Космология в иудаизме

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Ast-al (Обсуждение | вклад)
м (1 версия)
(Перенаправление на ej:Космология в иудаизме)
 
(10 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
'''Космоло́гия в иудаи́зме''' — в статье рассматриваются проблемы взаимоотношения [[философия|философии]] и [[богословие|богословия]] [[иудаизм]]а с [[Космология|космологией]] (наукой о свойствах и эволюции [[Вселенная|мироздания]]) на различных этапах развития этой науки.
+
#redirect [[:ej:Космология в иудаизме]]
-
 
+
-
== Введение ==
+
-
Исследование данной темы связано с определёнными сложностями интерпретации:
+
-
* В иудаизме относительно слабо развита догматика, а с исчезновением [[Синедрион]]а нет и центрального органа, который мог бы сформулировать ортодоксальные представления о Вселенной. Поэтому ответ на вопрос «что думает иудаизм по данной проблеме» обычно содержит широкий спектр мнений различных толкователей.
+
-
* Сакральность текста затрудняет его толкование в духе устаревших представлений о Мире.
+
-
* Современный иудаизм требует определённого толкования древних текстов, зачастую отличного от современного академического. Это затрудняет реконструкцию взглядов древних иудеев.
+
-
 
+
-
== Библейский период ==
+
-
[[Файл:Sciap.jpg|thumb|right|300px|Попытка академической реконструкции библейской космографии известным астрономом [[Скиапарелли, Джованни Вирджинио|Дж. В. Скиапарелли]]. На рисунке обозначено: '''ABC''' — полог неба, '''ADC''' — кривая бездны, '''AEC''' — плоскость земли и морей, '''EEE''' — Земля, '''GHG''' — поддерживающий его твёрдый свод, '''KK''' — хранилище ветров, '''LL''' — небесные воды, источник дождя, '''M''' — воздушное пространство, где формируются тучи, '''NN''' — подземный водоём (соединён с морем протоками), '''PQP''' — жилище мёртвых ({{lang-he|«sheol», שאול}}), '''SS''' — море, '''xxx''' — источники из великой бездны.]]
+
-
 
+
-
[[Сотворение мира|Сотворение Мира]] по [[Книга Бытия|Книге Бытия]] прежде всего подчёркивает [[Космогония|космогонический]] аспект — весь Мир возник по частям в течение определённого периода времени, [[В начале сотворил Бог небо и землю|начиная с неба, земли]] и света и заканчивая человеком. Библия, в отличие от других древних сказаний, не знает [[теогония|теогонии]] — Бог существовал всегда, и по Его Воле возник Мир ({{Библия|Быт|1}})<ref name="genesis1">[http://www.machanaim.org/tanach/a-beresh/inda01_1.htm Библия в переводе Иосифона, гл. 1]</ref>.
+
-
 
+
-
Среди сотворённых предметов — небесная твердь ({{lang-he|«raki'a», רקיע}}, {{Библия|Быт|1:6}}), разделяющая нижние и верхние воды ({{Библия|Быт|1:7}}), а также небесные тела, которые установлены на небесной тверди ({{Библия|Быт|1:14}}). Светила призваны для знамений, времён, дней и годов, что, видимо, подразумевает понятие о дневном и годовом циклах небесных тел. «Твердь» ({{lang-he|«raki'a», רקיע}}, {{Библия|Быт|1:6,7,15,20}}) упомянута отдельно от небес, так что возникает неясность, говорится о том же или нет<ref>Это обсуждается уже Мудрецами Талмуда в [[Мидраш|мидраше]]"Берешит Раба" 4:1</ref>. Многие традиционные комментаторы до Нового времени понимали {{lang-he|«raki'a», רקיע}} как твёрдую сферу, хотя, возможно, и не совпадающую с небесами. Это, например, [[Раши]], [[Моше бен Нахман|Нахманид]] и [[Абрабанель, Дон Ицхак|Абрабанель]].<ref>[[Абрабанель, Дон Ицхак|Абрабанель]] приводит пять разных вариантов, один из них — всё, что относится к небу</ref>
+
-
 
+
-
[[Маймонид]] даёт свою точку зрения только намёком,<ref>[http://www.daat.ac.il/daat/mahshevt/more/b11-2.htm «Путеводитель Растерянных», 2:30]</ref> что породило много исследований. До недавних дней почти исключительной точкой зрения было, что Маймонид имел в виду какую-то часть воздуха<ref>Сара Кляйн-Бреслави в своей книге «{{lang-he|Pirush ha-Rambama lesipur briat ha-Olam}}» («Комментарий Маймонида к рассказу о сотворении мира», 1987) приводит точки зрения Моше Нарбони, Шем-Това, Эфоди; все они производят реконструкцию маймонидовской точки зрения, что книга Бытия раскрывает законы природы, совпадающие с картиной Аристотеля в его [[Метеорологика|Метеорологике]] Аристотеля</ref><ref>К такому же выводу проходит профессор Авиезер Равицкий в статье {{lang-he|«Sefer ha-meteorologika leAristo vedarkei ha-parshanut ha-maimonit lemaase bereshit»}}(«Метеорологика Аристотеля и маймонидовские методы толкования рассказа о сотворении мира», сборник {{lang-he|«Mahshevet Israel»}}, том 9, стр. 225)</ref><ref>Традиционный комментатор [[Малбим]] в [[XIX век]]е тоже утверждал, что Маймонид имел в виду атмосферу</ref>, но недавно появились новые аргументы в пользу того, что всё-таки имелось в виду твёрдое небо<ref>Известный израильский исследователь Маймонида Цви Лангерман ({{lang-he|[[:he:צבי לנגרמן|צבי לנגרמן]]}}) утверждает, что в традиционное понимание «[[Путеводитель растерянных|Путеводителя растерянных]]» закралась ошибка: под словом {{lang-ar|al-athar}} Маймонид имел в виду не книгу Аристотеля «Метеорологика», а «традицию», то есть, Мудрецов Талмуда. Тогда {{lang-he|«raki'a», רקיע}}, в принципе, может означать и твёрдое небо. Статья Лангермана появилась в юбилейном сборнике, посвящённом [[Пинес, Шломо|Шломо Пинесу]] ([[:en:Shlomo Pines|Shlomo Pines]]), часть 1, стр. 461—476 (1998) ({{lang-he|'''ספר  היובל לשלמה פינס במלאת לו שמונים שנה''', עורכים: משה אידל, זאב הרוי, אליעזר שביד;  האוניברסיטה העברית בירושלים, תשמ"ח, שני כרכים.}})</ref>.
+
-
 
+
-
Некоторые другие классические комментаторы Торы производили различие между «raki’a» и твёрдыми небесами, хотя и не сомневались в существовании последних. Так, [[Ибн Эзра, Авраам|Ибн Эзра]] (1089—1164) и рабби [[Кимхи, Давид|Давид Кимхи]] (1160—1235)<ref>Комментарий к {{Библия|Быт|1:6}}</ref> утверждали, что «raki’a» — это {{lang-he|«avir», אויר}} (воздух, пространство между нижней водой в морях и верхней водой в облаках); вслед за ними современное трaдиционно-академическое издание {{lang-he|[[:en:Da'at Miqra|Da'at Miqra]],דעת מקרא}} отождествляет «raki’a» с атмосферой. Полемику по толкованию небес и тверди подытожил традиционный комментатор [[Малбим]] в [[XIX век]]е: «Комментаторы строили замки на паутине, потому что думали, что звёзды находятся на твёрдом небе, но сейчас мы знаем, что они находятся в [[Эфир (физика)|эфире]]»<ref name="malbim">Малбим к {{Библия|Быт|1:7}}</ref>.
+
-
 
+
-
Небо образно описывается в Библии как полог над кругом земли ({{Библия|Ис|40:22}})<ref>В данном месте употреблено слово {{lang-he|«khug», חוג}}, которое, скорее всего, означает «круг», а не «шар». От этого же корня происходит инструмент плотника {{lang-he|«mekhuga», מחוגה}} для изготовления круглых предметов в {{Библия|Ис|40:22}}. См. [http://www.archive.org/details/astronomyintheol029390mbp Schiaparelli, Astronomy In The Old Testament (1905)], 2:14, сноска 1 на странице 24</ref>, поддерживаемый колоннами ({{Библия|Иов|26:11}}), в нём могут открыться окна<ref>{{Библия|Быт|7:11}}, по общему мнению образное выражение, как и «города укреплённые до небес» в {{Библия|Втор|1:28}}</ref>, по нему двигаются светила, как в книге [[Иисус Навин|Йеошуа (Иисус Навин)]], где он остановил Луну и Солнце ({{Библия|Нав|10:12-14}}). Хотя академическому исследованию библейских представлений о небе и Вселенной посвящена обширная литература, идентификация библейских названий планет, созвездий и звёздных скоплений сталкивается со значительными затруднениями. Кроме Луны и Солнца Библия, по мнению текстологов, упоминает [[Венера (планета)|Венеру]]<ref>{{Библия|Ис|14:12}},{{Библия|Иов|38:7}}</ref> и [[Сатурн (планета)|Сатурн]]<ref>{{lang-he|«kiyun», «kavan», כיון}} в {{Библия|Амос|5:26}} означает в других семитских языках Сатурн</ref>, [[Плеяды (звёздное скопление)|Плеяды]], [[Гиады (звёздное скопление)|Гиады]]<ref>Эти и некоторые другие созвездия предлагались в качестве перевода {{lang-he|«ash» עש}} и {{lang-he|«aish» עיש}} в  {{Библия|Иов|9:9}} и {{Библия|Иов|38:32}}</ref>, [[Возничий|Возничего]], [[Орион (созвездие)|Орион]] и [[Арктур]]<ref>{{lang-he|«kima» כימה}} и {{lang-he|«ksil» כסיל}} в {{Библия|Амос|5:8}}, а также в {{Библия|Иов|9:9}} и {{Библия|Иов|38:31}} переводятся по-разному в [[Септуагинта|Септуагинте]]</ref>, метеориты<ref>«Большие камни с неба», «камни града» в {{Библия|Нав|10:11}} могут оказаться метеоритами или градом</ref>. Нельзя исключить, что упоминаются также [[Юпитер (планета)|Юпитер]]<ref>Для слов {{lang-he|«gad», גד}} и {{lang-he|«meni», מני}} в {{Библия|Ис|65:11}} предлагались в кандидаты Юпитер и Сатурн</ref> и кометы<ref>«Столбы» в стихе «И дам Я знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столбы дыма» ({{Библия|Иоил|3:3}}) могут подразумевать кометы или метеоры.</ref><ref>[http://www.archive.org/details/astronomyintheol029390mbp Schiaparelli, Astronomy In The Old Testament (1905)]</ref>.
+
-
 
+
-
Про Землю в одних местах говорится, что она распростёрта<ref>слово от того же корня {{lang-he|רקע}}, что и {{lang-he|«raki'a», רקיע}}</ref> над водами<ref>{{Библия|Псалмы|136:6}}</ref>, в других — что Земля подвешена над пустотой<ref>{{Библия|Иов|26:7}}</ref>. Оба образа были столь популярны, что перешли из Библии в еврейскую литургию<ref>Первое встречается в ежедневных утренних [[благословение|благословениях]], второе — в поэтических молитвах ([[пиют]]ах) [[Йом-Кипур|Судного Дня (Йом-Кипур)]]</ref>.
+
-
 
+
-
== Талмудический период ==
+
-
 
+
-
{{История иудаизма|-2|518|имя=Мудрецов Талмуда}}
+
-
 
+
-
=== Устройство Вселенной ===
+
-
 
+
-
[[Талмуд]] не даёт систематического изложения взглядов Мудрецов Талмуда на природу неба, движения небесных тел и т. п. Вполне возможно, что разные авторитеты Талмуда в разных местах демонстрируют разные теории: практической астрономии, мистические или символические<ref name="sarfati">{{lang-he|הקוסמוגרפיה התלמודית,  תרביץ, לה (תשכ"ו), עמ' 135-148}}, Профессор Гад Бен-Ами Царфати ({{lang-he|[[:he:גד בן-עמי צרפתי|גד בן-עמי צרפתי]]}}), «Талмудическая космография», «Тарбиц», 1966, 35, (стр. 137—148)</ref>. О серьёзном влиянии греческой философии можно говорить только в связи с [[Филон Александрийский|Филоном]], взгляды которого остались вне еврейской традиции до [[XVI век]]а<ref>{{ЭЕЭ|14280|Филон Александрийский}}</ref>. Однако влияние [[История астрономии#Шумер и Вавилон|ассиро-вавилонской астрономии]] несомненно<ref name="sarfati" />, что выражается даже в современных названиях еврейских месяцев<ref>Иерусалимский Талмуд, Рош Ашана 1:5</ref>.
+
-
 
+
-
Небо, по Талмуду, твёрдое; небесные тела скользят по нему, производя шум и даже стружку, из-за этого днём звуки слышны хуже<ref>Вавилонский Талмуд, Йома, 20Б и Раши там же</ref>. Над небом находятся верхние воды; по одной из талмудических теорий, облака наливаются водой из верхних вод через дырочки в небесном своде<ref>По мнению рабби Йеошуа в Вавилонском Талмуде, Таанит, 9Б</ref>, по другой — вода испаряется из морей.
+
-
 
+
-
Согласно Талмуду, Земля имеет круглую форму и окружена со всех сторон водой. Так, [[агада]] описывает, что [[Александр Македонский]] поднялся и видел Землю как шар, а океан — как миску с водой<ref>Иерусалимский Талмуд, Авода Зара 3:1</ref>. Мудрецы Талмуда полагали, что Земля круглая, но, в отличие от греков, как и вавилоняне<ref name="sarfati" />, считали, что «нижняя» половина её находится в воде<ref>Комментарий Тосафот к Вавилонскому Талмуду, Авода Зара, 41А</ref>. Земля уподобляется в талмудической литературе глазу человека: белок глаза — океан, окружающий весь мир, зрачок — место обитания людей, главная точка в нём — Иерусалим<ref>Дерех Эрец Зута, глава 9</ref>. Другое сравнение — океан как миска с крышкой<ref>Мидраш Берешит раба, глава 1</ref>.
+
-
 
+
-
В силу такой картины Мудрецам Талмуда необходимо было ответить на вопрос, где Солнце ночью? В Талмуде сравниваются две теории: самих Мудрецов Талмуда и в соответствии с мнением мудрецов народов мира. По мнению Мудрецов Талмуда Солнце ночью возвращается к месту восхода над небом, а по мнению мудрецов народов — под землёй. Талмуд заключает, что народы мира более правы. Интересен решающий аргумент: потому что ночью источники теплее, чем днём,<ref name="pesahim9495">Вавилонский Талмуд, Песахим, 94-95</ref> что, по-видимому, означает, что Мудрецы Талмуда не осознали всех деталей геоцентрической картины Аристотеля.<ref name="sarfati" /> В других местах Талмуда картина описывается ещё подробнее: по рабби Элиэзеру, Солнце доходит до юго-западного угла неба, где у неба нет стенки, и возвращается по горизонтальному кругу за небом через север; по мнению рабби Йеошуа, Солнце поднимается над небом через окно и возвращается назад вертикально над небом<ref>Вавилонский Талмуд, Бава Батра, 25А-Б и Раши там же</ref>. Поскольку видимое место захода и восхода меняется ото дня ко дню, представление об отверстиях в небе расширяется: 365 окон сотворил Всевышний для солнца, 182 — на востоке, 182 — на западе, и ещё одно — посередине неба, откуда оно появилось при Сотворении Мира<ref>Иерусалимский Талмуд, Рош Ашана 2:4</ref>.
+
-
 
+
-
В серии рассказов вавилонского [[Амораи|амора]] Раба бар бар Хана он даже видит воочию окна:
+
-
<blockquote>Сказал мне один араб: «Хочешь, я покажу тебе место, где сходятся земля и небо?» Пошёл я туда и увидел, что в небе — окна. Положил я на окно свою корзину; пока помолился, корзина исчезла. Спросил я: «Что в этом месте есть воры?» — «Нет, это небесная твердь вращается, приходи на это же место завтра и найдёшь.»<ref>Вавилонский Талмуд, Бава Батра, 74А</ref> </blockquote>
+
-
 
+
-
[[Раши]] к данному месту поясняет, что здесь подразумевается, что твердь вращается с закреплёнными на ней созвездиями, как говорят мудрецы народов мира в трактате Песахим.<ref name="pesahim9495" /> Впрочем, по крайней мере, в одном месте приводятся обе точки зрения: «звёзды двигаются над твердью, а твердь покоится. А некоторые говорят, твердь движется вместе со звёздами.»<ref>Авот деРабби Натан, редакция бет, глава 43. издание Шехтера, стр. 120</ref>
+
-
 
+
-
Таким образом, Талмуд, как и Птолемей, ставит Землю в центр мироздания, хотя и с указанными выше отличиями: огибает ли Солнце земной шар и двигаются ли небесные тела по неподвижной сфере или вместе с вращающейся сферой.
+
-
 
+
-
В некоторых местах Талмуд утверждает множественность миров,<ref>18 000 миров в трактате Авода Зара 3Б.</ref> а также небес — два или более<ref>Вавилонский Талмуд Хагига 12Б. Упоминается также, что одно из небес — это raki’a, и на нём закреплены Солнце, Луна и звёзды</ref>. То же мы находим и в [[апокриф]]ических книгах; так, в славянской версии «[[Книга Еноха|Книги Еноха]]» говорится про «семь кругов», на которых находятся семь небесных тел примерно в том же порядке, что и у [[Птолемей|Птолемея]], правда, звёзды у Еноха ниже сфер, а не выше. Впрочем, с апокрифами всегда связаны проблемы нахождения правильных редакций<ref name="sarfati" />. Более того, апокрифические книги были отвергнуты основными течениями иудаизма. Так, [[Мишна]] фиксирует мнение [[Рабби Акива|рабби Акивы]], что изучающего «внешние книги» ([[Апокриф#Апокрифы Ветхого Завета|иудейская апокрифическая литература]]) постигнет небесная кара<ref>[[:he:s:משנה_סנהדרין_י|Талмуд, Мишна, Санхедрин 10:1]]</ref>. Поэтому описание мира ангелов и множественности небес в апокрифах, строго говоря, не относится к теме настоящей статьи, хотя начало тенденции можно уловить в [[Книга пророка Даниила|книге Даниэля]], единственной библейской книге, где встречаются имена ангелов ({{Библия|Дан|10:13}} и далее).
+
-
 
+
-
=== Практическая астрономия; гипотезы о природе небесных тел и небесных явлений ===
+
-
 
+
-
Главной задачей астрономии для Мудрецов [[Талмуд]]а было установление лунно-солнечного календаря. С этой целью проводились наблюдения за движением Луны и небесными событиями. Так, [[Гамлиэль II]] утверждает, что еще его деду [[Гамлиэль ха-Закен|Гамлиэлю старшему]] было известно значение средней длины лунного месяца в 29 дней 12 часов и 793/1080 часа<ref>Вавилонский Талмуд, [[Рош Ха-Шана]], 25А</ref><ref>В стандартном печатном тексте Талмуда: «Учли Мудрецы, однажды небо было пасмурно, и на двадцать девятый день появилось подобие луны. Народ хотел провозгласить Новомесячье, и тоже суд. Но сказал раббан Гамлиэль: Так я получил по традиции из дома отца моего отца, что луна возвращается '''не раньше''', чем через 29 дней 12 часов и 793/1080». Если речь идет о первом появлении Луны, то такая точность избыточна. Приведённое значение очень точно соответствует средней длине лунного месяца около начала нашей эры, но на практике примерно в половине случаев лунный месяц короче.</ref><ref>[http://www.pitt.edu/~brg/pdfs/brg_i_2.pdf Bernard Goldstein, «Ancient and Medieval Values for the Mean Synodic Month», Journal for the History of Astronomy, 34 (2003), 65-74.]</ref>. В знании о таком значении нет ничего сверхъестественного, оно содержится со ссылкой на [[Гиппарх]]а (II век до н. э.) в книге [[Птолемей|Птолемея]] «[[Альмагест]]» (II век н. э.)<ref>[[Клавдий Птолемей]]. [[Альмагест]]. М., Наука, 1998, Книга 7, IV.2</ref>. Кроме того, оно лежит в основе одной из двух вавилонских систем астрономических расчетов, известной как «Вавилонская система B», и было найдено на вавилонских глиняных табличках. Правда, данное значение выражено и у Птолемея, и в вавилонских текстах в иной форме, а именно в шестидесятиричной записи, что дало возможность некоторым исследователям построить гипотезу о независимой оценке длины лунного месяца у древних евреев<ref>[http://dioi.org/evols/engleson-part1.pdf Prof. Morris Engelson «Source of Hebrew Month Duration: Babylonian Science or Ancient Tradition?»]</ref><ref>[http://dioi.org/evols/engleson-part2.pdf Prof. Morris Engelson «Hebrew Month: Information from Almagest?»]</ref>. Впрочем, Талмуд не скрывает, что раббан Гамлиэль «изучал греческую мудрость, так как был близок к дому императора»<ref>Вавилонский Талмуд, Сота, 49Б</ref>. Древние вавилоняне пришли к довольно точному значению средней длины месяца уже в пятом веке до нового исчисления, примерно за двести лет до Гиппарха<ref>[http://www.pitt.edu/~brg/pdfs/brg_i_1.pdf. Bernard Goldstein, «On The Babylonian Discovery of the Periods of Lunar Motion», Journal for the History of Astronomy, 33 (2002), 1-13.]</ref>.
+
-
 
+
-
Больше всех Мудрецов Талмуда известен астрономическими познаниями Шмуэль из Нехардеи ([[:en:Samuel of Nehardea|Samuel of Nehardea]]), получивший даже прозвище «Ярхинай» («Лунник»). Он сумел вычислить [[еврей]]ский календарь на 60 лет вперёд, будучи в Вавилоне, хотя обычно его определяли в Палестине<ref>Вавилонский Талмуд, Хуллин, 95Б</ref>. Шмуэль обсуждал астрономические вопросы с вавилонскими мудрецами<ref>Вавилонский Талмуд, Шабат, 156Б и Раши там же</ref> и заявил даже, что небо известно ему как тропинки в родной Нехардее, одного лишь одного он не понимает: что такое падающие звёзды ({{lang-he|«zikin», זיקין}}, вариант: кометы — {{lang-he|«kochava deshavit», כוכבא דשביט}})?<ref>Вавилонский Талмуд, Берахот, 58Б</ref> Другие Мудрецы Талмуда предлагают ответы на этот вопрос: например, что это — свет с той стороны неба. Из этого видно, что небо считалось твёрдым и непрозрачным. Учение Шмуэля дошло до нас в виде «Барайта деШмуэль»<ref>Пирке дерабби Элиэзер, главы 6-7</ref>. Точное время составления Барайты неизвестно. Скорее всего, она пополнялась на протяжении длительного времени, так как содержит пример расчёта для такой поздней даты как [[766 год]]<ref>[http://www.pitt.edu/~brg/pdfs/brg_i_5.pdf Bernard Goldstein, «Astronomy and the Jewish Community in Early Islam», Aleph, 1 (2001), 17-57.]</ref>.
+
-
 
+
-
Фазы Луны Талмуд объясняет тем, что рядом с Луной находятся два облака и периодически закрывают её<ref>Мидраш Ялкут Шимони, к Иову 38:9</ref>. В Талмуде встречаются и другие астрономические гипотезы: что в [[Плеяды (звёздное скопление)|Плеяд]] больше звёзд, чем видит глаз, а именно — сто<ref>Вавилонский Талмуд Берахот 48 и Рош Ашана 11Б</ref> (сейчас Плеяды считаются скоплением многих сотен звёзд), что всего звёзд очень много<ref>Вавилонский Талмуд, Берахот 32Б</ref>, что бывают звёзды, которые не светят<ref>Вавилонский Талмуд Песахим 2А</ref>. Рабби Йеошуа упоминает звезду, «появляющуюся раз в семьдесят лет и сбивающую кормчих с пути»<ref>Вавилонский Талмуд, Орайот, 10А</ref>; возможно, он имел в виду комету с малым периодом обращения<ref>Так, период обращения [[комета Галлея|кометы Галлея]] составляет от 74 до 79 лет</ref>.
+
-
 
+
-
== От Талмуда и до Коперника ==
+
-
 
+
-
=== Споры между сторонниками традиционных талмудических и научных представлений ===
+
-
 
+
-
В эпоху [[Гаоны|гаонов]] евреи испытали влияние расцвета [[ислам|мусульманской]] цивилизации. В частности, многие еврейские мудрецы этого периода, изучавшие науки и философию (включая [[Маймонид]]а, [[Герсонид]]а, [[Крескас, Хасдай|Крескаса]], [[Альбо, Йосеф|Йосефа Альбо]]) были хорошо знакомы с системой Птолемея в арабском переводе — «[[Альмагест]]ом».<ref name="sarfati" />
+
-
 
+
-
Так, [[Саадия Гаон]] описывает представления рабби Йеошуа и рабби Элиэзера, что они оба были согласны, что ночью Солнце над Землёй и скрыто непрозрачным небом, и разошлись только, как оно возвращается к вратам востока, чтобы появиться вновь. 
+
-
<blockquote>— Но у нас сейчас принято считать — продолжает Саадия Гаон, — что и Земля и небо шарообразны, что Земля — как точка внутри неба, и что Солнце ночью не видно, так как оно находится с другой стороны Земли.<ref>Комментарий Саадии к книге Йецира, стр, 49-50 парижского издания Ламберта 1891 года.</ref><ref name="sarfati" /></blockquote>
+
-
 
+
-
Подобные вещи писали рав Шрира Гаон и рав Хай Гаон,<ref>Оцар Гаоним, Песахим, стр. 88</ref><ref name="sarfati" /> а [[Хананель бен Хушиэль|Рабейну Хананель]] в комментарии к уже несколько раз упомянутому месту из трактата Песахим всё ещё держится за талмудические представления: «хотя в наше время наблюдатели звёзд и отрицают, мы не слушаем их, а только Мудрецов Талмуда».<ref name=autogenerated1>Вавилонский Талмуд, Песахим, 94</ref>
+
-
{{История иудаизма|640|390|имя=гаонов}}
+
-
Примерно те же тенденции продолжались в эпоху [[ришоним]]. [[Маймонид]] пишет: <blockquote>Не требуй от меня согласиться со всем, что говорили о свойствах неба Мудрецы Талмуда. В то время науки не получили должного развития, и Мудрецы говорили это не по пророческой традиции, а то, что усвоили от мудрецов народов того времени.<ref>«[[Путеводитель растерянных]]», 3:14</ref></blockquote> Так, трение Солнца о небо, описанное в Талмуде, Маймонид приписывает влиянию школы [[Пифагор]]а.<ref>«[[Путеводитель растерянных]]», 2:8</ref>
+
-
 
+
-
Опираясь на стих «из сынов Иссахаровых (пришли) люди разумные, которые знали, что когда надлежало делать Израилю, — их было двести главных» ({{Библия|1Пар|12|-32}}), он полагает, что у древних евреев знания по астрономии были, но оказались утраченными. В целом Маймонид считает, что доказанная истина самодостаточна, поэтому неважно, от кого именно она получена — от еврейских ли пророков или от греческих учёных.<ref>Например, [[s:he:רמב"ם הלכות קידוש החודש יז|Мишне Тора. Законы о Новомесячьи, 17:24]]</ref>
+
-
 
+
-
[[Файл:Galgalim gans.JPG|thumb|left|170x|Схема геоцентрической системы мира (из книги [[Ганс, Давид|Давида Ганса]] «Нехмад венаим», [[XVI век]]). Подписаны сферы: воздух, Луна, Меркурий, Венера, Солнце и выше. Про самую внешнюю автор сообщает, что есть сомнения, существует ли она. На ней не было ничего, но она отвечала за [[предварение равноденствий]].]]
+
-
<table><tr><td><gallery caption="Иллюстрации анонимного автора к «Законам о Новомесячьи» Маймонида" align="center">
+
-
Файл:LunarPhasesMaimonides.jpg |Объяснение лунных фаз.
+
-
Файл:LunarSunMovement.jpg|Объяснение колебаний длины периода невидимости Луны с помощью эксцентров — кругов со сдвинутым центром.
+
-
Файл:MajmonidEpicyclesEccentrics.jpg|Схема теории эпициклов.
+
-
</gallery></td><td></table><br clear="both" />
+
-
 
+
-
Большой вклад в развитие европейской астрономии внесли еврейские астрономы Исаак Бен Сид и Иегуда бен Моисей Коэн, которые в 1252—1270 годах в христианском [[Толедо]] под патронажем короля Леона и Кастилии [[Альфонсо X (король Кастилии)|Альфонсо X Мудрого]] составили [[Альфонсинские таблицы]]<ref>Chabas J., Goldstein B.R. The Alfonsine tables of Toledo. Dordrecht/Boston/London: Kluwer Academic Publishers, 2003. C. 244.</ref>.
+
-
 
+
-
Однако, несмотря на широкое распространение научных астрономических знаний, некоторые авторы продолжали придерживаться системы Талмуда, вплоть до вычисления толщины неба по длительности сумерек. В их числе, например, авторитетный раввин [[Рабейну Там]] из группы [[Тосафот]]. Те же взгляды повторяет со ссылкой на него крупнейший авторитет [[Галаха|галахи (еврейского закона)]] рабби [[Шломо бен Адерет|Шломо бен Адерет (РАШБА)]] (1235—1310).<ref>В комментарии к вавилонскому Талмуду, Шаббат, 34Б</ref> Те же взгляды приписывают и учителю РАШБА — самому [[Нахманид|Нахманиду (рабби Моше бен Нахман, РАМБАН)]].<ref>По комментарию р. Видала ([[XIV век]]) «Магид Мишне» к Кодексу Маймонида [[Мишне Тора]] (Законы Шабата 5:4)</ref>
+
-
 
+
-
Противоречия между более традиционной школой Нахманида и более научно-ориентированной школой Маймонида не были секретом. Так, комментатор [[Мишне Тора]] Р. Авраам бен Моше ди Ботон (1545—1588), автор «Лехем Мишне», комментария на «[[Мишне Тора]]», замечает, что непонятно, почему Рабейну Там и его последователи всё ещё пользуются теорией сумрачного тоннеля, когда сами Мудрецы Талмуда признали свою неправоту.
+
-
 
+
-
В средневековых памятниках мистической литературы иудаизма утверждается не только шарообразность Земли, но и то, что она одинакова в разных местах; с другой стороны, тоже живут люди, как и у Аристотеля.<ref>[[Книга Зоар]], часть 3, стр. 10-11</ref> В более позднее время была даже сделана попытка, не поддержанная академическими исследователями, истолковать данное место [[Книга Зоар|Книги «Зоар»]] как указание на вращение Земли вокруг своей оси.<ref name="seferhabrit">Рабби Пинхас Элияу Горовиц (1765—1821), [http://www.hebrewbooks.org/43670 «Сефер абрит»], 1:9:12</ref> О картине Мира в представлениях еврейских мистиков см. статью [[Каббала]].
+
-
{{История иудаизма|1038|455|имя=ришоним}}
+
-
 
+
-
=== За и против Аристотеля ===
+
-
 
+
-
Особое место в иудейских представлениях об устройстве природы (как и в мусульманских и христианских) занимало учение [[Аристотель|Аристотеля]]. Наибольшая роль в его пропаганде среди иудеев принадлежит [[Маймонид]]у, который в работе «[[Путеводитель растерянных]]» сделал попытку примирить Аристотеля с [[Тора|Торой]]. Так, Маймонид утверждает, в соответствии с книгами греческих мудрецов, что всего сфер девять, и даёт им имена из Библии: Шамаим (небо), Ракиа (небосвод), Звуль (жилище) и Аравот (смешения). Сферы прозрачны и плотно прилегают друг к другу, не оставляя пустоты.<ref name="yesodey3">[http://www.rambaminrussian.org/text_files/yesodey3.htm Маймонид. «Мишне Тора», раздел «Законы основ Торы». Глава третья.]</ref> Материал этих сфер отличается от материала всех земных тел.<ref name="yesodey2">[http://www.rambaminrussian.org/text_files/yesodey2.htm Маймонид. «Мишне Тора», раздел «Законы основ Торы». Глава вторая.]</ref>
+
-
 
+
-
Сам факт наблюдаемого движения сфер используется Маймонидом как доказательство существования Всевышнего.
+
-
<blockquote>Он управляет сферой мироздания при помощи беспредельной и беспрерывной силы. Ибо сфера эта постоянно вращается. И невозможно, чтобы она вращалась сама по себе. А Он, Благословенный, вращает её без руки и без тела.<ref name="yesodey1">[http://www.rambaminrussian.org/text_files/yesodey1.htm Маймонид. «Мишне Тора», раздел «Законы основ Торы», Глава Первая.]</ref></blockquote>
+
-
Сам Всевышний, однако, совершенно свободен от всех материальных и позитивных атрибутов, про него нельзя сказать, что Он находится в пространстве или времени.<ref name="yesodey1" /> Сферы мироздания, вложенные друг в друга, ассоциируются с иерархией ангелов. Сферы являются одушевлёнными существами, находящимися в совершенном вращательном движении по собственной свободной воле с помощью соответствующего ангела.<ref name="yesodey3" /><ref name="yesodey2" /><ref>[[s:en:The Guide for the Perplexed (Friedlander)/Part II/Chapters#CHAPTER IV|Путеводитель растерянных. Первая часть. Главы 4-6]]</ref>
+
-
 
+
-
Несколько отличную позицию занимал [[Бен Гершом|Леви Бен Гершом (РаЛБаГ, Герсонид)]]. На словах во всём соглашаясь с Аристотелем, он глубоко переосмыслил его физическое учение. Это касается, например, теории Аристотеля о естественном месте тел, согласно которой для воздуха и огня естественно быть вверху, а для воды и земли — внизу. По Герсониду, все тела стремятся к центру Земли, просто одни стремятся сильнее, а другие — слабее<ref>Glasner R., «Gersonides' Theory of Natural Motion», Early Science and Medicine, 1, 1996, pp. 151—203; Glasner R.,
+
-
«Gersonides on Simple and Composite Motion», Studies in History and Philosophy of Science, 27, 1996, pp. 545—584.</ref>. Наконец, [[Крескас, Хасдай|Хасдай Крескас]] вообще отвергал философию Аристотеля, считая, что она накладывает слишком большие ограничения на всемогущество Господнее<ref>Wolfson H.A., «Crescas' Critique of Aristotle. Problems of Aristotle’s Physics in Jewish and Arabic Philosophy». Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 1929.</ref>. Так, Крескас подверг сомнению постулат Аристотеля, что тела без постоянно действующей на них силы останавливаются; предположил существование пустоты. В вопросе о естественном месте тел он разделял взгляды Герсонида.
+
-
[[Файл: Jacobstaff.JPG|150px|thumb|left|[[Посох Якова]] — астрономический инструмент для измерения углов на небесной сфере, изобретённый [[Бен Гершом|Леви Бен Гершомом]]]]
+
-
Два аспекта споров вокруг научного наследия греков имеют прямое отношение к космологии. Во-первых, во времена Маймонида астрономы и философы осознали, что между физикой [[Аристотель|Аристотеля]] и общепринятой к тому времени планетной теорией [[Птолемей, Клавдий|Птолемея]] существует глубокое противоречие (так называемый [[Астрономия исламского Средневековья#«Андалусийский бунт»|«Андалусийский бунт»]]<ref>Sabra A.&nbsp;I., The Andalusian Revolt Against Ptolemaic Astronomy: Averroes and al-Bitrûjî, in: Transformation and Tradition in the Sciences: Essays in honor of I. Bernard Cohen, Cambridge University Press, 1984, pp. 233—253.</ref>). Маймонид полностью разделял позицию критиков Птолемея, однако его собственные представления о путях выхода из кризиса не вполне ясны.<ref>Tzvi Langermann. «The true perplexity. The guide to the perplexed, part 2, chapter 24». Perspective on Maimonides. Philosophical and Historical Studies. Edited by Joel L. Kraemer. Oxford University Press, 1991.</ref> В разделе 2:11 «[[Путеводитель растерянных|Путеводителя растерянных]]» из двух модификаций геоцентрической системы, с [[эпицикл]]ами и с [[эксцентр]]ами<ref>Математическая эквивалентность этих двух моделей была установлена ещё древнегреческими астрономами.</ref>, Маймонид предпочитал вторую, — небесные тела двигаются по кругу вокруг Земли вместе с твёрдыми сферами, но центр сфер смещён относительно Земли, — поскольку она требует для моделирования планетных движений меньшее число кругов.<ref>[[s:en:The Guide for the Perplexed (Friedlander)/Part II/Chapters|Guide for the Perplexed, 2:11]], «[[Путеводитель растерянных|Путеводителе растерянных]]» 2:11</ref> С другой стороны, в разделе 2:24 он ссылается на планетную теорию, которую разработал арабский философ XI—XII вв. [[Ибн Баджа]] (один из родоначальников «[[Астрономия исламского Средневековья#Андалусийский бунт|Андалусийского бунта]]»). В этой теории вовсе не было эпициклов, а все планетные движения моделировались исключительно с помощью эксцентрических кругов. Однако Маймонид также находит эту теорию неудовлетворительной, поскольку эксцентры не менее противоречат физике [[Аристотель|Аристотеля]], чем эпициклы<ref>[[s:en:The Guide for the Perplexed (Friedlander)/Part II/Chapters|Guide for the Perplexed, 2:24]], «[[Путеводитель растерянных|Путеводителе растерянных]]» 2:24</ref>. Наконец, Маймонид находил неприемлемой и [[Теория гомоцентрических сфер|теорию гомоцентрических сфер]] (которой следовал Аристотель и в XIII в. развивал мусульманин [[:en:Nur ad-Din al-Betrugi|ал-Битруджи]]<ref>[http://www.bookrags.com/research/ptolemaic-astronomy-islamic-planeta-scit-021234/sect5.html Исламская астрономия]</ref>), поскольку она была не в состоянии объяснить нерегулярность движения планет. Маймонид вообще не исключал, что человеческого разумения недостаточно для постижения устройства Вселенной. Тем не менее, он считал возможным использовать теорию Птолемея для вычисления координат небесных тел.
+
-
 
+
-
[[Герсонид]] полагал, что большинство доводов против эпициклов, предлагаемых философами, не выдерживает критики<ref>Mancha R., Freudenthal G., «Levi Ben Gershom`s Criticism of Ptolemy`s Astronomy», Aleph, N. 5, 2005, pp. 35-167.</ref>. Однако, он привел свои собственные доводы против эпициклов, основанные на астрономических наблюдениях. Например, при движении по эпициклам мы должны видеть небесные тела с разных сторон, чего не происходит, например, с Луной. По мнению Герсонида, теорию движения планет необходимо строить на основе модели эксцентров. В его теории эксцентрические сферы не прилегают плотно, а отделены слоем жидкости. Свойства этой жидкости сходны со свойствами обычных земных жидкостей, и тут рабби Леви начал отход от представлений Аристотеля, что вещества на небе имеют другую природу, чем земные.<ref>[http://www.pitt.edu/~brg/pdfs/brg_iii_1.pdf Bernard Goldstein, «The Physical Astronomy of Levi ben Gerson», Perspectives on Science, 5 (1997), 1-30.]</ref> Кроме того, Герсонид внес большой вклад в практику астрономических измерений: изобретённый им инструмент «[[Посох Якова]]» позволил быстро и надёжно измерять небесные углы. Он сам проделал много измерений и обоснованно утверждал, что улучшил результаты Птолемея. Кроме того, он внёс в астрономию физичность. До того астрономия считалась частью математики, но рабби Леви говорил, что для проверки гипотез надо учитывать наблюдаемые физические характеристики небесных тел, такие, например, как яркость, а не только их положение на небе.
+
-
 
+
-
Другой предмет космологических споров того времени (характерный и для философов католического Запада) касается возможности существования за пределами границы нашего мира иных миров, со своими землями, солнцами и звёздами. Большинство философов отвергали их существование на основании тех же доводов, что в древности приводил [[Аристотель]]. Однако все эти доводы были отвергнуты [[Крескас, Хасдай|Хасдаем Крескасом]]. Он был едва ли не единственным средневековым философом, считавшим существование других миров возможным<ref>McColley G., The seventeenth-century doctrine of a plurality of worlds, Annals of Science 1, 1936, pp. 385—430.</ref>.
+
-
 
+
-
== Учение Коперника и иудаизм ==
+
-
Начиная с [[Талмуд]]а и далее достижения «греческой мудрости» считались чем-то чужим и опасным, вплоть до почти полного запрещения (см. [[Шломо бен Адерет]]). Поэтому появление системы [[Коперник]]а не встретило особенно ярого сопротивления, хотя отмечалось противоречие с некоторыми стихами [[Танах]]а ([[еврей]]ской [[Библия|Библии]]).
+
-
[[Файл:Delmedigo.jpg|thumb|Йосеф Дельмедиго]]
+
-
Первым еврейским сочинением, где упоминается новая система, была книга «Беер агола» («Кладенец изгнания») ([[1593 год]], [[Прага]]) [[Махараль из Праги|Махараля]] из Праги. В качестве яркого примера ненадёжности научных знаний, в отличие от знаний, полученных из Откровения, Махараль приводит только что появившуюся в [[1543 год]]у систему [[Коперник, Николай|Коперника]], не называя его по имени. По мысли Махараля, появление «мастера новой астрономии» показывает шаткость научных знаний, ведь даже астрономия оказалась сомнительной! <ref name="efron">[http://www.jstor.org/pss/3653968 Noah J. Efron. Jewish Thought and Scientific Discovery in Early Modern Europe.]Journal of the History of Ideas, Vol. 58, No. 4 (Oct., 1997), pp. 719—732</ref>
+
-
 
+
-
Первое и притом восторженное упоминание имени Коперника встречается в книгах [[Ганс, Давид|Давида Ганса]] ([[1541]]—[[1613]]), работавшего вместе с [[Браге, Тихо|Тихо Браге]] и [[Кеплер, Иоганн|Кеплером]]. Ганс написал две книги на [[иврит]]е: краткую «Маген Давид» («Щит Давида», [[1612]]) и полную версию «Нехмад венаим» («Хорошо и приятно», [[1743]]); только первая вышла при жизни автора. Там подробно и объективно излагаются три системы Мира: [[Клавдий Птолемей|Птолемея]], Коперника и Тихо Браге, причем автор не отдаёт предпочтение ни одной из них.
+
-
 
+
-
Затем, в [[1629 год]]у появляется книга на иврите «Эйлим» [[Дельмедиго, Йосеф|Иосифа Дельмедиго]] ([[1591]]—[[1655]]). Автор прямо пишет, что доводы за систему Коперника столь убедительны, что её может отвергнуть только глупец<ref>«Сефер эйлим», Амстердам, 1629, стр. 304</ref> Дельмедиго учился в [[Падуя|Падуе]] и был лично знаком с Галилеем.<ref name="neher"> [http://www.jstor.org/stable/27089080 Copernicus in the Hebraic Literature from the Sixteenth to the Eighteenth Century] Journal of the History of Ideas, Vol. 38, No. 2 (Apr. — Jun., 1977), pp. 211—226]. ([[:en:André Neher]],[[Неер, Андре|Андре Неер]])</ref>.
+
-
 
+
-
Последующая еврейская литература относится уже к [[XVIII век]]у. Основная масса положительно относится к гелиоцентрической системе:
+
-
«Сефер Иешуа беИсраэль» (Спасение Израиля) р. Йонатана бен Йосеф из Рожаны, «Нецах Исраэль» (Вечность Израиля) Исраэля Галеви, «Амудей шамаим» (Столбы Неба) Баруха бен Яааков Шик, а также комментарий известного философа [[Маймон, Соломон|Соломона Маймона]] «Гиват аморе» (Гора учителя) к «[[Путеводитель растерянных|Путеводителю растерянных]]» [[Маймонид]]а<ref name="neher"/>.
+
-
 
+
-
Сдержанное отношение демонстрирует р. Давид Нието из Венеции (1654—1728) в книге «Эш дат» («Огонь закона»), в основном посвященной борьбе с [[Саббатианство|саббатианской ересью]]. Система Коперника отвергается автором на основании стихов из книги [[Иисус Навин|Йеошуа (Иисус Навин)]], где тот остановил Солнце ({{Библия|Нав|10:12}}). Зато р. Нието готов признать обитаемость других звёзд, что тогда было достаточно необычно<ref name="neher"/>. Сходно с предыдущим р. Рафаэль Галеви из [[Ганновер]]а в астрономическом и календарном трактате «Сефер техунат а-шамаим» («Устройство неба») ([[1756 год]], [[Амстердам]]) признаёт преимущества «новой системы», но пользуется старой<ref name="neher"/>.
+
-
 
+
-
Особняком стоит книга р. Тувии Акоэна из [[Мец|Метца]]. Р. Тувия учился, в числе прочего, в университете Падуи, как и Дельмедиго, но в книге «Маасе Тувия» («Деяния Тувии») называет Коперника «первенцем сатаны»! Причина — противоречие со стихом из [[Книга Екклесиаста|Экклезиаста]]: «А земля стоит вовек» ({{Библия|Екк|1:4}}). Правда, автор цитирует и затрудняется объяснить [[Мидраш]]<ref>[[Берешит Раба]] 5:8</ref>, где Мудрецы [[Талмуд]]а предполагают движение Земли и объясняют её название так: «Эрец» (Земля) от корня «рац» («бежать»), «потому что Земля бежит, чтобы выполнить Волю Создателя»<ref name="neher"/>.
+
-
 
+
-
В более позднее время прямые нападки на гелиоцентрическую систему у евреев практически на наблюдаются, но периодически высказываются сомнения, насколько можно верить науке вообще и гелиоцентрической системе — в частности<ref>Книга «Швут Яааков»" 3:20 (р. Я. Райзнер из Праги 1710—1789): поэтому не надо полагаться на них (язычников), а еще они говорят, что Земля — шар, против того, что говорится в Талмуде</ref><ref>[[Хатам Софер]] (1762—1839) «Ковец тшувот», 26, затрудняется сказать, прав ли Коперник.</ref><ref>Лидер [[Харедим|ультраортодоксов]] [[Хазон Иш]] призывал полностью верить словам Талмуда, но всё-таки разрешал верить в систему Коперника{{lang-he|אור ישראל}}14:3 of 5769, Nissan, Chaim Rappaport. {{lang-he|והארץ לעולם עומדת}}. Chaim Rappoport. «And the Earth stands forever» in «Or Israel», 14:3. По книге «Маймонид, Спиноза и мы», р. М Анджел.</ref>.
+
-
 
+
-
В [[XX век]]е встречаются утверждения, что после [[Теория относительности|теории относительности]] вопрос о системе Мира утратил прежнее значение<ref>[http://otzar770.com/library/display_page.asp?nPageNumber=134&ilSC=40&nBookId=11&cPartLetter=B «Игрот кодеш» т. 7, стр.134 (номер письма 1996)] [[Шнеерсон, Менахем Мендл|р. М. М. Шнеерсон (Любавический Ребе)]]</ref>.
+
-
 
+
-
== Новое время ==
+
-
Людей, которые борются за талмудическую теорию пути солнца, сейчас практически нет, хотя критика науки иногда проводится. Стихи Писания, противоречащие современным взглядам, обычно понимаются с той или иной долей [[Библейский аллегоризм#Библейский аллегоризм в иудаизме|аллегоризма]], или в мистическом прочтении, или с вычленением главной идеи, донесённой в образах древних представлений.
+
-
 
+
-
Так, про некоторые выражения из [[Тора|Торы]] Талмуд говорит, что «Тора пользуется языком, привычным людям»<ref>
+
-
[[:he:דיברה תורה כלשון בני אדם]]
+
-
, Вавилонский Талмуд, Недарим, 3А и другие, обычно от имени [[рабби Ишмаэль|рабби Ишмаэля]]</ref>. У [[ришоним]] это выражение расширяется для объяснения антропоморфизмов в описании Бога<ref>Например, у Маймонида в «[[Путеводитель растерянных|Путеводителе растерянных]]», 1:26</ref>. В новое время некоторые мыслители предлагали дальнейшее расширение данного выражения и на геоцентрические места [[Танах|Танаха (еврейской Библии)]]; тогда получается, что Тора объясняет Сотворение Мира, пользуясь представлениями людей, а не утверждая их<ref name="seferhabrit" /><ref>Профессор Уриэль Симон ([[:he:אוריאל סימון]], родился в [[1929 год]]у) в своих лекциях.</ref>.
+
-
 
+
-
Иногда предпринимаются попытки совместить Библейскую картину Сотворения Мира с научными теориями [[Большой взрыв|Большого Взрыва]] и [[эволюция|эволюции]]. При этом такие слова, как {{lang-he|«raki'a», רקיע}} ({{Библия|Быт|1:6}}), понимаются не как твердь, а как простирание, пространство, протяжение или даже притяжение, а дни Творения — как длительные эпохи<ref>См., например, [http://www.machanaim.org/tanach/in_av.htm «В начале», Натан Авиезер]</ref>. Бытует своеобразное преломление геоцентризма в форме представления об уникальности человеческого рода<ref>Например, [[Шнеерсон, Менахем Мендель|рабби М. М. Шнеерсон (Любавический Ребе)]] считал, что внеземной разум, если и существует, должен принципиально отличаться от нашего, так как у них не может быть Торы, ибо она слишком связана с Землёй, см.{{lang-en|[http://www.askmoses.com/en/article/271,2060775/Life-On-Other-Planets.html#articlepage Life On Other Planets]}}</ref>.
+
-
 
+
-
== Литература ==
+
-
* [[:he:s:תלמוד בבלי|Вавилонский Талмуд (Гемара) в ивритском Викитексте]]
+
-
* [[:he:s:משנה|Мишна (ранняя часть Талмуда) в ивритском Викитексте]]
+
-
* {{lang-he|הקוסמוגרפיה התלמודית,  תרביץ, לה (תשכ"ו), עמ' 135-148}}, Профессор Гад Бен-Ами Царфати ({{lang-he|[[:he:גד בן-עמי צרפתי|גד בן-עמי צרפתי]]}}), «Талмудическая космография», «Тарбиц», 1966, 35, стр. 137—148)
+
-
* {{ЭЕЭ|10317|Астрономия}}
+
-
* [http://www.brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/13-1/015.htm Маасе Берешит] (Сотворение Мира) в Еврейской Энциклопедии Брокгауза и Эфрона
+
-
* [http://www.brockhaus-efron-jewish-encyclopedia.ru/beje/14-2/011.htm Небо] в Еврейской Энциклопедии Брокгауза и Эфрона
+
-
* [http://www.pitt.edu/~brg/papers.html Bernard R. Goldstein «Astronomical and Astrological Themes from Antiquity to Early Modern Times»]
+
-
* {{книга |автор = Сара Кляйн-Бреслави |часть = |заглавие = Комментарий Маймонида к рассказу о сотворении мира |оригинал = {{lang-he|Pirush ha-Rambama lesipur briat ha-Olam}}|ссылка = |издание = |ответственный = |место = Иерусалим |издательство = Реувен Мас|год = 1987|том = |страницы = |страниц = |isbn = }}
+
-
 
+
-
== Примечания ==
+
-
{{примечания|2}}
+
-
 
+
-
{{История астрономии}}
+
-
{{Кандидат в избранные статьи|31 августа 2010}}
+
-
 
+
-
[[Категория:История астрономии]]
+
-
[[Категория:Священные книги иудаизма]]
+
-
[[Категория:История иудаизма]]
+
-
[[Категория:Устный Закон]]
+
-
[[Категория:Иудейское богословие]]
+
-
[[Категория:Иудаизм]]
+
-
[[Категория:Талмуд| ]]
+
-
 
+
-
[[ca:Cosmologia bíblica]]
+
-
[[en:Biblical cosmology]]
+
-
[[ja:聖書の宇宙論]]
+
-
[[pt:Cosmologia bíblica]]
+

Текущая версия на 23:43, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Космология в иудаизме
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация