|
|
(5 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье
| + | #redirect [[:ej:Еврейская шляпа]] |
- | | ТИП СТАТЬИ = 1
| + | |
- | | АВТОР1 = Л.Гроервейдл
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ =11.01.2013
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }} {{Начало_работы}}
| + | |
- | | + | |
- | :'' Эта статья о головном уборе средневековых европейских евреев. О современной еврейской ермолке, см. [[Кипа]].''
| + | |
- | [[File:Codex Manesse Süßkind von Trimberg.jpg|thumb|220px|Еврейский поэт [[Зюскинд из Тримберга]] в еврейской шляпе (Манесский кодекс, XIV век.)]]
| + | |
- | [[File:Meister des Manna-Wunders 001.jpg|220px|thumb|Христианская картина, изображающая ветхозаветное жертвоприношение, 1483, с различными формами еврейской шляпы, а также тюрбаны и другие экзотические стили. По этой дате трудно судить, относится ли иллюстрация точно к фактическому виду одежды в Европе того времени, или это попытка воссоздать исторически соответствующие древние одежды из стилей современного художнику Ближнего Востока.]]
| + | |
- | | + | |
- | '''"Еврейская шляпа"''', также известная как '''еврейская шапка''', (нем. '''''Judenhut'''' и [[Латынь|латинский ]] ''pilleus cornutus'' - "рогатая ермолка"), была конусообразной остроконечной шляпой, часто белой или жёлтой; её носили евреи в средневековой Европе и кое-где в [[ислам]]ском мире.
| + | |
- | | + | |
- | Сначала её носили по собственному желанию, но Четвертый Латернский собор в 1215 году обязал всех евреев-мужчин носить её за пределами [[гетто]] в качестве [[Отличительный знак|отличительного знака]].
| + | |
- | | + | |
- | Как и фригийский колпак, на который она похожа, эта шляпа, возможно, возникла в доисламской Персии - похожие шляпы носили [[вавилон]]ские евреи.<ref>[http://www.myjewishlearning.com/history_community/Medieval/MedievalSocialTO/Clothing/JewishHat.htm Medieval Jewish History: An Encyclopedia. Edited by Norman Roth, Routledge] Такие шляпы носят зороастрийские священники на картинах в Дура Европас (но нет таких изображений в синагогах того же времени); они очень похожи на некоторые из самых ранних европейских экземпляров, [http://books.google.co.uk/books?id=spKxJeHJgTAC&pg=PA1137&dq=San+Zeno+bronze+doors которые надеты на ветхозаветных персонажей на рельефах с дверей Сан-Зено, Верона, ок. 1100] - [http://pro.corbis.com/images/VN002426.jpg?size=67&uid=%7BFABB5CAB-C7F1-427B-A746-B0FFC7CB87A7%7D Corbis] - см., например, на средней панели в строках 2 и 3.</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Современные отличительные или характерные еврейские мужские головные уборы включают [[Кипа|кипу]] (ермолку), [[штраймл]], [[сподик]], [[колпик]], ''кашкет'' (глубокая кепка, преимущественно детский головной убор) и ''федора'' (мягкая шляпа с большими полями); см. также [[Хасидизм#Хасидская одежда|хасидские головные уборы]].
| + | |
- | | + | |
- | == Европа ==
| + | |
- | [[File:Süddeutscher Glasmaler 001.jpg|thumb|200px|[[Даниил (пророк)|Даниэль]] на витраже, [[Аугсбург]], [[Германия]], первая половина XII-го века]] | + | |
- | [[File:DetailOfMedievalHebrewCalendar.jpg|thumb|left|200px|Фигура еврея в еврейской шляпе из средневекового [[Еврейский календарь|еврейского календаря]], напоминает евреям о [[лулав]]е: пальмовой ветке, ветке мирта, ветке ивы и [[этрог]]е для [[Суккот]].]]
