Кайруан (Еврейский аспект)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
(Высылка или отречение)
(Перенаправление на ej:Кайруан (Еврейский аспект))
 
(25 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Начало_работы}}
+
#redirect [[:ej:Кайруан (Еврейский аспект)]]
-
 
+
-
'''Кайруан''' - город в Тунисе. Находится примерно в ста тридцати километрах к югу от города Тунис. В раннем средневековье был столицей страны и одним из крупнейших еврейских центров Средиземноморья.
+
-
 
+
-
== Основание города ==
+
-
 
+
-
Основан в 670 году Укбой ибн Нафи, завоевателем Магриба, как "укрепленный лагерь" и вскоре стал столицей провинции. Арабские, египетские и ливийские евреи поспешили сразу во вновь основанный город.
+
-
 
+
-
Арабские историки сообщают, что омейядский калиф Абд аль-Малик ибн Марван (684-705) просил своего брата, Абд аль-Азиза, правителя Египта, послать 1000 коптских или еврейских семей поселиться там.
+
-
 
+
-
В конце седьмого века вторая волна еврейских иммигрантов, вероятно, пришла в Kaйруан при Хасане ибн Нумане, победителе берберской царицы Kaхины, и слилась с первыми поселенцами.
+
-
 
+
-
Евреи Kaйруана, как у остальных стран Магриба, несомненно, должны были пострадать в последующий период от гнета губернатора Абу Джафара, и от фанатизма мстительного имама Идриса после победы над его противником Аль-Махди. В 793 Имам Идрис был отравлен по приказу калифа Гаруна аль-Рашида - как говорят, врачом губернатора Шаммой, вероятно, евреем.<ref>Al-Ḳairuwani, "Histoire de l'Afrique," transl. Pelissier and Rémusat, p. 170, Paris, 1845, in "Exploration Scientifique de l'Algérie," vol. vii.</ref>
+
-
 
+
-
С тех пор, как евреи потеряли свою политическую власть в результате их подчинения  имамом Идрисом, свободные племена из глубины страны переселились в большие города и занялись торговлей. Таким образом, Kaйруан вновь получил пополнение своего еврейского населения.
+
-
 
+
-
В 972 вся провинция Магриб провозгласила себя независимой под управлением берберской династии Зиритов, которые правили до 1045 года.
+
-
 
+
-
== При Аббасидах ==
+
-
Время наибольшего процветания еврейской общины Kaйруана длилось с конца восьмого до начала одиннадцатого века, то есть в период правления Аббасидов, Аглабитов, Фатимидов и Зиритов. Община имела высокую репутацию среди евреев на Востоке. Она имела синагоги, семинарию (президент которой назывался "Рош калла" или просто "Рош"), кладбище, фонды поддержки бедняков и ряд других учреждений. Она выкупала еврейских пленников и '''поддерживала академии Суры и Пумбедиты столько времени, сколько те были в цветущем состоянии и была важным посредником в передаче денег из Испании в эти академии'''.
+
-
 
+
-
Ученые в Kaйруане изучали [[ТАНАХ]] и как галахический, так и агадический разделы [[Талмуд]]а; старые комментария к Хроникам говорят кстати о "великих ученых Kaйруана".<ref>R. Kirchheim, "Commentar zur Chronik aus dem Zehnten Jahrhundert," p. 18, Frankfort-on-the-Main, 1874</ref> По вопросам религиозной и общественной жизни в течение этого периода были посланы запросы из Kaйруана к авторитетным [[гаон]]ам в Вавилон. Фактически, между [[гаон]]ами и учеными Kaйруана велась очень активная  переписка. Открытия фрагментов из этих писем в генизах проливают всё больше и больше света на интеллектуальную деятельность города.
+
-
 
+
-
== Пребывание Натроная бен Хабибая и других исторических личностей ==
+
-
Наиболее вероятно, что Натронай бен Хабибай, победивший в качестве кандидата на пост [[экзиларх]]а, адресат письма от Шериры<ref>Neubauer, "Medieval Jewish Chronicles" i. 36</ref> описывает, как по пути на "Запад", прибыл в Kaйруан.<ref>Grätz, "Gesch." v. 175; F. Lazarus, in Brüll's "Jahrb." x. 176</ref> Там, по его словам, он записал весь Талмуд по памяти и послал общине в Испании копию.
+
-
 
+
-
Когда Натронай бен Хилай был [[гаон]]ом в Суре (853-856), Натан бен Ханина и Йеhуда бен Йеhуда бен Саул были судьями в Kaйруане,<ref>ср. "Sha'are Ẓedeḳ," p. 84a, No. 3; Zunz, "Ritus," p. 190</ref>, и оба они переписывались с  Натронаем.<ref> прежде всего см. приложение Самуила ибн Джама к "Аруку" [опубликовано Дьюксом (Dukes) в "Orient, Lit." 1851, стр. 358]; Соломон Бубер в "Grätz Jubelschrift" на стр. 17, ивритская часть;. далее см. S. D. Luzzatto, "Bet ha-Oẓar," i. 59b</ref>
+
-
 
+
-
В 880 знаменитый [[Эльдад hа-Дани|Эльдад бен Махли hа-Дани]] появились в Kaруане, и привлёк большое внимание не только отчётами о своих путешествиях, но и своими новыми и необычными выражениями на иврите, но особенно галахическими инновациями в ритуале. В ответе на запрос недоумевающих евреев Kaйруана о разъяснениях в связи с этими изменениями, Цемах бен Хаим, [[гаон]] из Суры (882-887), лишь заверил их, что они не должны тревожиться.<ref>см. E. Epstein, "Eldad ha-Dani," pp. 4 et seq., 83 et seq., Presburg, 1891</ref> Вероятно, в Kaйруане Эльдад встретился  филолога Йеhуду ибн Курайша, который, видимо, вынужден был перебраться в Kaйруан из родного города, Тахорта.
+
-
 
+
-
В пяти экзегетических извлечениях из трудов ученых Kaйруана, содержащихся в старых комментариях Хроник, упомянутых выше,<ref>R. Kirchheim, l.c. pp. 16, 18, 22, 27</ref> Йеhуда ибн Курайш назван в тесной связи с их авторами.
+
-
 
+
-
== Исаак Исраэли и другие учёые ==
+
-
Исаак бен Соломон Исраэли (832-932, согласно другим источникам, 832-942), который родился в Египте, также перебрался в Kaйруан. В 904 он был придворным врачом  последнего аглабидского правителя в Кайруане, сохранив эту должность и при первом фатимидском правителе.
+
-
 
+
-
Из Kaйруана Исраэли переписывался по научной тематике с Саадией ещё до того, как тот был призван на должность [[гаон]]а в Вавилонию в 928.<ref>Комментарий к "Sefer Yeẓirah", см. "Orient, Lit." 1845 г., стр. 563</ref>
+
-
 
+
-
Известным учеником Исраэли был врач и филолог Дунаш ибн Тамим, который родился в Kaйруане о начале десятого века и прожил там всю свою жизнь. Как и его учитель, он был придворным врачом при дворе Фатимидов; он посвятил астрономических работу одному из них.
+
-
 
+
-
Кроме этих врачей, философов и филологов, было, несомненно, другие, чьи имена, как и названия их книг, которые менее известны (Авраам ибн Эзра, комментарий к "Эстер" VII. 4<ref>изд. Джозефа Зеднера, Лондон, 1850</ref> и Йеhуда Хадасси, "Eshkol ha-Kofer," p. 86a, No. 224).
+
-
 
+
-
Аль-Ḳaйруани<ref>l.c. стр. 170</ref> упоминает еврейского историка по имени Ибн аль-Шамма.
+
-
 
+
-
Саадия, который хорошо знал Kaйруан, говорит в своей "Sefer ha-Galui" о книгах на  иврите, написанных учеными, жившими в Kaйруане в его время, содержавших "апокрифические писания" (если это правильное прочтение трудного предложения.<ref>см. А. Гаркави, "Zikkaron la-Rishonim", часть 209, Санкт-Петербург, 1891</ref> К сожалению, в своём стремлении к краткости, Саадия не дал цитаты, так что больше ничего не известно об этих работах.
+
-
 
+
-
== Талмудические исследования ==
+
-
Изучение Талмуда и его вспомогательной литературы было высоко развито учеными из  Kaйруана. Вероятно, вторая редакция "Halakot Gedolot" Симеона Каияры была разработана около 900 года<ref>см. "Zeit. für Hebr. Bibl." vi. 99</ref>
+
-
 
+
-
Изгнанный [[экзиларх]] Укба, который бежал туда в 920 и оставался там до его смерти, должно быть, как и Натронай бен Хабибай, внёс свой вклад в эти исследования.<ref>см. Lazarus, l.c. стp. 178</ref> Евреи Kaйруана приняли его с большим почётом и сделали  своим духовным главой.<ref>ср. "Ha-Manhig" стр. 32а, § 58, с "Sefer Yuḥasin", 120б</ref>
+
-
 
+
-
Во время Шериры (930-1000), Цемах бен Мар Бахлул был президентом семинарии.<ref>Гаркави, "Teshubot ha-Geonim," No. 48</ref> Несколько позже Яаков бен Нисим Ибн Шахин, автор комментария на арабском к "Sefer Yeẓirah" занял эту должность.  Он часто переписывался с Шерирой [[Гаон]]ом и с Хаем [[Гаон]]ом. По просьбе Яакова, Шерира послал ему письмо, касающееся состава [[Мишна|Мишны]] из [[Талмуд]]а и то, как она была передана талмудическими учителями.<ref>см. интересный вопрос, адресованный учениками Яакова Хаю о чудотворной силе имени Бога, в "Ṭa'am Ẓeḳenim" на стр. 54; ср. также Гаркави, "Teshubot hа-Geonim," Nos. 230, 364</ref>
+
-
 
+
-
== Прибытие Хушиэля бен Ельханана ==
+
-
В конце десятого и в начале одиннадцатого века талмудические исследования в Kaйруане получили важный стимул в результате прибытия туда Хушиэля бен Ельханана, который, вероятно, родился в Италии. Он попал туда не пленником, как Авраам ибн Дауд,<ref>  "Medieval Jewish Chronicles" i. 68</ref> а в качестве гостя своих друзей в мусульманских землях, как показывает его собственноручное письмо.<ref>Опубликовано Шехтером в "Jewish Quarterly Review" (xi. 643)</ref> Он решил остаться там со своими друзьями и (возможно, сразу после смерти Яакова бен Нисима) был избран президентом академии.
+
-
 
+
-
Хушиэль оставил двух учеников, своего сын Хананеэля и Нисима (сына Якова Бен Нисима Ибн Шахин, упомянутого выше), оба из которых стали президентами Академии после смерти своего учителя.
+
-
 
+
-
Хананеэль, известный в качестве комментатора [[Талмуд]]а, вызвал интерес к до тех пор пренебрегаемому Иерусалимскому Талмуду.
+
-
 
+
-
Нисим написал "Mafteaḥ", методологическую работу по Талмуду, а его утраченный "Сидур", вероятно, содержал информацию о ритуале в Kaйруане. Единственное, что известно об этой службе в то время, что Нисим занимал почётное место рядом со священным шкафом в синагоге, и что после того, как коэны и левиты кончали читать недельную главу, свитки закона передавались ему, и никто другой на должен был подходить к свиткам.<ref>Zunz, "Ritus," стр. 54 и след.</ref> В других местах ссылки сделаны на гражданские обычаи народа Kaйруана.<ref>Гаркави, "Teshubot ha-Geonim," № 1</ref>
+
-
 
+
-
== Упадок в одиннадцатом веке ==
+
-
 
+
-
Интересно отметить, в связи с обширным коммерческими связями и значением города как караванной станции на пути из Испании в Багдад и Дамаск, что письма и полномочия, дававшиеся купцами Kaйруана своим деловым представителям в отдаленных местах, следуя обычаю, существующему "с древнейших времен", уполномочивали последних собирать деньги с их должников.<ref>Гаркави, "Teshubot ha-Geonim", № 199</ref>
+
-
 
+
-
Стоит также упомянуть, что Самуэль ha-Нагид из Кордовы использовал свое влияние в интересах общины Kaйруана.<ref>"Seder ha-Dorot", изд. Варшава, i. 191</ref>
+
-
 
+
-
После смерти Хананеэля и Нисима (1050) академия опустела, и политические события следующего периода дезорганизовали общину и её духовную жизнь<ref>см. Авраам ибн Дауд в "Medieval Jewish Chronicles" i. 73</ref>
+
-
 
+
-
В 1045 году, при Зирите Аль-Mуизе (1016-1062), все неортодоксальные секты жестоко преследовались, и евреи, в числе прочих, сильно пострадали. Пять лет спустя (1050) Kaйруан был захвачен и разорен ордами бедуинов, под предводительством Хилаля из Верхнего Египта. Евреи были значительно ослаблены экономически, и община в значительной степени, как представляется, была рассеяна. Устойчивый рост еврейского населения города Туниса в двенадцатом веке в основном объясняется иммиграцией из Kaруана.
+
-
 
+
-
== Высылка или отречение ==
+
-
 
+
-
Фанатичные Альмохады, которых аль-Хасан, последний из Зиритов, позвал на помощь в 1207 году, назначили Абу Мухаммед аль-Хафс начальником над провинции Тунис. Во время правления династии Хафситов, которая началась в 1236, евреи Кайруана пользовались короткой передышкой.
+
-
 
+
-
Однако, когда во время правления Абд-Аллаха Мухаммеда Абу аль-Mустансра Биллаха (1249-77), Людовик Святой из Франции повёл крестовый поход против Туниса (1270), религиозный фанатизм князя и народа, уже изрядный, воспламенился.
+
-
 
+
-
Евреи Kaйруана и Хамамата, двух святых городов, должны были или покинуть страну, или отказаться от своей веры. Некоторые предпочли последнее и номинально принял ислам. Сейчас есть люди, называющиеся называются мусульманами в Kaйруане, которые закрывают свои магазины в субботу, убирают в своих домах в пятницу вечером, и соблюдают другие обычаи, которые, по всей видимости, указывают на еврейское происхождение.
+
-
 
+
-
С этого времени до завоевания Туниса Францией евреям и христианам было запрещено ночевать в Kaйруане или Хамамате, и только получив специальное разрешение от губернатора они могли войти в них в течение дня. Старые еврейские надгробья ещё существуют там и свидетельствуют о присутствии в Kaйруане в своё время процветающей еврейской общины.<ref>Israel Chasan, "Iyye ha-Yam," No. 71, p. 30, Leghorn, 1869</ref><ref>Статья была написана в начале XX века.</ref>
+
-
 
+
-
Библиография:
+
-
* Berliner, Migdal Ḥananeel, pp. iv. et seq.;
+
-
* D. Cazès, Essai sur l'Histoire des Israélites de Tunisie, Paris, 1889;
+
-
* Grätz, Gesch. v. 236, 242, 289, 291; vi. 6, 9 et seq.;
+
-
* La Grande Encyclopédie, xxi. 379, xxxi. 476;
+
-
* Müller, Der Islam, i. 352, 419, 488; ii. 646, 657;
+
-
* Rapoport, Maḥberet he-'Aruk, Introduction, Presburg, 1844;
+
-
* там же, Toledot Rabbenu Ḥananeel, in Bikkure ha-'Ittim, xii. 12, 16;
+
-
* Steinschneider, in Jewish Quarterly Review xi. 608. G. M. Sc.
+
-
 
+
-
Источники
+
-
 
+
-
* [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=33&letter=K&search=Kairwan Richard Gottheil, Max Schloessinger. "KAIRWAN" in Jewish Encyclopedia]
+
-
 
+
-
Примечания
+
-
{{Примечания}}
+

Текущая версия на 23:29, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Кайруан (Еврейский аспект)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация