О.Э. (Обсуждение | вклад) |
|
(12 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Кордоверо, Моше]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=2
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=1
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=30/12/2010
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Общие сведения ==
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Кордове́ро''' Моше бен Яаков; акроним רַמַ'ק (Рамак — "Рабби Моше Кордоверо") 1522,? – 1570, Цфат), один из наиболее видных представителей цфатской школы долурианской каббалы.
| + | |
- | | + | |
- | Место рождения Кордоверо неизвестно; судя по фамилии, его семья происходила из Испании - из Кордовы; известно также, что значительное время семья прожила в Португалии.
| + | |
- | | + | |
- | К 20 годам успел получить хорошие познания в Талмуде и философии. В это время, как рассказывают, он услышал "голос с небес", который призвал его изучать каббалу у его шурина, рава Шломо [[Алькабец]]а. Его учителем был также Йосеф Каро, а одним из учеников - Ицхак Лурия.
| + | |
- | | + | |
- | Кордоверо был даяном и главой ешивы в Цфате.
| + | |
- | | + | |
- | Ещё в молодости Кордоверо был известен как один из самых великих знатоков каббалы и пользовался высочайшим уважением среди современников, но его славу скоро затмил ближайший ученик - Ицхак Лурия, знаменитый Аризаль.
| + | |
- | | + | |
- | Кордоверо оказал огромное влияние на развитие каббалистической литературы этической направленности, прежде всего благодаря своему очень популярному трактату «Томер Двора» («Пальма Дворы», в котором он попытался сделать учение о сфирот этической основой мысли и действия. Кордоверо подчеркивал в нем, что прежде, чем приняться за изучение каббалы, необходимо изучить Танах, Мишну и Гемару.
| + | |
- | | + | |
- | Учение Кордоверо является единственной в истории каббалы попыткой ее демифологизации и подведения под нее философской базы.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == "Пардес Римоним" ==
| + | |
- | | + | |
- | За свою недолгую жизнь Кордоверо создал несколько монументальных трудов, в которых суммировал и систематизировал мистические учения предшественников. Первое его знаменитое произведение, «Пардес римоним» («Гранатовый сад») написано им в возрасте 27 лет, в 1549 (напечатано в Салоники в 1584), — попытка придать каббале характер рационалистической философской системы. Анализируя различные каббалистические течения, Кордоверо стремится создать всеобъемлющую теоретическую систему каббалы.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | В этой книге Эйн Соф предстает как мысль, питающая всю вселенную. «До тех пор пока все, что существует, содержится в Его бытии, Он охватывает все сущее. Субстанция Его присутствует в Его сефирот, и Сам Он — во всем, и ничто — вне Его». Свет Эйн Соф, протекая через сефирот, подобно потоку чистой воды, приобретает многообразные цвета и формы материального мира. «Он не меняет цвета вовсе, [не склоняясь] ни к суду, ни к состраданию, ни вправо, ни влево. Однако при прохождении [его] лучей сквозь [сефирот] — пёстрые цветные стёкла, — верх берёт то суд, то сострадание». Но отождествлять сфирот и Эйн-соф нельзя. Кордоверо критиковал каббалистов, которые не проводили четкого разграничения между сфирот (Божественными атрибутами) и Божественной Сущностью. В «Пардес римоним» (врата 4) Кордоверо поддерживает рабби Менахема Реканати как сторонника строго инструментальной интерпретации сфирот («как орудий художника»). «Сефер Маген Давид» он считает источником онтологического определения сфирот в качестве Божественной сущности. «Пардес римоним» дает систематическое представление о каббалистической теологии, являясь авторитетным и любимым руководством среди знатоков каббалы во всем мире. Он не только великолепно построен, но также и содержит много ценнейших комментариев на пассажи из каббалистических книг (Зогар и др.).
| + | |
- | | + | |
- | == Другие сочинения ==
| + | |
- | | + | |
- | Другое произведение Кордоверо, «Элима раббати» («Великий Элим», Львов, 1881), было написано десятью годами позже. В этой книге Кордоверо, отказавшись от полемического стиля своего первого труда, излагает более глубокую и зрелую теологическую систему.
| + | |
- | | + | |
- | Кордоверо оказал огромное влияние на развитие каббалистической литературы этической направленности, прежде всего, благодаря своему очень популярному трактату «Томер Двора» («Пальма Дворы», где он попытался сделать учение о сфирот этической основой мысли и действия.
| + | |
- | | + | |
- | Перу Кордоверо принадлежат также неизданный до сих пор обширный комментарий к Зоhару «Ор якар» («Драгоценный свет»), из которого вышли в свет лишь разделы «Ши‘ур кома» (Варшава, 1883) и «Дришот бе-‘иньяней hа-мал’ахим» («Изыскания об ангелах», ч. 1–7, Иер., 1962–75), а также введение в каббалу «Ор не‘эрав» («Вечерний свет», Венеция, 1587), комментарий к Пятикнижию «Сефер герушин» («Книга изгнаний», Венеция, 1600) и ряд менее крупных сочинений. Книга «Ор не’ерав» («Приятный свет») — это краткое введение в каббалистические учения, её лаконичные формулировки важны для понимания подобных предметов в других работах Кордоверо, а также «Пардес Римоним», поскольку она содержит краткое описание его содержания, сформулированного в виде каббалистического кредо. Своей самой главной работой Кордоверо считал «Сефер ор якар» («Прямой свет») — многотомный комментарий к Зогару, которому он посвятил много лет своей жизни. Кордоверо стремился к всесторонней интерпретации основных каббалистических традиций, особенно наследия Зогара.
| + | |
- | | + | |
- | == Учение Моше Кордоверо ==
| + | |
- | | + | |
- | В своей концепции трансцендентной природы Бога Кордоверо следует сочинению «Тикуней Зоhар»: Бог есть Первопричина, Необходимое Бытие, существенно отличное от всякого другого бытия. Принимая средневековую философскую теорию, что атрибуты Бога следует понимать как отрицание отрицаний, Кордоверо, как и Маймонид, утверждает, что к трансцендентной природе Бога неприменимы никакие положительные определения.
| + | |
- | | + | |
- | Кордоверо считает, что нужно сначала изучить Танах, Мишну и Гемару прежде, чем приняться за изучение каббалы. В своих работах «Элима Раббати» и «Шиур Кома» он признает значимость философии, но стремится показать её бессилие в решении проблемы связующего звена между Эйн-софом и миром. Подчеркивая важность логического анализа, он говорит, что совершенное знание можно узреть только очами души, взирающей во внутреннее (hа-реийя hа-пнимит). Вместе с тем Кордоверо подчеркивает различие между каббалой и философией в решении проблемы связи между трансцендентной природой Бога и миром, связи, которая в учении каббалы становится возможной посредством доступной человеческому постижению системы сфирот — эманации эйн-соф (`бесконечности`), являющихся действующим в мире аспектом Божества. Кордоверо полемизирует как с теми каббалистами, которые рассматривают систему сфирот в качестве келим (`сосудов` или `инструментов`), с помощью которых трансцендентная сущность Бога управляет мирозданием, так и с теми, которые расценивают сфирот как ацмут (ипостазированная Божественная сущность).
| + | |
- | | + | |
- | По мнению Кордоверо, сфирот являются одновременно и тем и другим, то есть сосудами, наполненными динамической Божественной сущностью, которая обеспечивает их существование подобно тому, как душа обеспечивает существование тела, а также инструментами трансцендентной сущности Бога, с помощью которых Он действует в мире.
| + | |
- | | + | |
- | Однако прямая связь между трансцендентной природой Бога и системой постижимых эманаций неприемлема для Кордоверо, воспитанного на перипатетической концепции Божественной первопричины, и поэтому он обращается к существующему в каббале понятию `сияние` (цахцахот), которое он представляет в образе вечных световых сущностей, осуществляющих связь между эйн-соф и кетер (`венцом`), первой в порядке сфирот, непостижимой для человека.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно Кордоверо, эманация является волевым процессом. Воля участвует в каждом Божественном акте: действующий Бог — это Бог в соединении с Его волей. Вопрос о соотношении между Богом и Его волей Кордоверо рассматривает диалектически: воля есть эманация, исходящая от Бога в виде последовательного ряда конкретных воль, асимптотически приближающихся к Божественной субстанции. Процесс эманации сфирот также описывается Кордоверо как процесс диалектический: чтобы обнаружить Себя, Бог должен Себя скрыть.
| + | |
- | | + | |
- | Это сокрытие собственно является одновременно проявлением, то есть система сфирот как бы закрывает собой эйн-соф, являясь вместе с тем единственным возможным проявлением Бога. Процесс эманации является результатом постоянной динамики внутренних аспектов сфирот, которые, в свою очередь, находятся в эманационной связи. Мир эманаций создается и существует благодаря двойному световому процессу нисходящей эманации — ор яшар (`прямой свет`) и ее восходящего отражения — ор хозер (`отраженный свет`).
| + | |
- | | + | |
- | Переход из мира эманаций в низшие миры непрерывен, и между всеми мирами существует причинно-следственная связь. Таким образом, проблема творения из ничего существует только в отношении перехода от Божественного небытия (аин) к первичному бытию, то есть к высшим аспектам сфиры кетер. Несмотря на стремление Кордоверо сгладить этот переход, в частности введением понятия цахцахот, его учение отражает теистическую позицию, так как первая сфира находится вне Божественной субстанции. Вместе с тем Кордоверо неоднократно повторяет, что эта динамическая субстанция имманентна всем мирам, существующим лишь благодаря Его постоянному присутствию.
| + | |
- | | + | |
- | Наряду с теизмом для спекулятивной доктрины Кордоверо характерны два других свойства: стремление к демифологизации каббалы и выраженный монизм, ярким примером которого является отношение Кордоверо к вопросам добра и зла. По мнению Кордоверо, в мире существует только добро, в то время как зло, не являясь онтологической сущностью, представляет собой лишь отсутствие добра. Эти два последних аспекта каббалы Кордоверо выступают особенно явственно на фоне прямо противоположной позиции лурианской каббалы.
| + | |
- | | + | |
- | == Влияние на развитие каббалы ==
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на несомненный вклад Кордоверо в развитие каббалы, его доктрина, будучи чисто теоретической, оторванной от актуальных проблем времени, была отодвинута на второй план с появлением лурианской каббалы, вытеснившей все до того времени существовавшие системы каббалы. Кордоверо никогда не утверждал, что он философ. Но на фоне лурианского символизма и мифологических образов, он неизбежно воспринимался как исключительно здравомыслящий и рациональный каббалистический автор. Его подход был в основном философским. Но большинство каббалистов видело в нём учителя великого медитативного благочестия, а не теоретической философской спекуляции. Во время похорон рабби Кордоверо, И. Лурия видел столб огня, а Йосеф Каро воскликнул: «Здесь находится Ковчег Торы».
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | <references />
| + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * [http://community.livejournal.com/ru_judaizm/1036717.html Драшот бе-иньяней малахим (Эссе на темы ангелов)]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Каббалисты и исследователи каббалы]]
| + | |
- | [[Категория:Ахроним]]
| + | |