м |
|
(2 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Исход из Египта]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=2
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=2
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=1
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=21/01/2011
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | {{другое значение|Это статья об Исходе евреев из Египта. О второй книге [[Пятикнижие|Пятикнижия]] см. статью [[Книга Исход]].}}
| + | |
- | {{также|История еврейского народа с ХХ в. до н.э. до I в. н.э.}}
| + | |
- | | + | |
- | '''Исход''' (יְצִיאַת מִצְרַיִם, иециат Мицраим) — события, описываемые в [[Пятикнижие|Пятикнижии]] (главным образом в [[Книга Исход|книге Исход]]), связанные с массовым выходом евреев (израильтян) из Египта.
| + | |
- | | + | |
- | == Изложение темы в Пятикнижии ==
| + | |
- | === Предыстория ===
| + | |
- | Евреи попали в Египет вслед за [[Иосиф (в Библии)|Иосифом]], когда он стал фактическим правителем страны: по его приглашению в Египет отправилась вся его семья в количестве 67 человек. Если это произошло на рубеже XVIII-XVII вв до н.э., в период оккупации Египта [[Гиксосы|гиксосами]], то может объяснить отсутствие египетских записей о происшедшем событии: египтяне не владели в это время основной территорией страны, а архивы гиксосов были уничтожены после их изгнания.<ref>Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton. Стр. 103-110</ref>
| + | |
- | | + | |
- | После переселения благодаря влиянию высокоразвитой культуры и выгодному положению племени их численность стала быстро расти. Но со сменой фараона отношение египтян к пришельцам меняется, израильтяне попадают в рабство.
| + | |
- | | + | |
- | При фараоне Рамсесе II в начале XIII века до н.э. была затеяна огромная программа строительства. Евреев оторвали от животноводства и отправили работать на стройках и на полях.<ref>Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton. Стр. 131-132</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Согласно традиционной точке зрения, египетское рабство продолжалось 210 лет. '''Не следует путать с общим сроком пребывания в Египте, который составил 430 лет.'''
| + | |
- | | + | |
- | Условия жизни израильтян в годы, предшествующие Исходу, стали крайне тяжёлыми. Когда фараон увидел, что принятые им меры не в состоянии задержать рост численности народа, им было издано повеление убивать родившихся еврейских мальчиков. В это время родился будущий вождь и освободитель еврейского народа [[Моше]] (Моисей).
| + | |
- | | + | |
- | === Подготовка к исходу и сам исход ===
| + | |
- | | + | |
- | Моше был чудом спасся от гибели и младенцем попал в руки дочери фараона Батьи. Так он был воспитан при царском дворе в качестве приёмного внука фараона, но не забыл своего еврейского происхождения.
| + | |
- | | + | |
- | В зрелом возрасте Моше, опасаясь наказания за убийство египетского надсмотрщика, бежал из Египта на гористый, малодоступный [[Синайский полуостров]], в [[Мидьян]], где после 40 лет пастушеской жизни он получил от Бога повеление вернуться в Египет и, забрав оттуда свой народ, поставить их на служение Богу.
| + | |
- | | + | |
- | Вернувшись в Египет уже в качестве посланника и [[пророк]]а Божьего, Моше потребовал от фараона отпустить его народ, демонстрируя для доказательства божественности требования чудеса - т.н. [[десять казней египетских]]: каждое "чудо" сопровождалось страшными бедствиями для египтян, ведь в ответ на эти требования фараон еще более отягощает работы израильтян. В честь последнего из этих чудес получил своё название еврейский праздник [[Песах]] (от פסח — миновал): [[ангел]] смерти казнил всех египетских [[первенцев]] и «миновал» дома евреев, которые были отмечены кровью жертвенного агнца.
| + | |
- |
| + | |
- | Спасение еврейских [[первенцев]] ознаменовало начало Исхода - евреи покидают Египет 15 дня месяца [[нисан]]. В память о поспешном бегстве из Египта, когда израильтянам пришлось печь еще не успевшее взойти тесто, в праздник [[Песах]] заповедано есть только пресный хлеб — [[Маца|мацу]]<ref>Исх. 13:6–7</ref>. Это предписание — один из трех законодательных актов, данных Моше по повелению Бога еще накануне Исхода. Они включают также пасхальное жертвоприношение и посвящение первенцев Богу и носят ритуальный характер в ознаменование основополагающего события еврейской истории.
| + | |
- | | + | |
- | Моше беспрекословно выполняет повеления Бога и осуществляет Божественный план освобождения народа, с которым Бог заключает [[завет]]. С тех пор Моше посвящает всю свою жизнь превращению закабаленных племен в народ, избранный Богом для служения<ref>Исх. 19:6</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Фараон, однако, вскоре начинает жалеть, что отпустил евреев, и выходит в погоню за ними, через неделю его армия настигла их у Чермного, или [[Красное море|Красного, моря]], где воды моря расступились перед израильтянами и сомкнулись над войском фараона.
| + | |
- | | + | |
- | === Странствия евреев по пустыне ===
| + | |
- | С первых же дней скитания в безводной пустыне израильтяне подвергаются разным лишениям. Отсутствие питьевой воды и скудная пища вызывают ропот, и не раз дело доходит до открытого бунта против Моше и Аарона. Моше вынужден по повелению Бога совершить несколько чудес: опреснить горькую воду, высечь родник в скале, накормить народ [[Манна|маной]] небесной, а позднее мясом перепелов, стаи которых неожиданно покрывают пустыню.
| + | |
- | | + | |
- | На этом же этапе странствования происходит первое военное столкновение с [[Амалекитяне|амалекитянами]] — народом, преградившим израильтянам дорогу к [[Синай|горе Синай]]. В разразившейся битве израильтяне одерживают победу благодаря Моше, который своеобразно «командует боем», стоя на вершине горы и вознося руки к небу<ref>Исх. 17:9–12</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | === Синайское откровение ===
| + | |
- | Преодолев все препятствия, спустя семь недель после Исхода народ подходит к горе Синай (отождествляемой по разным данным с горой Хорев, Сас-Сафсафех или Сербалом), где Моше удостаивается откровения Яхве. Здесь Бог открывается всему народу при трубных звуках в грандиозном зрелище огня, сопровождаемого громом и молниями. Он во всеуслышанье оглашает [[Десять Заповедей]], в которых объявляет Себя единым Богом Израиля, запрещает поклонение каким-либо другим богам и дает сжатый и четко сформулированный кодекс этических норм<ref>Исх. 20:1–17</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Успокоив людей, Моше вступает в туман, окутывающий гору, где получает от Бога подробный [[заповеди|свод законов]]. Бог повторяет Свое обещание привести народ в Землю обетованную<ref>Исх. 20:18–22; 21, 22, 23</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Возвратясь с горы, Моше записывает все сказанное ему Богом и читает народу. Потрясенный увиденным и услышанным, народ восклицает: «Все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны»<ref>Исх. 24:7</ref>. Моше совершает торжественную церемонию заключения союза (Завета) между Яхве и еврейским народом и вновь поднимается на гору, где получает [[Скрижали Завета]].
| + | |
- | | + | |
- | Там же произошла религиозная и общественная организация народа: была сооружена [[Скиния]] (походный Храм), по воле Всевышнего колено Леви ([[левиты]]) было выделено для её обслуживания, а из самого колена были выделены [[коэны]] — потомки [[Аhарон]]а, призванные осуществлять само священнослужение.
| + | |
- | | + | |
- | === [[Золотой Телец]] ===
| + | |
- | Синайское откровение, дарование Закона (Торы) и заключение Завета — кульминация исхода и апогей бурной и стремительной деятельности Моше. Однако за этой кульминацией почти непосредственно следует падение. Сорок дней проводит Моше на горе. Люди теряют веру в Моше и требуют от Аарона изготовить вещественного бога, «который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, который вывел нас из земли Египетской, мы не знаем, что сделалось» (Исх. 32:1).
| + | |
- | | + | |
- | Аарон изготовляет [[Золотой Телец|золотого тельца]], которого народ объявляет богом, выведшим его из Египта, и устраивает в его честь культовые празднества. Моше, возмущенный грубым нарушением второй из Десяти заповедей («... не будет у тебя других богов помимо Меня; не делай себе изваяния и никакого изображения... не поклоняйся и не служи им»), в гневе разбивает врученные ему Богом скрижали, на которых эти заповеди записаны.
| + | |
- | | + | |
- | В наказание за неискупимый грех Бог готов уничтожить весь народ и сделать потомков Моше великим народом. Моше отвергает это предложение, заступается за израильтян, и Бог отменяет Свое решение. Народ спасен, но наказание, наложенное на него, сурово: «Телец был сожжен, стерт в прах», и прах рассыпан по воде, которую израильтяне вынуждены пить; три тысячи из поклонявшихся идолу казнены<ref>Исх. 32</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Это событие становится переломным в истории Исхода. Начинается отчуждение между Моше и народом, освобожденным им от рабства. «Мошепоставил себе шатер... вдали от стана и назвал его скинией собрания... И когда Моше выходил к скинии, весь народ вставал и становился каждый у входа в свой шатер и смотрел вслед Моше, доколе он не входил в скинию»<ref>Исх. 33:7, 8</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Моше вновь поднимается на гору, где по велению Бога записывает слова Завета на новых скрижалях. Он удостаивается не только косвенного доказательства присутствия Бога, слыша Божий глас, но и частично зримой теофании, после чего лицо его озаряется светом. Когда Моше спускается с горы, чтобы во второй раз передать слова Бога, народ, пораженный сиянием его лица, боится подойти к нему. С тех пор, появляясь перед народом после каждой беседы с Богом, Моше закрывает лицо покрывалом<ref>Исх. 34</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | После годичной стоянки у священной горы народ, насчитывавший более 600 000 человек, способных носить оружие (что для всего народа составит более 2 000 000 человек), отправился в дальнейший путь к [[Земля Израиля|Земле Обетованной]], то есть к [[Ханаан]]у.
| + | |
- | | + | |
- | === Дальнейшее странствие ===
| + | |
- | Несмотря на то, что цель странствий — земля Ханаан, была установлена ещё при выходе из Египта, народ проводит в пути 40 лет в наказание за то, что, евреи усомнились в своей способности (а значит и в силе опекающего их Бога) захватить обетованную (обещанную) землю. Путь израильтян по пустыне сопровождался как трудностями и бедствиями, так и божественными чудесами: дарованием [[Манна|манны небесной]], появлением воды из скалы и многими другими.
| + | |
- | | + | |
- | Движение было медленным, лишь через 40 лет странствования уже новое поколение подошло к границам Ханаана к северу от Мёртвого моря, где сделало последнюю остановку на берегу [[Иордан]]а. Там с вершины [[Нево (гора)|горы Нево]] [[Моше]] окидывает взглядом будущее место жительства еврейского народа и, сделав нужные распоряжения и назначив своим преемником опытного воина [[Йехошуа бин Нун|Йехошуа бин Нуна]], умирает, так и не вступив в Ханаан.
| + | |
- | | + | |
- | == Библейская критика ==
| + | |
- | Проблема исторической достоверности Исхода — один из кардинальных вопросов современной библеистики и еврейской истории. Единственным источником является библейское повествование, на котором основываются все более поздние литературные традиции. В египетских источниках Исход не упоминается, хотя некоторые египетские документы могут служить косвенным свидетельством историчности основных моментов библейской традиции. Так, папирус Анастаси (13 в. до н. э.) сообщает о восточных кочевниках, испрашивающих разрешение на пребывание в Египте во время засухи. На многих рельефах 2 тыс. до н. э. изображены племена семитского типа, прибывающие в Египет, а также семиты, работающие под надзором надсмотрщиков (ср. Исх. 1:11) на полях, на строительстве и на производстве кирпича.
| + | |
- | | + | |
- | Уже в эллинистической литературе Египта эпохи Птолемеев антисемитски настроенные греческие историки (Манефон, Лисимах Александрийский) пытались представить Исход либо как изгнание [[Гиксосы|гиксосов]], либо как удаление из страны прокаженных.
| + | |
- | | + | |
- | Со 2-й половины 19 в. некоторые ученые (например [[Вельхаузен, Юлиус|Ю. Вельхаузен]]) отрицают историчность Исхода и даже само пребывание израильтян в Египте, однако большинство исследователей признает историческую достоверность ядра библейского рассказа об этом событии. Один из наиболее убедительных доводов заключается в том, что ни один народ не создает легенду о порабощении его предков на заре национальной истории и не рассматривает это порабощение как предпосылку его консолидации в народ, — если только на самом деле он не пережил подобной травмы.
| + | |
- | | + | |
- | == Хронология Исхода ==
| + | |
- | 1. Традиционная религиозная точка зрения опирается на '''430 лет''', которое евреи, провели в Египте с момента прихода туда патриарха [[Иаков]]а<ref>{{Библия|Исх|12:40}}</ref>, а с другой стороны это событие случилось за '''480 лет''' до закладки [[Первый Храм|Храма Соломона]] в [[Иерусалим]]е<ref>{{Библия|1Цар|6:1}}</ref>. Общепринято относить начало строительство этого Храма к 960-970 гг. до н. э., что даёт '''около 1445 г. до н. э.''' как дату исторического Исхода.
| + | |
- | | + | |
- | Эта дата, однако, является противоречивой внутри самого религиозного летоисчиления, поскольку воцарению Соломона предшествовала как [[эпоха Судей]], так и царствование его отца — царя [[Давид]]а. Даже только эти два периода в совокупности лет превосходят упомянутые 480, даже не принимая в расчёт ни годы странствий евреев по пустыне (40 лет), ни время правления самого царя Соломона.
| + | |
- | | + | |
- | С другой стороны, используя как позднюю, так и раннюю датировку древнеегипетской хронологии, 1445 г. до н. э. приходится на время правления Тутмоса III, который, согласно археологическим данным, был известен своими завоевательными походами в [[Ханаан]], что не могло принести ему столь быстрого владычества над огромным количеством евреев-рабов.
| + | |
- | | + | |
- | И наконец, указанная дата не удовлетворяет результатам археологических раскопок, относящихся к периоду завоевания евреями Ханаана: раскопки в [[Хацор]]е показали смену материальной культуры его жителей от кнаанейской на культуру древних евреев относяшуюся к 1250-1150 гг. до н. э.; в [[Лахиш]]е подобный же переход датируется 1150 г. до н. э.; в [[Мегиддо]] — ок. 1145 г. до н. э.
| + | |
- | | + | |
- | В этом случае наиболее ранней возможной датой является '''14 в. до н. э.''', эпоха правления Аменхотепа IV (Эхнатона). Сторонники этой датировки связывают Исход с религиозной реформой Аменхотепа, установившего культ единого бога солнца Атона, а также с проникновением семитского племени [[Хабиру|хабиру]] в Ханаан (см. также [[Авраам]]).
| + | |
- | | + | |
- | 2. Помимо религиозной историографии, высказывалась теория, которая относила дату Исхода ко времени изгнания [[Гиксосы|гиксосов]] из Египта. К таким выводам приходили как древние историки ([[Манефон]], [[Иосиф Флавий]]), так и некоторые исследователи-египтологи начала XX века. Следуя этой теории, время прибытия патриарха Иакова в Египет приходится на период правления гиксосов, приблизительно на 1730 до н. э. и, отнимая от этой даты 430 лет египетского плена, мы получаем '''ок. 1300 до н. э.''' приблизительным годом Исхода из Египта.
| + | |
- | | + | |
- | 3. Подавляющее большинство ученых относит Исход ко 2-й половине 13 в. Согласно этой гипотезе, хронология I Ц. 6:1 обретает историчность, если интерпретировать число 480 как означающее 12 поколений, каждое из которых в Библии считается 40-летним периодом (ср., например, Чис. 32:13), хотя их реальная длительность составляет в среднем 25 лет. В этом случае Исход должен быть отнесен приблизительно к 1270 г. до н. э - времени правления [[Рамсес II|Рамсеса II]].<ref>Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton. Главы 14-15</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Такая датировка, подтверждается современной археологией, так [[Мернептаха Стела|надпись Мернептаха]], преемника Рамсеса II, впервые упоминает имя «Израиль» и указывает на [[Ханаан]] как на местопребывание этого народа. Эта надпись свидетельствует о том, что к тому времени [[Исход из Египта|библейский исход]] уже произошел (по-видимому, в царствование Рамсеса II).<ref>[http://www.eleven.co.il/?mode=article&id=11539&query=%C5%C3%C8%CF%C5%D2 Электронная еврейская энциклопедия, статья "Египет" на основании КЕЭ, том 2, кол. 466–474]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Долгое время стояла проблема нестыковки этой датировки с хронологией Древнего Египта. [[Рамсес II]], по традиционным представлениям, правил позже.
| + | |
- | | + | |
- | Проведённый недавно радиоуглеродный анализ несколько сдвинул датировку событий древнеегипетской истории в сторону большей древности.<ref>[http://www.lenta.ru/news/2010/06/18/egypt/ Физики подтвердили точность исторических датировок египетских царств]</ref><ref>[http://news.sciencemag.org/sciencenow/2010/06/new-dates-for-egypts-pharaohs.html New Dates for Egypt's Pharaohs - ScienceNOW, 17.06.2010]</ref> Тем самым дата исхода, на 40 лет раньше даты первых пожаров во взятых ханаанских городах, состыковалась с датами событий в Древнем Египте.
| + | |
- | | + | |
- | == Маршрут Исхода ==
| + | |
- | Кратчайший путь из Египта в Ханаан — «дорога земли Филистимской», идущая вдоль побережья Средиземного моря. В Библии, однако, сказано, что «Бог не повел их [то есть израильтян] по дороге земли Филистимской, ибо близка она» (Исх. 13:17), но провел их более долгим и трудным путем. Из надписи времен Сети I явствует, что вдоль приморской дороги были расположены египетские гарнизоны, контролировавшие сообщение между Египтом и Ханааном.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно Торе, израильские племена, покинув свои поселения в дельте Нила и перейдя море, шли через пустыню Шур (Исх. 15:22). Расположившись станом в Рефидим, израильтяне сразились с [[Амалекитяне|амалекитянами]] (Исх. 17:8–13), а оттуда направились к горе Синай, с которой связаны кульминационные события Исхода. Далее выходцы из Египта двинулись через пустыню Паран к [[Кадеш-Барнеа]], а оттуда — к [[Моав]]у. Продвижение от Кадеш-Барнеа до потока Зеред на границе Моава продолжалось 38 лет (Втор. 2:14). Задержавшись некрое время у горы Хор, израильтяне вышли к границе [[Эдом]]а (Чис. 20:14), обошли Эдом и Моав и проникли в [[Башан]], а затем повернули к югу, на плато Моав.
| + | |
- | | + | |
- | Реконструкция пути израильских племен из Египта в Ханаан наталкивается как на проблему идентификации упоминаемых в Библии мест, так и на противоречивые утверждения в самой Библии. Предлагаемые исследователями возможные маршруты следования израильтян от мест их поселения в Египте до Кадеш-Барнеа сводятся к трем основным гипотезам.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно так называемой гипотезе северного пути, израильтяне, выйдя из Питома и Раамсеса, повернули на северо-восток в сторону Средиземноморского побережья. Море, которое они перешли (в Торе Ям-Суф — «Тростниковое море») — это одна из лагун в северной части современного Суэцкого канала или к востоку от него: вокруг этих лагун растет тростник и дуют сильные ветры (Исх. 14:21). Оттуда израильтяне повернули на юго-восток к Кадеш-Барнеа, в районе современной Кусеймы. На этом пути израильтяне прошли гору Синай, и, следовательно, она должна находиться между указанными лагунами и Кадеш-Барнеа. Большинство ученых, придерживающихся гипотезы северного пути, отождествляют гору Синай с Джабал-ал-Халал к западу от Кадеш-Барнеа.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно другой точке зрения (гипотеза центрального пути), израильтяне двигались от Гошена в Нижнем Египте на юго-восток; Тростниковое море — это Горькие озера между Суэцким заливом на юге и дельтой Нила на севере. Перейдя Тростниковое море, израильтяне повернули на юг, к восточному побережью Суэцкого залива, а оттуда — на северо-восток к Кадеш-Барнеа. В рамках этой гипотезы гора Синай должна быть идентифицирована либо с Джабал-Синн-Бишр (около 50 км к юго-востоку от современного города Суэц), либо с Джабал-Яаллак, расположенной к юго-западу от Бир-ал-Хасана. Некоторые исследователи полагают, что от северного побережья Суэцкого залива израильтяне двигались на восток к [[Эцион-Гевер|Эцион-Геверу]], и помещают гору Синай в Мидианских горах (см. [[Мидианиты]]) к востоку от Эйлатского залива или в районе горы [[Сеир]] к востоку от [[Арава|Аравы]] (ср. Исх. 3:1; Втор. 33:2; Суд. 5:4–5). В этом случае Кадеш-Барнеа следует искать на границе Эдома (ср. Втор. 1:2,19).
| + | |
- | | + | |
- | Гипотеза южного пути идентифицирует Тростниковое море с Суэцким заливом, где разница уровня воды между приливом и отливом может достигать двух метров (хотя тростники там не растут). Перейдя Тростниковое море, израильтяне следовали в южном направлении вдоль восточного побережья Суэцкого залива. В этом случае гора Синай должна находиться в южной части Синайской пустыни (Ср. I Ц. 19:8), что соответствует христианской традиции, отождествляющей гору Синай с Джабал-Сирбал, Джабал-Катарина или Джабал-Муса. От горы Синай израильтяне повернули на север к Кадеш-Барнеа (возможно, через Эцион-Гевер).
| + | |
- | | + | |
- | Из Кадеш-Барнеа, где израильтяне оставались некоторое время (Втор. 1:46), были посланы разведчики в Ханаан (Чис. 13:17–26) и предпринята попытка вторжения в него, закончившаяся поражением израильтян в столкновении с амалекитянами и ханаанеями (Чис. 14:40–45; Втор. 1:43–44). Относительно пути из Кадеш-Барнеа к плато Моав в Библии имеются две различные версии. Согласно одной (Чис. 33), израильтяне, прибыв в Кадеш-Барнеа через Эцион-Гевер, повернули на восток к Пунону в Эдоме (Чис. 33:42); пройдя затем через плато Моав, они достигли «степей Моавитских у Иордана, против Иерихона» (Чис. 33:43–48).
| + | |
- | | + | |
- | Согласно другой версии, израильтяне, пройдя от Кадеш-Барнеа к Эдому, просили у местного царя разрешения пересечь его земли (Чис. 20:14–17); получив отказ, они миновали Эдом и Моав (Чис. 21:4; Суд. 11:18) и достигли восточной границы Моава (по-видимому, пройдя через Эцион-Гевер). Там они нанесли поражение царю [[Аморреи|аморреев]] Сихону и царю Башана Огу (Чис. 21:21–35) и только после этого «остановились в степях Моава, при Иордане, против Иерихона» (Чис. 22:1). Среди исследователей принято мнение, что эти две версии отражают происшедшие в разные времена передвижения различных [[Колена Израилевы|племенных объединений израильтян]] («колен Лии» и «колен Рахили»). Первая версия повествует о движении одной группы племен, которое могло произойти не позднее конца 14 в. – начала 1З в. до н. э., когда заиорданские царства находились в процессе образования и не могли силой воспрепятствовать проходу израильтян. Вторая же версия описывает скитания другой группы, которая столкнулась с уже консолидировавшимися царствами, способными преградить кочевым племенам путь в свои земли.
| + | |
- | | + | |
- | Эта гипотеза позволяет в некоторой мере согласовать между собой обе даты Исхода — 14 в. (царствование Аменхотепа-Эхнатона) и 13 в. (царствование Рамсеса II). Указанная в Библии цифра шестьсот тысяч взрослых мужчин, вышедших из Египта (Исх. 12:37), по-видимому, представляет собой фольклорно-типологическое число, обозначающее необозримое множество.
| + | |
- | | + | |
- | == Значение Исхода ==
| + | |
- | === Значение Исхода в эпоху Первого [[Храм]]а ===
| + | |
- | Исход был одним из основных мотивов исторического наследия в национально-религиозном самосознании израильтян, главным образом в Северном (Израильском) царстве. После разрушения Северного царства осознание важности Исхода как основополагающего события все более распространяется в Иудейском царстве. С обнаружением книги [[Второзаконие|Второзакония]] в период реформы [[Иошияху]] осмысление Исхода в его широком значении становится решающим духовным фактором. [[Иеремия]], предвещая, что в грядущем завет между Богом и Израилем будет заключен вновь, представляет картину будущего как повторение Исхода в истории: «Посему вот приходят дни, говорит Господь, когда не будут уже говорить: «Жив Господь, который вывел сынов Израиля из земли Египетской», но «жив Господь, который вывел сынов Израиля из земли Северной и из всех земель, в которые изгнал их, — ибо возвращу их в землю их, которую Я дал отцам их» (Иер. 16:14–15).
| + | |
- | === Значение Исхода в эпоху [[Второго Храма]] ===
| + | |
- | В период вавилонского пленения изгнанники из Иудеи были настолько глубоко проникнуты мировоззрением пророков (см., например, Дан. 9), что возвращение в Сион и строительство Второго храма они стремились осуществлять по образцу библейского повествования об Исходе, сооружении [[Скиния|скинии]] в пустыне и даровании Торы (см. Нех. 9, 10). Модель Исхода настолько явственно проступает во всех действиях возвращавшихся в Сион изгнанников, что многие библеисты заключили, что значительная часть библейского повествования об Исходе в книгах [[Исход Книга|Исход]], [[Числа Книга|Числа]] и [[Левит Книга|Левит]] (так называемый источник Р) относится к периоду возвращения из вавилонского пленения и представляет собой своего рода конституцию маленького теократического государства в составе Персидской империи. В свете современных исследований эта гипотеза представляется несостоятельной.
| + | |
- | === Значение Исхода после [[Второго Храма]] ===
| + | |
- | Следуя библейскому наставлению: «Дабы помнил ты день исхода твоего из земли Египетской во все дни жизни твоей» (Втор. 16:3), — законоучители Талмуда включили напоминание об Исходе во многие места литургии: в состав молитв [[Шма]] (Чис. 15:41) и [[hаллель]] (Пс. 114), в [[Молитва|молитву]] после трапезы, в субботний и праздничный [[киддуш]] и др. Исход служит центральным мотивом [[Пасхальная hагада|пасхальной haгады]], ежегодно читаемой в ночь [[седер]]а и цитирующей слова [[Мишна|Мишны]]: «Во всяком поколении обязан человек рассматривать себя так, как будто он сам вышел из Египта» (Псах. 10:5). Чтение hагады завершается пожеланием: «В будущем году в Иерусалиме».
| + | |
- | | + | |
- | Еврейские философы средневековья подчеркивали решающее значение Исхода в формировании еврейской религии и истории. [[Иехуда hа-Леви]] видел в Исходе доказательство бытия Бога.
| + | |
- | | + | |
- | В новое время история Исхода вдохновляла еврейское национально-освободительное движение, стимулировала борьбу за восстановление Государства Израиль. В период нелегальной иммиграции евреев в подмандатную Палестину одно из судов, пытавшихся прорваться сквозь блокаду английского флота, носило название «Исход из Европы» («Иециат Эйропа» — «[[Эксодус]]»).
| + | |
- | | + | |
- | {{также|Нелегальная иммиграция}}
| + | |
- | | + | |
- | Борьба советского еврейства за право репатриации на историческую родину вызвала в еврействе всего мира живую ассоциацию с Исходом и велась под лозунгом, повторявшим слова, сказанные Моше фараону: «Отпусти народ Мой».
| + | |
- | | + | |
- | == Сноски и источники ==
| + | |
- | <references />
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * Вернер Келлер. «Библия как история», Москва, Крон-пресс, 1998. Перевод с Werner Keller “The Bible as history” 1980 by Hodder and Stoughton.
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | * [[Десять казней египетских]]
| + | |
- | * [[Дарование Торы]]
| + | |
- | | + | |
- | == Ссылки ==
| + | |
- | {{Викитека}}
| + | |
- | {{commonscat|Exodus}}
| + | |
- | * {{ЭЕЭ|11871|Исход}}
| + | |
- | * [http://www.chassidus.ru/history/our_people/033.htm Я Изакс. "Наш народ". Исход из Египта]
| + | |
- | * [http://www.chassidus.ru/nedelnaya_glava/saks/masey.htm Й. Сакс. Уроки Торы. "Один или много исходов?"] Концепция Исхода в хасидизме
| + | |
- | * [http://www.lenta.ru/news/2010/06/18/egypt/ Физики подтвердили точность исторических датировок египетских царств]
| + | |
- | * [http://news.sciencemag.org/sciencenow/2010/06/new-dates-for-egypts-pharaohs.html New Dates for Egypt's Pharaohs - ScienceNOW, 17.06.2010]
| + | |
- | * [http://www.machanaim.org/holidays/in_pes.htm Статьи об Исходе на сайте "Маханаим"]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Библейские сюжеты]]
| + | |
- | [[Категория:История еврейского народа]]
| + | |
- | [[Категория:Древняя история евреев]]
| + | |
- | [[Категория:Пятикнижие]]
| + | |
- | | + | |
- | {{WikiCopyRight}}
| + | |
- | {{checked_final}}
| + | |