Искусственное оплодотворение - подход иудаизма

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
 
(7 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье
+
#redirect [[:ej:Искусственное оплодотворение - подход иудаизма]]
-
|ТИП СТАТЬИ=6
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=4
+
-
|УРОВЕНЬ=1
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=Китросский, Леви
+
-
|АВТОРЫ=
+
-
|ТЕМА=Современные галахические проблемы‎‎
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=Lkitrossky
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=Медицина и галаха
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=25/03/2010
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=Экстракорпоральное оплодотворение#Иудаизм об ЭКО
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}}
+
-
 
+
-
Иудаизм относится к «искусственному оплодотворению» (научное название — '''«экстракорпоральное оплодотворение», ЭКО''') в целом положительно, считая его важным инструментом для решения проблем, которые не могут быть решены другими способами.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Различие мнений — отсутствие окончательно закрепленной нормы ==
+
-
 
+
-
Однако при этом по многим конкретным вопросам в этой области в иудаизме не существует однозначного или окончательного мнения.
+
-
 
+
-
(Следует учитывать, что ортодоксальный иудаизм не является сегодня централизованной религией, и нет органа, выносящего окончательное решение. Каждый авторитетный раввин (со статусом «посек») может принять собственное решение, которое он считает нужным. В конечном итоге, когда формируется консенсус, принятое решение считается окончательным. Но пока консенсуса нет, различные раввины имеют разную точку зрения. По вопросу искусственного оплодотворения, — ввиду того, что этот вопрос возник совсем недавно — консенсус еще не достигнут, хотя основные линии решения прослеживаются<ref>[http://www.medethics.org.il/siteEng/BooksEn.asp#53 Jewish Medical Ethics series (2 volumes). Editors: Rabbi Mordechai Halperin, MD, Prof. Shimon Glick, MD, and Rabbi David Fink, PhD. Volume 2, pages 162—171, by R.Mordechai Halperin.]</ref>.)
+
-
 
+
-
 
+
-
== доводы «за» ==
+
-
 
+
-
Иудаизм учитывает в вопросе об ЭКО следующие доводы «за»:
+
-
 
+
-
* Необходимость помочь в выполнении заповеди «плодись и размножайся».
+
-
* Обязанность оказывать добро людям, в частности, облегчать страдания бесплодных пар.
+
-
* Спасение семьи, цельности которой угрожает бесплодие.
+
-
 
+
-
Возникающие проблемы рассмотрены ниже.
+
-
 
+
-
== ЭКО из материалов супружеской пары и внутри нее ==
+
-
 
+
-
ЭКО из материалов супружеской пары и внутри нее (то есть искусственная помощь оплодотворению жены от спермы мужа) разрешаются практически всеми религиозными авторитетами. В частности, такие ведущие авторитеты, как р. Овадия Йосеф<ref>R. Ovadia Yosef, Unpublished responsa, Techumim 1, (1980), p.287</ref> и р. Шломо Горен<ref>R. Shlomo Goren, Ha-Tzofe, Adar A, 14, 1984</ref> дали разрешение на ЭКО для пар, не могущих обычным способом выполнить заповедь. Но есть и такие авторитеты, которые запрещают это (р. Э. Вальденберг <ref>Rabbi E. Waldenberg, «In-Vitro Fertilization: A Medical-Halachic Discussion»,''Assia'' 33 (1982), pp.5-13</ref>).
+
-
 
+
-
== Проблемы донорской спермы ==
+
-
 
+
-
=== Если мать замужем — то нет ли здесь супружеской измены? ===
+
-
 
+
-
Поскольку при оплодотворение донорской спермой женщина рожает от спермы другого мужчины, то не может ли это считаться эквивалентным супружеской измене?
+
-
 
+
-
В этом вопросе признано, что это не так, то есть супружеской измены нет, так как супружеская измена — это только интимные отношения женщины с посторонним мужчиной, а искусственное оплодотворение не является интимными отношениями.
+
-
 
+
-
Соответственно, в отношении ребенка, который рождается у замужней женщины в результате искусственного оплодотворения спермой, взятой не от ее мужа, нет никакой проблемы [[мамзер]]а.
+
-
 
+
-
=== Кого считать отцом ребенка, и как предотвратить близкородственные браки ===
+
-
 
+
-
Кого считать отцом ребенка, родившегося в результате технической процедуры?
+
-
 