| + | |
- | | + | |
- | В Европе еврейская шляпа появилась во Франции с XI-го века, и Италия с XII-го, по-видимому, прибыв из исламского мира. По еврейским правилам, евреи должны держать головы покрытыми почти все время<ref>Хотя это, возможно, еще не приобрело силу закона в тот период. См. Roth op cit.</ref> В отличие от [[Отличительный знак|желтого знака]], еврейская шляпа часто изображалась в иллюстрированных рукописях на [[иврит]]е, а затем была включена немецкими евреями в их печати и гербы. Это позволяет предположить, что по крайней мере первоначально она расценивалась европейскими евреями как "элемент традиционной одежды, а не навязанная дискриминация".<ref>Françoise Piponnier and Perrine Mane; ''Dress in the Middle Ages''; p. 138, Yale UP, 1997; ISBN 0-300-06906-5. Seals from Norman Roth, op cit. Also Schreckenburg p. 15 & passim.</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Шляпы также надеты в христианских картинах на такие фигуры, как святой Йосеф, а иногда и [[Иисус Христос]] (см. ниже). Однако, как только её ношение "стало обязательным, шляпа, до сих пор намеренно отличавшаяся от шляп, которые носили христиане, была воспринят евреями в негативном свете".<ref>Piponnier & Mane, op & page cit.</ref> Закон во [[Вроцлав]]е в 1267 году гласил, что поскольку евреи перестали носить остроконечных шляпы, которые они обычно носили, это будет сделано обязательным.<ref>[http://www.myjewishlearning.com/history_community/Medieval/MedievalSocialTO/Clothing/JewishHat.htm Medieval Jewish History: An Encyclopedia. Edited by Norman Roth, Routledge]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Четвертый Латернский собор 1215 года постановил, что евреи и мусульмане должны быть различимы по их одежде (лат. "габитус"), обосновав это так: <blockquote>
| + | |
- | "В некоторых провинциях платье евреев и сарацинов отличает их от христиан, но в других возникла путаница, так что они не могут быть опознаны ни по каким отличительным знакам. Таким образом, по ошибке христиане имеют половое сношение с еврейскими или сарацинскими женщинами, а евреи и сарацины имеют половые сношения с христианскими женщинами. Для того, что преступление такого проклятого смешения не имели бы в будущем оправдания и уклонения от ответственности под предлогом ошибки, мы решаем, что (иудеи и сарацины) обоих полов во всех христианских странах должны отличать себя публично от других людей по одежде. По свидетельству Священного Писания, такие предписания были уже сделаны [[Моше|Моисеем]] (Lev.19.19; Deut.22.5.11)".<ref>Schreckenburg, Heinz, ''The Jews in Christian Art'', p.15, 1996, Continuum, New York, ISBN 0-8264-0936-9</ref>
| + | |
- | </blockquote>
| + | |
- | | + | |
- | Однако не все европейские средневековые монархи следовали этим папским резолюциям. Король Андраш II Венгерский (1177 - 1235) игнорировал в ряде случаев требования папы, который отлучал его от церкви дважды. В то время многие евреи были на королевской службе. Отлучение помешало Андрашу II присутстввовать на канонизации его дочери Элизаветы Венгерской в Германии.<ref>Fehér, J. (1967). Magyar Középkori Inkvizicio. Buesnos Aires, Argentina: Editorial Transilvania.</ref> Шляпы были замечены главным образом к северу от Альп, несмотря на то, что некоторые из самых ранних экземплярров находились в Италии, и не были обнаружены в Испании.
| + | |
- | [[File:Codex St Peter perg 7 10v.jpg|200px|thumb|left|Германская икона XII-го века, изображающая св. Марию со св. Иоакимом, на котором еврейская шляпа]]
| + | |
- | [[Файл:Файл:Gniezno Boleslaus II.jpg|200px|left|thumb|Адальберт Пражский обличает евреев, тогующих христианскими рабами, перед Болеславом II, герцогом Богемии. Рельеф с двери дворца в Гнезно (Польша)]]
| + | |
- | Более подробные правила были введены в действие на местах правителями, в очень разные времена и в разном виде. Решение совета было подтверждено советом [[Вена|Вены]] в 1311-12 гг. В 1267 году этот головной убор стал обязательным в [[Вена|Вене]]. Врач получил временное разрешение на неношение его в [[Венеция|Венеции]] в 1528 году, по просьбе различных уважаемых пациентов.<ref>[http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=160&letter=M Jewish Encyclopedia]</ref> Папа Павел IV приказал в 1555 году, чтобы в Папской области должна быть желтая остроконечная шляпа, а с 1567 в течение двадцати лет она была обязательной в [[Литва|Литве]], но этот период её редко можно было увидеть в большинстве стран Европы.<ref>Pope:in the Bull Cum nimis absurdum. Lithuania, JE:"Yellow badge".</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Как результат [[Эмансипация евреев|еврейской эмансипации]] использование еврейской шляпы было официально прекращено, хотя оно сокращалось задолго до этого, и её не часто видели после 1500 года; различные формы [[Отличительный знак|желтого знака]] были гораздо более долговечны.<ref>Schreckenburg:288-296</ref> Это была альтернативная форма отличительного знака, не виданная в Европе до 1215 года, а затем вновь введённая [[Нацизм|нацистами]]. Вероятно, это более соответствовало местными законам; например, английского законодательство сосредоточено на знаке, который принял форму двух [[Скрижали Завета|Скрижалей Завета]]. На некоторых картинах из всех частей Средневековья [[раввин]]ы и другие еврейские лидеры носят еврейскую шляпу, когда другие евреи этого не делают, что может отражать реальность.<ref>Например, в загадочных иллюстрациях к ''Золотой Агаде'' из [[Дармштадт]]а, около 1300 г. См. также изображение жертвоприношения.</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Форма шляпы переменная. Иногда, особенно в XIII-м веке, она мягкий фригийский колпак, но чаще в ранний периода это шляпа с круглыми полями - видимо, жесткая - изогнутая вокруг сужающейся верхней части, которая заканчивается в точке,<ref>Например, как надетые на персонажей Ветхого Завета на Клостернойебургском алтаре 1181 года.</ref> названная Сарой Липтон "маслёнкой".<ref>Lipton, 16</ref> Меньшие версии, сидевшие на верхней части головы также можно увидеть. Иногда кольцо какого-нибудь вида окружает шляпу на дюйм или два вокруг верхней части головы. В XIV веке шар или кисточки появляется в верхней части шляпы, и сужающийся конец становится скорее стеблем относительно постоянной ширины.<ref> Иногда небольшие прямые "стебли" видели раньше, например, Schreckenberg: 77, иллюстрации, 4, из c.1170</ref> В верхней части шляпа становится более плоской, или округлой (как на картинке Кодекса Манессье).
| + | |
- | [[File:Wappen Judenburg.jpg|thumb|200px|Печать [[Юденбург]]а, [[Австрия]].]]
| + | |
- | К концу Средних веков шляпы неуклонно заменялись на различные головные уборы, в том числе экзотические, пылающего восточного стиля шляпы, тюрбаны, а с XV-го века широкие плоские шляпы и большие береты. В картинах на библейские сюжеты иногда предпринимались попытки изобразить современную одежду, которую в то время носили в [[Страна Израиля|Святой Земле]], но все же стили можно увидеть в некоторых изображениях тогдашних европейских сцен. Где отличительная заостренная еврейская шляпа осталась, но она стала гораздо менее определенной формы, и мешковатой. Свободные тюрбаны, широкие плоские шляпы и береты, а также новая меховая шапка стиля из [[Черта оседлости|черты оседлости]] по-прежнему связаны с евреями вплоть до XVIII века и дальше.
| + | |
- | | + | |
- | == Еврейская шляпа в искусстве ==
| + | |
- | Еврейская шляпе часто используется в средневековом искусстве для обозначения евреев библейского периода. Часто евреев рисовали в шляпах, чтобы показать в невыгодном свете по истории, которую изображали, например, менял, изгонямых Иисусом из храма (Матфей 21.12-17), но это далеко не всегда так. Мужа Марии, св. Йосефа, часто показывают носящим еврейскую шляпу, и сам Иисус может быть показан носящим её, особенно в изображениях ''Встречи в Эммаусе'', где его ученики сначала не узнали его (Лука 24.13-32).<ref>Schreckenburg:125-196. [http://www.getty.edu/art/gettyguide/artObjectDetails?artobj=311098&handle=book&pg=3 Английский экземпляр 12-го века в музее Гетти]</ref> Иногда это используется, чтобы отличить евреев от других народов, таких как египтяне или филистимляне. Они часто изображаются в искусстве в таких временах и места, где шляпу, кажется, на самом деле евреи обычно не носили, "как внешний и в значительной степени произвольный знак, разработанный христианскими иконописцами", один из ряда полезных визуальных способов определения типов лиц в средневековом искусстве.<ref>Lipton, 16-19, 17 quoted</ref>
| + | |
- | | + | |
- | В отличие от формы [[Отличительный знак|отличительного знака]], еврейскую шляпу часто можно видеть на иллюстрациях еврейских рукописных книг, таких как [[Агада|Ѓагадот]], сделанных в средневековой Европе (см. картинку выше). В ''Ѓагаде птичьей головы'' (Германия, с. 1300, сейчас в [[Иерусалим]]е), фигуры в шляпах сидят за [[Седер Песах|седером]].<ref>[[Шапиро, Мейер|Meyer Schapiro]], Selected Papers, volume 3, ''Late Antique, Early Christian and Mediaeval Art'', pp. 380-86, 1980, Chatto & Windus, London, ISBN 0-7011-2514-4; Lipton, 16-17</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Однако в христианском искусстве ношение шляпы могло иногда показать отношение автора к тем, кто носит её. В одном крайнем случае, в рукописи ''Библия Морализе'', иллюстрация показывает посох [[Аарон]]а, который превратился в змею, ползущую на магов фараона ([[Книга Исход|Исход]], 7:10-12); [[Моше]] и [[Аарон]] без шляп, а египетские маги в шляпах, не в знак того, что они евреи, но что они как евреи, то есть на неправильной стороне спора. Парный к этому рисунок ниже изображает двух клириков с тонзурами, стоящих перед группой евреев в шляпах, и имеет латинский заголовок-пояснения "Моисей и Аарон обозначают хороших прелатов, которые, по объяснению словами Евангелия, истребляют лживые слова евреев".<ref>Lipton, 18; изображение на фолио 25c венского ONB Codex 1179 ''Bible moralisée''.</ref> В другой сцене показано обращение евреев и других не-христиан в конце мира, серии фигур показывают различные стадии удаления шляп, чтобы показать этапы, которых они достигли в обращении, так что "шляпа не только идентификация евреев, она действует независимо от свего размещения для обозначения неверности и непокорности еврейства".<ref>Lipton, 19; ONB Codex 1179, f. 181a</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Еврейская шляпа на монетах ==
| + | |
- | [[File:JudenhutGroschenObvEnlarged.jpg|thumb|200px|Judenkopf Grosch (Грош с еврейской головой)]]
| + | |
- | Вильгельм III Смелый, герцог Люксембурга (1425-1482) чеканил серебряные монеты известные как ''Judenkopf Groschen (юденкопф грошен)''. На их лицевой стороне изображен человек с острой бородкой в еврейской шляпе, которого население воспринимало как типичного еврея.<ref>Saurma no. 4386</ref>
| + | |
- | | + | |
- | == Обязательная одежда для евреев в исламском мире ==
| + | |
- | Для [[зимми]] (не-мусульман), чтобы быть четко отличимыми от мусульман в общественных местах, мусульманские правители часто запрещали ношение некоторых видов одежды, в то же время заставляя их носить совершенно другую одежду, как правило, яркого цвета. К ней относятся головные уборы, хотя это не было обычно первичным элементом. В некоторых случаях обязательная одежда христиан и евреев различались, в других нет. Как и в Европе, степень, в которой упомянутые правила были насильственными, трудно оценить, и, вероятно, они значительно различались.
| + | |
- | <!--
| + | |
- | | + | |
- | Исламские ученые привел [[Пакт Умар II | Пакт Умара]], в которых христиане якобы взял обязательство "всегда одеваться таким же образом, где бы мы ни были, и ... связывают zunar [широким поясом] вокруг наших талий". Аль-Навави требуется зимми носить кусок желтой ткани и пояса, а также металлическое кольцо, внутри общественных бань <ref> Ан-Навави,'''' Minhadj, указанные в {{цитировать книгу |. Автор = Bat Е'ор | authorlink = Bat Е'ор | название = ислама и дхимми. Где цивилизаций Collide | издатель = Фэрли Дикинсон University Press / Associated Университет Прессы | местоположение = Мэдисон / Teaneck, J | год = 2002 | ISBN 0-8386-3943-7 =}}
| + | |
- | р. 91 </ исх>
| + | |
- | | + | |
- | Положение об одежде зимми варьировались часто в угоду прихоти правителя. Несмотря на то, инициирование таких правил обычно связывают с Умаром я, исторические данные свидетельствуют о том, что это был халифов Аббасидов, который впервые эту практику. В 850 [[халифа]] аль-Мутавакиль приказал христианам и евреям носить обе створки называется'' [[zunnah]]'' и отличительный вид шаль или платок называется'' [[taylasin]]'' (Христиане уже были обязаны носить пояс) <ref> [http://www.myjewishlearning.com/history_community/Medieval/MedievalSocialTO/Clothing.htm средневековой еврейской истории. Энциклопедия. Редакция Норман Рот, Routledge] </ исх> Он также потребовал от них носят маленькие колокольчики в общественных банях. В 11-м веке, [[Фатимидов]] халиф [[Аль-Хаким би-Амр Аллах | Аль-Хаким]], чья различных экстремальных указы и действия обычно связывают с психическими заболеваниями, приказал христианам поставить на полметра деревянные кресты и евреев носить деревянные [[золотому тельцу | телят]] шеях. В конце 12-го века, Альмохадов правителя [[Якуб, халиф Альмохадов | Абу Юсуф]] приказал евреям из стран Магриба носить темно-синий одежду с длинными рукавами и седло, как шапки. Его внук [[Абдалла аль-Адиль]] сделал уступку за призывы со стороны евреев, расслабляющий необходимой одежды желтые одежды и тюрбаны. В 16 веке, евреи стран Магриба могли носить только сандалии из тростника и черные тюрбаны или колпаки с дополнительным красным кусок ткани. <ref Name="Bat Е'ор 2002, стр. 91-96"> Bat Ye ' или (2002), стр. 91-96 </ исх>
| + | |
- | | + | |
- | [[Османская империя | Османской]] султаны продолжали регулировать одежды их немусульманских подданных. В 1577 году [[Мурад III]] издал [[фирман (указ) | фирман]] запрещающий евреям и христианам носить платья, тюрбаны и сандалии. В 1580 году он изменил свое мнение, ограничивая предыдущего запрета на тюрбаны и требует зимми носить черные туфли; евреи и христиане также были носить красные и черные шляпы, соответственно. Наблюдение в 1730 году, что некоторые мусульмане вышли на привычку носить шапки похожи на тех евреев, [[Махмуд I]] приказал висит преступников. [[Мустафа III]] лично помогла обеспечить соблюдение своих указов в отношении одежды. В 1758 году он шел инкогнито в [[Стамбул]], и приказал обезглавить евреев и [[армяне | Армянские]] видели одетых в запрещенной одежды. Последним указом Османской подтверждая отличительной одежды для зимми был выпущен в 1837 году [[Махмуд II]]. Дискриминационные одежды не было исполнено в этих провинциях Османской где христиане составляли большинство, таких как [[Греции]] и [[Балканах.]] <ref Name="Bat Е'ор 2002, 91-96"/> С.
| + | |
- | | + | |
- | [[File: Вальдемар Atterdag brandskattar Висбю (1882) JPG | пальца | Право | [[Вальдемар Atterdag холдинга Висбю в выкупе, 1361]] по [[Карл Густав Hellqvist]] (1851 - 1890) есть еврейский купец носить. Judenhut (справа).]]
