|
|
(21 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Полуфабрикат}}
| + | #redirect [[:ej:Кордова (еврейская история)]] |
- | | + | |
- | '''Ко́рдова''' ({{lang-es|Córdoba}}) — (в еврейско-арабских источниках Кордуба, Куртубба) — город в [[Андалусия|Андалусии]] (южная [[Испания]]), на склоне отрога Сьерры-Морены, на правом берегу реки Гвадалквивир, в плодородной, очень жаркой местности; столица провинции Кордова. Город основан во времена господства [[Древний Рим|Рима]].
| + | |
- | | + | |
- | Сегодня Кордова — современный город средних размеров, с населением 321 тыс. человек. Старый город содержит много великолепных архитектурных памятников того времени, когда Кордова была столицей Кордовского халифата, занимавшего почти весь Иберийский полуостров.
| + | |
- | | + | |
- | == История ==
| + | |
- | В VIII веке Кордова стала центром арабского господства в Испании. Своего расцвета достигла в X веке, когда имела до 1 млн жителей, множество дворцов, мечетей, караван-сараев и была центром арабской науки, поэзии и искусства. После падения халифата, Кордова оставалась во власти мусульман до покорения её Фердинандом III в 1236 г.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно арабскому преданию, евреи жили в Кордове до ее завоевания в 711 г. мусульманами, которые поручили им охрану города. Первые сведения о пребывании евреев в Кордове восходят к 840 г.
| + | |
- | | + | |
- | Как столица Кордовского халифата (с 929 г.) Кордова стала крупным центром еврейской культуры Испании, чему в большой мере способствовал [[Хисдай Ибн Шапрут]], который привлек в Кордову таких видных еврейских философов, поэтов и ученых, как Менахем Ибн Сарук, Дунаш бен Лабрат и другие предвестники «золотого века» испанского еврейства. Назначение им на пост раввина Кордовы известного [[Галаха|галахиста]] Моше бен Ханоха (умер, по-видимому, в 965 г.) положило начало самостоятельному развитию талмудической учености в Испании.
| + | |
- | | + | |
- | В 1013 г. берберы, завоевав Кордову, жестоко расправились с еврейской общиной, принимавшей участие в защите города. Во второй четверти XI в. община Кордовы оправилась от разгрома. Среди ученых XI в. — первой половины XII в. выделялись [[талмуд]]ист ( и астроном Ицхак бен Барух Албалия (1035–94), поэты Иосеф бен Яаков Ибн Сахл (умер, по-видимому, в 1123 г.) и Иосеф Ибн Цаддик, даян Кордовы в 1138–49 гг. Появление лжемессии Ибн Арье вызвало в 1117 г. среди евреев Кордовы волну мессианских ожиданий, которым положило конец вмешательство руководства общины.
| + | |
- | | + | |
- | В 1135 г. в Кордове родился [[Маймонид]], семья которого, как и большинство евреев города, бежала в 1148 г., когда захватившие власть [[Альмохады]] стали принуждать евреев принять мусульманство.
| + | |
- | | + | |
- | Евреи принимали активное участие в восстановлении экономики города после его перехода в 1236 г. под власть короля Кастилии Фердинанда III Святого. Они занимались различными ремеслами, но главным образом торговлей и производством текстильных товаров. Однако вскоре евреи Кордовы, как и других кастильских городов, подверглись суровым ограничениям. С 1239 г. их обязали носить отличительный знак. Двумя годами позже евреям, принявшим христианство, был закрыт доступ к государственным должностям, которые давали юридическую власть над христианами. В 1254 г. указом Альфонса X евреев обязали платить духовенству десятую часть доходов от земли, купленной у христиан; община была обложена тяжелыми податями.
| + | |
- | | + | |
- | В 1391 г. антиеврейские бесчинства в Кордове завершились погромом, в котором погибла подавляющая часть общины. Многие из уцелевших переселились в Гранаду, находившуюся под властью мавров. Гонениям отныне подвергались в Кордове не только евреи, но и [[марраны]], многие из них погибли под пытками инквизиции в 80-х гг. XV в. В 1483 г. евреям было приказано покинуть Андалусию. В 1485 г. община Кордовы возродилась на некоторое время, но вскоре прекратила свое существование.
| + | |
- | | + | |
- | Инквизиция Кордовы (существовала до XVIII в.) преследовала марранов и после ликвидации еврейской общины. Особую свирепость при допросах проявлял Диего Родригес Лусеро, инквизитор Кордовы в 1499–1509 гг. Между тем кордовские [[марраны]] славились преданностью вере отцов, и для официального возвращения в иудаизм им достаточно было доказать бейт-дину любого города Европы, что они воспитывались в Кордове.
| + | |
- | | + | |
- | Еврейский квартал Кордовы (худерия) в период мусульманского владычества, а также после завоевания города христианами находился недалеко от городской крепости в юго-западной части Кордовы. Его планировка, а также ряд построек, в том числе синагога в стиле мудехар (1315 г.; архитектор Ицхак Мехаб бен Эфраим; с 1885 г. — национальный памятник Испании) сохранились по сей день. Другой еврейский квартал, разрушенный берберами, находился, видимо, в северной части Кордовы близ Еврейских ворот (позже — Талаверские, или Леонские; разобраны в 1903 г.). От него осталась лишь синагога (X в.?).
| + | |
- | | + | |
- | В 1935 г. в Кордове отмечалось 800-летие со дня рождения [[Маймонид]]а. В 1964 г. ему был открыт памятник на площади, названной по месту его погребения — Тверия. В Кордове имеется также площадь [[Иеhуды hаЛеви|Иеhуды hаЛеви]].
| + | |
- | | + | |
- | == Знаменитости ==
| + | |
- | Кордова — место рождения знаменитых философов и поэтов: стоика-антисемита '''Сенеки''' и его племянника Лукана, арабского философа '''Аверроэса''', еврейского теолога [[Маймонид]]а.
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | * [http://www.cordoba24.info Кордова, Испания]
| + | |
- | * [http://www.eleven.co.il/article/12189 Электронная еврейская энциклопедия]
| + | |
- |
| + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |