м |
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Йеменские евреи]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Файл: 11894_L.jpg|thumb|250px|left|[[Йеменские Евреи]] Пасхальный седер в семье йеменских евреев. 1950. Из книги М. Наора «Еврейский народ в 20 веке. История в фотографиях»]] | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Йеменские евреи''' - еврейская этнолингвистическая группа (община), жившая в [[Йемен]]е. До репатриации в Израиль йеменские евреи говорили на йеменском диалекте [[Еврейско-Арабский Язык|еврейско-арабского языка]], весьма близком к арабскому языку окружающего населения (часть йеменских евреев и в Израиле продолжают общаться между собой на этом диалекте).
| + | |
- | == История йеменских евреев ==
| + | |
- | Согласно одному из преданий йеменских евреев, их предки прибыли в [[Саба|Сабейское]] царство при царе [[Соломон|Шломо]], согласно другому, — за несколько десятилетий до разрушения Первого [[Храм|храма]] 75 тыс. благочестивых евреев, уверенных в скором исполнении предсказаний [[Иеремия|Иеремии]] (21:9), отправились из Иудейского царства на поиски другой плодоносной страны и, перейдя Иордан, через [[Эдом]] (горы [[Сеир]]) добрались до Йемена, образовав там самостоятельное царство, а на призыв [[Эзра|Эзры]] возвратиться в [[Эрец-Исраэль]] ответили отказом, не веря в долговечность еврейского государства, за что они якобы были прокляты Эзрой и, в свою очередь, предали его [[херем]]у.
| + | |
- | | + | |
- | Многие семейства йеменских евреев связывают свое происхождение с этими выходцами из Иудейского царства. Согласно легендам, бытовавшим среди евреев района Наджран (цепь оазисов и гор, ныне поделенных между Саудовской Аравией и Йеменской Арабской Республикой), они являются потомками [[Колена Исчезнувшие|колен исчезнувших]].
| + | |
- | | + | |
- | Вскоре после исламизации Йемена (629–630) йеменские евреи оказались единственным религиозным меньшинством страны, стоящим на низшей ступени социальной лестницы. Хотя формально йеменские евреи обладали статусом [[Зимми|зимми]], они были лишены всяких прав и зависели от мусульманского покровителя (сейида), принимавшего на себя за плату ответственность за их жизнь и имущество. И только в Сане патроном евреев был сам имам. В нарушение законных прав зимми имели место многочисленные случаи насильственного обращения йеменских евреев в ислам, разрушение синагог (1676, 1761), поголовное изгнание (1679) и т. п. Применение антиеврейских ограничительных законов сопро­вожда­лось в Йемене особыми унижениями и тяжелой (почти крепостной) зависимостью евреев от местных правителей.
| + | |
- | | + | |
- | Йеменские евреи не могли состоять на государственной и военной службе, владеть землей, носить новую или яркую одежду, оружие, пользоваться седлами, ездить на лошадях и мулах (а позже вообще ездить верхом), изучать [[Тора|Тору]] вне стен [[Синагога|синагоги]], читать молитвы вслух, громко трубить в [[шофар]] и т. д. Евреям запрещалось добывать средства существования занятиями, которыми зарабатывали на жизнь мусульмане (например, заниматься земледелием и скотоводством), а также ссужать деньги под проценты. Их свидетельские показания против мусульман не признавались судом. Йеменские евреи платили обычный для всех зимми подушный налог, и кроме того их принуждали выполнять унизительные работы, запрещенные мусульманам или презираемые ими. | + | |
- | === Йеменские евреи в новое время ===
| + | |
- | Имам Яхья (правил в 1904–1948 гг.) после завоевания им Саны (1905) возобновил так называемые [[Омаровы Законы|Омаровы законы]] со многими дополнениями. Так, евреям запрещалось строить дома выше, чем дома мусульман, повышать голос в присутствии мусульманина, участвовать в религиозных дискуссиях и т. п. С них брали выкуп за эмиграцию (с 1929 г. была запрещена). Но наиболее жестоким из антиеврейских законодательных актов было возобновленное в 1921 г. имамом предписание об обращении в ислам всех еврейских сирот до 13 лет (с 1925 г. даже при живой матери). Пытаясь обойти этот эдикт, йеменские евреи (чаще всего родственники) усыновляли сирот или переправляли их в [[Аден]], а оттуда в Эрец-Исраэль.
| + | |
- | | + | |
- | Лишь в городе Саада (на севере Йемена) и его округе, в районе Наджран, а также в [[Хадрамаут|Хадрамауте]] (историческая область на юге Аравийского полуострова), где местные правители были фактически автономны или независимы, евреи имели право носить оружие и пользовались рядом гражданских прав, некоторые из них занимались скотоводством и земледелием (что стало почти невозможным в остальных районах Йемена, особенно после возвращения из изгнания в Мауза; см. [[Йемен|Йемен]]), а евреи Наджрана даже не платили джизья (подать зимми за покровительство).
| + | |
- | | + | |
- | После установления в 1839 г. английского правления в Адене местные евреи получили те же гражданские права, что и мусульманское население колонии. Дискриминационное антиеврейское законодательство сохранялось в Йеменском королевстве вплоть до 1949–50 гг., когда почти все йеменские евреи переселились в Израиль.
| + | |
- | == Быт йеменских евреев ==
| + | |
- | Социально-экономический гнет в сочетании с общей отсталостью страны определили роль, которую играли евреи в экономике Йемена. Лишенные, как и в других мусульманских странах, права владеть землей (лишь незначительное число йеменских евреев были земледельцами-арендаторами), они главным образом занимались ремеслом и торговлей (в основном розничной). На протяжении многих поколений традиции и навыки определенных ремесел закрепились за отдельными семьями йеменских евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Сосредоточение (почти абсолютное) ремесла в руках евреев вызвало своеобразную взаимозависимость между ними и мусульманами: удовлетворяя потребности последних в ремесленных изделиях и услугах, евреи получали от них взамен продукты питания, главным образом после жатвы и в сезоны сбора овощей и фруктов. Устная традиция йеменских евреев сообщает о ряде фактов, когда от жестоких преследований властей их спасала необходимость их труда для экономики страны. Например, изгнание евреев из городов Йемена в округ Мауза было отменено через год, в 1680 г., так как отсутствие ремесленников нарушило нормальную жизнь во всей стране.
| + | |
- | | + | |
- | Посланец Эрец-Исраэль [[Сапир|Я. Сапир]], побывавший в Йемене в 1858–59 гг., писал: «''Жители страны неевреи владеют полями, виноградниками, садами и плантациями, занимаются коммерцией и торговлей, однако не имеют никакого представления ни о художественном ремесле, ни о ремесле вообще. Подавляющее же большинство евреев являются искусными мастерами в самых разных областях ремесла. Они — ювелиры, кузнецы, кожевенники, портные, изготовители пороха, гончары... и к ним вынуждены обращаться неевреи за каждым ремесленным изделием...''»
| + | |
- | | + | |
- | Среди йеменских евреев кроме перечисленных ремесел было распространено ткачество, плотницкое дело, а также производство с разрешения властей соли и мыла. Поощрявшийся турецкими властями после 1872 г. ввоз машин и промышленных изделий привел в конце 19 в. – начале 20 в. большинство йеменских евреев на грань полной нищеты. Появилось множество бродячих мелких торговцев и ремесленников, возвращавшихся домой только на праздники.
| + | |
- | | + | |
- | Лишь в Сане и в портовых городах (Аден и другие) незначительное число евреев участвовало в международной торговле (главным образом кофе). В начале 20 в. имам Яхья запретил импорт машин и запасных частей к ним с целью возродить ручное ремесло и заставлял евреев, опасаясь их эмиграции, обучать ему мусульман; однако в 1920-х гг. сам проводил политику изгнания евреев из ткацкого и мыловаренного производства.
| + | |
- | | + | |
- | Положение париев, постоянная нужда, традиционная глубокая религиозность и мистицизм, а также влияние зейдитского окружения, ожидавшего прихода имама-избавителя, усиливало мессианские чаяния йеменских евреев, и поэтому [[мессианские движения]] потрясали эту общину чаще, чем другие еврейские общины мира.
| + | |
- | | + | |
- | Около 80% мусульманского населения Йемена были сельскими жителями, что вынуждало и обслуживавших их йеменских евреев селиться рядом. Рассеянные небольшими группами по стране, йеменские евреи часто строили [[Синагога|синагоги]] и обязательно [[Микве|микве]], овладевали умением совершать ритуальный убой и определять кашерность мяса (см. [[Кашер]], [[Кашрут]]), обучали детей Торе. В общинные центры они обращались лишь для решения важных галахических вопросов (см. [[Галаха]]), а в [[Бет-Дин|бет-дин]] Саны при сложных судебных делах или за апелляцией.
| + | |
- | | + | |
- | Среди йеменских евреев все мужчины умели читать и большинство писать (на еврейско-арабском диалекте, но еврейскими буквами); знание [[Иврит Язык|иврита]] было широко распространено. Во главе городской общины, являвшейся центром и для еврейского населения округи, стояли мори (раввин, чаще всего ремесленник, не получавший плату за должность) и бет-дин, а перед властями ее представлял светский староста (акил, по-арабски `мудрый`), обычно из простолюдинов. Вавилонские [[Иешива|иешивы]] периода [[гаон]]ов присваивали главам йеменских общин за оказываемую финансовую поддержку почетное звание ''[[аллуф]]'' (старейшина). В средние века глава еврейской общины Йемена получал от властей титул [[нагид]] (иногда им наделяли также руководителя общины [[Адена]]). При турецком владычестве (1872–1918) религиозный глава общины Саны носил звание хахам-баши, то есть главного [[раввин]]а.
| + | |
- | | + | |
- | Тесные связи между центрами еврейской учености в Вавилонии и йеменскими евреями, а затем с египетскими [[Иешива|иешивами]], оказали влияние на развитие религиозной и духовной жизни еврейских общин страны. Долгое время среди йеменских евреев сохранялась вавилонская [[масора]]. В вопросах Галахи йеменские евреи следовали кодексу [[Маймонид]]а (комментирование его сочинений стало одним из основных видов религиозно-литературной деятельности йеменских евреев). Большое распространение среди них получил также галахический труд [[Алфаси, Ицхак Бен Яаков|Ицхака Алфаси]] «Сефер hа-hалахот» («Книга галахических установлений»).
| + | |
- | | + | |
- | Среди йеменских евреев нередки случаи полигамии. Они единственные среди восточных евреев носят длинные [[Пеот|пеот]] и называют их симаним (`знаки`), так как это отличает их от неевреев. Несмотря на крайнюю богобоязненность в среде йеменских евреев бытовали (сохранились и поныне) [[амулет]]ы, хотя [[Маймонид]] был противником их употребления.
| + | |
- | == Религиозные особенности йеменских евреев ==
| + | |
- | Литургия йеменских евреев (минхаг теймани) следует порядку молитв, фиксированному у Маймонида, который, в свою очередь, исходил из [[Сиддур|молитвенника]] [[Саадия Гаон|Саадии Гаона]], хотя в ней имеются следы сефардского влияния (из сефардского молитвенника взяты, например, тексты [[Кдушша]], [[Авода]], [[Слихот]] и хошанот; см. [[Хошана Рабба|Хошана Рабба]]). По традиции йеменских евреев в канун субботы, совпадающий с новолунием, или во время отсчета [[Омер|омера]] читают специальные [[пиют]]ы. Следуя подразумеваемому постановлению Маймонида, йеменские евреи долго не включали молитву [[Кол Нидре|Кол нидре]] в свою литургию (она появилась в молитвеннике йеменских евреев, напечатанном в Иерусалиме в конце 19 в.). Начальная часть [[каддиш]]а йеменских евреев включает имя Маймонида, а в их [[Хаггада Пасхальная|Хаггаду пасхальную]] не входит песня Хад Гадья.
| + | |
- | | + | |
- | Начиная с 16 в. в Йемен проникает [[каббала]]. Особенное распространение там получило учение [[Лурия, Ицхак Бен Шломо Ашкенази|И. Лурии]], оказавшее значительное влияние на литературу и религиозную жизнь йеменских евреев, в частности на библейские комментарии, молитвы и литургическую поэзию.
| + | |
- | == Культура йеменских евреев ==
| + | |
- | Литературное творчество и вся духовная жизнь йеменских евреев почти до середины 20 в. были связаны с религией и ивритом как священным языком. Сочинения по масоре, лексике и философии, как, например, «Бустан ал-укул» (по-арабски «Сад интеллектов») Нетан’эля ал-Фаюми (умер, по-видимому, в 1165 г.), пытавшегося ввести в еврейскую мысль доктрины шиитской секты исмаилитов, и его еврейская или еврейско-арабская грамматика (на арабском языке), ставившая теоретические проблемы языка, сменяются вскоре поэтическими, литургическими и мистическими произведениями. Широкой популярностью среди йеменских евреев пользовался жанр компиляций из [[Аггада|Аггады]] и [[Мидраш|мидрашей]].
| + | |
- | | + | |
- | Самым известным в Йемене был «Мидраш hа-гадол» («Великий мидраш») Давида бен Амрама Адани (13 в.), в который вошли отрывки утраченных аггадических и галахических мидрашей талмудического периода, служившие, возможно, источниками Маймониду для Мишне Тора. Каждую часть сочинения Адани предваряет вступлением, написанным выразительной ритмической прозой.
| + | |
- | | + | |
- | Наряду с мидрашами на иврите появляются также написанные на арабском языке: «Hyp аз-залам» («Свет во тьме») Нетан’эля бен Иеша (14 в.), «Сирадж ал-укул» («Светильник умов») Мансура ад-Дамари (14 в.) и «Китаб ал-хакаик» («Книга истин»), вероятно, Иехуды бен Шломо из Саады (14 в.), аггадические аллегории, комментарий к Торе, вызвавший [[Херем|херем]] раввинов Саны и обращение общины Саады с апелляцией к раввинам Эрец-Исраэль.
| + | |
- | | + | |
- | «Сефер hа-мусар» («Книга морали») Зхарииад-Дахири (1519?–1589?), которая включает фольклор, басни, предания, описания путешествий по еврейским общинам Востока и исторических событий в Йемене, завершает традицию произведений в жанре макам — новелл в ритмизированной и рифмованной прозе. Наиболее известным законоучителем, которого дала йеменская община, является рабби Шломо бен Иешуа Адани (1567–1625), автор комментариев к [[Мишна|Мишне]] — «Мелехет Шломо» («Деяния Шломо»; окончил в 1624 г.).
| + | |
- | | + | |
- | Большой интерес для истории [[Саббатай Цви|саббатианства]] представляет созданный в Йемене около 1666 г. апокалипсис «Гей хиззайон» («Долина видения»), в котором отразились мессианские чаяния йеменских евреев. Особой популярностью среди йеменских евреев пользовались многочисленные каббалистические труды и сочинения по астрологии и гаданию, а также стихотворные руководства по [[Шхита|шхите]]. Наиболее известным поэтом йеменских евреев был [[Шабази, Шалем|Шалем Шабази]] (17 в.), автор многочисленных мистических и литургических стихов на иврите, а крупнейшим каббалистом — [[Шараби, Шалом|Шалом Шараби]] (18 в.).
| + | |
- | | + | |
- | Как раввинистический авторитет йеменских евреев известен Ихье бен Иосеф Салих (1715?–1805), автор [[Респонсы|респонсов]], комментариев, религиозных трактатов, а также труда по истории йеменских евреев (сохранились лишь фрагменты). В 19 в. было популярным сочинение Мансура Саадии бен Иехуды «Сефер hа-махашава» («Книга размышления»), написанное рифмованной прозой, в форме диалога между патриархом [[Авраам|Авраамом]] и автором, перечисляющим беды йеменских евреев. В начале 20 в. Ихье Кафах (1850–1932), респонсы которого принесли ему признание, под влиянием контактов с еврейскими общественными деятелями и путешественниками из Европы и Азии, создает реформистское движение йеменских евреев дардаим (от ивритского дор деа, буквально `поколение знания`).
| + | |
- | | + | |
- | Отвергая каббалистический мистицизм в духовной жизни йеменских евреев, участники движения призывали вернуться к изучению талмудической и раввинистической литературы. Ихье Кафах в 1910 г. основал в Сане первый [[Бет-Мидраш|бет-мидраш]] нового типа с более современными методами преподавания. Эти новшества вызвали сопротивление и осуждение большинства йеменских раввинов во главе с Ицхаком hа-Леви Ихье (1866–1932; последний главный раввин Саны, с 1906 г.), который в 1914 г. вынес конфликт на суд имама. Свои антикаббалистические взгляды Ихье Кафах изложил в сочинении «Милхамот hа-Шем» («Войны Господа», 1931).
| + | |
- | | + | |
- | Материальная культура и фольклор йеменских евреев отличаются своеобразием синтеза древнееврейских, индийских, персидских и арабских элементов. Обычно интерьер городского дома йеменские евреи украшали резным стукко над притолоками дверей и окон, а двери комнат и стенных шкафов также покрывали резьбой. Фасады общественных зданий (изредка и жилых) украшала резьба по камню. [[Одежда]] йеменских евреев была проста, и лишь праздничные одеяния (особенно свадебные) отличались яркой вышивкой шелком и шерстью с золотой и серебряной нитью.
| + | |
- | | + | |
- | Особую известность получило [[Ювелирное Искусство|ювелирное искусство]] йеменских евреев. Украшения, как правило, были серебряными (золотых изделий почти не встречалось вне королевского дома). Изготовление [[Обрядовые Предметы|обрядовых предметов]] считалось почетным делом, и им часто занимались раввины-ювелиры. Областью женского творчества являлось изготовление широко распространенных в быту йеменских евреев больших плетеных корзин с замысловатыми геометрическими узорами на крышках.
| + | |
- | === Музыка йеменских евреев ===
| + | |
- | Самобытен мелос йеменских евреев, и хотя его можно сравнить с музыкальной традицией еврейских общин Востока, различия настолько велики, что его обычно выносят за рамки музыкальной культуры Ближнего Востока (см. [[Музыка]]). Некоторые специалисты считают, что [[Кантилляция|кантилляция]] йеменских евреев, несмотря на присутствие в ней вавилонского (багдадского) влияния, несет следы литургическо-музыкальной традиции периода Второго [[Храм|храма]].
| + | |
- | | + | |
- | Народные песни йеменских евреев строго разделены на мужские и женские по языку (мужчины — на иврите и арамейском, женщины — на арабском или еврейско-арабском), содержанию, мелодиям и стилю. Танцы (см. [[Хореографиясодержание|Хореография]]), преимущественно церемониальные (свадебные и т. д.), как и песни, сопровождаются ритмическими хлопками, а также ударами по полым металлическим предметам. Танцевальный и песенный фольклор евреев Хадрамаута несколько отличен от общей традиции йеменских евреев.
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на замкнутый характер местной еврейской культуры, развивавшейся как бы обособленно от доминирующих течений, йеменские евреи на протяжении веков поддерживали контакты с другими еврейскими общинами (Вавилонии, Персии, Египта, Эрец-Исраэль, Индии). Так, во второй половине 12 в. йеменских евреев посетил [[Биньямин Из Туделы|Биньямин из Туделы]]. В 1579 г. иешива [[Тверия|Тверии]] направила в Йемен цфатского печатника рабби Аврахама Ашкенази для распространения среди йеменских евреев печатных книг; в 1690 г. посланец общины [[Хеврон|Хеврона]], а позднее посланцы из других городов Эрец-Исраэль, а также и различных [[Колел|колелов]] посещали Йемен.
| + | |
- | | + | |
- | В 1831 г. раввин из [[Цфат|Цфата]], Исраэль (ученик [[Элияху Бен Шломо Залман|Элияху бен Шломо Залмана]]), направил в Йемен талмудиста Баруха бен Шмуэля из Пинска, который стал лейб-медиком имама (но вскоре был им убит). Я. Сапир (см. выше) одним из первых описал своеобразие общины йеменских евреев в сочинении «Эвен саппир» («Сапфир», в 2-х томах, 1866–74). Много интересных сведений о йеменских евреях сообщили известный французский семитолог [[Халеви, Иосеф|И. Халеви]], побывавший в Йемене в 1870 г., и эмиссар [[Альянс|Альянса]] И. Цемах (был директором еврейской школы в [[Бейрут|Бейруте]]), посетивший Йемен в 1910 г.
| + | |
- | == Алия йеменских евреев ==
| + | |
- | О пребывании в Эрец-Исраэль иудеев Химьяра в 3–6 вв. см. [[Йемен|Йемен]].
| + | |
- | | + | |
- | В Каирской [[Гениза|генизе]] обнаружены сведения о поселении йеменских евреев в Эрец-Исраэль, восходящие к 12 в.; [[Алхаризи, Иехуда Бен Шломо|Иехуда бен Шломо Алхаризи]] сообщает, что йеменские евреи жили там и в 13 в. О прибытии йеменских евреев в Иерусалим говорится в послании руководителей общины Святого города от 1454 г., а в 1488 г. рабби [[Бертиноро, Овадия Бен Аврахам Яре|Овадия Бертиноро]] сообщает о прибытии туда «евреев из страны Аден».
| + | |
- | | + | |
- | Анонимный итальянский путешественник пишет, что в 1553 г. йеменские евреи поселились в Цфате. Начиная с 16 в. в Эрец-Исраэль стали приезжать многие известные законоучители и каббалисты йеменских евреев. В конце 19 в. наряду с незначительной эмиграцией в Египет, Эфиопию (в основном в Аддис-Абебу), в город Джибути (на полуострове Сомали) с 1881 г. начинается первая большая [[Алия|алия]] йеменских евреев, продолжавшаяся до начала Первой мировой войны. В 1881–1906 гг. в Эрец-Исраэль поселялись почти исключительно евреи из центральной части Йемена — Саны и близлежащих населенных пунктов. С 1907 г. началась алия значительных групп евреев с севера и юга Йемена.
| + | |
- | | + | |
- | Первоначально йеменские евреи селились лишь в Иерусалиме, где к 1908 г. их проживало около 2,5 тыс., большинство их было занято на строительных работах, в каменоломнях и различных ремеслах. Небольшая группа йеменских евреев (около 80 семей) к 1903 г. осела в Яффе. С 1908 г. началось расселение йеменских евреев в сельскохозяйственных поселениях ([[Реховот]], [[Ришон Ле-Цион|Ришон-ле-Цион]], [[Петах-Тиква]], [[Хадера]], [[Зихрон-Яаков|Зихрон-Яаков]] и другие). В основном они работали наемными сельскохозяйственными рабочими у еврейских хозяев. К концу Первой мировой войны в Эрец-Исраэль насчитывалось около 4,5 тыс. йеменских евреев, к началу Второй мировой войны — около 28 тыс., а к 1947 г. — около 35 тысяч.
| + | |
- | | + | |
- | С провозглашением Государства Израиль охваченные энтузиазмом евреи Йемена пешком двинулись в Аден, откуда их доставляли самолетами в Израиль. Эта операция вошла в историю под названием «Волшебный ковер» (или «На орлиных крыльях»). Немногим более чем за год (июнь 1949 г. – сентябрь 1950 г.) в Израиль прибыло около 49 тыс. йеменских евреев. К 1984–85 гг. в Йеменской Арабской Республике оставалось (по оценочным данным) 1,2–3 тыс. евреев (несколько семей в Сане, а в основном на севере страны в районе города Саада).
| + | |
- | | + | |
- | В Израиле йеменские евреи преодолели проблему перехода от патриархального уклада жизни и с течением времени успешно абсорбировались, создав ряд процветающих поселений (в основном [[Мошав|мошавы]]). Йеменские евреи в Израиле сохраняют кланово-семейные связи и традиционную глубокую религиозность. Синагога продолжает выполнять функцию общественного центра. Так, в их крупном поселении городского типа [[Рош-hа-Аин|Рош-hа-Аин]] (около тринадцати тысяч жителей) в 1970 г. насчитывалось 66 синагог.
| + | |
- | | + | |
- | Йеменские евреи сохранили многие элементы древней еврейской культуры, утраченные другие общинами. Это относится, в первую очередь, к произношению на иврите и арамейском языке при чтении священных текстов ([[Бен-Иехуда Элиэзер|Э. Бен-Иехуда]] видел в иврите йеменских евреев не только источник для норм произношения, но и для некоторых грамматических правил современного иврита), к прикладному искусству, мелосу и танцу. Вышивка йеменских евреев является одним из частых мотивов в израильской национальной одежде, а искусство ювелиров этой общины, возрожденное благодаря усилиям [[Шац, Борис|Б. Шаца]], получило развитие в качестве специальной учебной дисциплины в рамках Академии художеств и прикладного искусства [[Бецалель]].
| + | |
- | | + | |
- | Существенное влияние оказал фольклор йеменских евреев на формирование израильской хореографии (см. [[Инбал (театр танца)]]) и музыки, став одним из основополагающих элементов эстрадной песни (например, композиторов [[Виленский, Моше|М. Виленского]], [[Зеира|М. Зеира]], [[Нарди, Нахум|Н. Нарди]] и других). Первыми исполнителями этих песен были выходцы из йеменской общины — Эстер Гамлиэлит (родилась в 1919 г.), Браха Цфира (1911–1990), Шошанна Дамари (1923–2006), Ахува Цадок (родилась в 1928 г.); их традиции продолжили молодые певцы, выходцы из общины — И. Башан (родился в 1950 г.), И. Кохен (родился в 1951 г.), Ш. Тавори (родился в 1953 г.), Х. Моше (родился в 1956 г.), Б. Шараби (родился в 1947 г.), Офира Глуска (родилась в 1949 г.), Гали Атари (родилась в 1953 г.), Офра Хаза (1957–2000) и другие. Большим успехом пользуются рассказы писателя [[М. Табиба]], отец которого, [[Табиб, Аврахам|А. Табиб]], был одним из видных общественных деятелей Израиля.
| + | |
- | == Известные йеменские евреи ==
| + | |
- | Выходцами из среды йеменских евреев являются [[Иешаяху|И. Иешаяху]] — председатель Кнесета в 1972–77 гг., члены Кнесета и активные политические деятели [[Кохен, Геулла|Геулла Кохен]] и Мирьям Тааса-Глазер (родилась в 1929 г.), генеральный секретарь [[Гистадрут hа-Овдим hа-Клалит hа-Хадаша|Гистадрута]] (с 1984 по 1992 гг.) [[Кейсар, Исраэль|И. Кейсар]], а также ряд военных деятелей. Религиозным традициям и фольклору йеменских евреев посвящены исследования [[Кафах|Иосефа Кафаха]], а их жизни и быту в Йемене и в Эрец-Исраэль — рассказы, повести и романы [[Хазаз, Хаим|Х. Хазаза]].
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11894|ЙЕМЕНСКИЕ ЕВРЕИ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Иудаизм в Йемене]]
| + | |
- | [[Категория:История евреев по странам]]
| + | |
- | {{checked_final}}
| + | |