м |
|
(1 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Лютер, Мартин]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Лютер, Мартин''' (Luther, Martin; 1483, Эйслебен, Германия, – 1546, там же), один из основоположников протестантизма в христианской религии и крупнейший лидер немецкой [[Реформация|Реформации]].
| + | |
- | == Отношение Лютера к евреям ==
| + | |
- | === Начальный период ===
| + | |
- | | + | |
- | Отношение Лютера к евреям претерпело изменения на протяжении его жизни.
| + | |
- | | + | |
- | В первый период (приблизительно 1513–23 гг.) Лютер был склонен осуждать преследования евреев и рекомендовал «истинно христианскую» терпимость по отношению к ним.
| + | |
- | | + | |
- | В частности, в своем комментарии на Псалом 22 (примерно 1519 г.; /см. [[Псалмы]]/) Лютер осуждает проповедников, которые не способны ни на что, кроме как «преувеличивать проступки евреев по отношению к [[Иисус|Иисусу Христу]] и тем самым сеять озлобление против евреев в сердцах верующих».
| + | |
- | | + | |
- | Лютер резко осуждал конфискацию [[Талмуд|Талмуда]] и [[Раввинистическая Литература|раввинистической литературы]]. Заявляя, что не следует ожидать обращения всех евреев в христианство, он, тем не менее, надеялся, что многие евреи примут крещение после того, как услышат его проповеди.
| + | |
- | | + | |
- | Впервые Лютер специально обратился к еврейскому вопросу в памфлете «О том, что Христос родился евреем» (1523). Указывая, что евреи того же происхождения, что и основоположник [[Христианство|христианства]], Лютер заявлял, что они были правы в своем отказе принять «папское язычество» и что, если бы он сам был евреем, то, видя тех дураков и мошенников, которые учат христианству, предпочел бы превратиться в свинью, нежели стать христианином.
| + | |
- | | + | |
- | === Последующий период ===
| + | |
- | | + | |
- | Постепенно, однако, Лютер убедился, что евреи не намерены принять христианство и в его реформированном, «подлинном» виде. По этой или по какой-либо другой причине в его отношении к евреям начинает обнаруживаться враждебность.
| + | |
- | | + | |
- | В 1526 г. он жаловался на упрямство евреев, сохраняющих верность своему традиционному пониманию Святого Писания. Нападки Лютера на ростовщичество (см. [[Ссуда Денежная|Ссуда денежная]]) начали приобретать антиеврейский характер, а «Застольные беседы» (1530-е гг.) содержали частые жалобы на «неподатливых евреев с железным сердцем и упрямых, как дьявол».
| + | |
- | | + | |
- | Явно антиеврейский характер носят два памфлета — «О евреях и их лжи» (1542) и «О непроизносимом имени Божьем» (1543), где Лютер в полной мере следует средневековой антиеврейской литературе, повторяя ее полемические нападки на евреев как «отвратительных паразитов», «воров и разбойников, похищающих детей и отравляющих колодцы», и т. п.
| + | |
- | ==== Политические рекомендации ====
| + | |
- |
| + | |
- | Хотя бранные выражения характерны для полемики Лютера также против католической церкви, папы, князей, юристов и т. п., в случае евреев он предлагал применение практических мер — от принудительных работ до прямого изгнания. Многие из протестантских правителей принимали политические рекомендации Лютера.
| + | |
- | | + | |
- | В 1537 г. евреи были изгнаны из [[Саксония|Саксонии]]. Просьбы Иосельмана (см. [[Иосеф Бен Гершон Из Росхейма|Иосеф бен Гершон из Росхейма]]) вступиться за саксонских евреев Лютер отверг с доводом, что евреи не оправдали его дружелюбного отношения к ним. В Гессене было введено дискриминационное «Уложение о евреях».
| + | |
- | | + | |
- | == Антиеврейская позиция Лютера - исток травли евреев в течение столетий ==
| + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | Антиеврейская позиция Лютера вызвала разочарование и горечь в еврейских кругах, особенно в [[Германия|Германии]], и отрицательное отношение к Реформации, хотя среди деятелей реформационного движения были и лица (Генрих Буллингер в [[Швейцария|Швейцарии]], Андреас Озиандер в [[Нюрнберг|Нюрнберге]] и другие), критиковавшие выпады Лютера против евреев. Высказывания Лютера оказали формирующее влияние на враждебное отношение лютеранской церкви к евреям и в течение столетий вдохновляли [[Антисемитизм|антисемитизм]], служили истоком травли евреев и антиеврейской пропаганды, включая нацистскую.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|12537|ЛЮТЕР Мартин}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Христианство ]]
| + | |