Gorozmey (Обсуждение | вклад) |
|
(3 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ| ТИП СТАТЬИ = 1
| + | #redirect [[:ej:Люблин (еврейская община)]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ = 1
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Лю́блин''' - город в Восточной Польше.
| + | |
- | == До XVII в. ==
| + | |
- | | + | |
- | Первые сведения о посещении Люблина еврейскими купцами относятся к 14 в. В 1336 г. король Казимир III разрешил евреям селиться в предместье Люблина — Пяски (получило название Пяски Жидовские). Против права жительства евреев в Люблине возражали его христианские жители, опасавшиеся конкуренции в ремесле и торговле. Королевские власти пытались поддерживать евреев, даруя им различные привилегии, но под давлением католической церкви и христианского населения были вынуждены ограничивать их права. В 15-16 веках, благодаря проходившему через него торговому пути от Чёрного моря в Западную Европу, Люблин интенсивно развивается. Евреев то допускали в город, то изгоняли из него.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Так, в 1518 г. король Сигизмунд I запретил евреям проживать в Люблине, хотя он же предоставил им права и целый ряд привилегий в пригороде Люблина — Подзамче, а затем разрешил торговать в Люблине и освободил их от уплаты таможенной пошлины на границах Люблинского воеводства. Хотя в 1550 г. король Сигизмунд II Август разрешил евреям селиться в Люблине, в 1558 г. он утвердил изданное местными властями запрещение евреям селиться в пределах города.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Постоянная [[Община Еврейская|община]] возникла в Люблине во второй половине 16 в. Занятиями евреев были торговля (в том числе транзитная — между Речью Посполитой, Германией и Русским государством), ремесла (портняжное, скорняжное и другие), а также денежные операции. Напряженность в отношениях между евреями и христианами резко обострилась в конце 16–17 вв. под влиянием контрреформации в Польше. В Люблине заседал Трибунал (Верховный суд) Польши, рассматривавший, среди прочих, дела о [[Кровавый Навет|кровавых наветах]] (всего в 16–17 вв. было рассмотрено девять таких дел). Несколько случаев кровавого навета имели место в самом Люблине.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | В 16–17 вв. Люблин, прозванный Иерушалаим де-Полин (Польский Иерусалим), был одним из крупнейших центров духовной и общественной жизни польского еврейства. В Люблине заседал [[Ваад Четырёх Земель|Ваад четырех земель]]. С 16 в. Люблин — центр [[Книгопечатание|книгопечатания]]. Среди раввинов и глав иешив Люблина были крупнейшие раввинистические авторитеты: основатель метода [[Пилпул|пилпул]] в изучении [[Талмуд|Талмуда]], галахист [[Поляк, Яков|Я. Поляк]]; [[Шахна, Шалом|Ш. Шахна]], которого король Сигизмунд II Август назначил главным раввином Польши, и его ученик [[Иссерлес, Моше Бен Исраэль|М. Иссерлес]].В 1567 г. в Люблине была основана [[Иешива|иешива]], выборному ректору которой король предоставил полную независимость от раввина города. Люблинская иешива («гимназия») привлекала учащихся со всех концов Польши; из нее вышли многие выдающиеся законоучители.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == XVII век ==
| + | |
- | | + | |
- | В Люблине активно действовали иезуиты, в их типографии печатались антиеврейские памфлеты; в 1646 г. ученики иезуитской коллегии устроили еврейский [[Погромы|погром]] («школьный погром»), во время которого погибли восемь евреев; в 1650 г. по инициативе иезуитов аптекарям-евреям было запрещено обслуживать христианское население.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | В 17 веке в городе эпидемия уносит более 5 тыс. жизней. В 1656 г. русские войска и повстанцы [[Хмельницкий, Богдан|Б. Хмельницкого]], захватив Люблин, устроили (вопреки своему обещанию оставить население Люблина в покое за контрибуцию в десять тысяч злотых) массовую резню евреев, во время которой погибла почти вся община Люблина, а также много евреев из его окрестностей, искавших в городе прибежища. Затем город разрушили шведы. В дальнейшем положение города не улучшается, главным образом из-за [[Великая Северная Война|Северной Войны]]. Перестают проводиться люблинские ярмарки, купцы из Европы покидают город.
| + | |
- | | + | |
- | Короли Польши пытались восстановить общину Люблина. В 1669 г. евреи получили право торговли в Люблине, в 1696 г. они были уравнены в торговых правах с купцами-неевреями; в 1675 г. королевские власти взяли под свое покровительство их жизнь и имущество. Но из-за общего упадка экономической жизни Люблина евреи не смогли восстановить былого процветания и были вынуждены добывать себе средства существования, занимаясь в основном винокурением и виноторговлей.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == XVIII в. ==
| + | |
- | | + | |
- | В 18 в. усилились трения между еврейским и нееврейским населением города, пытавшимся вытеснить евреев с занятых ими экономических позиций.В 1703 году [[Август II]] дарует городу привилегии, уравнивающие его в правах с [[Краков]]ом. В 18 в. усилились трения между еврейским и нееврейским населением города. В борьбе с цехами ремесленников-неевреев в Люблине возникло объединение не организованных в цеха еврейских и христианских ремесленников. Король Станислав Понятовский в 1769 г. вновь утвердил права, дарованные евреям в Люблине прежними королями Польши. Однако в 1780 г. он же запретил евреям селиться в городе. Из-за общей политической анархии, господствовавшей в государстве, приказ этот не был осуществлен. В 1781 г. в Люблине проживало 4230 евреев (50% всего населения). В 1792 году город занимают русские войска.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == XIX в. ==
| + | |
- | | + | |
- | С 1795 г. Люблин находился под властью [[Австрия|Австрии]], затем вошел в состав Варшавского герцогства (1809–15), а с 1815 г. был включен в состав Царства Польского под властью России. В 1841 г. в Люблине еврейское население составляло 8468 человек (при общем населении города 14 322 человека), в 1908 г. — 31 721 человека (50,8% всего населения). С конца 18 в.— начала 19 в. Люблин — центр [[Хасидизм|хасидизма]] в Польше (см. [[Яаков Ицхак hа-Леви Горовиц|Яаков Ицхак hа-Леви Горовиц]]). Во второй половине 19 в. появились первые еврейские училища с преподаванием на русском или польском языках. В 1897 г. была основана первая школа с преподаванием на [[Иврит Язык|иврите]].
| + | |
- | | + | |
- |
| + | |
- | == ХХ в. ==
| + | |
- | | + | |
- | Евреи играли ведущую роль в хлебной торговле и ремеслах Люблина, превратившегося в важный экономический центр благодаря связям с русским рынком. Почти вся кожевенная промышленность Люблина находилась в руках евреев. С увеличением числа еврейских рабочих в Люблине возникли профессиональные союзы. Активно действовал [[Бунд]]. Во время революции 1905 г. Бунд организовал политическую демонстрацию в Люблине (сотни евреев — участников которой были брошены в тюрьмы).
| + | |
- | | + | |
- |
| + | |
- | Во время Первой мировой войны, когда Люблин был оккупирован австро-венгерской армией, евреи получили разрешение организовать две народные гимназии, театр на идиш (см. [[Каминьские]]). Ш. Б. Нисенбаум (1866–1926) основал газету на идиш «Люблинер тогблат».
| + | |
- | | + | |
- | В 1921 г. в Люблине проживало 37 337 евреев (34,7% всего населения), в 1939 г. — 37 830. Правительство независимой Польши (с 1918 г.) нередко проводило антиеврейскую политику, и евреи Люблина подвергались нападениям, организованными главным образом студентами местного католического университета. В Люблине действовали различные еврейские политические партии — от Бунда до Агудат Исраэль [[Агуддат Исраэль]].
| + | |
- | | + | |
- | Наиболее активны были партии, принадлежавшие к различным течениям [[Сионизм|сионизма]]. Существовали еврейские школы, библиотеки, драматические и оркестровые кружки, спортивные организации, издавался еженедельник на идиш «Люблинер штиме» (1922–38). Во всем мире пользовалась известностью иешива «Иешиват хахмей Люблин», возглавлявшаяся раввином города М. Шапиро (1887–1934).
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Холокост ==
| + | |
- | | + | |
- | Немцы, захватив Люблин 18 сентября 1939 г., вскоре (9 ноября) выселили состоятельных евреев в худшие кварталы города, часть евреев отправили в трудовые лагеря, а многих расстреляли. В начале оккупации немцы предполагали превратить Люблинское воеводство в «резервацию» для еврейского населения Польши и других стран, захваченных Германией. В апреле 1940 г. этот проект был отклонен. 10 марта 1941 г., после изгнания около десяти тысяч евреев из Люблина в окрестные местечки и деревни, в Люблине было официально учреждено [[Гетто|гетто]], население которого достигло 34 тысяч человек.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | 17 марта 1942 г. немцы начали массовое уничтожение евреев города. 30 тысяч человек были уничтожены в лагере смерти [[Белжец]], четыре тысячи — в «образцовом гетто» Майдан Татарский (9 ноября 1942 г.) и в [[Майданек|Майданеке]] (3 ноября 1943 г.). 300 евреев, находившихся в трудовом лагере в Люблине, были уничтожены немцами за несколько дней до освобождения Люблина от немецкой оккупации (июль 1944 г.). В Люблине существовал (с февраля 1940 г. по ноябрь 1943 г.) лагерь для польских военнопленных-евреев (попавших в плен в сентябре 1939 г.). Подпольной организации лагеря удалось устроить вооруженный побег нескольких групп пленных к партизанам. Остальные пленные были уничтожены в лагерях смерти.
| + | |
- | | + | |
- | 24 июля 1944 г. Люблин был освобожден от немцев и до января 1945 г. являлся временной столицей Польши; в этот период в Люблине действовал целый ряд еврейских общественных и культурных учреждений, в том числе Центральный комитет евреев Польши. Несколько тысяч евреев из Люблина, спасшихся в СССР в годы войны, вернулись в Люблин, но в 1946–50 гг. покинули его из-за враждебности местного населения. Клуб еврейского общества культуры существовал в Люблине до 1968 г., когда последние остававшиеся в Люблине евреи покинули Польшу.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Послевоенное время ==
| + | |
- | | + | |
- | 24 июля 1944 г. Люблин был освобожден от немцев и до января 1945 г. являлся временной столицей Польши; в этот период в Люблине действовал целый ряд еврейских общественных и культурных учреждений, в том числе Центральный комитет евреев Польши. Несколько тысяч евреев из Люблина, спасшихся в СССР в годы войны, вернулись в Люблин, но в 1946–50 гг. покинули его из-за враждебности местного населения. Клуб еврейского общества культуры существовал в Люблине до 1968 г., когда последние остававшиеся в Люблине евреи покинули Польшу.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | | + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=12528&query=ЛЮБЛИН Электронная еврейская энциклопедия]
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * [http://www.um.lublin.pl/pl/ Люблин ]
| + | |
- | * [http://www.lublin.pl Люблин]
| + | |
- | | + | |
- | Примечания
| + | |
- | {{Примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|12528|ЛЮБЛИН}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:История евреев Польши]]
| + | |
- | [[Категория:Евреи в Европе]]
| + | |
- | [[Категория:Населённые пункты по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Холокост]]
| + | |
- | [[Категория:Еврейские общины]]
| + | |
- | [[Категория:Евреи и иудаизм по странам]]
| + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |