|
|
(34 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Начало_работы}}
| + | #redirect [[:ej:Йоханан бен Закай]] |
- | [[Раббан]] Йоханан бен Закай - один из крупнейших [[Танаи|Танаев]], пользовавшийся неоспорим авторитетом среди мудрецов в эпоху разрушения Второго Храма. Деятельность Р. Иоханана Бен Закая во многом способствовала сохранению иудаизма и всего еврейского народа после этой национальной катастрофы. | + | |
- | {{таннаи}}
| + | |
- | ==Личность==
| + | |
- | Как и о других учителях эпохи Мишны, мы не знаем точной даты рождения р. Йоханана бен Закая (РИБаЗ). В трактатате Сукка 28,а приводится краткий рассказ об учениках Гилеля:
| + | |
- | | + | |
- | :''Восемьдесят учеников было у Гилеля. Тридцать - достойных того чтобы на них возлежала [[Шхина]], как на [[Моисей|Моше]]; тридцать, достойных, чтобы ради них остановилось солнце, как ради Йеhошуа, и двадцать средних. Старший из них - р.[[Йоханан бен Узиэль]], младший - р.Йоханан бен Закай. О нем сказали, что он не оставил ничего неизученного из [[Тора|Торы]], [[Мишна|Мишны]] [[Талмуд|а]], установлений [[софрим]], [[гематрия|гематрии]], разговоров ангелов-служителей и разговоров бесов, и пр.'' | + | |
- | | + | |
- | Из этого рассказа можно сделать вывод, что Р. Йоханан бен-Закай был одним из младших учеников Гилеля. И, если считать, что Гилель умер где-то около 10-го г. н.э., а р.Йоханан бен Закай был еще тогда молод, то получится, что он родился предположительно в 10 г. до н.э., и во время разрушения Храма ему было приблизительно 80 лет. [[Агада]] утверждает также, что Рибаз прожил 120 лет, по ее описанию, он 40 лет занимался торговлей, 40 лет учился и сорок лет преподавал и возглавлял народ. Если р. Иоханан бен Закай возглавлял народ в течении 120 лет, то это значит, что он умер около 110 г. н.э.
| + | |
- | | + | |
- | Жизнь р. Йоханана бен Закая пришлась на самый один из самых трагических периодов еврейской истории, на период разрушения [[Храм|Храма]]. Йерусалимский Храм был центром духовной жизни народа, и после его разрушения, для большинства народа продолжение национального существования казалось практически невозможным. В такое время перед его духовными лидерами стояла необыкновенно сложная задача: обеспечить народу возможность жить дальше. Огромная заслуга Р. Йоханана бен Закая состоит в том, что он смог придать еврейской жизни смысл в новых обстоятельствах, что, в конечном итоге, это позволило еврейскому народу продолжать свое существование, несмотря на рассеяние.
| + | |
- | | + | |
- | [[Мишна]] [[Авот]] (2:8) перечисляет пятерых учеников Рибаза.
| + | |
- | :''Пять учеников было у рабана Йоханана бен Закая: раби [[Элиэзер бен hоркенус]], рабби [[Иеhошуа бен Хананья]], рабби [[Йосей hа-коген]], раби [[Шимон бен Нетанэль]] и раби [[Эльазар бен Арах]].''
| + | |
- | | + | |
- | Трое из пяти учеников Рибаза стали впоследствии ведущими учителями Талмуда. (см. тамлицу танаев)
| + | |
- | | + | |
- | ==Деятельность в период разрушения Храма==
| + | |
- | | + | |
- | Агада в трактате Йома 39,б рассказывает:
| + | |
- | | + | |
- | :''За сорок лет до разрушения Храма не выходило так, чтобы жребий Йом-Кипура ("этого козла Богу") оказался в правой руке, и не становилась белой красная нить, потухала западная свеча в Храме, и двери Святилища открывались сами, пока не приструнил их раббан Йоханан бен Закай и сказал ему: "Святилище, чему ты ужасаешься? Я ведь знаю, что в конце ты будешь разрушено, и это уже сказано в пророчестве Захарии бен Идо: "Открой Леванон двери твои, и пожрет огонь кедры твои" .''
| + | |