|
|
(5 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Лунц, Лев]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Лунц, Лев Натанович''' (1901, Петербург, – 1924, Гамбург), русский писатель, литературный критик и публицист.
| + | |
- | === Биографические сведения ===
| + | |
- | | + | |
- | Сын провизора. В детстве обучался [[Иврит Язык|ивриту]] и основам [[Иудаизм|иудаизма]]. В 1918 г. окончил гимназию, в 1922 г. — филологический факультет Петроградского университета и был оставлен при романо-германском отделении для специализации по испанской литературе. В 1919–20 г. посещал Литературную студию, которой руководил Н. Гумилев.
| + | |
- | === Литературно-эстетические взгляды ===
| + | |
- | | + | |
- | Лунц — один из создателей и теоретик литературной группы «Серапионовы братья» (февраль 1921–27 гг.; см. также [[Каверин, Вениамин Александрович|В. Каверин]], М. Слонимский /см. [[Х. З. Слонимский]]/, [[Полонская, Елизавета Григорьевна|Елизавета Полонская]]), в которой представлял «западническое» крыло, боровшееся против психологизма и бытописательства русской беллетристики и драматургии и призывавшее к воскресению фабульных жанров и «трагической правды» в литературе.
| + | |
- | | + | |
- | В декларации «Почему мы «Серапионовы братья», статьях «О публицистике и идеологии» (обе 1922 г.), «На Запад!» (1923) и в предисловии к своей трагедии «Бертран де Борн» Лунц отстаивал принцип самоценности искусства, право художника служить ему, а не «публицистике», призывал к культивированию художественной формы, отрицал театр настроения, голого быта и реализма будней, противопоставляя ему театр движения, сценичности, страстей.
| + | |
- | === Драматургия ===
| + | |
- | | + | |
- | Эти литературно-эстетические взгляды Л. Лунца воплотились в его драматургии: пьесы «Вне закона», «Бертран де Борн», «Обезьяны идут» (все — 1923 г.), «Город правды» (1924, издана посмертно) и киносценарий «Восстание вещей» (1923; издан в 1925 г.).
| + | |
- | | + | |
- | Театр Лунца оказался созвучным театральной системе В. Мейерхольда, а пьеса «Обезьяны идут» предвосхитила «Носорога» [[Ионеско, Эжен|Э. Ионеско]].
| + | |
- | | + | |
- | Советские власти в пьесах Лунца обнаруживали явные параллели с современностью (например, предвидение кровавой диктатуры вождя, стоящего над законом) и запрещали их постановку, но за рубежом спектакли по ним пользовались большим успехом.
| + | |
- | | + | |
- | Остросюжетная новелла «Исходящая № 37» (1922), с нарочитым сплетением фантастики и реальности, и фельетоны, разоблачавшие «гримасы революции», а также библейские стилизации — рассказ «В пустыне» (1922) на тему [[Исход Из Египта|Исхода]] и повесть «Родина» («Еврейский альманах», 1923; посвящена В. Каверину) с ее внутренне противоречивой тягой к идеям [[Сионизм|сионизма]], — лишь то немногое, что было опубликовано из его прозы.
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на то, что творчество Лунца получило высокую оценку [[Горький, Максим|М. Горького]], Е. Замятина, [[Шкловский, Виктор Борисович|В. Шкловского]], [[Тынянов, Юрий Николаевич|Ю. Тынянова]] и других, попытки издать его сочинения в Советском Союзе в 1920-х и 1960-х гг. окончились неудачей (сборник избранных сочинений «Родина» и другие произведения», издан в Иерусалиме в 1981 г.).
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Имя Лунца в официальной критике и правящих кругах (после выступлений А. Луначарского в 1923 г. и А. Жданова в 1946 г.) превратилось в одиозное.
| + | |
- | === Противоречие между национальным самосознанием и любовью к России ===
| + | |
- | | + | |
- | Хотя Лунц всегда ощущал духовную близость к своему народу (выбор «древнееврейского языка» для одного из магистерских экзаменов; сотрудничество с театром [[«Хабима»]], предложившим ему заведовать литературным отделом; еврейские темы и реминисценции в творчестве; публикация в еврейском издании и т. д.), ему трудно было разрешить противоречие между национальным самосознанием («я — еврей, убежденный, верный, и радуюсь этому») и любовью к России, ее языку («моя родина — Россия, и родной мой язык русский»).
| + | |
- | | + | |
- | Это подтверждает ряд мест в переписке с родителями и М. Горьким (см. журнал «RLT» № 15, 1978).
| + | |
- | | + | |
- | В начале 1923 г. тяжело заболел и в июне того же года, добившись научной командировки в Испанию, уехал лечиться в Германию, где после революции проживали его родители. Умер от болезни мозга.
| + | |
- | | + | |
- | В 2003 г. в Москве вышел сборник «Обезьяны идут» Лунца, куда вошли его художественные произведения, переписка, публицистика и критические статьи.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|12508|ЛУНЦ Лев Натанович}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Евреи в России - Вклад в культуру и науку]]
| + | |