|
|
(6 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | Основан в 1936 году как ансамбль при радиостанции "Голос Иерусалима". В первые годы своего существования сопровождал хоры, играл марши, исполнял легкую классику, занимался всем, что позволял его состав.
| + | #redirect [[:ej:Иерусалимский симфонический оркестр радио и телевидения]] |
- | | + | |
- | Оркестр расширялся за счет алии - вначале из Румынии и Польши. В пятидесятые годы, ансамбль стал небольшим симфоническим оркестром. В то время с ним выступал Отто Клемперер.
| + | |
- | | + | |
- | В шестидесятые годы оркестр возглавил молодой румынский еврей Менди Родан. Необходимость заниматься ежедневным обслуживанием потребностей радиостанции, исполняя музыку всех жанров и малый состав оркестра не позволял заняться серьёзными концертами. Положение изменилось с началом 70-ых годов, когда началась алия из Советского Союза. С ней прибыли музыканты из московских, ленинградских, вильнюсских оркестров. В 1974 году это был уже большой симфонический оркестр.
| + | |
- | | + | |
- | Во главе оркестра стоял тогда [[Лукас Фосс]]. Программы Лукаса Фосса отличались смелостью и свежестью. Одним из его излюбленных приемов было противопоставление старого и нового. Иерусалимский оркестр, будучи единственным государственным оркестром Израиля, не зависел в финансовом отношении от продажи билетов и мог позволить себе исполнения большого количества современных произведений. Особое внимание уделял Фосс израильской музыке. Фоссу же принадлежала идея так называемых "музыкальных марафонов", когда с пяти вечера и до полуночи звучала музыка, объединенная одной темой, например: Вена или Малер, Чайковский или "От Монтеверди до Стравинского".
| + | |
- | | + | |
- | Всё это вместе - новые идеи Лукаса Фосса, амбиции музыкантов высокого класса, пополнившийся состав оркестра, большой концертный зал и возросшее население Иерусалима привело к качественному изменению оркестра радио и превратило его в коллектив высокого профессионального уровня.
| + | |
- | | + | |
- | Возрасло число выступлений С Иерусалимским оркестром знаменитых музыкантов (кстати, именно в это время оркестр прибавляет к своему названию слово "Иерусалимский"). Резко увеличилось число поклонников этого оркестра и владельцев его абонементов. С Лукасом Фоссом Иерусалимский симфонический оркестр радио и телевидения выезжает на свои первые зарубежные гастроли в Швецию, Италию, Англию и Бельгию.
| + | |
- | | + | |
- | [[Бертини Гарри|Гарри Бертини]], дирижёр, занимал пост руководителя этого коллектива с 1979 года. Уроженец Буковины, приехавший в Израиль в конце 40-ых годов, воспитанник парижской и миланской консерваторий. Он был приглашен на пост музыкального руководителя Иерусалимского симфонического оркестра в зените славы: присвоение государственной премии Израиля и большой успех на европейской сцене.
| + | |
- | | + | |
- | В первые годы его работы оркестр особенно много играл Берлиоза, Дебюсси и Равеля. Другая, очень важная сторона его деятельности - израильская музыка. Немалое число сочинений Йосефа Таля, Цви Авни, Мордехая Сетера было написано по специальному заказу Гарри Бертини и впервые прозвучало под его управлением. Он же был первым руководителем фестиваля "Тестемониум", посвященного отражению в музыке различных аспектов еврейской истории, в особенности ее библейской эпохи. Впоследствии музыкальным руководителем "Тестемониума" стал чилийский дирижер Хуан-Пабло Искердо, впервые выступивший с Иерусалимским оркестром в 1974 году и ставший с тех пор постоянным гостем Иерусалима.
| + | |
- | | + | |
- | В последние годы Иерусалимский оркестр все чаще выезжает за границу, приобретает широкую популярность и в Израиле и за рубежом. Среди дирижеров, постоянно выступающих с Иерусалимским симфоническим оркестром, самой заметной фигурой является [[Аранович Юрий|Юрий Аранович]]. Он был связан с этим оркестром сразу же после репатриации в Израиль в 1971 году. Потом на десять лет его связь с оркестром прервалась. Аранович вернулся к сотрудничеству с этим коллективом, уже будучи главным дирижером Кельнского и Стокгольмского оркестров. Ему принадлежит честь первого исполнения в Израиле 6-ой симфонии еврейского композитора Моисея Вайнберга. Аранович, который дирижировал оркестром Филармонии, исполняя Чайковского, и Иерусалимским, исполняя Брукнера, Франка, Дворжака, Шостаковича, тем не менее придает исполнению симфонии Вайнберга особое значение.
| + | |
- | | + | |
- | Иерусалимский оркестр - это оркестр радио, и в его обязанности входит обогащение фонотеки как записями новой музыки, так и выступлениями дебютантов - солистов и дирижеров.
| + | |
- | | + | |
- | В 1992–2000 гг. оркестр возглавлял Давид Шаллон (1950–2000), с 2003 г. — главный дирижер Иерусалимского симфонического оркестра радио и телевидения крупный американский дирижер и музыковед Л. Ботштейн (родился в 1947 г.).
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Источники
| + | |
- | * [http://webstudio.il4u.org.il/projects/ilmusic/html/sovrmus.htm Современная музыка в Израиле]
| + | |
- | | + | |
- | * [http://forum.presviter.com/index.php?action=printpage;topic=2283.0 МУ́ЗЫКА (Еврейская Музыка)]
| + | |