- | '''Кафах''' (Капах, Кафих) Иосеф (1917, Сана, – 2000, Иерусалим), раввин, исследователь культуры [[Йеменские Евреи|йеменских евреев]], переводчик. В Йемене был ювелиром и владельцем швейной мастерской. В Эрец-Исраэль с 1943 г. Работал ювелиром в Тель-Авиве, учился в Иерусалиме в [[Иешива|иешиве]] «Мерказ hа-рав». В 1950 г. был назначен главой тель-авивского, а в 1951 г. — иерусалимского [[Бет-Дин|бет-дина]]. С 1970 г. был главой бет-дина при [[Верховный Раввинат|Верховном раввинате]] Израиля. Свою научную деятельность Кафах посвятил исследованию культурного наследия йеменского еврейства, а также новым переводам с арабского на иврит произведений еврейских средневековых мыслителей. Книга Кафаха «Халихот Тейман» («Обычаи Йемена», 1961) является важным исследованием религиозных традиций, культуры и фольклора йеменского еврейства. Среди его переводов «Эмунот ве-деот» («Верования и воззрения», 1970) [[Саадия Гаон|Саадии Гаона]], комментарий [[Маймонид|Маймонида]] к [[Мишна|Мишне]], его «Море невухим» («Наставник колеблющихся»), «Сефер hа-мицвот» («Книга предписаний») и «Иггерет Тейман» («Йеменское послание»), которые вышли в свет в 1971 г., и многие другие. Переводы Кафаха являются попыткой донести до читателя произведения эпохи средневековья на современном иврите.
| + | |
- | Ихье (Яхья) бен Шломо Кафах (1850, Сана, – 1932, там же), мыслитель, ученый и общественный деятель. Дед Иосефа Кафаха. Ювелир по профессии. Обладал широкими познаниями в области [[Галаха|Галахи]]. Автор множества [[Респонсы|респонсов]] бет-дина Саны на запросы евреев Йемена и других стран. Состоял в переписке по вопросам [[Каббала|каббалы]], философии и литературы [[Хаскала|Хаскалы]] с [[Кук Аврахам Ицхак hа-Кохен|А. Куком]], [[Цейтлин, Гилель|Х. Цейтлиным]] и другими мыслителями. Ихье Кафах создал и возглавил движение, названное им дарда (от дор деа — `поколение знания`), ставившее своей целью преимущественное изучение Библии и Талмуда в противовес [[Зохар|Зохару]] и другим произведениям каббалистической литературы (пользовавшимся огромной популярностью у йеменского еврейства), а также искоренение суеверий (знахарства, амулетов и тому подобного). Принципы дарда Ихье Кафах успешно применял в основанной им в 1910 г. школе нового типа, где он ввел новую систему изучения [[Тора|Торы]], отказавшись от аллегорических и мистических интерпретаций и уделяя особое внимание простому смыслу Библии и ее философскому толкованию. Свои отрицательные взгляды на каббалу Ихье Кафах изложил в «Милхамот hа-Шем» («Войны Господа», 1931). Выступлениями против каббалы он нажил себе врагов среди иерусалимских раввинов, наложивших на него [[Херем|херем]]. Некоторые йеменские раввины также резко осуждали его взгляды на каббалу и созданное им движение дарда (см. также [[Йемен]]).
| + | |