м |
|
(5 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Иссерлейн, Исраэль бен Птахия]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Иссерлейн''' (также Иссерлайн, Иссерлин) Исраэль бен Птахия (Isserlein; также Isserlin, Иссерлин, Иссерлайн; 1390, Регенсбург, – 1460, Винер-Нейштадт), раввинский авторитет, один из последних [[Ришоним|ришоним]]. Воспитывался в доме известного австрийского талмудиста рабби Ахарона Блюмлейна (Плюмеля; умер в 1421 г.), своего дяди по матери, в Винер-Нейштадте; затем учился в [[Иешива|иешивах]] Германии и Италии. Был долгое время раввином в Марбурге, с 1445 г. — в Винер-Нейштадте, где также возглавлял [[Бет-Дин|бет-дин]] и иешиву, ставшую центром еврейской учености в Австрии. Слава эрудита и тонкого аналитика привлекала к Иссерлейну множество учеников. Вел обширную переписку с еврейскими учеными многих стран.
| + | |
- | | + | |
- | Главный труд Иссерлейна — сборник 354 [[Респонсы|респонсов]] «Трумат hа-дешен» («Уборка золы», то есть обряд очистки [[Жертвенник|жертвенника]]; числовое значение букв в слове дешен равно в сумме 354; см. [[Гематрия]]). В нем Иссерлейн в форме ответов на как бы обращенные к нему вопросы (большей частью составленные им самим) предлагает решения детально разбираемых актуальных галахических проблем (см. [[Галаха]]).
| + | |
- | | + | |
- | Другие труды Иссерлейна — «Псаким у-хтавим» («Решения и записки», 267 респонсов, собранные и изданные одним из его учеников в 1519 г. вместе с «Трумат hа-дешен»), «Шеарим» («Врата», несохранившееся сочинение о ритуальных запретах и дозволениях), «Беурим» («Разъяснения» — суперкомментарии к комментариям [[Раши]] на Пятикнижие, 1519). В своих галахических решениях Иссерлейн руководствовался главным образом постановлениями [[Талмуд|Талмуда]] и решениями законоучителей Франции и Германии. Из сефардских (см. [[Сефарды]]) авторитетов он ссылается на установления [[Алфаси, Ицхак Бен Яаков|Ицхака Алфаси]] и [[Маймонид|Маймонида]], изредка — на [[Нахманид|Нахманида]].
| + | |
- | | + | |
- | В противоположность усиливавшейся в его время тенденции полагаться в основном на поздних [[Поским|поским]], Иссерлейн стремился оживить интерес к изучению Талмуда и трудов ранних галахистов. Иссерлейн придерживался строгого толкования Галахи, особенно в тех случаях, когда она основана на прямых библейских предписаниях, склоняясь вместе с тем к умеренности в том, что касалось сосуществования с христианской средой.
| + | |
- | | + | |
- | Иссерлейн вел аскетический образ жизни. В известной мере его можно считать продолжателем традиции [[Хасидей Ашкеназ]], и влияние [[«Сефер-Хасидим»|«Сефер-хасидим»]] чувствуется во многих его постановлениях. Считая раввинскую деятельность призванием, Иссерлейн отказался получать плату за свой труд и требовал того же от других. Он сурово порицал раввинов, прибегавших к угрозе [[Херем|херема]], чтобы заставить членов общины подчиняться их постановлениям.
| + | |
- | | + | |
- | Произведения Иссерлейна являются ценным источником для изучения общинного уклада, быта и духовной жизни евреев Германии 15 в. Иссерлейну приписывают также авторство ряда [[Пиют|пиютов]] и молитв.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11867|ИССЕРЛЕЙН}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Категории для дальнейшего уточнения:Гаоны:Ришоним:Ахроним]]
| + | |