Лессинг, Готхольд Эфраим

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Лессинг - символ гуманизма)
(Перенаправление на ej:Лессинг, Готхольд Эфраим)
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Лессинг, Готхольд Эфраим]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Лессинг, Готхольд Эфраим''' (Lessing, Gotthold Ephraim; 1729, Каменц, Саксония, – 1781, Брауншвейг), немецкий драматург, мыслитель и литературный критик, один из ведущих представителей Просвещения в Германии.
+
-
=== Поборник принципа религиозной терпимости ===
+
-
 
+
-
Лессинг был поборником принципа религиозной терпимости. Уже в его раннем произведении — одноактной комедии «Евреи» (1749) — появляется, впервые в истории немецкого театра, положительный образ еврея. Лессингу пришлось защищать свою пьесу от упреков в несоответствии правде жизни, исходивших от гебраиста И. Д. Михаэлиса.
+
-
 
+
-
В 1754 г. Лессинг познакомился с [[Мендельсон, Моше|М. Мендельсоном]] и стал его другом и восторженным поклонником. Лессинг опубликовал без ведома Мендельсона его первое философское сочинение.
+
-
 
+
-
Общий интерес Лессинга и Мендельсона к эстетике стал источником их плодотворного сотрудничества, приведшего к опубликованию ими совместного труда «Поп-метафизик» (1755) и изданию журнала «Письма о новейшей литературе» (1759–65). До конца жизни Лессинг состоял в переписке с Мендельсоном, посвященной главным образом философским темам.
+
-
 
+
-
Мендельсон в значительной мере послужил прообразом героя последней пьесы Лессинга «Натан Мудрый» (1779), являющейся пламенным и красноречивым призывом к религиозной терпимости. Пьеса, основанная на заимствованной у Дж. Боккаччо притче о трех кольцах, аллегорически изображает [[Иудаизм|иудаизм]], [[Христианство|христианство]] и [[Ислам|ислам]] как трех сыновей мудрого отца, который, желая им блага, подарил каждому по кольцу.
+
-
 
+
-
Все три кольца равноценны, однако каждый из сыновей претендует на то, что лишь его кольцо подлинное. Еврей Натан представлен выразителем идеалов Просвещения: терпимости, общечеловеческого равенства и любви ко всему человечеству.
+
-
 
+
-
В книге «Эрнст и Фальк» (1780) Лессинг снова высказался в пользу равноправия евреев (см. [[Масоны]]).
+
-
=== Религии — как ступени нравственной эволюции человечества ===
+
-
 
+
-
Историю человечества Лессинг рассматривал как процесс постоянного совершенствования и восхождения от низших ступеней к высшим, а различные религии — как ступени нравственной эволюции человечества.
+
-
==== Миссия иудаизма как предшественника христианства ====
+
-
 
+
-
Иудаизм он считал второй, после язычества, ступенью этой эволюции; следующей ступенью является христианство, которое, в свою очередь, должно уступить место универсализму рациональной философии.
+
-
 
+
-
Эта точка зрения была выражена во фрагментах сочинений теолога-рационалиста Г. С. Реймаруса, опубликованной Лессингом в книге «К истории литературы» (1774) под названием «Вольфенбюттельские фрагменты неизвестного», в которых автор с точки зрения рационалистического деизма резко критиковал как [[Библия|Библию]], так и христианство в его церковном выражении, а также в последнем труде Лессинга «Воспитание человечества» (1780), посвященном вопросам религии. Монотеистическая и универсалистская миссия иудаизма как предшественника христианства завершена.
+
-
==== Идея избранности еврейского народа - начало религиозной нетерпимости ====
+
-
 
+
-
Критическое отношение Лессинга к иудаизму отразилось еще в пьесе «Натан Мудрый», один из героев которой обвиняет еврейскую религию в том, что она своей идеей избранного народа положила начало религиозной нетерпимости. В последние годы жизни Лессинг склонялся к пантеизму [[Спиноза, Барух|Б. Спинозы]]. Посмертное опубликование беседы Лессинга с немецким философом Ф. Г. Якоби (1785) стало причиной так называемого спора о Спинозе, в котором М. Мендельсон, друг Лессинга, пытался опровергнуть мнение об идентичности взглядов Лессинга пантеизму Спинозы.
+
-
=== Лессинг -  символ гуманизма ===
+
-
 
+
-
До конца жизни Лессинг оставался поборником равноправия евреев. В еврейской литературе периода [[Хаскала|Хаскалы]] Лессинг стал символом филосемитизма и подлинного гуманизма.
+
-
 
+
-
Высоко ценили Лессинга и евреи — деятели немецкой культуры (например, [[Риссер, Гавриэль|Г. Риссер]], [[Ауэрбах, Бертольд|Б. Ауэрбах]] и другие).
+
-
 
+
-
Пьеса «Натан Мудрый» неоднократно переводилась на [[Иврит Язык|иврит]] (Ш. Бахер, 1865, [[Готлобер, Аврахам Бер|А. Б. Готлобер]], 1875). Переведены на иврит также многие другие пьесы Лессинга.
+
-
 
+
-
Идейное и стилистическое влияние Лессинга на литературу Хаскалы было огромно и сравнимо лишь с влиянием Ф. Шиллера. В Германии 18 в. Лессинг был самым выдающимся борцом за религиозную терпимость и гуманизм.
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|12421|ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим}}
+

Текущая версия на 23:54, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Лессинг, Готхольд Эфраим
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация