м |
|
(21 промежуточная версия не показана) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 2
| + | #redirect [[:ej:Йеhошуа (Иисус Навин), библейская книга]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ = 1
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | [[Файл:Dore joshua sun.jpg|thumb|250px|right|Иисус Навин останавливает солнце. Гравюра [[Доре, Гюстав|Гюстава Доре]]]] | + | |
- | '''Книга Иису́са Нави́на''' ({{lang-he|יְהוֹשֻׁעַ בִּן-נוּן}}, ''Йеhошу́а бин Нун'') — шестая книга в [[ТаНаХ]]е. Помещается вслед за [[Пятикнижие]]м, находится в теснейшей связи с ним и составляет как бы его продолжение, так что некоторые библейские критики (Дилльман и др.) прямо относят его к этой группе библейских книг, которую они вследствие этого называют «Шестикнижием».
| + | |
- | | + | |
- | Книга описывает историю еврейского народа от смерти [[Моисей|Моше]] до смерти [[Иисус Навин|Йеѓошуа]] и составляет как бы сборник реляций с поля битвы, изобилует рассказами, которые ярко характеризуют военное право в древности. Критика старается указать некоторые анахронизмы в книге, но в общем она носит на себе печать современности и исторической правды.
| + | |
- | | + | |
- | = Йеhошуа бин Нун =
| + | |
- | Будучи одним из 12 разведчиков, посланных осматривать [[Ханаан]], Иехошуа бин Нун вместе с Калевом бен Иефунне возражал десяти остальным, испугавшимся силы противника (Чис. 13; 14:6–9); за твердость и веру в победу лишь Иехошуа бин Нун и Калев из всего поколения были удостоены вступить в Ханаан, в Землю обетованную (Чис. 14:26–30). Моисей назначил Иехошуа бин Нуна своим преемником (Чис. 27:15–23; Втор. 1:38), возложив на него обязанность завоевания Земли обетованной и раздела ее между коленами Израиля (Чис. 34:17; Втор. 31:7, 23).
| + | |
- | | + | |
- | == Имя ==
| + | |
- | Йеhошуа бин Нун происходил из [[Колена Израилевы|колена]] [[Ефрем, сын Иосифа|Эфраима]] и носил первоначально имя ''hошеа'', но был переименован [[Моше]] в ''Йеhошуа'' (ивр. - "Спасёт"), когда был послан разведчиком с представителями других [[Колена Израилевы|одиннадцати колен]]. Комментаторы объясняют причину изменения имени молитвой Моше, чтобы Йеhошуа оставался при своем мнении и не шёл за остальными разведчиками: новое имя можно перевести как "Господь спасёт". | + | |
- | | + | |
- | В латинской (а затем в католической и протестантской) традиции имя Йеhошуа бин Нун передаётся иначе, чем имя [[Иисус Христос|Иисуса Христа]] — ''Josua'' вместо ''Jesus'', в то время как в греческой православной традиции оба зовутся ''Иисус'' (поэтому к имени первого обычно прибавляется ''Навин'' или ''сын Навин'', в то время как в западной традиции это излишне). Иисус прозван Навин от имени своего отца: к имени Нав добавлен устаревший суффикс -ин что как и -ов указывает на принадлежность.
| + | |
- | | + | |
- | == Роль в истории ==
| + | |
- | В Иехошуа бин Нуне, как он предстает в библейском повествовании, сочетались качества полководца и пророка. Его основная миссия — завоевание и заселение Ханаана (Втор. 3:21; 31:3–8), и в то же время он — человек, «исполненный духа премудрости», «раб Господень», подобно Моше. Как и Моше, Иехошуа бин Нун — тот, через кого Бог говорит со своим народом (Чис. 27:18–20; Втор. 34:9; ИбН. 20:1; 24:2). Библия видит в Иехошуа бин Нуне преемника Моше, который довел до конца религиозную и законодательную миссию своего учителя (ИбН. 8:30–35; 23; 24; ср. Втор. 27).
| + | |
- | | + | |
- | Большинство современных исследователей, не сомневаясь в историчности Иехошуа бин Нуна, считает, однако, что он возглавлял лишь одну из волн вторжения израильских племен в Ханаан: в национального героя Иехошуа бин Нун превратился значительно позднее, когда многочисленные предания, относящиеся к завоеванию Ханаана, были постепенно ассоциированы с его именем.
| + | |
- | | + | |
- | Уже при самом вступлении в пустыню, по выходе из [[Древний Египет|Египта]], он руководил еврейским войском при отражение нападения [[амаликитяне|амалекитян]] ({{Библия|Исх|17:8|-16}}), и затем в течение всего странствования был одним из главных помощников Моисея ({{Библия|Исх|31:11}}, ({{Библия|Чис|11:28}}), пока, после смерти последнего, к нему не перешла вся власть над евреями ({{Библия|Чис|27:18|-23}}, {{Библия|Втор|31:23}}).
| + | |
- | | + | |
- | = Книга Йеhошуа бин Нуна =
| + | |
- | == Время создания с авторство ==
| + | |
- | Согласно талмудической традиции, автором книги Иехошуа бин Нуна является он сам (ББ. 14б). Мнения исследователей относительно времени создания и составления книги Иехошуа бин Нун расходятся. Одни ученые придерживаются концепции множественности и разновременности источников, легших в основу книги Иехошуа бин Нун, а составление книги относят к концу эпохи Первого [[Храм|храма]]; другие настаивают на внутреннем единстве книги и относят ее создание к периоду между завоеванием Ханаана и основанием единого Израильского царства.
| + | |
- | | + | |
- | == Структура ==
| + | |
- | | + | |
- | По содержанию книга может быть разделена на три основные части:
| + | |
- | # завоевание Ханаана (главы 1–12);
| + | |
- | # его раздел между [[Колена Израилевы|коленами]] и учреждение левитских городов и [[Города-Убежища|городов-убежищ]] (главы 13–21);
| + | |
- | # описание переговоров с заиорданскими коленами и заключение завета в Шхеме (главы 22–24).
| + | |
- | == Обзор книги ==
| + | |
- | | + | |
- | Непосредственно после смерти Моше к Йеhошуа явился Бог и сказал ему:
| + | |
- | {|
| + | |
- | |{{начало цитаты}}
| + | |
- | ''«…встань, перейди через [[Иордан]] сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым. Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моше: от пустыни и [[Ливан]]а сего до реки великой, реки [[Евфрат]]а, всю землю [[Хетты|Хеттеев]]; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши. Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моше, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им;»'' ({{Библия|Нав|1:2|-6}})
| + | |
- | {{конец цитаты}}
| + | |
- | |}
| + | |
- | Первым делом евреи под предводительством Йеhошуа атакуют [[Иерихон]]. В течение семи дней их войска маршируют вокруг городских стен, возглавляемые жрецами, несущими [[ковчег завета]]. На седьмой день, войско обошло город семь раз, сопровождаемое играющими на трубах священниками. В определённый момент Йеhошуа приказывает всему народу одновременно крикнуть, и тотчас стены города падают сами собой.
| + | |
- | | + | |
- | После этого Йеhошуа приказывает истребить население Иерихона полностью, включая женщин, стариков, детей и домашний скот. Была пощажена только блудница [[Рахав]] и её родня, за то что Раав ранее укрыла еврейских разведчиков, проникших в город. Сам Иерихон был полностью сожжён (Иисус Навин, глава 6).
| + | |
- | | + | |
- | Далее, вступив в [[Земля обетованная|Землю обетованную]], он в целом ряде сражений победил несколько [[ханаан]]ских племён, несмотря на то, что они выступали против него иногда целыми коалициями. Город Ай Йеhошуа захватил, а население его истребил полностью как и в Иерихоне. Пять царей — иерусалимский, хевронский, ярмутский, лахишский и эглонский - объединились против израильтян. Однако Йеhошуа удалось нанести им поражение. Бог принял участие в сражение на его стороне, кидая с неба в войско неприятеля камни:
| + | |
- | | + | |
- | {|
| + | |
- | |{{начало цитаты}}
| + | |
- | ''«Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом.»'' ({{Библия|Нав|10:11|}})
| + | |
- | {{конец цитаты}}
| + | |
- | |}
| + | |
- | | + | |
- | Во время этого сражения Йеhошуа, согласно Библии, остановил на небе [[Солнце]] и [[луна|Луну]], чтобы противник не смог отступить, воспользовавшись вечерним и ночным мраком: ''«стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!»'' ({{Библия|Нав|10:12}}).
| + | |
- | | + | |
- | Пять царей потерпев поражения спрятались в одной из пещер. Но они были обнаружены и Навин приказал убить их и повесить на деревьях. Затем еврейское войско захватило города Македу, Ливну и Лахиш. Все жители этих городов были поголовно вырезаны. На помощь царю Лахиша пришёл царь Гезерский, но израильтяне одержали вверх и истребили его народ полностью. Та же судьба постигла всех жителей городов Эглон и [[Хеврон]]:
| + | |
- | | + | |
- | {|
| + | |
- | |{{начало цитаты}}
| + | |
- | ''«И поразил Йеhошуа всю землю нагорную и полуденную, и низменные места и землю, лежащую у гор, и всех царей их: никого не оставил, кто уцелел бы, и все дышащее предал заклятию, как повелел Господь Бог Израилев; поразил их Йеhошуа от Кадеш-Барнеа до [[Газа|Газы]], и всю землю Гошен даже до Гаваона;»'' ({{Библия|Нав|10:40|-41}})
| + | |
- | {{конец цитаты}}
| + | |
- | |}
| + | |
- | После покорения и раздела земли он мирно скончался и погребён на в горах Эфраима({{Библия|Нав|19:49|-50}}, {{Библия|Нав|24:29|-30}}). Незадолго до смерти призывал свой народ: ''«бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу»'' ({{Библия|Нав|24:14}}).
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11691|Иехошуа бин Нун}}
| + | |
- | | + | |
- | {{Книги ТаНаХа}}
| + | |
- | {{Библейские пророки|Письменные}}
| + | |
- | {{rq|img|stub|refless}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Книги ТаНаХа]]
| + | |
- | [[Категория:ТаНаХ:Пророки]]
| + | |
- | [[Категория:Книги по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Библейские персонажи]]
| + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |