Искусственное оплодотворение - подход иудаизма

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (добавлена категория «Современные галахические проблемы» с помощью HotCat)
 
(17 промежуточных версий не показаны.)
Строка 1: Строка 1:
-
{{Начало_работы}}
+
#redirect [[:ej:Искусственное оплодотворение - подход иудаизма]]
-
 
+
-
Иудаизм  относится к «искусственному  оплодотворению»  (научное название - «экстракорпоральное оплодотворение», ЭКО) в целом положительно, считая его важным инструментом для решения проблем, которые не могут быть решены другими способами.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Различие мнений ==
+
-
 
+
-
 
+
-
Однако при этом по многим конкретным вопросам в этой области в иудаизме не существует однозначного или окончательного мнения.
+
-
 
+
-
(Следует учитывать, что ортодоксальный иудаизм не является сегодня централизованной религией, и нет органа, выносящего окончательное решение. Каждый авторитетный раввин (со статусом "посек") может принять собственное решение, которое он считает нужным. В конечном итоге, когда формируется консенсус, принятое решение считается окончательным. Но пока консенсуса нет, различные раввины имеют разную точку зрения. По вопросу искусственного оплодотворения, - ввиду того, что этот вопрос возник совсем недавно - консенсус еще не достигнут, хотя основные линии решения прослеживаются. )
+
-
 
+
-
 
+
-
== доводы «за» ==
+
-
 
+
-
 
+
-
Иудаизм учитывает в вопросе об ЭКО следующие доводы «за»:
+
-
 
+
-
*Необходимость помочь в выполнении заповеди «плодись и размножайся».
+
-
*Обязанность оказывать добро людям, в частности, облегчать страдания бесплодных пар.
+
-
*Спасение семьи, цельности которой угрожает бесплодие.
+
-
 
+
-
Возникающие проблемы рассмотрены ниже.
+
-
 
+
-
 
+
-
== ЭКО из материалов супружеской пары и внутри нее ==
+
-
 
+
-
 
+
-
ЭКО из материалов супружеской пары и внутри нее (т.е. искусственная помощь оплодотворению жены от спермы мужа) разрешаются практически всеми религиозными авторитетами. В частности, такие ведущие авторитеты, как р.Овадия Йосеф[6] и р.Шломо Горен дали разрешение на ЭКО для пар, не могущих обычным способом выполнить заповедь
+
-
Но некоторые авторитеты  (р. Э. Вальденберг) запрещают это.
+
-
 
+
-
 
+
-
== Проблемы донорской спермы ==
+
-
 
+
-
=== Если мать замужем – то нет ли здесь супружеской измены? ===
+
-
 
+
-
Поскольку при оплодотворение донорской спермой женщина рожает от спермы другого мужчины, то не может ли это считаться эквивалентным супружеской измене?
+
-
 
+
-
В этом вопросе  признано, что это не так. В этом случае супружеской измены нет, т.к. супружеская измена – это только интимные отношения женщины с посторонним мужчиной, а искусственное оплодотворение не является интимными отношениями. Соответственно, ребенок, который рождается у замужней женщины в результате искусственного оплодотворения спермой, взятой не от ее мужа, никак не считается мамзером.
+
-
 
+
-
=== Кого считать отцом ребенка, и как предотвратить близкородственные браки ===
+
-
 
+
-
Кого считать отцом ребенка, родившегося в результате технической процедуры?
+
-
 
+
-
Проблема отцовства важна в том плане, что человек не может, например, женится на своей сводной сестре. И если от  данного донора спермы рождаютя  еще какие-то дети, то им нельзя между собой жениться.
+
-
 
+
-
Считается возможным оплодотворение спермой родственников мужа. В этом случае имя донора может быть известно, и дети-родственники не вступят в запрещенный брак. (Донорство спермы обычно бывает анонимным, чтобы в семье не возникало психологических проблем из-за этого. Но в некоторых случаях бывает неанонимное донорство спермы родственников мужа).
+
-
 
+
-
Но в целом считается, что для того, чтобы предотвратить брак между родственниками, желательно сделать оплодотворение не-еврейской спермой. (Отметим, что в этом вопросе иудаизм придерживается абсолютно не-расистских позиций).
+
-
 
+
-
 
+
-
== Проблемы суррогатного материнства ==
+
-
 
+
-
 
+
-
=== кому принадлежит ребенок ===
+
-
 
+
-
В проблеме материнства важны два аспекта: во-первых, кому принадлежит ребенок.
+
-
 
+
-
Большинство считает, что материнство устанавливается процессом беременности,  а не оплодотворением яйцеклетки. Соответственно, матерью будет считаться та, которая выносила ребенка (т.е. суррогатная мать), а не та, у которой была взята яйцеклетка. В этом смысле, даже если заранее было заключено соглашение о том, что суррогатная мать передаст ребенка донору яйцеклетки, - это соглашение не может ее обязывать, потому что соглашение об отказе от родительских прав не может быть заключено заранее. В связи с этим договоры о суррогатном материнстве составляются так, чтобы суррогатная мать в случае отказа передать ребенка (а она имеет на это право) не получала оплаты, или даже платила какие-то штрафы.
+
-
 
+
-
=== Проблема национальности ребенка ===
+
-
 
+
-
Если матерью считается та, которая выносила ребенка (т.е. суррогатная мать), то национальность ребенка (которая в еврейской традиции считается по матери) определяется по национальности суррогатной матери, а не донора яйцеклетки.
+
-
 
+
-
Впрочем, некоторые считают, что материнство устанавливается по родам, а еврейство по донору яйцеклетки (р. Шабтай Раппопорт)
+
-
 
+
-
== если мать не замужем – то не  приводят ли такие роды к разрушению института традиционной семьи ==
+
-
 
+
-
 
+
-
Хотя такая угроза есть, большинство религиозных авторитетов полагают, что, даже если женщина не замужем, то ее право иметь детей – это более основополагающее право, чем те угрозы традиционной семье, которые при этом возникают, и поэтому разрешают незамужней женщине завести детей таким образом.
+
-
 
+
-
---------------------------------------------------
+
-
<ref>Rabbi E. Waldenberg, "In-Vitro Fertilization: A Medical-Halachic Discussion",<i>Assia</i> 33 (1982),pp.5-13</ref>.
+
-
<ref>R. Ovadia Yosef, Unpublished responsa, Techumim 1, (1980), p.287</ref>
+
-
<ref>R. Shlomo Goren, Ha-Tzofe, Adar A, 14, 1984</ref>.
+
-
<ref>R. Moshe Feinstein, "Responsa Iggerot Moshe", Even Ha'ezer 2:11, pp 322-324</ref>
+
-
<ref>R. Shlomo Z. Auerbach "Artificial insemination", Noam 1,(1958), pp145-166</ref>
+
-
<ref>M. Drori "Artificial Insemination and The Law of Adultery": Halachic Viewpoints, Torah u-Madda 10 (1984), pp.28-36, note 50</ref>.
+
-
 
+
-
В случае использование чужой оплодотворенной яйцеклетки большинство считает матерью, ту кто родила, а не донора яйцеклетки<ref>Rabbi E. Waldenberg, "Tzitz Eli'ezer, 20:49</ref><ref>R.Y.Sh.Elyashiv, in "Nishmat Avraham 4 (Even Haezer),2:2"</ref><ref>R.Z.N.Goldberg,"Fetal implant", "Techumim" 5(1984), pp248-259;269-274; R. Moshe Kilav, <i>ibid.</i>pp.260-267</ref><ref>R Y.M. Ben-Meir,"In-Vitro Fertilization: The legal Relationship of the Embryo and the Surrogate Mother", <i>Assia</i> 41 (1986),pp.25-40</ref>.
+
-
 
+
-
Особенно непонятная ситуация возникает, когда донор яйцеклетки не еврейка, а рожает еврейка. Или наоборот. Некоторые запрещают<ref>R. Shlomo Goren, Ha-Tzofe, Adar A, 14, 1984</ref>,
+
-
 
+
-
другие говорят, что материнство устанавливается по родам, а еврейство по донору яйцеклетки<ref>[http://www.daat.ac.il/daat/refua/ivf.htm Whose child, what faith? Rabbi Shabtai A. Rappoport]</ref>.
+
-
 
+
-
== См. также ==
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
<references/>
+
-
 
+
-
[[Категория:Этика иудаизма]]
+
-
[[Категория:Современные галахические проблемы]]
+

Текущая версия на 23:22, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Искусственное оплодотворение - подход иудаизма
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация