|
|
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Иудействующие]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=2
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=1
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=23/12/2010
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''Иудействующие''' - группы или секты, в той или иной степени отступающие от догматов христианства под влиянием иудаизма либо отождествляющие себя с евреями. Часто к иудействующим в периоды обострения религиозной и политической борьбы относили различные течения, учения которых возникли не под непосредственным воздействием [[иудаизм]]а.
| + | |
- | | + | |
- | == В эллинистические времена и в средневековье ==
| + | |
- | | + | |
- | Еще в эпоху эллинизма в районе Черного моря и восточного Средиземноморья, а затем в [[Рим]]е появились склонявшиеся к иудаизму, увлеченные идеей [[монотеизм]]а группы так называемых ''себоменой'' (греческое `почитатели`), число которых в 1 в. н. э. возросло, видимо, до несколько сотен тысяч (по другим данным — несколько миллионов). Они соблюдали [[Шаббат]] (субботу), поклонялись единому Богу и отвергали языческие культы. Боязнь подвергнуться [[Обрезание|обрезанию]] приводила к тому, что в их среде мужчины чаще, чем женщины, ограничивались лишь частичным обращением в иудейство. Хотя по критериям иудаизма тех лет они не признавались [[Прозелиты|прозелитами]], многие законоучители считали возможным приравнять их к евреям с точки зрения религиозного права. С зарождением христианства себоменой в основном растворились в среде евреев и иудеохристиан.
| + | |
- | | + | |
- | В период борьбы церкви с [[Иудеохристиане|иудеохристиан]], являвшимися по сути иудействующими, возникает ряд нееврейских сект, склоняющихся к иудаизму. С 1 в. н. э. в [[Месопотамия|Месопотамии]] существует секта мандеев, в учении которой смешаны элементы христианства, иудаизма и древневосточных религий. Вероятно, в среде части себоменой, сохранявшей некоторые языческие представления, в 1 в. в районе Босфора возникла секта ''гипсистариев'' (возможно, от греческого «гипсос» — `высокий`), которая прослеживается в Каппадокии (Малая Азия) до 4 в. (когда к гипсистариям принадлежал отец Григория Богослова). Она была известна среди христиан как иудействующие. Поклонялись гипсистарии «Богу всевышнему, вседержителю», соблюдали [[субботу]] и некоторые правила [[кашрут]]а, но не совершали [[обрезания]] и до известной степени сохраняли элементы языческого почитания огня и света, земли и солнца (не подкрепленные какими-либо обрядами). Они, видимо, родственны ''мосалианам'' (от арамейского мецаллин, `молельники`), а также ''евхоменам'' или ''евфемитам'', которые «поклонялись Всемогущему в пламени многих огней». К гипсистариям была близка и секта ''небожителей'' (латинское ''целиколе'', буквально `небесники`), жившая в 5 в. в Северной Африке, где влияние иудаизма сохранялось и после распространения там христианства. Римский император Гонорий в начале 5 в. издал против них два эдикта. Небожители также упоминаются в так называемом Кодексе Феодосия (438 г.), и их обычно идентифицируют с ''ирей шамаим'' (на [[иврит]]е буквально `страшащиеся небес`), сведения о которых имеются в еврейских источниках.
| + | |
- | | + | |
- | Эти обвинения в иудействе усилились при основателе новой византийской династии Михаиле II Фригийском (Косноязычном; 820–829), которого хронисты называли иудействующим, так как в молодости он принадлежал к секте, названной ''афингане'' (8–9 вв.; греческое «атинганой», возможно, `сторонящиеся`), с центром в его родном городе Аморион (Верхняя Фригия). Члены секты принимали крещение, однако жили по заветам Моисеева закона, не соблюдая лишь обряд обрезания. Ее светскими и духовными руководителями были обязательно лица еврейского происхождения.
| + | |
- | | + | |
- | В среде альбигойцев лишь ''пассагии'' (`пасхальники`) и ''циркумцизии'' (`обрезанные`) были явно иудействующими, отрицавшими божественность Иисуса и чтившими Ветхий завет. Они были истреблены инквизицией в 13 в. – начале 14 в. вместе со всеми альбигойцами.
| + | |
- | | + | |
- | В первой половине 13 в. во многих городах Бургундии (восточная Франция) существовала секта иудействующих, члены которой праздновали субботу и отказывались от обряда крещения. Местные евреи, которых обвинили в появлении этой секты, подвергались преследованиям.
| + | |
- | | + | |
- | Ересь иудействующих, прозванных «жидовствующие», в начале 14 в. распространилась в Болгарии при царе Иване Александре (правил в 1331–71 гг.). Ее сторонники, видимо, искали поддержку у второй жены царя, Федоры (до крещения — Сара, еврейка из Тырнова). Они отвергали церковную власть, причастие, иконы, священников. По приговору собора, созванного царем, они были уничтожены, а евреи лишены права владеть недвижимостью.
| + | |
- | | + | |
- | == В Новое время ==
| + | |
- | | + | |
- | Как с иудействующими на протяжении столетий (конец 15 в. – начало 18 в.) расправлялась [[Инквизиция|инквизиция]] в [[Испания|Испании]] и [[Португалия|Португалии]] и их колониях с [[Новые Христиане|новыми христианами]], потомками [[Марраны|марранов]], которых подозревали в тайном соблюдении предписаний иудаизма.
| + | |
- | | + | |
- | Среди поляков во времена реформации появились иудействующие (некоторые из них становились прозелитами), известен даже случай сожжения как иудействующей знатной католички Кракова в 1539 г.
| + | |
- | | + | |
- | В среде протестантов возникали и подлинно иудействующие течения. В 1580-х гг. в [[Трансильвания|Трансильвании]]появилась секта ''сомбатош'' (ивритское ''шомрей шаббат'', буквально `блюстители субботы`). Ее основатель А. Эёши (умер около 1602 г.), крайний антитринитарий, почти полностью отвергал христианские догматы, однако признавал Иисуса [[Мессия|Мессией]]. Его последователи соблюдали Шаббат, отмечали еврейские [[Праздники|праздники]] и придерживались ряда правил [[Кашрут|кашрута]]. С 1630 г. в секте под влиянием ее нового главы С. Печи (около 1575–1642 гг.) намечается еще более резкий отход от христианства в сторону иудаизма. Были переведены с иврита на венгерский язык многие молитвы [[сефард]]ской литургии, учение секты основывалось на Ветхом завете, соблюдении еврейских законов и традиций и полном отрицании принципов христианства. К тому времени число последователей секты сомбатош достигло приблизительно 20 тыс. человек. В 1638 г. на секту обрушились преследования, ее приверженцев лишали имущества, подвергали арестам и казни. Разгрому секты посвятил роман «Фанатики» (1858–59) венгерский писатель Ж. Кемень. Часть членов секты бежала в [[Турция|Турцию]], где большинство их приняло иудаизм. Оставшиеся в Трансильвании, видимо, ушли в подполье.
| + | |
- | | + | |
- | В 1868–69 гг. большинство жителей деревни Бёзёд Уйфали (ныне Безидул Ноу), сохранявших верность учению секты, под влиянием пропаганды еврейского общественного деятеля, профессора И. Баноци (1849–1926), стали прозелитами и смешались с окружающим еврейским населением. С конца 1960-х гг. к немногим последователям секты стали примыкать группы протестантов-унитариев, и к середине 1980-х гг. в Трансильвании (главным образом город Арад и его округа), а также в других местах [[Румыния|Румынии]] их число превысило одну тысячу человек (по некоторым сведениям — несколько тысяч). Главный раввин Румынии [[Розен, Моше|М. Розен]] отверг их просьбу о коллективном [[гиюр]]е из опасения, что они могут по ряду причин превратиться в особую секту, и предложил рассматривать дела о принятии иудаизма в индивидуальном порядке.
| + | |
- | | + | |
- | Изучение [[ТаНаХ]]а (Ветхого завета) пуританами в Англии (с 16 в.) и в Америке (с 17 в.) вызвало появление в их среде иудействующих, наиболее радикальная часть которых требовала ввести в ритуал церковной службы иврит, соблюдать субботу, воздерживаться от употребления в пищу крови, установить конституцию на основе предписаний Торы и т. д. Эти тенденции порой приводили к принятию иудаизма. Так, некоторые последователи Дж. Траска из Англии в начале 17 в. вступили в еврейскую общину Амстердама, хотя сам Траск отказался впоследствии от своих взглядов. Прозелитами-иудеями стали и некоторые члены сект богемско-моравских братьев после разгрома в 1620 г. у Белой горы близ Праги Протестантской унии войсками Католической лиги.
| + | |
- | | + | |
- | == В России ==
| + | |
- | | + | |
- | [[Ересь жидовствующих]] (вторая половина 15 в. – начало 16 в.) в Новгороде, а затем в Москве была также движением иудействующих, отдельные участники которого после его подавления бежали в Литву, где приняли иудаизм.
| + | |
- | | + | |
- | С конца 17 в. – начала 18 в. в России появляются иудействующие, которых православная церковь и российское законодательство (до последней трети 19 в.) называли жидовствующими. Митрополит Дмитрий Ростовский называет иудействующими секту ''щельников'' (также селезневцев, или иконоборцев; ее иногда смешивали с молоканами), которая существовала в середине 18 в. на Дону. К началу 19 в. различные секты иудействующих были обнаружены во многих центральных губерниях России, причем некоторые сектанты заявляли, что веру свою «исповедуют издревле». В первой четверти 19 в. из иудействующей секты [[Субботники|субботников]] и христианской секты молокан выделяется особая группа геров, учение которой представляло смесь элементов стихийного [[караим]]ства, учения субботников и раввинизма, и которая лишь к концу 19 в. – началу 20 в. полностью восприняла ортодоксальный иудаизм.
| + | |
- | | + | |
- | == В ХХ в. ==
| + | |
- | | + | |
- | В первой половине 20 в. иудействующие появились в одной из христианских общин Южной Италии — Сан-Никандро, где виноградарь Д. Мандуцио стал около 1930 г. проповедовать «правду Закона Моисеева» и необходимость перехода в иудаизм. Принятие 23 семьями его последователей иудаизма было признано итальянским раввинатом в 1944 г., а в 1949 г. они переселились в Израиль.
| + | |
- | | + | |
- | В первой половине 20 в. иудействующие появились в одной из христианских общин Южной [[Италия|Италии]] — Сан-Никандро, где виноградарь Д. Мандуцио стал около 1930 г. проповедовать «правду Закона Моисеева» и необходимость перехода в иудаизм. Принятие 23 семьями его последователей иудаизма было признано итальянским раввинатом в 1944 г., а в 1949 г. они переселились в Израиль.
| + | |
- | | + | |
- | В 20 в. секты иудействующих более всего распространены за пределами Европы. В США, помимо [[«Чёрные Евреи»|«чёрных евреев»]] (часть которых приняла иудаизм согласно требованиям [[Галаха|Галахи]], а большинство является христианоиудейскими сектами различных толков, претендующими на мифическое еврейское происхождение), существуют разрозненные секты, придерживающиеся некоторых обрядов и установлений иудаизма. В [[Мексика|Мексике]], где в 1960 г. было менее 30 000 евреев, при переписи по религиозной принадлежности в том же году было зарегистрировано 110 750 исраэлитов (то есть последователей иудаизма). В это число были включены последователи различных протестантских сект, считающих себя исраэлитами, а также немногочисленные группы так называемых евреев-индейцев (считающих себя потомками [[Марраны|марранов]]), часть которых признана евреями еврейской общиной Мексики. На юге [[Чили]] имеются группы иудействующих индейцев, утверждающих, что получили веру от марранов. Некоторые из них соблюдают часть предписаний иудаизма, другие же следуют только постановлениям ТаНаХа, как и секта Иглесия Исраэлита де Чили в провинции Каутин (около одной тысячи человек), выделившаяся из протестантского течения фундаменталистов и соблюдающая также еврейские праздники. Секта поддерживает [[сионистское]] движение, а некоторые ее члены прошли [[гиюр]] и переселились в Израиль. В [[Перу]] также существует протестантская секта исраэлитов (часто ошибочно принимаемых за евреев), соблюдающая субботу. Некоторые члены этой секты также прошли гиюр и переселились в Израиль.
| + | |
- | | + | |
- | В 1920-х гг. в Уганде политическим и военным лидером С. Какунгулу была основана секта баюдая. В 1964 г. она была признана правительством Уганды как религиозная община под названием Распространение иудаизма в Уганде — синагога Моисея и насчитывала 500 человек. В 1970-х гг. при диктаторе Иди Амине ее члены подвергались репрессиям. В конце 20 в. раввины из США, представители [[консервативного иудаизма]], провели [[гиюр]] всех членов общины. В 2005 г. их число составило более 700 человек.
| + | |
- | | + | |
- | В [[Япония|Японии]] в связи с потрясениями конца Второй мировой войны в христианской среде возникли произраильские секты иудействующих, такие как Макуя и церковь Софии (христианские друзья Израиля), члены которой ежедневно молятся «за мир в Израиле и благо еврейского народа». В штате Керала (на юге [[Индия|Индии]]) с конца 1960-х гг. среди так называемых кананаев (местные «сирийские христиане»), считающих себя потомками иудеохристиан из Каны Галилейской, возникло движение за возвращение в иудаизм. Их представители вступили в контакт с [[Кочинские Евреи|кочинскими евреями]] и неоднократно посещали Израиль. В других штатах Индии (Манипур, Ассам) также имеется группа лиц (самоназвания — «Колено Мазура», «Колено Менашше»; считают себя выходцами из Китая и Бирмы), заявляющая о своем еврейском происхождении. Они соблюдают часть обрядов иудаизма и стремятся вернуться в лоно еврейского народа. В 1985 г. представители Израиля установили с ними связь, часть из них после прохождения ортодоксального гиюра переехала в страну, многие учатся в [[Иешива|иешивах]] Иерусалима. В Советском Союзе в начале 1970-х гг. в гагаузских селах на юге [[Молдавия|Молдавии]] группа православных христиан, сменив до этого ряд протестантских сект, стала склоняться к иудаизму, прошла обряд обрезания, соблюдала кашрут и ритуал, стремясь создать ортодоксальную общину. В начале 1980-х гг. под влиянием настоятельницы монастыря «Младших сестер непорочной девы» (Шалон-на-Соне, Франция) Марии Катрин Сенеш (дочь крещеных евреев) монахини начали соблюдать ряд предписаний кашрута, зажигать субботние свечи, прикрепили на дверях монастыря [[Мезуза|мезузы]], вечерние молитвы завершают чтением «Шма Исраэль» на иврите и пением [[«hа-Тиква»|«hа-Тиквы»]], а также посещают синагогу, смежную с монастырем.
| + | |
- | | + | |
- | == Неправильное называние иудействующиими представителей некоторых направлений христианства ==
| + | |
- | | + | |
- | Уже ранние христианские иерархи считали иудействующими (иудаизаре) многих из тех, кто отклонялся от догматов господствующей церкви, даже если их «ересь» не имела связи с иудаизмом или евреями. Так, западная церковь, отмечавшая Пасху в первое воскресенье после полнолуния месяца [[нисан]] (см. [[Календарь]]), расценивала как склонность к иудаизму обычай (отменен в 325 г.) восточных церквей праздновать ее, как еврейский [[Песах]], на исходе 14 нисана. Незначительная часть малоазиатских церквей, продолжавшая придерживаться этого обычая, была определена Антиохийским собором (341 г.) как иудействующие и отлучена.
| + | |
- | | + | |
- | Однако в [[Византия|Византии]] 6 в. секта кваттуордецимане (от латинского кваттуордецим, четырнадцать; возможно, иудействующие) соблюдала этот осуждаемый церковью обычай.
| + | |
- | | + | |
- | В 8–9 вв. иконопочитатели безосновательно называли иудействующими иконоборцев, которые в своих взглядах исходили из второй заповеди [[Декалог]]а.
| + | |
- | | + | |
- | В 12–13 вв. во Франции и Италии называли иудействующими альбигойцев, хотя большинство их вообще не признавало [[ТаНаХ]].
| + | |
- | | + | |
- | В эпоху Реформации и Контрреформации борющиеся стороны часто называли своих противников иудействующими. Тем же прозвищем называли друг друга и различные группы сторонников реформации. [[Польша|Польше]] 16 в. называли иудействующими унитариев (социане, братья польские), отрицавших догмат о Троице и божественность [[Иисус|Иисуса]].
| + | |
- | | + | |
- | С 18 в. в различных странах и в разное время безосновательно называли иудействующими [[Масоны|масонов]] за допуск некоторыми из них в свои ложи евреев, за требование соблюдать [[Ноевых Сынов Законы|Ноевых сынов законы]], а также за использование ими элементов еврейской символики и ивритских слов, увлечение [[Каббала|каббалой]] и т. д.
| + | |
- | | + | |
- | Самоназвания некоторых русских сект могут привести к ошибочному мнению, что они также относятся к иудействующим. Так, например, когда в конце 19 в. в секте хлыстов произошел раскол и из нее выделилась секта Новый Израиль, то оставшиеся начали называть себя Старый Израиль. Почти то же можно сказать о выделившейся около 1843 г. из баптистов Северной Америки секте адвентистов седьмого дня (называют также субботниками; не следует смешивать с русской иудействующей сектой субботников, см. выше), которая хотя и приняла основанное на Ветхом завете празднование субботы и запрет есть свинину, остается чисто христианской сектой, не имеющей отношения к иудействующим.
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | * [[Ересь жидовствующих]]
| + | |
- | * [[Субботники]]
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | [[Категория:Иудействующие движения,криптоиудеи]]
| + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | <references/>
| + | |
- | [[Категория:Иудействующие движения,криптоиудеи]]
| + | |