м |
|
(4 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье
| + | #redirect [[:ej:Исраэль бен Шмуэль из Шклова]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |АВТОР1=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |АВТОР3=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ПРОЕКТ=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | |ПОДТЕМА=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=06/04/2012
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Рабби '''Исраэль бен Шмуэль Ашкенази из Шклова''' (1770, Шклов, Литва (сегодня на территории Беларуси) – 1839г., Тверия) - Раввин и общественный деятель, один из лидеров [[Алия учеников Виленского Гаона|Алии учеников Виленского Гаона]], автор книги "Край Стола" ("Пеат hа-Шульхан").
| + | |
- | | + | |
- | == В Литве ==
| + | |
- | | + | |
- | Рабби Исраэль родился в Шклове в семье известных раввинов.
| + | |
- | | + | |
- | Его дед, рабби Азриэль из Шклова, репатриировался в Страну Израиля в 1772 г., там он умер и похоронен.
| + | |
- | | + | |
- | Рабби Исраэль жил и учился в Шклове. Затем, около 1796 года, он начал учебу у Виленского Гаона вместе со своим другом, рабби Менахемом Мендлом из Шклова. Рабби Исраэль и рабби Менахем Мендл сразу же выделились из среды учеников Виленского Гаона и занялись переписыванием и распространением его трудов.
| + | |
- | | + | |
- | После смерти Виленского Гаона в 1797 году рабби Исраэль занялся подготовкой к печати комментариев Виленского Гаона к части "Орах Хаим" книги "Шульхан Арух".
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Переезд в Страну Израиля и поездка за границу ==
| + | |
- | | + | |
- | В 1808 году несколько учеников Виленского Гаона собрались в Шклове под председательством р.Исраэля, р.Менахема Мендла, р.Саадья и р.Гилеля Ривлина, и решили организовать группу для репатриации в Страну Израиля.
| + | |
- | | + | |
- | После длительного и тяжелого путешествия группа из 150 человек прибыла в Страну Израиля. Сначала они пришли в Тверию, где проживали главы ашкеназской общины Севера Израиля из Колеля выходцев из России, получавших постоянные пожертвование от евреев Вильно и евреев Литвы.
| + | |
- | | + | |
- | Рабби Менахем Мендл не нашел себе места в Тверии. В 1810 году он переселился в Цфат, где достиг взаимопонимания с сефардскими раввинами. В городе проживало 40 семей, которые жили они очень бедно. Только при поддержке ссуд они умудрялись свести концы с концами.
| + | |
- | | + | |
- | Руководство общины Цфата решило отправить р. Исраэля за границу собирать пожертвования для помощи евреям Цфата. Он поехал в Воложин, где получил рекомендацию для своей деятельности, с которой отправился в путешествие для сбора средств. Далее он встретился с посланцем ашкеназских евреев Цфата и согласовал с ним программу совместной деятельности. Сбор пожертвований был успешным, и деньги были высланы в Цфат.
| + | |
- | | + | |
- | Рабби Исраэль был приглашен также и в Варшаву. Тем временем, в 1812 году, Франция напала на Россию. Поэтому ему не оставалось другого выхода, кроме как вернуться в Страну Израиля.
| + | |
- | | + | |
- | В конце 1813 года он вернулся в Цфат и издал свою книгу "תקלין חדתין", посвященную разделу "Шкалим" Иерусалимского Талмуда.
| + | |
- | | + | |
- | == В Стране Израиля ==
| + | |
- | | + | |
- | В это время в Цфате разразилась эпидемия чумы, в которой погибли его жена и четверо детей. Он исполнял некоторое время обязанности раввина ашкеназской общины Цфата, но затем решил переехать в Иерусалим, вместе со многими старейшинами и мудрецами города.
| + | |
- | | + | |
- | Он создал новую семью, но в разразившейся в Иерусалиме эпидемии погиб и этот остаток его семьи.
| + | |
- | | + | |
- | Рав Исраэль пытался организовать получение пожертвований из Вильно также для евреев Иерусалима, но деньги пропали в неудачных сделках по дороге.
| + | |
- | | + | |
- | В 1819 году погиб Хаим Фархи и на евреев были увеличены подати, и их положение значительно ухудшилось. Тогда же в Страну Израиля приехал влиятельный министр русского царя, который сделал выговор российскому консулу в Акко и потребовал от него принять меры к защите евреев подданых России. Так была получена грамота, согласно которой турецкий правитель был обязан защищать евреев.
| + | |
- | | + | |
- | == Деятельность ==
| + | |
- | | + | |
- | В годы его жизни и деятельности в Цфате, рабби Исраэль сделал многое для упрочения общины и для увеличения репатриации в Страну Израиля.
| + | |
- | | + | |
- | Среди его начинаний была и попытка восстановить в Стране смиху для того, чтобы воссоздать Санhедрин.
| + | |
- | | + | |
- | Также он послал рабби Баруха из Пинска с особым поручением – найти Десять Потерянных Колен, т.к. предполагал, что среди них могут найтись мудрецы, имеющие смиху, и с их помощью можно будет воссоздать смиху и Санhедрин в Стране Израиля.
| + | |
- | | + | |
- | Он также работал вместе со своим другом рабби Менахемом Мендлом из Шклова над строительством синагоги "Хурва" в Иерусалиме. Эта работа была воспринята новыми репатриантами как признак Начала Избавления (Геулы), אתחלתא דגאולה.
| + | |
- | | + | |
- | В 1834 году р.Исраэль выпустил свою главную книгу "Край Стола" ("Пеат hа-Шульхан") о галахических законах Земли Израиля в соответствии с методологией своего учителя, Виленского Гаона. В предисловии к этой книге чувствуется его огромное почтение к Виленскому Гаону и беззаветная преданность делу еврейского ишува Страны Израиля. Это предисловие – один из важнейших источников по исследованию Виленского Гаона, наряду с предисловием р.Хаима из Воложина к комментарию Виленского Гаона на "Сифра деЦниута" "ספרא דצניעותא".
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Преемственность ==
| + | |
- | | + | |
- | После большого землетрясения в Цфате в 1837 году, местная еврейская община пришла в упадок. Рабби Исраэль спасся, потому что находился в это время в Иерусалиме.
| + | |
- | | + | |
- | Он умер в Тверии 9 сивана 5599 (1839) года.
| + | |
- | | + | |
- | Зятем рабби Исраэля был рабби Йешайя Бардеки, ставший впоследствии раввином ашкеназской общины Иерусалима.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == См.также ==
| + | |
- | | + | |
- | * [[Алия учеников Виленского Гаона]].
| + | |
- | | + | |
- | Дополнительные материалы:
| + | |
- | | + | |
- | * [http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%96%D7%9B%D7%A8%D7%95%D7%A0%D7%95%D7%AA_%D7%90%D7%A8%D7%A5_%D7%99%D7%A9%D7%A8%D7%90%D7%9C Исраэль из Шклова. Начало поселения "прушим" в Стране Израиля, 1808–1826 гг. Страдания в Стране Израиля, 1813 – 1836 гг. В книге "Воспоминания о Стране Израиля" (под ред.Авраhама Яари). – Издательство "Масада", 1947 год.]
| + | |
- | * Йоэль Шварц. Рабби Исраэль из Шклова – один из основателей еврейского ишува в Стране Израиля. – Издательство "Сифрият Бней Тора", 2001 год.
| + | |
- | * Энциклопедия по истории мудрецов Страны Израиля. – Издательство "Мосад hаРав Кук", т.2 стр.235-236
| + | |
- | * Арье Моргерштерн. Возвращение в Иерусалим. Возрождение еврейского ишува в Стране Израиля в начале девятнадцатого века. – Издательство "Шалем": Иерусалим, 2007 год.
| + | |
- | * [http://www.daat.ac.il/DAAT/kitveyet/sinay/nisyono-4.htm Арье Моргенштерн. Попытка рабби Исраэля из Шклова возобновить смиху в свете новых источников. – На сайте "Даат"]
| + | |
- | * [http://www.hebrewbooks.org/36997 Пинхас Мордехай Граевский. Краса Израиля в Стране Израиля. – Иерусалим, 5699 (1939), на сайте HebrewBooks].
| + | |
- | * [http://www.mytzadik.com/index.asp?lid=6&page=tzadik&kid=950 Рабби Исраэль Ашкенази из Шклова, на сайте "MyTzadik"]
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * [http://en.wikipedia.org/wiki/Yisroel_ben_Shmuel_of_Shklov Статья в Англовики]
| + | |
- | * [http://he.wikipedia.org/wiki/%D7%99%D7%A9%D7%A8%D7%90%D7%9C_%D7%9E%D7%A9%D7%A7%D7%9C%D7%95%D7%91 Статья в Ивритовики]
| + | |