|
|
(3 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{О_статье| ТИП СТАТЬИ =1
| + | #redirect [[:ej:Иохевед]] |
- | | АВТОР1 =
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР = 2
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ = 1
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | '''Йохевед''' ({{lang-he|יוֹכֶבֶד}}, «Бог - слава») — в [[Пятикнижие|Пятикнижии]] дочь [[Леви]], жена [[Амрам]]а, мать [[Моше]], [[Аhарон]]а и [[Мирьям]]({{Библия|Исх|2:1}} {{Библия|Исх|6:20}}). Йохевед спасла жизнь [[Моше]], скрыв его от слуг фараона, положив его в корзину и пустив по Нилу{{Библия|Исх|2:3}}. Когда дочь фараона вытащила Моше, Мирьям привела Йохевед в качестве кормилицы, и та выкормила своего сына.
| + | |
- | | + | |
- | == В агаде ==
| + | |
- | | + | |
- | Йохевед родилась у жены Леви в момент входа в Египет, дополнив число вошедших в Египет потомков Яакова до семидесяти<ref>Бава батра 120а</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | Ваикра раба<ref>1:3</ref> и Сифре<ref>Беhаалотха 78</ref> отождествляют её с упоминающейся в {{Библия|1Пар|4:8}} Йеhудией, дочерью Рама.
| + | |
- | | + | |
- | Агада говорит, что Йохевед и её дочь Мирьям были теми двумя еврейскими повитухами, которые ослушались фараона и не убивали еврейских младенцев {{Библия|Исх|1:18-22}}. Шифра, упоминающаяся в стихе - это Йохевед, которая лечила (שִיפְּרָה) младенцев<ref>Сота 11б</ref>. В заслугу этого деяния у неё родился Моше<ref>Шмот раба 1:17</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | "Взятие в жёны", о котором говорится в Шмот 2:1, было повторным браком. Амрам отдалился от своей жены после злодейского указа фараона, чтобы не рожать детей, обречённых на смерть. Но по совету Мирьям, сказавшей: "Фараон обрекает на смерть только мальчиков, ты же - и нерождённых девочек!" он вернул свою жену<ref>Сота 12а</ref>. В это время Йохевед было 130 лет, но к ней чудесным образом вернулась молодость, поэтому Писание называет её "дочерью Леви"<ref>Бава батра 120а</ref>.
| + | |
- | | + | |
- | По мнению одного из мидрашей<ref>Таргум Псевдо-Йонатана Бемидбар, 11:56</ref>, Эльдад и Мейдад, пророчествовавшие в стане<ref>(Бемидбар 11:26-27)</ref>, были сыновьями Йохевед от Эльцафана, сына Парнаха, в будущем вождя колена Зевулуна<ref>Бемидбар 34:25</ref>. Таким образом, Йохевед родила пятерых пророков. Этот мидраш также объясняет, почему Эльдад и Мейдад начали пророчествовать, не будучи избранными в Санhедрин.
| + | |
- | | + | |
- | == Сомнительный брак ==
| + | |
- | | + | |
- | Йохевед была тёткой своего мужа, следовательно, состояла в браке, который позже был запрещён законом Моше ({{Библия|Лев|18:12}}, {{Библия|Лев|20:19}}):возможно, это был остаток патриархального обычая. Еврейские комментаторы пытаются объяснить это противоречие между законом Торы и поступком отца Моше.
| + | |
- | | + | |
- | [[Ибн Эзра, Авраам|Ибн Эзра]] (Шмот 2:1) намекает на это: "Некоторые говорят, что посев на своём поле не удаётся, а посев на чужом удаётся" (т.е. некоторые объясняют запрет близкородственных браков неудачным потомством). "Я же говорю, что смысл запрета - чтобы были евреи святы" (смотрите, какие удачные дети получились от брака человека со своей тёткой! И не нужно пытаться объяснить запреты Торы естественнонаучными причинами.)
| + | |
- | | + | |
- | [[Хазкуни]] на Шмот 6:20 говорит: это действительно был запрещённый брак, и как с Давидом, это было нужно для того, чтобы у вождя народа была "корзина гадов" на шее, дурная родословная, дабы он не возгордился.
| + | |
- | | + | |
- | [[Даат Зкеним]] цитирует [[мидраш]]: почему в 20 главе Ваикра стих о запрете брака с сестрой отца ({{Библия|Лев|20:19}}) не упоминает [[карет]], а говорит лишь "они понесут свою вину"? Чтобы не позорить Моше, родившегося от такого брака. Комментатор цитирует даже пиют, упоминающий об этом.
| + | |
- | | + | |
- | Тайный смысл рождения спасителя от запрещённого брака упоминает и [[Реканати]], но лишь намёком.
| + | |
- | | + | |
- | [[Талмуд]]<ref>Санѓедрин 58б</ref> утверждает, что Йохевед была сестрой Кеѓата, отца Амрама, лишь по отцу, но не по матери, а такой брак до дарования Торы был разрешён (см. Раши, а также Раши на Берешит 20:12).
| + | |
- | | + | |
- | [[Таргум Псевдо-Йонатана]] в Шмот 6:20 переводит "дода" не как "тётка", а как "милая", а в Шмот 2:1 вообще не упоминает родственные связи Йохевед. Так же - "милая Йохевед" вместо "дочь Леви" переводит [[Иерусалимский Таргум]] (фрагментарный) в Шмот 2:1.
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | <references/>
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Персонажи Пятикнижия]]
| + | |
- | [[Категория:Библейские сюжеты]]
| + | |