|
|
(4 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Исраэли, Ицхак бен Шломо]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | КЕЭ, том 3, кол. 916–917
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | ИСРАЭЛИ́ (точнее Исреэли) Ицхак БЕН Шломо (855?, Египет, – 955, Кайруан), врач и философ. Был врачом-окулистом примерно до 50-летнего возраста, когда оставил Египет и переехал в Кайруан. Там Исраэли изучил другие отрасли медицины, а затем стал придворным врачом Убайд Аллаха ал-Махди, первого халифа из династии Фатимидов.
| + | |
- | | + | |
- | Исраэли считался одним из великих врачей средневековья, был основоположником медицинской школы, из которой вышли Дунаш ибн Тамим (родился, по-видимому, в 890 г. – умер не ранее 955 г.) и известный арабский врач Абу ал-Джаззар, и первым евреем — автором медицинских трудов на арабском языке. Его лекции привлекали множество слушателей, а труды о лихорадочных заболеваниях (пять книг), о лекарствах и пищевых продуктах (в четырех частях), о моче и противоядиях, о пульсе и другие переведены на иврит (сохранились лишь в списках) и латинский язык. В Западной Европе, где некоторые университеты включили труды Исраэли в переводе на латинский язык в курс медицинского обучения, его авторство стало известно лишь в 16 в. (до тех пор их автором считался переводчик, монах 11 в. Константин Африканский).
| + | |
- | | + | |
- | Исраэли является также родоначальником неоплатонизма в еврейской философии. Из его философских трудов, большинство которых переведено с арабского на иврит и латинский язык, наиболее известен «Китаб ал-худуд» (на иврите «Сефер ха-гвулим» — «Книга определений»), в котором автор рассматривает аристотелевские «четыре причины сущего» и дает определение 56 философским понятиям. Об этом труде, а также о всеобъемлющем философском сочинении Исраэли «Китаб ал-устукусат» (на иврите «Сефер ха-иесодот» — «Книга о первоэлементах») Маймонид отзывается пренебрежительно, как, впрочем, и о произведениях других неоплатоников. Среди сочинений Исраэли имеются труды по метафизике, логике, о различии между духом и душою, и другие. Философия Исраэли связывает мистицизм неоплатоников с еврейской эсхатологией. Исраэли считает, что различные ступени реальности — это ряд эманаций интеллекта — результата соединения созданных Богом первичной материи и первобытной формы (автор называет ее также «мудрость»). Душе человека присуще стремление соединиться с высшим сиянием мудрости. Достигая этой ступени, душа испытывает блаженство рая, в ад же попадает душа, не сумевшая возвыситься над силами зла и тьмой нижнего мира.
| + | |
- | | + | |
- | Исраэли вел интенсивную научную переписку с Са‘адией Гаоном. Влияние мировоззрения Исраэли можно обнаружить у Ш. Ибн Габирола, у И. Ибн Цаддика, а также у ранних каббалистов Жероны. Некоторые исследователи приписывают Исраэли философский комментарий к книге Бытие.
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * КЕЭ, том 3, кол. 916–917
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11859|Исраэли Ицхак бен Шломо}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:История евреев в средневековье]]
| + | |
- | [[Категория:Философы по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Учёные по алфавиту]]
| + | |
- | [[Категория:Медицина]]
| + | |
- | [[Категория:Евреи в Африке]]
| + | |