+
-
Проблема отцовства важна не только в социальном плане (воспитание и социальная ответственность — всеми признано, что в результате донорства спермы социальных отношения отцовства не возникает), но в том плане, что человек не может, например, женится на своей сводной сестре. И если от данного донора спермы рождаютя еще какие-то дети, то им нельзя между собой жениться.
+
-
 
+
-
Считается возможным оплодотворение спермой родственников мужа. В этом случае имя донора может быть известно, и дети-родственники не вступят в запрещенный брак. (Донорство спермы обычно бывает анонимным, чтобы в семье не возникало психологических проблем из-за этого. Но в некоторых случаях — как, например, донорство спермы родственников мужа — оно может быть не анонимное).
+
-
 
+
-
В целом считается, что для того, чтобы предотвратить брак между родственниками, желательно сделать оплодотворение не-еврейской спермой<ref>R. Moshe Feinstein, «Responsa Iggerot Moshe», Even Ha’ezer 2:11, pp 322—324</ref><ref>R. Shlomo Z. Auerbach «Artificial insemination», Noam 1,(1958), pp145-166</ref><ref>M. Drori «Artificial Insemination and The Law of Adultery»: Halachic Viewpoints, Torah u-Madda 10 (1984), pp.28-36, note 50</ref>.
+
-
 
+
-
== Проблемы суррогатного материнства ==
+
-
 
+
-
=== Кому принадлежит ребенок ===
+
-
 
+
-
Большинство религиозных авторитетов считает, что материнство устанавливается процессом беременности, а НЕ оплодотворением яйцеклетки. Соответственно, матерью будет считаться та, которая выносила ребенка (то есть суррогатная мать), а не та, у которой была взята яйцеклетка<ref>Rabbi E. Waldenberg, "Tzitz Eli’ezer, 20:49</ref><ref>R.Y.Sh.Elyashiv, in «Nishmat Avraham 4 (Even Haezer),2:2»</ref><ref>R.Z.N.Goldberg, «Fetal implant», «Techumim» 5(1984), pp248-259;269-274; R. Moshe Kilav, ''ibid.'' pp.260-267</ref><ref>R Y.M. Ben-Meir, «In-Vitro Fertilization: The legal Relationship of the Embryo and the Surrogate Mother», ''Assia'' 41 (1986), pp.25-40</ref>.
+
-
 
+
-
Здесь может возникнуть социальная проблема: даже если заранее было заключено соглашение о том, что суррогатная мать передаст ребенка донору яйцеклетки, — это соглашение не может ее обязывать, поскольку соглашение об отказе от родительских прав не может быть заключено заранее. В связи с этим договоры о суррогатном материнстве составляются так, чтобы суррогатная мать в случае отказа передать ребенка (а она имеет на это право) не получала оплаты, или даже платила какие-то штрафы.
+
-
 
+
-
=== Проблема национальности ребенка ===
+
-
 
+
-
Если матерью считается та, которая выносила ребенка (то есть суррогатная мать), то национальность ребенка (которая в еврейской традиции считается по матери) определяется по национальности суррогатной матери, а не по национальности донора яйцеклетки.
+
-
 
+
-
В связи с этим, некоторые религиозные авторитеты запрещают создание ситуации, когда донор яйцеклетки не еврейка, а рожает еврейка, или же наоборот<ref>R. Shlomo Goren, Ha-Tzofe, Adar A, 14, 1984</ref>. но другие разрешают это.
+
-
 
+
-
Есть также точка зрения, что материнство устанавливается по родам, а еврейство по донору яйцеклетки (р. Шабтай Раппопорт<ref>[http://www.daat.ac.il/daat/refua/ivf.htm Whose child, what faith? Rabbi Shabtai A. Rappoport]</ref>).
+
-
 
+
-
== Если мать не замужем — то не приводит ли такое рождение ребенка к разрушению института традиционной семьи? ==
+
-
 
+
-
Хотя такая угроза есть, большинство религиозных авторитетов полагают, что, даже если женщина не замужем, то ее право иметь детей — это более основополагающее право, чем те угрозы традиционной семье, которые при этом возникают, и поэтому разрешают незамужней женщине завести детей таким образом.
+
-
 
+
-
== Источники ==
+
-
<references/>
+
-
 
+
-
== См. также ==
+
-
{{inWiki|Экстракорпоральное оплодотворение#Иудаизм об ЭКО}}
+
-
 
+
-
[[Категория:Медицина и галаха]]
+
-
 
+
-
[[ru:Экстракорпоральное оплодотворение#Иудаизм об ЭКО]]
+

Текущая версия на 23:22, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Искусственное оплодотворение - подход иудаизма
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация