|
|
(8 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Начало_работы}}
| + | #redirect [[:ej:Йоханан бен Закай]] |
- | {{Остатье
| + | |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=3
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |АВТОР1=Нехама Симонович (Полонски)
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=Nechama
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=26/03/2010
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | [[Раббан]] Йоханан бен Закай (РИБаЗ)— один из крупнейших [[Танаи|Танаев]], пользовавшийся неоспорим авторитетом среди мудрецов в эпоху разрушения Второго Храма. Деятельность Р. Иоханана Бен Закая во многом способствовала сохранению иудаизма и всего еврейского народа после этой национальной катастрофы. | + | |
- | | + | |
- | {{таннаи}}
| + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | Как и о других учителях эпохи Мишны, мы не знаем точной даты рождения р. Йоханана бен Закая. В трактатате Сукка 28а приводится краткий рассказ об учениках Гилеля:
| + | |
- | | + | |
- | : ''Восемьдесят учеников было у Гилеля. Тридцать — достойных того чтобы на них возлежала [[Шхина]], как на [[Моисей|Моше]]; тридцать достойных того, чтобы ради них остановилось солнце, как ради Йеhошуа, и двадцать средних. Старший из них — р.[[Йоханан бен Узиэль]], младший — р. Йоханан бен Закай. О нем сказали, что он не оставил ничего неизученного из [[Тора|Торы]], [[Мишна|Мишны]] [[Талмуд]]а, установлений [[софрим]], [[гематрия|гематрии]], разговоров ангелов-служителей и разговоров бесов, и пр.'' | + | |
- | | + | |
- | Из этого рассказа можно сделать вывод, что Р. Йоханан бен-Закай был одним из младших учеников Гилеля. И, если считать, что Гилель умер где-то около 10-го г. н. э., а р. Йоханан бен Закай был еще тогда молод, то получится, что он родился предположительно в 10 г. до н. э., и во время разрушения Храма ему было приблизительно 80 лет. [[Агада]] утверждает также, что Рибаз прожил 120 лет, по ее описанию, он 40 лет занимался торговлей, 40 лет учился и сорок лет преподавал и возглавлял народ. Если р. Иоханан бен Закай возглавлял народ в течении 120 лет, то это значит, что он умер около 110 г. н. э.
| + | |
- | | + | |
- | Жизнь р. Йоханана бен Закая пришлась на самый один из самых трагических периодов еврейской истории, на период разрушения [[Храм]]а. Йерусалимский Храм был центром духовной жизни народа, и после его разрушения, для большинства народа продолжение национального существования казалось практически невозможным. В такое время перед его духовными лидерами стояла необыкновенно сложная задача: обеспечить народу возможность жить дальше. Огромная заслуга Р. Йоханана бен Закая состоит в том, что он смог придать еврейской жизни смысл в новых обстоятельствах, что, в конечном итоге, это позволило еврейскому народу продолжать свое существование, несмотря на рассеяние.
| + | |
- | | + | |
- | [[Мишна]] [[Авот]] (2:8) перечисляет пятерых учеников Рибаза.
| + | |
- | : ''Пять учеников было у рабана Йоханана бен Закая: раби [[Элиэзер бен hоркенус]], рабби [[Иеhошуа бен Хананья]], рабби [[Йосей hа-коген]], раби [[Шимон бен Нетанэль]] и раби [[Эльазар бен Арах]].''
| + | |
- | | + | |
- | Трое из пяти учеников Рибаза стали впоследствии ведущими учителями Талмуда (см. таблицу танаев) и сыграли ведущую роль в формировании Устной Торы.
| + | |
- | | + | |
- | ==Личность==
| + | |
- | | + | |
- | Мишна авот (2:8) приводит высказывание р. Иоханана бен Закая: ''"Если ты многое постиг в Торе, не кичись этим, ибо для этого ты и создан"''. Отсюда видно, что Рибаз видел в изучении Торы одно из главных предназначений человека. С другой стороны, важнейшим критерием в оценке человека было для него – насколько он выполняет возложенное на него Всевышним. В [[Авот де раби Натан]] рассказ про то, как после смерти его сына пришли ученики утешать своего учителя. Каждый из них предложил утешение, которое по его мнению придает смысл жизни человека – и таким образом дает ему силы противостоять абсурдности смерти. Раби Йоханан принял утешение только от [[р.Элазар бен Арах||р.Элазара бен Араха]]:
| + | |
- | | + | |
- | :''р.Элазар успел войти и, сев перед р. Йохананом, обратился к нему с такими словами:''
| + | |
- | :''- Скажу тебе притчу. Ты подобен человеку, которому царь отдал сокровище на хранение. День за днем человек этот со слезами и вздохами повторял: "Горе мне! Когда наконец я благополучно освобожусь от обязанности оберегать отданное мне на хранение сокровище?" Так и с тобою, учитель: дал тебе Бог сына, который ревностно изучал и Тору, и слово пророческое, и поучения мудрецов наших. И безгрешным и чистым ушел он из мира. Не должен ли ты утешиться тем, что безупречно возвратил сокровище, отданное тебе на хранение?"''
| + | |
- | | + | |
- | Каким же видел свое предназначение р. Йоханан Бен Закай? Талмуд в трактате Брахот, 34б приводи следующий рассказ:
| + | |
- | | + | |
- | :''И еще история о рабби [[Ханина бен Доса||]], который пришел учить Тору у рабби Иоханана бен Заккая. Случилось, что захворал сын рабби Иоханана бен Заккая. Сказал рабби- Ханина, сын мой, попроси о милосердии к нему, чтобы остался в живых. Уронил Ханина голову на колени. Молил, прося милосердия, - и сын учителя выжил. Сказал рабби Иоханан бен Заккай. Если бы сам бен Заккай хоть целый день сидел понурив голову на колени, не вняли бы ему небеса. Спросила его жена: "Неужели величие Ханины превосходит твое?" Ответил ей: "Нет, но Ханина подобен рабу перед лицом царя, я же – министру".''
| + | |
- | | + | |
- | Если раб может попросить у царя о помощи в каких-то частных делах, то дело министра - заниматься важнейшими задачами управления. Будучи одним из крупнейших законоучителей поколения р.Йоханан бен Закай понимал, что на него возложена ответственность за судьбу всего народа Израиля.
| + | |
- | | + | |
- | ==Борьба с садукееями==
| + | |
- | Из Талмуда известно множество дискуссий, в которых Рибаз противопоставляет фарисейскую традицию мнению саддукеев и опровергает их подход. В этих спорах он высказывается чрезвычайно резко по отношению к садукеям. Так например в трактате Менахот 65:а,б рассказывается
| + | |
- | :''Садукеи утверждали, что отсчет дней до праздника Шавуот следует начинать с субботы. Атаковал их рабан Йоханан бен Закай: "Глупцы вы, откуда вы это взяли?" И не было никого, кто смог бы ответить ему, кроме одного старика, который пробормотал: "Моше учитель наш очень любил народ Израиля, поэтому из за того, что праздник Шавуот один день, устроил так, чтобы мы могли радоваться два дня подряд." Процитировал ему книгу Дварим (1:2) "Одиннадцать дней пути от Хорева, через гору Сеир до Кадеш Барнеа, и если Моше учитель наш, так любил Израиль, почему он задержался с ними в пустыне на сорок лет?" Сказал ему: "Раби, так ты от меня хочешь отделаться?" Ответил ему Рибаз: "Да не будет наша совершенная Тора, как ваши пустая болтовня."''
| + | |
- | Борьба р. Йоханана бен Заккая с садукеями в определенной мере явилась завершением начатого Шимоном бен Шетахом. Иоханан бен Заккай окончательно упрочил влияние фарисеев и школы Гилеля во всех сферах народной жизни.
| + | |
- | | + | |
- | == Деятельность в период разрушения Храма ==
| + | |
- | | + | |
- | Агада в трактате Йома 39,б рассказывает:
| + | |
- | | + | |
- | : ''За сорок лет до разрушения Храма не выходило так, чтобы жребий [[Йом-Кипур]]а («этого козла Богу») оказался в правой руке, и не становилась белой красная нить, потухала западная свеча в Храме, и двери Святилища открывались сами, пока не приструнил их раббан Йоханан бен Закай и сказал ему: "Святилище, чему ты ужасаешься? Я ведь знаю, что в конце ты будешь разрушено, и это уже сказано в пророчестве [[Захария|Захариии]] бен Идо: «Открой Леванон двери твои, и пожрет огонь кедры твои» .''
| + | |
- | | + | |
- | Эта агада описывает знамения, предвещавшие разрушение Храма, тогда как Раббана Йоханан бен Закая, который склонен приструнить эти мистические явления. Позиция агады по всей видимости такова, что и без знамений Рибаз знал, что Иерусалимский [[Храм]] обречен на разрушение. Он был способен трезво оценить окружающую его действительность, и понять, что в ней нет возможности сохранить Храм, и потому трактовал пророчество Захарии, как говорящее о разрушении Второго Храма.<ref> По поводу трактовки этих стихов Захарии есть разногласия между комментаторами</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Эта агада представляет Рибаза, как мудреца, который изначально понимал необходимость считаться с реальностью, и искать правильный путь, который позволит сохранить еврейский народ в экстремальных условиях. В такой перспективе действия р. Йоханана бен Закая во время осады Иерусалима вытекают из понимания необходимости в создавшихся условиях создать альтернативу Храму, обреченному на разрушение.
| + | |
- | | + | |
- | Известная агада <ref>встречающаяся в различных версиях: [[Гитин]] 56:а, б, [[Мидраш]] [[Мидраш Раба| Раба]] [[Эйха]] 1:31, [[Авот раби Натана]] 4:5</ref> рассказывает о том, как во время осады [[Иерусалим]]а р. Йоханан бен Закай пришел к заключению, что городу не устоять перед римской армией, и поэтому принял решение покинуть город. Он притворился мертвым и ученики вынесли его на плечах из осажденного Иерусалима. Продолжение агады в Талмуде описывает встречу Рибаза с [[Веспасиан]]ом, в которой Рибаз просит у него сохранить город [[Явне]] и потомков [[рабана Гамлиэль|рабана Гамлиэля]], а также излечить [[рабби Цадок]]а. Целью Рибаза было создать новый духовный центр, который должен будет обеспечить дальнейшее существование еврейского народа.
| + | |
- | | + | |
- | Добившись от Рима разрешения основать в Явне новый духоный центр, Рибаз со веременем преобразовал его в [[Санhедрин]], то есть высший суд, имеющий полномочия принимать решать важнейшие проблемы [[галаха|галахи]]. Санhедрин в Явне взял на себя задачу сохранения и упрочения здания устной традиции.
| + | |
- | | + | |
- | == Постановления Рибаза ==
| + | |
- | | + | |
- | После разрушения Храма р. Йоханан Бен-Закай издал несколько новых галахических постановлений известных как Девять Постановлений Рибаза («Таканот Рибаз»). В них он меняет некоторые галахические установления, чтобы приспособить их к новому образу жизни — жизни без Храма. Упомянем здесь некоторые из них.
| + | |
- |
| + | |
- | * Постановление о трублении в Шофар в Рош hа-Шана (Новый год), в случае, если Новый Год приходится на Субботу. До того, как был разрушен Храм это делали только в Храме, но после разрушения Храма, Рибаз, постановил что нужно трубить в шофар и не только в Храме, но и в таком месте, где есть Бейт-Дин.
| + | |
- | * Постановление относящееся к заповеди «Арба миним» — четырех видов растений, которые связывают вместе (лулав) и возносят в праздник Суккот. До разрушения Храма, в Храме возносили лулав все семь дней, а вне стен Храм только один день. Рибаз постановил, что теперь нужно возносить лулав всюду — все семь дней праздника Суккот — в память о Храме.
| + | |
- | * Постановление, связанное с жертвой [[омер]]а. До Разрушения Храма уже 16 [[нисан]]а, после принесения жертвы омера, с полудня разрешалось есть от хлеба нового урожая. (А до принесения жертвы омера это запрещено). Раби Йоханан постановил, что в память о Храме, весь день 16 нисана хлеб нового урожая запрещен в пищу.
| + | |
- | * Постановление о приеме свидетелей новомесечья. Это постановление Рибаза разрешало Бейт-Дину прием свидетелей видевших новую луну весь день, тогда как в Храме время приема свидетелей ограничивали временем [[минха|минхи]] — дневного жертвоприношения.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | <references />
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | | + | |
- | {{ЭЕЭ|11837|Иоханан бен Заккай }}
| + | |
- | | + | |
- | [http://www.judaicaru.org/steinsalz/mudrez_3.htm#Heading71 [[Штейнзальц Адин|А. Штейнзальц]] "Мудрецы Талмуда". Рабан Иоханан Бен Закай]
| + | |
- | | + | |
- | [http://machanaim.org/kurs/tanai/04-ribaz.htm Раби Йоханан бен Закай и разрушение Храма. Маханаим. Учебные курсы по иудаике]
| + | |