|
|
(5 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Ленин, В.И (позиция в отношении евреев)]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Ленин''' (Ульянов) Владимир Ильич (1870, Симбирск, ныне Ульяновск, – 1924, Горки, ныне Ленинские Горки Московской области), основоположник большевизма, вождь Октябрьской революции 1917 г. в России, основатель и первый лидер советского государства.
| + | |
- | == Биографические сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | По мнению некоторых исследователей дед Ленина по матери, А. Д. Бланк, был еврей, принявшим православие<ref>{{книга
| + | |
- | |автор = Штейн М. Г.
| + | |
- | |часть =
| + | |
- | |заглавие = Ульяновы и Ленины. Тайны родословной и псевдонима
| + | |
- | |оригинал =
| + | |
- | |ссылка =
| + | |
- | |издание =
| + | |
- | |ответственный =
| + | |
- | |место = СПб.
| + | |
- | |издательство = ВИРД
| + | |
- | |год = 1997
| + | |
- | |том =
| + | |
- | |страницы = 10-46
| + | |
- | |страниц = 280
| + | |
- | |isbn = 5-89-559012-8
| + | |
- | }}
| + | |
- | </ref><ref>{{книга|автор= [[Петровский-Штерн, Йоханан|Yohanan Petrovsky-Shtern]]|часть= |ссылка часть= |заглавие= |оригинал= Lenin's Jewish Question|ссылка= http://yalepress.yale.edu/book.asp?isbn=9780300152104|викитека= |ответственный= |издание= 1-е|место= |издательство= [[Издательство Йельского университета|Yale University Press]]|год= 2010|volume= |pages= 224|allpages= |серия= |isbn= 9780300152104|тираж=}}</ref>. По другим сведениям, он происходил из семьи немецких колонистов, приглашённых в Россию Екатериной II<ref>Пейн Р. Ленин. М., 2008. С. 42.</ref>.
| + | |
- | == Позиция по еврейскому вопросу ==
| + | |
- | === Противник антисемитизма ===
| + | |
- |
| + | |
- | Многочисленные высказывания Ленина по еврейскому вопросу выражают его позицию, которая в большой мере определила политику советских властей по отношению к евреям, хотя на практике в нее вносились важные коррективы.
| + | |
- | | + | |
- | Ленин был решительным противником антисемитизма во всех его проявлениях и клеймил его как «гнусное раздувание расовой особенности и национальной вражды» («Проект резолюции о месте Бунда в РСДРП», 1903, Полное собрание сочинений /далее — ПСС/, т. 7, с. 245).
| + | |
- | | + | |
- | Он гневно осуждал еврейские [[Погромы|погромы]] (например, «Мобилизация реакционных сил и наши задачи» /далее — «Мобилизация...»/, 1903; в брошюре «Н. Ленин. О еврейском вопросе в России», 1924, с. 27, в ПСС не вошла) и утверждал, что «только совсем темные и забитые люди могут верить лжи и клевете, распространяемой о евреях» («О погромной травле евреев» /далее — «О погромной...»/, речь, записанная на граммофонную пластинку в 1919 г.; ПСС, т. 38, с. 242), и резко протестовал против антиеврейской политики царских властей, отмечая, что «наиболее угнетенная и затравленная нация — еврейская» («Критические заметки по национальному вопросу» /далее — «Критические...»/, 1913, ПСС, т. 24, с. 122).
| + | |
- | | + | |
- | Ленин неоднократно требовал предоставления полного равноправия евреям России, и по его инициативе большевистская фракция в 4-й [[Дума Государственная|Государственной думе]] (1912–17) внесла законопроект об отмене всех ограничений прав евреев, который предусматривал, в частности, ликвидацию [[Черта Оседлости|черты оседлости]], а также любых ущемлений их прав в области образования, государственной и общественной службы, приобретения и аренды имущества в городах и селах и т. д.
| + | |
- | === Личное отношение Ленина к евреям ===
| + | |
- | | + | |
- | Личное отношение Ленина к евреям было неизменно положительным, и ему даже принадлежат, по свидетельству современников, высказывания крайне филосемитского характера, например: «Мы [русские] — народ, по преимуществу талантливый, но крайне ленивого ума. Русский умник почти всегда еврей или человек с примесью еврейской крови» (М. Горький. «Владимир Ленин», 1924).
| + | |
- | | + | |
- | Ленин отказался конфисковать выпущенную массовым тиражом во время гражданской войны чрезмерно филосемитскую по содержанию прокламацию [[Горький, Максим|М. Горького]] «О евреях», несмотря на опасения, что она может стать антисемитским козырем в руках врагов революции (см. [[Диманштейн Шимон|Ш. Диманштейн]], предисловие к брошюре «Ленин о еврейском вопросе в России», 1924). | + | |
- | Позиция Ленина по еврейскому вопросу
| + | |
- | === Еврейство не отдельная нация ===
| + | |
- | Позиция Ленина по еврейскому вопросу была, вместе с тем, незначительной частью созданной им большевистской идеологии и всецело определялась интересами политической борьбы.
| + | |
- | еврейство как отдельную нацию
| + | |
- | В основе этой позиции был решительный отказ Ленина рассматривать еврейство как отдельную нацию, аргументированный доктринерским тезисом об обязательности для нации общности территории и языка. Ленин, вслед за К. Каутским, видел в евреях России и [[Галиция|Галиции]] лишь касту, обособленную вследствие навязанных им ненормальных условий существования («Тезисы по национальному вопросу», 1913, ПСС, т. 23, с. 319). Для Ленина идея еврейской нации всегда оставалась «сионистской, совершенно ложной и реакционной по своей сущности» («О положении Бунда в партии», 1903, ПСС, т. 8, с. 72). | + | |
- | === Сионизм больший враг, чем антисемитизм ===
| + | |
- | | + | |
- | Соответственным было отношение Ленина к сионизму, сторонников которого он постоянно клеймил как реакционеров или презрительно называл «патентованными представителями еврейской нации» («Мобилизация...», там же, с. 31).
| + | |
- | | + | |
- | Особенно резко реагировал Ленин на обращенные к евреям призывы сионистов не вмешиваться в русскую политическую борьбу и заняться собственными делами.
| + | |
- | | + | |
- | Несовместимость этой установки с его идеологической доктриной привела Ленина к чреватому серьезными последствиями выводу, что сионизм является большим врагом социал-демократии, чем антисемитизм («Мобилизация...», там же, с. 35), так как первый «отвлекал от революционной борьбы значительные культурные слои еврейского пролетариата», а второй «вел за собой лишь совершенно темные в культурном и политическом отношении элементы русского населения» («Мобилизация...», там же).
| + | |
- | === Еврейские погромы - помеха делу революции ===
| + | |
- | | + | |
- | Ленин еврейские погромы рассматривал прежде всего как помеху делу революции («Мобилизация...», там же; «О погромной...», ПСС, т. 38, с. 242–243; декрет Совнаркома «О пресечении в корне антисемитского движения», 1918, и другие), а сочувствие жертвам погромов не мешало ему называть их переживания «реакционно-паническим настроением» («Мобилизация...», там же).
| + | |
- | === Равноправие наций и ликвидация национального гнета — вопрос второстепенный ===
| + | |
- | | + | |
- | Ленин постоянно подчеркивал, имея в виду прежде всего еврейскую проблему, как наиболее острую в России, что для него национальный вопрос, то есть равноправие наций и ликвидация национального гнета — это вопрос второстепенный, который следует полностью подчинить потребностям классовой борьбы, экономического развития и государственно-административного управления (например, «Критические...», там же, с. 118, 119).
| + | |
- | === Еврейская национальная культур — враг пролетариата ===
| + | |
- | | + | |
- | С этих же позиций Ленин подходил и к проблеме еврейской национальной культуры, сама идея которой была для него совершенно неприемлемой. Ленин утверждал, что тот, «кто прямо или косвенно ставит лозунг еврейской `национальной культуры`, тот (каковы бы ни были его благие намерения) — враг пролетариата, сторонник старого и кастового в еврействе, пособник раввинов и буржуа» («Критические...», там же, с. 123; а также статьи «О национальной программе РСДРП», 1913, ПСС, т. 24, с. 225; «В трех соснах заблудились», 1916, ПСС, т. 30, с. 144; «Пункт программы в области национальных отношений» /далее — «Пункт программы...»/, 1919, ПСС, т. 38, с. 111; и другие).
| + | |
- | === Сторонник ассимиляции ===
| + | |
- | | + | |
- | В соответствии с этим Ленин решал и вопрос об [[Ассимиляция|ассимиляции]], резко критикуя непоследовательную позицию [[Бунд|Бунда]] в этом вопросе.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно Ленину, следует осуждать лишь насильственную ассимиляцию, связанную с национальным угнетением, с привилегиями одной нации и неравноправием других.
| + | |
- | | + | |
- | Ассимиляцию же добровольную, стихийную, связанную с конкретными обстоятельствами пребывания малой нации в среде крупной, Ленин приветствовал, считая ее прогрессивным явлением («Критические...», там же, с. 125).
| + | |
- | | + | |
- | Против ассимиляции, писал он, «могут кричать только еврейские реакционные мещане, желающие повернуть назад колесо истории... Против ассимиляторства никогда не кричали те всемирно-исторические прославленные лучшие люди еврейства, которые давали миру передовых вождей демократии и социализма» (там же, с. 126).
| + | |
- | ==== Противник культурно-национальной автономии ====
| + | |
- | | + | |
- | Ленин поэтому решительно возражал и против идеи культурно-национальной автономии («О культурно-национальной автономии», ПСС, т. 24, сс. 174–178). Ленин утверждал: «Борьба против всякого национального гнета — безусловно, да. Борьба за всякое национальное развитие, за «национальную культуру» вообще — безусловно, нет» («Критические...», там же, с. 132). Для Ленина требование безусловного равноправия евреев, в отстаивании которого он был неизменно последователен на протяжении всей жизни, предполагало их добровольную и безболезненную ассимиляцию. Образцом решения еврейского вопроса Ленин считал Европу, где, как он думал, «евреи получили полное равноправие и все больше сливаются с тем народом, среди которого они живут» («Национализация еврейской школы», 1913, ПСС, т. 23, с. 375).
| + | |
- | | + | |
- | Решающую роль в политике Ленина в еврейском вопросе после революции сыграло стремление использовать его в качестве одного из средств сохранения и упрочения власти большевиков. Ленин и раньше неоднократно отмечал, что процент евреев в демократическом и пролетарском движениях везде заметно выше процента евреев среди населения в целом (см., например, «Критические...», там же, сс. 122, 123). Поскольку специфические условия России сильно облегчали привлечение евреев на сторону революции, а в годы гражданской войны защита советской власти во многих случаях «сливалась для евреев с защитой от физического истребления» («Докладная записка Центрального бюро еврейских коммунистических секций ЦК РКП» в брошюре «Ленин и еврейский вопрос в России», 1924), Ленин был инициатором как выдвижения евреев на ведущие посты в государственном и партийном аппарате, так и объявления вне закона антисемитизма, погромщиков и подстрекателей к погромам (декрет Совнаркома от 1918 г., см. выше). Одновременно, принимая во внимание важность привлечения на сторону большевиков всей еврейской массы, которая представляла собой, особенно в бывшей черте оседлости, крупную этническую общность с собственной культурой и языком, Ленин одобрил создание специальных еврейских отделов в государственных и партийных органах ([[Еврейский Комиссариат|Еврейский комиссариат]], [[Евсекция]]) и признание [[Идиш Язык|идиш]] национальным еврейским языком. Ленин даже утверждал, что «со стороны рабочих тех наций, которые были при капитализме угнетателями, требуется особая осторожность к национальному чувству наций угнетенных (например, со стороны великороссов, украинцев и поляков по отношению к евреям...), содействие не только фактическому равноправию, но и развитию языка, литературы...» («Пункт программы...», там же, с. 111). Хотя эти меры носили тактический и временный характер, они в некоторой степени способствовали развитию еврейской национальной культуры и национального самосознания еврейских масс в СССР. Проводимая одновременно по указанию или при поддержке Ленина политика преследования сионистов, борьба против еврейской религии и традиций и запрещение [[Иврит Язык|иврит языка]] привели впоследствии к почти полному уничтожению еврейской культуры в СССР. Тем не менее, при жизни Ленина открытых проявлений антисемитизма в политике советских властей не было. Они появились лишь после его смерти и приобрели особенно явные формы вскоре после окончания Второй мировой войны и в последующие годы. Знаменательно, что при перезаписи в 1961 г. речей Ленина, записанных на граммофонные пластинки при его жизни, была исключена лишь речь, направленная против антисемитизма (см. выше). См. также: [[Коммунизм]], [[Россия]], [[Сталин|И. Сталин]], [[Евсекция]], [[«Космополиты»]], [[Антисемитизм]] и другие.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|12414|ЛЕНИН}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Евреи в СССР]]
| + | |