|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Консервативный иудаизм]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Консервативный Иудаизм''' (на иврите יַהֲדוּת מָסָרְתִּית, яхадут масортит) - современное течение иудаизма.
| + | |
- | | + | |
- | Возникло в середине 19 в. в Европе (главным образом в [[Германия|Германии]]) и США на почве политических, социальных и духовных перемен, связанных с [[Эмансипация Евреев — Уравнение Их В Правах С Остальным Населением|эмансипацией]]. Первоначально называлось «историческим иудаизмом» или «исторической позитивной школой». Эти названия закрепились за течением в Европе; в США же в начале 20 в. оно стало называться консервативным иудаизмом.
| + | |
- | == Основатели течения ==
| + | |
- | Идеологами консервативного иудаизма в Европе были [[Франкель, Захариас|З. Франкель]] и [[Грец, Генрих|Г. Грец]], выступавшие за синтез традиции с постепенными реформами, органически не чуждыми основам [[Галаха|Галахи]] и иудаизму в целом. З. Франкель считал иудаизм живым и динамичным организмом, способным приспосабливаться к изменениям, происходящим в окружающем мире, хотя сама суть его вечна и неизменна, а Г. Грец видел в иудаизме политико-религиозное единство Учения, народа и Земли Израиля, которым определяется историческая исключительность еврейства.
| + | |
- | | + | |
- | Представители течения приветствовали приобщение евреев к европейской культуре в рамках секуляризированного общества, понимая, что это неизбежно ведет к изменениям в религиозной жизни. Этот процесс объяснялся ими на примере всей еврейской истории, в основе которой лежит тенденция приспособления религиозных законов к жизненным нуждам. Основатели консервативного иудаизма не отвергали новшеств при условии, что они не касались основных принципов религии, как, например, сохранение [[Иврит Язык|иврита]] в [[Литургия|литургии]], соблюдение [[кашрут]]a и [[Суббота|субботы]].
| + | |
- | === Айзек Лисер ===
| + | |
- | Одним из идеологов консервативного иудаизма в США стал Айзек Лисер (1806–68). Эмигрировав в 1824 г. из Германии, где получил религиозное и светское образование, Лисер с 1829 г. по 1850 г. был [[хазан]] ом [[сефард]]ской общины Филадельфии «Микве Исраэль». Там он впервые ввел проповедь на английском языке и сокращения в отдельных молитвах, оставаясь при этом верным основам традиционной литургии. Попытка Лисера сотрудничать с представителями [[Реформизм В Иудаизме|реформизма в иудаизме]] в целях объединения еврейских американских религиозных общин под общим руководством не увенчались успехом. Еврейские общины США формировались по образцу децентрализованных американских протестантских конгрегаций, что обеспечивало свободу действия отдельным общинам.
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на то, что большинство раввинов, иммигрировавших в США в середине 19 в., принадлежали к реформистскому течению (в 1880 г. лишь 12 из 200 американских [[синагог]] не были реформистскими), крупные центры консервативного иудаизма сложились в [[Филадельфия|Филадельфии]], [[Нью-Йорк]]е и [[Балтимор|Балтиморе]]. В 1867 г. Лисер основал раввинскую школу «Маймонидиз колледж», которая выпустила первых четырех подготовленных в США раввинов (просуществовала до 1873 г.).
| + | |
- | == История ==
| + | |
- | Сефардские общины Филадельфии во главе с Сабато Морайсом (1823–97) и Нью-Йорка во главе с Хаимом (Хенри) Перейрой Мендесом (1852–1937) были характерными представителями консервативного иудаизма. Вокруг этих общин сформировалась группа неортодоксальных евреев, которых объединяло несогласие с реформизмом.
| + | |
- | Консервативный иудаизм в США стал, по сути, реакцией не на ортодоксию, а на реформизм, по сравнению с которым он и считался консервативным. Окончательный разрыв консервативного иудаизма с реформизмом произошел в 1885 г. в связи с Конференцией реформистских [[раввин]]ов в Питсбурге, на которой была выдвинута радикальная платформа, допускавшая несоблюдение [[кашрут]]а и других предписаний еврейской религии.
| + | |
- | | + | |
- | После разрыва С. Морайс при содействии Х. Перейры Мендеса, [[Х. И. Кохута]] и других в 1886 г. основал [[Еврейская Теологическая Семинария|Еврейскую теологическую семинарию]] (ЕТС) для воспитания раввинов в духе «исторического иудаизма». Основатели семинарии были выходцами из Западной Европы, получившими образование в ее университетах, тогда как большинство еврейских эмигрантов 80-х гг. 19 в. происходили из Восточной Европы, где религиозная жизнь сохраняла строго ортодоксальный характер. Руководители консервативного иудаизма стремились укрепить связь с ортодоксальными раввинами, и попытки Х. Перейры Мендеса и [[Адлер, Сайрус|С. Адлера]] создать ассоциацию ортодоксальных синагог США вначале, казалось бы, увенчались успехом (Мендес в 1898 г. даже был избран ее президентом), но уже на 3-м съезде произошел раскол из-за отказа ортодоксов признать раввинский авторитет выпускников ЕТС.
| + | |
- | | + | |
- | Основатели семинарии теперь определили свою позицию как традиционную в духе западного еврейства, а не как ортодоксальную (в понимании восточноевропейских евреев). Превратившись из мировоззрения в религиозное течение, консервативный иудаизм создал свои учреждения. В 1901 г. союз выпускников ЕТС образовал ядро организации, получившей в 1920 г. название Американское раввинское собрание. С 1929 г. оно объединило всех раввинов консервативного иудаизма и с 1962 г. стало называться Раввинское собрание, международная ассоциация консервативных раввинов.
| + | |
- | | + | |
- | В 1902 г. ЕТС была реорганизована и получила академический статус. Во главе ее стал [[Шехтер, Шломо|Ш. Шехтер]]. В 1913 г. по его инициативе была создана Объединенная синагога Америки, являющаяся организацией консервативных общин. К этому времени уже была проведена реформа синагогальных установлений в этих общинах: было отменено разделение интерьера синагог на мужскую и женскую части, введено сопровождение молитвы органной музыкой и т. п. Ш. Шехтер противился твердой фиксации реформ, считая, что изменения должны происходить естественно, а не приниматься неким «синодом».
| + | |
- | | + | |
- | После смерти Ш. Шехтера (1915) до 1940 г. президентом ЕТС был С. Адлер. Духовным руководителем консервативного иудаизма в этот период стал [[Гинцберг, Леви|Л. Гинцберг]], представитель умеренных взглядов. Более радикальную позицию занимал [[Каплан, Мордехай Менахем|М. М. Каплан]], [[Реконструктивизм|взгляды которого]] наложили отпечаток как на философию, так и на формирование учреждений консервативного иудаизма.
| + | |
- | | + | |
- | 1930–40-е гг. ознаменовались борьбой молодых руководителей Американского раввинского собрания за внесение изменений в установленные [[Галаха|Галахой]] нормы. Так, в 1936 г. было предложено внести изменение в формулу [[Ктуба|ктубы]] с тем, чтобы [[агуна]] могла получить признаваемый раввинскими инстанциями развод. Это предложение натолкнулось на сильное сопротивление ортодоксов и не было осуществлено. Попытки ясно определить религиозное мировоззрение и практику консервативного иудаизма, как четко отличающиеся от присущих ортодоксальному еврейству, наталкивались и продолжают наталкиваться на сопротивление представителей ЕТС и других раввинов консервативного иудаизма новшествам, которые привели бы к резким различиям между консервативным иудаизмом и ортодоксией. Так, с 1970-х гг. некоторые круги консервативного иудаизма ведут борьбу за право женщин получать звание раввина (право служить хазаном уже признано в некоторых конгрегациях), а в [[2006 год]]у Высший религиозный законодательный орган консервативного иудаизма проголосовал за то, чтобы разрешить гомосексуалистам посвящение в сан [[раввин]]а и заключение однополых союзов.<ref>[http://www.newsru.com/religy/07dec2006/rabbigay.html Консервативные иудеи разрешили геям становиться раввинами]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Вместе с тем, наблюдается снижение влияния ЕТС на развитие консервативного иудаизма и усиление радикальных тенденций, проявившееся в постановлении правового комитета Раввинского собрания внести изменения в формулу ктуббы, позволяющие осуществить с разрешения религиозного суда развод, несмотря на несогласие мужа (1952), а также в отмене запретов ездить в [[Суббота|субботу]] в синагогу и пользоваться микрофоном во время субботней службы (1960).
| + | |
- | === Положение после Второй мировой войны ===
| + | |
- | Консервативный иудаизм охватывает наиболее значительную часть евреев США, принадлежащих к религиозным конгрегациям. В 1950 г. почти половина американских евреев принадлежала к консервативному иудаизму. В последующие годы наметился отход молодого поколения от религии, что привело к снижению приверженцев консервативного иудаизма в США до 40% (350 тыс. семей, 1,5 млн. человек) к 1970 г. В 1986 г. консервативный иудаизм насчитывал в США около 850 конгрегаций. | + | |
- | | + | |
- | С 1950-х гг. консервативный иудаизм активно занялся созданием воскресных школ и развитием десятков общеобразовательных школ консервативного течения. В 1970-х гг. отношения между консервативным иудаизмом, реформизмом и ортодоксией обострились в связи с требованием последней изменить [[Закон О Возвращении|Закон о возвращении]] таким образом, чтобы только обращение в иудаизм ([[гиюр]]), произведенное в рамках ортодоксальной синагоги, считалось законным. В последние годы в консервативном иудаизме наметились две противоположные тенденции: сближение с реформистским течением и борьба с гегемонией ортодоксии в Израиле, с одной стороны, и, с другой — сближение с ортодоксией.
| + | |
- | == Структура ==
| + | |
- | Консервативный иудаизм опирается на три основные учреждения:
| + | |
- | * ЕТС,
| + | |
- | * Объединенную синагогу Америки,
| + | |
- | * Раввинское собрание.
| + | |
- | В 1957 г. по инициативе Объединенной синагоги Америки был создан Всемирный совет синагог, объединяющий под своим руководством общины и синагоги консервативного иудаизма во всем мире. Основным печатным органом консервативного иудаизма является журнал «Консерватив джудаизм» (с 1945 г.; выходит четыре раза в год). Многие руководители консервативного иудаизма активно участвуют в [[Сионизм|сионистском]] движении, а Всемирный совет синагог в 1947 г. официально вступил в [[Еврейское Агентство|Еврейское агентство]]. В 1978 г. в США была создана сионистская организация консервативного иудаизма — Мерказ.
| + | |
- | == Основные принципы Консервативного иудаизма ==
| + | |
- | * Признание [[Галаха|Галахи]] в качестве руководства к жизни
| + | |
- | * Не-фундаменталистское преподавание основ еврейской религии
| + | |
- | * Позитивное отношение к современной культуре
| + | |
- | == Консервативный иудаизм в Израиле ==
| + | |
- | Первые общины консервативного иудаизма начали организовываться в начале 1960-х гг., главным образом выходцами из США, к которым постепенно стали присоединяться уроженцы Израиля. В 1978 г. было создано всеизраильское движение традиционного иудаизма "hа-Тнуа ле-яхадут масортит", в котором представлены Объединенная синагога в Израиле и израильский филиал Раввинского собрания. В 1982 г. в Израиле существовало 35 общин консервативного иудаизма (девять в [[Иерусалим]]е). С 1953 г. в Иерусалиме действует филиал ЕТС «Неве-Шехтер». Объединенная синагога Америки открыла в Иерусалиме центр «Бет Атид», включающий синагогу, молодежную гостиницу и общинный центр.
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{reflist}}
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | * [[Масортим]]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|12178|КОНСЕРВАТИВНЫЙ ИУДАИЗМ}}
| + | |
- | [[Категория:Течения в иудаизме]]
| + | |
- | | + | |
- | <!-- [[ar:يهودية محافظة]]
| + | |
- | [[cs:Rekonstruktivní judaismus]]
| + | |
- | [[da:Konservativ jødedom]]
| + | |
- | [[de:Konservatives Judentum]]
| + | |
- | [[en:Conservative Judaism]]
| + | |
- | [[eo:Konservema judismo]]
| + | |
- | [[es:Judaísmo conservador]]
| + | |
- | [[fr:Mouvement Massorti]]
| + | |
- | [[gl:Xudaísmo conservador]]
| + | |
- | [[he:יהדות קונסרבטיבית]]
| + | |
- | [[it:Ebraismo conservativo]]
| + | |
- | [[ja:保守派 (ユダヤ教)]]
| + | |
- | [[lt:Konservatyvusis judaizmas]]
| + | |
- | [[nn:Konservativ jødedom]]
| + | |
- | [[no:Konservativ jødedom]]
| + | |
- | [[sl:Konzervativni Judje]]
| + | |
- | [[sv:Konservativ judendom]]
| + | |
- | [[tr:Tutucu Musevilik]]
| + | |
- | [[yi:קאנסערוואטיוו יידנטום]] -->
| + | |