|
|
(6 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Зельцер, Дов]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Зельцер, Дов''' (Seltzer, Dov; Дуби; родился в 1932 г., Бухарест), израильский композитор. Игрой на фортепиано начал заниматься с пяти лет. В 14 лет написал музыку к оперетте, которую поставил Бухарестский театр для детей и юношества. В 1946 г. Зельцер переехал в Эрец-Исраэль и поселился в киббуце [[Мишмар-hа-Эмек|Мишмар-hа-Эмек]]. По рекомендации педагога и пианиста [[Пелег, Франк|Ф. Пелега]] получил стипендию для музыкального образования.
| + | |
- | | + | |
- | Во время службы в Армии Обороны Израиля Зельцер стал музыкальным руководителем и композитором созданного в 1950 г. военного ансамбля «Лахакат hа-Нахал». Там началось его творческое сотрудничество с [[Баннай, Иоси|И. Баннаем]], [[Тополь, Хаим|Х. Тополем]], Геуллой Гил (родилась в 1932 г.). Зельцер был одним из создателей так называемого ритмического стиля и автором популярных песен 1950-х гг.
| + | |
- | | + | |
- | В 1960-е гг. Зельцер написал ряд песен, отличавшихся проникновенностью и лиризмом, в том числе: «Дабер элай бе-прахим» («Говори со мной языком цветов»), «Неара ве-шма Киннерет» («Девушка по имени Киннерет») и др. В 1956–62 гг. Зельцер совершенствовал свое образование в нью-йоркских академиях музыки Джульярд и Менс, работал с компаниями грамзаписи «Коламбия», «Электра» и др. Зельцер — автор известных песен из репертуара популярного певца Й. Гаона: «hа-сар Монтефиори» («Филантроп Монтефиоре»), «Кол hа-кавод» («Почет и уважение»), «Ло нафсик лашир» («Не перестанем петь») и др. Песни Зельцера вошли в репертуар многих израильских исполнителей и эстрадных групп.
| + | |
- | | + | |
- | В середине 1960-х гг. Зельцер обратился к жанру мюзикла: его мюзикл «Уц ли гуц ли» (1967) по пьесе [[Шлёнский, Аврахам|А. Шлёнского]] многократно ставился разными израильскими режиссерами, в 1983 г. он был поставлен в Италии. Мюзиклы Зельцера «hа-Мегилла» («Мегиле-лидер» — «Песни книги Эсфирь», 1967) и «Ширей хумаш» («Хумеш лидер» — «Песни Пятикнижия») по [[Мангер, Ицик|И. Мангеру]] были хорошо приняты зрителями Израиля и других стран. Мюзикл «Казаблан» по пьесе [[Мосинзон Иг’ал|И. Мосинзона]] был поставлен в Израиле в театре Т. Годика (см. [[Театр. Театр в Израиле. После провозглашения государства]]) в 1968 г. и выдержал более 600 представлений, а в 1984 г. был сыгран в Оперном театре горда Ахена (ФРГ). В театре Т. Годика шел мюзикл Зельцера «Ай лайк Майк» (1968) по пьесе [[Мегед, Ахарон|А. Мегеда]]; в «Театрон hа-онот» — мюзикл «Ревизор» по Н. Гоголю. В 1972–74 гг. Зельцер совершенствовался в Академии электронной музыки в Риме, там написал музыку к телесериалу «Моисей» (1973) с Б. Ланкастером в главной роли. В 1978 г. в Париже на конкурсе Евровидения впервые победил израильский певец И. Кохен, исполнивший песню Зельцера «Абаниби».
| + | |
- | | + | |
- | Зельцер написал музыку к театральным спектаклям: «Шлоша Хоцмахим» («Три Гоцмаха», 1977, театр [[«Камери»]]) по пьесе «Колдунья» [[Гольдфаден, Аврахам|А. Гольдфадена]]; «Маленький принц» по А. Сент-Экзюпери (1976); «Кавказский меловой круг» по пьесе Б. Брехта (1983) и др. Он работал для телевидения, его музыка звучала в различных программах, телепостановках, телесериалах.
| + | |
- | | + | |
- | Зельцер написал музыку более чем к 40 кинофильмам, в том числе к фильму «Эрвинка» (1966, режиссер [[Кишон, Эфраим|Э. Кишон]]), фильмам [[Голан, Менахем|М. Голана]] «Мивца “Кахир”» («Операция “Каир”», 1965), «Фортуна» (1966), «Тувия ве-шева бнотав» («Тувия и его семь дочерей», 1968), «Кунилемл в Тель-Авиве» и «Хершеле» (оба 1976 г.), «Ани охев отах, Роза» («Я люблю тебя, Роза», 1972, режиссер М. Мизрахи), к киноверсиям мюзиклов «Казаблан» и «Ай лайк Майк», и многим другим.
| + | |
- | | + | |
- | В 1985 г. Зельцер написал симфоническую сказку «Стемпеню» по [[Шалом Алейхем|Шалом Алейхему]], в 1986 г. — «hа-мегилла hа-зот» («Эта Декларация») — симфоническую поэму в честь [[Декларация Независимости Израиля|Декларации независимости]] которая открывала празднества в честь 100-летия со дня рождения [[Бен-Гурион, Давид|Д. Бен-Гуриона]]. В 1986 г. Зельцер создал симфоническую обработку еврейских песен «Масорет» («Традиция»), исполненную [[Перлман|И. Перлманом]] в сопровождении Израильского филармонического оркестра. В 1990 г. [[Менухин, Иехуди|И. Менухин]] исполнил в Тель-Авиве написанную для него Зельцером «Хасидскую рапсодию» для скрипки и оркестра. В 1997 г. композитор создал симфоническую поэму «hа-захав ше-бе-афар» («Золото, покрытое пеплом»), посвященную 500-летию изгнания евреев из Испании. Зельцер написал оперу «Эсмеральда» по роману В. Гюго «Собор Парижской богоматери» (либретто Ж. Рампаль). В 1998 г. Зельцер создал реквием «Кина ле-Ицхак» («Плач по Ицхаку»), с исполнения которого начались празднества в честь 50-летия Государства Израиль.
| + | |
- | | + | |
- | Зельцер удостоен ряда призов и премий: премии «Арфа Давида» (1966, 1968) лучшему композитору года, премии имени [[Мангер, Ицик|И. Мангера]] за вклад в развитие культуры идиш и музыки (1985), премии израильской Киноакадемии, премии главы правительства Израиля (2000) и др.
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11616|ЗЕЛЬЦЕР Дов}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:ФОЛЬКЛОР. ЕВРЕЙСКОЕ ИСКУССТВО]]
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Музыка]]
| + | |