м |
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Кагановский, Эфраим]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Кагановский, Эфраим''' (Kaganowski, Efraim; 1893, Варшава, – 1958, Париж), еврейский прозаик.
| + | |
- | === Биографические сведения ===
| + | |
- | Писал на [[Идиш Язык|идиш]]. Тяга к изобразительному искусству привела Кагановского в рисовальную школу (1905), но через полгода, не имея возможности платить за учебу, он прервал занятия и обратился к словесным зарисовкам.
| + | |
- | === Начало творческого пути ===
| + | |
- | | + | |
- | Его этюд «Байнахт ин дорф» («Ночью в деревне») был напечатан в 1909 г. в варшавском еженедельнике Х. Эпельберга (1861–1927) «Ди театер-велт» (редактор [[Прилуцкий, Ноах|Н. Прилуцкий]]), а в 1910 г. его новеллу «Ин дер алтер мил» («На старой мельнице») [[Перец, Ицхак Лейбуш|И. Л. Перец]] включил в изданный им сборник «Юдиш», что утвердило Кагановского в решении стать профессиональным писателем.
| + | |
- | === Первый сборник ===
| + | |
- |
| + | |
- | В 1914 г. Кагановский издал первый сборник новелл «Мейдлех» («Девушки») об окрашенных эротизмом юношеских медитациях. При подходе немецких войск к Варшаве эвакуировался с родителями в Одессу, где вошел в местный круг еврейских писателей.
| + | |
- | === Творчество (1921г. - 1949г.) ===
| + | |
- | | + | |
- | В 1921 г. вернулся в Варшаву. В том же году вышел его сборник «Тирн ун фенстер» («Двери и окна»), в котором Кагановский одним из первых в литературе на идиш изобразил в несколько элегичных тонах, но с живым юмором и глубоким лирико-психологическим подтекстом мир бродяг, воров и т. п.
| + | |
- | | + | |
- | В композиции новелл, в их колоритном афористичном языке сказалось влияние И. Л. Переца, Г. Мопассана и А. Чехова.
| + | |
- | | + | |
- | Вскоре Кагановский опубликовал цикл зарисовок и рассказов о гражданской войне и о еврейских погромах в России, в том числе новеллу «Ин дер одессер чрезвычайке» («В одесской чрезвычайке /ЧК/», 1922), затем часто выступал в еврейской периодической печати с юморесками, эссе, фельетонами, выпустил в свет сборники новелл «Лайб ун лебн» («Плоть и жизнь», 1928), «Фигурн» («Образы», 1937). В 1939 г. бежал из Польши в Советский Союз.
| + | |
- | === Парижский период творчества ===
| + | |
- | | + | |
- | С 1949 г. жил в Париже. Писал главным образом воспоминания: «Идише шрайбер ин дер хейм» («Еврейские писатели дома», Париж, 1956), «Пойлише йорн» («Польские годы», Варшава, 1956) и изданные посмертно «А штот ойф дер Волге» («Город на Волге», Варшава, 1961), «Ди тункеле дире /майн киндхайт/» («Сумрачное жилище /мое детство/», Тель-Авив, 1961).
| + | |
- | === Особенности творчества ===
| + | |
- | | + | |
- | В своих произведениях Кагановский избегал сугубо еврейских проблем, отдавая предпочтение общечеловеческим аспектам судьбы своих героев, однако его творчество в целом образует красочную панораму исчезнувшей ныне жизни различных слоев польского еврейства.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11910|КАГАНОВСКИЙ Эфраим}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Литература на идише]]
| + | |
- | [[Категория:Персоналии по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Писатели по алфавиту]]
| + | |