м |
|
(5 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Лаври, Марк]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Лаври, Марк''' (Lavry, Marc; 1904, Рига, – 1967, Хайфа), композитор и дирижер.
| + | |
- | === Биографические сведения ===
| + | |
- | | + | |
- | Рос в семье музыкантов. Учился в [[Рига|Риге]] (класс фортепиано Х. Шмидта) и [[Лейпциг|Лейпциге]] (дирижированию у Х. Шерхена /1891–1966/, сочинению у П. Гренера и Х. Грабнера, фортепиано у Р. Тайхмюллера). Брал также уроки композиции у А. Глазунова и дирижирования у [[Вальтер, Бруно|Б. Вальтера]].
| + | |
- | === Творческий путь ===
| + | |
- | | + | |
- | В 1927–32 гг. дирижировал оркестрами в Саарбрюккене и [[Берлин|Берлине]], писал музыку для балетных композиций Р. Лабана, для театра и кино, в 1932–35 гг. руководил оркестром Латвийской национальной оперы и симфоническим оркестром в Риге, гастролировал во многих странах Европы и в Египте.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Репатриировался в [[Эрец-Исраэль]] в 1935 г. В 1941–47 гг. был дирижером Палестинской народной оперы, в период [[Война За Независимость|Войны за Независимость]] — Народного симфонического оркестра.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | В 1950–59 гг. руководил музыкальной частью передач радиостанции Всемирной [[Сионистская Организация|сионистской организации]] Кол Цион ла-гола (`Голос Сиона для [[Диаспора|диаспоры]]`), с 1962 г. был дирижером Хайфского симфонического оркестра.
| + | |
- | === Особенности творчества ===
| + | |
- | | + | |
- | Лаври — один из первых авторов популярных в Израиле массовых песен 1930–50-х гг. В своем творчестве Лаври сочетал древние элементы ближневосточного [[Фольклорсодержание|фольклора]] (который он записывал и исследовал) с восточноевропейскими еврейскими мелодиями и, по его словам, стремился «воспевать Страну Израиля — юную, строящуюся, но также и древнюю, библейскую — столь далекую и столь близкую нам».
| + | |
- | === Произведения Лаври ===
| + | |
- | | + | |
- | Среди 349 произведений Лаври: оперы, в том числе первая опера на местную тему «Дан hа-шомер» («Страж Дан», 1945; либретто [[Брод, Макс|М. Брода]] по пьесе [[Шалом, Шин|Ш. Шалома]]), и «Тамар в-Ихуда» («Тамар и Иехуда», 1958); вокально-симфоническая оратория «Шир hа-ширим» («Песнь Песней»; либретто М. Брода), «Эстер» («Эсфирь», 1951–52), «Аводат hа-кодеш ле-шаббат» («Субботняя литургия», 1951–52), «Ал нахарот Бавел» («У рек Вавилонских»), «Менахем Мендл — фантазер» (по [[Шалом Алейхем|Шалом Алейхему]]); песни для хора с оркестром; сочинения для оркестра — четыре симфонии, в том числе «Варшавское гетто» (1945) и «Освобождение» (1949), посвященное героям Войны за Независимость, с хором на тексты израильских поэтов А. Бройдеса (1907–79) и [[Хамеири, Авигдор|А. Хамеири]]; симфонические поэмы «Эмек» («Долина», 1937, основанная на одноименной песне Лаври) и «Сталинград» (1943, первое исполнение — в 1946 г., Москва); сюита «Израильские сельские танцы» (1953), каприччио «Ба-шемеш» («На солнце», 1966); концерты для фортепиано (на израильские темы, 1945 и 1947 гг.), для скрипки, скрипки и альта, флейты, арфы, концертино для губной гармоники; музыка к спектаклям.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|12298|ЛАВРИ Марк}}
| + | |
- | | + | |
- |
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Музыка]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |