|
|
(4 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Каганов, Ицхак]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Каганов''' (Каган) Ицхак (1904, Горки, Могилевской губернии, – 1978, Ашдод), поэт и мыслитель. Писал на [[Иврит Язык|иврите]].
| + | |
- | === Биографические сведения ===
| + | |
- | | + | |
- | Учился сначала у деда-раввина, затем в [[Хедер|хедере]] и [[Талмуд-Тора|талмуд-торе]]. В 1921 г. поступил в Петроградский университет, где проучился два года.
| + | |
- | | + | |
- | С детства страстно увлекался ивритом и еврейской литературой. Был участником первой конференции [[Хе-Халуц]] в Харькове (15–18 января 1918).
| + | |
- | | + | |
- | В конце 1918 г. Каганов создал в родном городке организацию Агуддат ноар леуммит «hа-Тхия» (Национальная еврейская юношеская организация «Возрождение»).
| + | |
- | | + | |
- | В начале 1920-х годов занимался распространением нелегальной сионистской литературы.
| + | |
- | === Единственная публикация в СССР ===
| + | |
- | | + | |
- | Первая и единственная в Советском Союзе публикация — мистическая поэма «Ктаим» («Фрагменты»; в сборнике «Брешит» — «Вначале»; М.–Л., 1926) — о миссии поэта, который, жертвуя собой, освещает путь земного бытия. Автор предчувствует и предсказывает высокий трагизм своей судьбы.
| + | |
- | === Перерыв в литературном творчестве ===
| + | |
- | | + | |
- | С середины 1920-х годов, после запрещения в СССР иврита, Каганов временно порывает с литературным творчеством.
| + | |
- | | + | |
- | Работал учителем в еврейской сельской школе. В 1930–33 гг. учился в театральной студии [[Михоэлс, Шломо|Ш. Михоэлса]] в Москве.
| + | |
- | | + | |
- | В 1934–36 гг. был режиссером еврейских театров в Симферополе и Днепропетровске, затем перешел в русскоязычный театр.
| + | |
- | | + | |
- | В 1941–44 гг. Каганов — боевой офицер, командир артиллерийской батареи.
| + | |
- | === Возврат к творчеству ===
| + | |
- | | + | |
- | В 1947 г. Каганов возвращается к творчеству на иврите. Работает над автобиографическим романом «Тахат шамаим ахурим» («Под мрачными небесами»). Рукопись первых глав, которую Каганов пытался передать для публикации в Эрец-Исраэль, попала в руки органов госбезопасности.
| + | |
- | === Творчествл в закдючении ===
| + | |
- | | + | |
- | 12 сентября 1948 г. Каганов был арестован и вместе с группой ивритских писателей и культурных деятелей ([[Плоткин, Цви|Ц. Плоткин]], [[Прейгерзон, Цви Хирш|Ц. Прейгерзон]] и другие) обвинен в принадлежности к «националистической сионистской антисоветской организации» и осужден на 10 лет; впоследствии в лагере вновь судим и приговорен к расстрелу, замененному на 25 лет заключения.
| + | |
- | | + | |
- | В 1955 г. освобожден и затем реабилитирован.
| + | |
- | | + | |
- | Находясь в заключении, Каганов создал 480 стихотворений на иврите, которые запоминал без записи на бумагу, а также книгу размышлений об истории, судьбе и сущности еврейского народа.
| + | |
- | | + | |
- | Впоследствии весь этот материал был записан и лишь через 20 лет (в 1975 г.) переправлен в Израиль, где вышел в свет. Поэтический сборник «Бе-кол шофар» («Гласом шофара», Тель-Авив, 1977) состоит из десяти тетрадей, каждая с указанием места написания: Москва, Лефортовская тюрьма; Караганда, камера смертников; Тайшет; Озерлаг и т. д.
| + | |
- | | + | |
- | Рассматривая свое вдохновение как божественное
| + | |
- | откровение, автор в соответствии с традицией придает большое значение упоминанию этих мест.
| + | |
- | | + | |
- | В муках тюремного быта поэт не теряет светлого и одухотворенного мироощущения. Любовь и мужество, страдание и радость, природа и музыка космических сфер, тяга к Сиону и религиозное чувство, утраченные, по мнению автора, современными людьми, — мотивы его поэзии.
| + | |
- | | + | |
- | Книга «Торат hа-тамир» («Учение о Сокровенном», Тель-Авив, 1978) состоит из трех частей.
| + | |
- | | + | |
- | В первой части «hа-леом» («Нация»), анализируя многовековую историю еврейского народа, рассматривая все этапы развития еврейского духа, автор пытается постичь удивительную тайну вечного существования евреев и выдвигает свою концепцию понятия «нация». «Еврейский народ сделал шаг навстречу эпопее, в которую вступит все человечество в своем земном и космическом будущем».
| + | |
- | | + | |
- | Вторая часть «hа-тамир» («Сокровенный») посвящена познанию Бога непосредственным жизненным опытом, мышлением и обретенными человеком знаниями.
| + | |
- | | + | |
- | Третья, заключительная часть — «hа-медина» («Государство») высшую задачу государства усматривает в создании Хехал hа-тамир (букв. `Храм Сокровенного`), который призван раскрепостить скрытые возможности человеческого духа, пробудить и вызвать к жизни его дремлющие силы.
| + | |
- | Работа над мемуарами в Израиле
| + | |
- | | + | |
- | Возрождение Израиля, по мнению Каганова, несет в себе будущее возрождение человечества. После репатриации в Израиль (1976) Каганов до последних дней работал над мемуарной книгой «Швилин нехирин» («Разведанные тропы»; пока не опубликована).
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11908|КАГАНОВ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Литература на иврите]]
| + | |