|зелотов]], которые в борьбе с римлянами и правлением Ирода выработали концепцию немедленного осуществления царства Божия для народа, избранного Богом. В это смутное время выдвинулось множество религиозно-политических лидеров; некоторые из них, подобно Иисусу, считались чудотворцами. Так, приблизительно в 45 г. н. э., некто Тевда (Теудас) убедил многих евреев оставить имущество и последовать за ним к реке Иордан, обещая заставить воды реки расступиться перед ними: за веру в это он сам и многие из его приверженцев поплатились жизнью. Некий еврей из Египта, приобретший репутацию пророка, взошел в сопровождении около тридцати тысяч приверженцев на [[Масличная Гора|Масличную гору]] и оттуда попытался ворваться в Иерусалим и освободить город от римлян; многие из его последователей погибли от рук римлян. По-видимому, некоторые зелоты считали Мессией Менахема, сына Иехуды Галилеянина, а другие — [[Бар-Гиора Шимон|Шимона Бар-Гиору]]. Героизм, проявленный повстанцами во время [[Иудейская Война I|Иудейской войны I]], может быть правильно понят лишь на фоне мессианского подъема, охватившего еврейский народ в эти годы. Даже [[Иосиф Флавий]], старавшийся затушевать мессианскую подоплеку восстания, писал: «Больше всего побуждало их к войне неясное предсказание, также встречающееся в Священном писании, что в то время некто из их страны станет владыкой мира» (Война 6:312). [[Мёртвого Моря Свитки|Свитки Мёртвого моря]] позволяют заключить, что мессианские надежды были в центре духовной жизни [[Кумранская Община|Кумранской общины]].
| + | |
- | | + | |
- | Подавление антиримского восстания не положило конца мессианскому брожению, характеризовавшему еврейскую духовную жизнь этой эпохи, и уже через 40 лет, при императоре [[Траян, Марк Ульпий|Траяне]], еврейское восстание, во главе которого стоял мессианский лидер, охватило Египет, Киренаику и Ливию (115–117). Мессианский вождь Шимон Бар-Кохба (см. [[Бар-Кохбы Восстание|Бар-Кохбы восстание]]) возглавил антиримское восстание в Иудее в 132–135 гг., и, согласно преданию, его признал Мессией рабби [[Акива]]. В последующих поколениях основной целью мессианских движений становится чудотворное избавление еврейского народа и восстановление его былого величия. Приблизительно в 448 г. некий еврей на острове [[Крит]] объявил себя [[Моисей|Моисеем]] и обещал многочисленным евреям острова при помощи чуда переправить их в Иудею; в назначенный день он приказал своим приверженцам броситься в море, и многие из них погибли.
| + | |
- | | + | |
- | Мессианские движения в средние века. Новый подъем мессианских движений был вызван победами арабов и установлением мусульманских халифатов. Так, примерно в 645 г. некий еврей, утверждавший, что Мессия уже явился, собрал около четырехсот приверженцев, сжег три церкви и убил местного (видимо, византийского) представителя власти. Смутьяны и их семьи были перебиты, а лидер распят. Аналогичные выступления происходили в мусульманской [[Испания|Испании]] и в соседних странах в 8–9 вв. Наиболее значительной в мессианских движениях этого периода была секта исавитов, основанная в середине 8 в. в Персии (см. [[Иран]]) [[Абу-Иса, Ицхак Бен Яаков Ал-Исфахани|Абу-Исой ал-Исфахани]], который возглавил еврейское восстание и, по-видимому, погиб в бою у города Раги (современный Рей), где было разгромлено его десятитысячное войско. Секта продолжала существовать и после гибели ее основателя. В 8–9 вв. в Персии выдвинулась новая мессианская секта [[Иудганиты|иудганитов]]. В 720-м или 723 г. под влиянием притеснений халифа Омара II некий сириец Серини (или Серенус) объявил себя Мессией, обещая восстановление еврейского царства и изгнание мусульман. Подобно Абу-Исе и Иудгану, он отвергал некоторые предписания раввинистического иудаизма. Схваченный властями, он был выдан евреям для наказания; его приверженцы вернулись в общину. | + | |
- | | + | |
- | Во время [[Крестовые Походы|крестовых походов]] зверства крестоносцев вызвали широкое движение покаяния среди евреев Балкан. В Салониках в 1096 г. евреи и христиане сообщают о появлении пророка [[Илия|Илии]] и о всевозможных знамениях и чудесах. Евреи, ожидавшие немедленного избавления, забросили свои повседневные дела и стали готовиться к возвращению в Эрец-Исраэль. [[Маймонид]] сообщает, что Мессия, творящий чудеса, объявился во Франции или Испании где-то в 1060 г., а также, что примерно в 1100 г. некий Ибн Арье под впечатлением якобы виденного им вещего сна объявил себя Мессией, за что был изгнан из общины. В первой половине 12 в. мессианские брожения охватили почти все еврейские общины. По-видимому, в 1121 г. караимский коhен (см. [[Караимы]]) Шломо объявил, что через два с половиной месяца все евреи соберутся в Иерусалиме, ибо он сам и есть тот человек, которого ожидает народ Израиля. В 1120–21 гг. мессианские волнения охватили евреев Багдада под влиянием предсказаний некоей пророчицы. В 1127 г. в Фесе скорый приход Мессии возвещал Моше Дари, выдающийся талмудист, ученостью и благочестием которого восхищался Маймонид, не разделявший, однако, его мессианских иллюзий. Тогда же в еврейских общинах Северного Кавказа началось мессианское движение, распространившееся на Курдистан (см. [[Курдские Евреи|Курдские евреи]]), где некий Шломо объявил себя пророком Илией. Сын Шломо, Менахем, принявший имя [[Алрои, Давид|Давид Алрои]], был объявлен Мессией. Движение было подавлено, однако через несколько лет Алрои во главе отряда приверженцев из Курдистана, Ирана и Азербайджана попытался овладеть крепостью Амадия (ныне Ирак), чтобы превратить ее в центр движения. Попытка потерпела провал, и Алрои погиб (или был казнен). Секта менахемитов, веривших в мессианское предназначение Алрои, просуществовала в Азербайджане еще несколько столетий. Около 1172 некий йеменский еврей во время попыток насильственного обращения евреев в ислам объявил себя Мессией: Маймонид в «Иггерет Тейман» («Йеменском послании») рекомендовал евреям [[Йемен|Йемена]] объявить этого человека сумасшедшим и предать смерти. Тем не менее, многие местные евреи и даже арабы последовали за «мессией»: после года жизни в горах он был схвачен властями и убит.
| + | |
- | | + | |
- | В 1240-х гг. известия о приближении монголов вызвали подъем мессианских чаяний в Европе. В конце 13 в. каббалист (см. [[Каббала]]) [[Абулафия, Аврахам Бен Шмуэль|Аврахам бен Шмуэль Абулафия]] считал себя Мессией или его предвестником и рассылал апокалипсические воззвания. [[Адрет, Шломо Бен Аврахам|Шломо бен Аврахам Адрет]] выступал против некоего «пророка из Авилы», который возвещал пришествие Мессии в 1295 г. Жестокие преследования евреев в христианской Испании в 1391 г. вызвали там мессианские брожения. В окрестностях Бургоса появился пророк, предвещавший скорый приход Мессии. На диспуте в Тортосе (см. [[Диспуты]]) в 1413–14 гг. [[Крескас, Хасдай|Хасдай Крескас]] был обвинен в распространении слухов о рождении Мессии в одном из городов Кастилии. Падение Византии в 1453 г. вызвало подъем мессианизма во всей Европе. Среди насильственно обращенных в христианство евреев (анусим; см. [[Марраны]]) появились проповедники и проповедницы скорого прихода Мессии. Мессианские надежды были широко распространены накануне изгнания евреев из Испании как среди марранов, так и среди евреев, сохранивших верность своей религии. Даже после изгнания евреев многие испанские марраны продолжали выражать эту надежду, за что преследовались [[Инквизиция|инквизицией]].
| + | |
- | | + | |
- | Мессианские движения в 16–18 вв. 16 в. был ознаменован многочисленными мессианскими брожениями. В 1500–1502 гг. [[Леммлейн|Ашер Леммлейн]] проповедовал покаяние и возвещал близкий приход Мессии. С конца 15 в. слухи и письма из Иерусалима свидетельствовали о мессианских чаяниях среди евреев Святого города и их надежде на возвращение [[Колена Исчезнувшие|колен исчезнувших]]. [[Бертиноро, Овадия Бен Аврахам Яре|Овадия Бертиноро]] верил в существование еврейского царства за чудесной рекой [[Самбатион]]. Вызванные открытием Нового Света надежды на обнаружение исчезнувших колен, которые придут на помощь своим угнетенным собратьям, укрепились благодаря [[Реувени|Давиду Реувени]], объявившему себя отпрыском царского дома колена [[Реувен|Реувена]], которое якобы готово прийти на помощь европейским странам в борьбе с мусульманами и освободить таким образом Эрец-Исраэль (см. также [[Молхо, Шломо|Шломо Молхо]]). В те же годы мессианские надежды многих евреев были связаны с деятельностью [[Лютер, Мартин|Мартина Лютера]], в котором видели человека, пришедшего проложить путь Мессии постепенным отвращением христиан от их якобы идолопоклоннических веровании и обычаев.
| + | |
- | | + | |
- | В [[Цфат|Цфате]], в каббалистических кругах [[Лурия, Ицхак Бен Шломо Ашкенази|Ицхака Лурии]] и [[Витал, Хаим Бен Иосеф|Хаима Витала]], мессианские чаяния достигли высокого накала. Лурия верил, что в нем живет душа Мессии, сына Иосифа, и видел свое предназначение в том, чтобы подготовить пришествие Мессии, сына Давида, путем мистического исправления душ. По его вычислениям, мессианская эра должна была наступить в 1568 г. После смерти Лурии Хаим Витал объявил себя Мессией, сыном Иосифа, и проповедовал близкое пришествие Мессии, сына Давида. В 1574 г. Аврахам Шалом, объявивший себя Мессией из дома Давида, велел Виталу отправиться в Иерусалим и там ждать его в течение двух лет.
| + | |
- | | + | |
- | Мессианские чаяния каббалистов Цфата вдохновили в 1660-х гг. мессианское движение [[Саббатай Цви|Саббатая Цви]], которое затронуло большинство еврейских общин и вобрало в себя многие аспекты предыдущих мессианских движений. Однако приверженцы Саббатая Цви претерпели горькое разочарование, когда их лидер, устрашившись наказания, перешел в ислам, и большинство из них оставили движение. Антиномические и оргиастические элементы саббатианства дискредитировали движение в глазах широких масс.
| + | |
- | | + | |
- | Лишь незначительные группы евреев сохранили верность Саббатаю Цви. После его смерти некоторые из его последователей объявляли себя Мессией: [[Кардозо, Михаэль Аврахам|Михаэль Аврахам Кардозо]] и Мордехай бен Хаим из Эйзенштадта (1650–1729), прозванный Мохиах (Обличитель). Лейбеле Просниц (Иехуда Лейб бен Яаков Холлешау; 1670?–1730) проповедовал своеобразную версию саббатианства. Часть саббатианцев приняла ислам, образовав секту [[Дёнме|дёнме]]. В 18 в. мессианское движение [[Франк Яаков|Яакова Франка]] носило печать нигилизма, вседозволенности и разрыва связи между мессианизмом и Эрец-Исраэль.
| + | |
- | | + | |
- | Ученые расходятся во мнениях по вопросу — связано ли возникновение [[Хасидизм|хасидизма]] с мессианскими чаяниями или, напротив, представляет собой реакцию на мессианизм. Хасидизм провел разграничение между мессианской идеей избавления народа, которое целиком зависит от воли Бога, и личным избавлением, зависящим от усилий индивидуума.
| + | |
- | | + | |
- | В новое время представители [[Хаскала|Хаскалы]] и [[Реформизм В Иудаизме|реформизма в иудаизме]] склонны были рассматривать свою деятельность по распространению чистого и рационального монотеизма как своего рода мессианское движение. [[Цунц, Леопольд|Л. Цунц]] называл Мессией европейскую революцию 1848 г. Многие евреи, отошедшие от религии, видели светские освободительные движения 19 в. в ореоле мессианизма. [[Бубер, Мартин|М. Бубер]] связывал активное участие евреев в современных революционных и освободительных движениях с мессианскими традициями еврейства.
| + | |
- | | + | |
- | Сионистское движение (см. [[Сионизм]]) и создание Государства Израиль в значительной степени являются секуляризированными проявлениями мессианского движения. Именно этим во многом объясняется как само возникновение сионистской идеи, так и ее успех. Даже нерелигиозный сионизм, в том числе сионистское рабочее движение, носит черты, издавна присущие мессианским движениям: стремление к национальному освобождению и социальной справедливости, веру в конечную победу добра над злом. [[Бен-Гурион, Давид|Д. Бен-Гурион]] усматривал в слиянии социализма с сионизмом путь к осуществлению мессианских идеалов древних пророков Израиля и верил, что реализация этих идеалов в Государстве Израиль сделает страну «светочем для народов». Эти черты мессианских движений, присущие сионизму, обусловили отрицательное отношение к нему со стороны некоторых представителей ортодоксального иудаизма как в диаспоре, так и в самом Израиле ([[Агуддат Исраэль]] в период, предшествовавший [[Катастрофа Европейского Еврейства|Катастрофе]]; [[Наторей Карта|Наторей карта]]; Сатмарские хасиды и др.). С другой стороны, еще в 19 в. в рамках ортодоксального иудаизма возникла идея, что избавление находится в руках самого еврейского народа, возвращение которого в Эрец-Исраэль должно стать началом избавления, заключительным этапом которого будет приход Мессии (см. [[Алкалай, Иехуда Бен Шломо Хай|Иехуда Алкалай]], [[Калишер, Цви Хирш|Цви Хирш Калишер]], [[Кук Аврахам Ицхак hа-Кохен|Аврахам Ицхак hа-Кохен Кук]]). Эта концепция легла в основу идеологии религиозного сионизма (см. [[Мизрахи]], [[hа-Поэл hа-Мизрахи|hа-Поэл hа-мизрахи]], [[Национальная Религиозная Партия|Национальная религиозная партия]], [[Бней-Акива|Бней-Акива]]). Религиозное поселенческое движение Гуш Эмуним видит в заселении Иудеи, Самарии и полосы Газы деятельность, прямо направленную на осуществление мессианских чаяний. Некоторые представители как религиозного, так и нерелигиозного сионизма видят в этой позиции профанацию мессианских идеалов ([[Лейбович Иешаяху|И. Лейбович]]) или предостерегают против мессианских движений, неизбежно ведущих к краху иллюзий и разочарованию ([[Шолем, Гершом|Г. Шолем]]).
| + | |
- | | + | |
- | Тем не менее, во все периоды еврейской истории мессианские движения служили мощными стимуляторами исторической активности народа, вдохновляя его на героические действия и самопожертвование.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|12736|МЕССИАНСКИЕ ДВИЖЕНИЯ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Категории к расформированию:ТЕЧЕНИЯ И СЕКТЫ ИУДАИЗМА:Мессианские движения]]
| + | |