| + | |
- | | + | |
- | Islamic scholars cited the [[Pact of Umar II|Pact of Umar]] in which Christians supposedly took an obligation to "always dress in the same way wherever we may be, and… bind the zunar [wide belt] round our waists". Al-Nawawi required dhimmis to wear a piece of yellow cloth and a belt, as well as a metallic ring, inside public baths.<ref>Al-Nawawi, ''Minhadj'', quoted in {{cite book|author=Bat Ye'or|authorlink = Bat Ye'or|title=Islam and Dhimmitude. Where Civilizations Collide|publisher=Fairleigh Dickinson University Press/Associated University Presses|location=Madison/Teaneck, J|year=2002|isbn=0-8386-3943-7}}
| + | |
- | p. 91</ref>
| + | |
- | | + | |
- | Regulations on dhimmi clothing varied frequently to please the whims of the ruler. Although the initiation of such regulations is usually attributed to Umar I, historical evidence suggests that it was the Abbasid caliphs who pioneered this practice. In 850 the [[caliph]] al‑Mutawakkil ordered Christians and Jews to wear both a sash called a ''[[zunnah]]'' and a distinctive kind of shawl or headscarf called a ''[[taylasin]]'' (the Christians had already been required to wear the sash).<ref>[http://www.myjewishlearning.com/history_community/Medieval/MedievalSocialTO/Clothing.htm Medieval Jewish History: An Encyclopedia. Edited by Norman Roth, Routledge]</ref> He also required them to wear small bells in public baths. In the 11th century, the [[Fatimid]] caliph [[Al-Hakim bi-Amr Allah|Al-Hakim]], whose various extreme decrees and actions are usually attributed to mental illness, ordered Christians to put on half-meter wooden crosses and Jews to wear wooden [[golden calf|calves]] around their necks. In the late 12th century, Almohad ruler [[Yaqub, Almohad Caliph|Abu Yusuf]] ordered the Jews of the Maghreb to wear dark blue garments with long sleeves and saddle-like caps. His grandson [[Abdallah al-Adil]] made a concession after appeals from the Jews, relaxing the required clothing to yellow garments and turbans. In the 16th century, Jews of the Maghreb could only wear sandals made of rushes and black turbans or caps with an extra red piece of cloth.<ref name="Bat Ye’or 2002, pp. 91–96">Bat Ye’or (2002), pp. 91–96</ref>
| + | |
- | | + | |
- | [[Ottoman Empire|Ottoman]] sultans continued to regulate the clothing of their non-Muslim subjects. In 1577, [[Murad III]] issued a [[firman (decree)|firman]] forbidding Jews and Christians from wearing dresses, turbans, and sandals. In 1580, he changed his mind, restricting the previous prohibition to turbans and requiring dhimmis to wear black shoes; Jews and Christians also had to wear red and black hats, respectively. Observing in 1730 that some Muslims took to the habit of wearing caps similar to those of the Jews, [[Mahmud I]] ordered the hanging of the perpetrators. [[Mustafa III]] personally helped to enforce his decrees regarding clothes. In 1758, he was walking incognito in [[Istanbul]] and ordered the beheading of a Jew and an [[Armenians|Armenian]] seen dressed in forbidden attire. The last Ottoman decree affirming the distinctive clothing for dhimmis was issued in 1837 by [[Mahmud II]]. Discriminatory clothing was not enforced in those Ottoman provinces where Christians were the majority, such as [[Greece]] and the [[Balkans]].<ref name="Bat Ye’or 2002, pp. 91–96"/>
| + | |
- | | + | |
- | [[File:Valdemar Atterdag brandskattar Visby (1882).jpg|thumb|right|[[Valdemar Atterdag holding Visby to ransom, 1361]], by [[Carl Gustaf Hellqvist]] (1851 – 1890) features a Jewish merchant wearing a Judenhut (at right).]]
| + | |
- | -->
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | {{Антисемитизм}}
| + | |
- | * [[Зимми]]
| + | |
- | * [[Гетто]]
| + | |
- | * [[Придворные евреи]]
| + | |
- | * [[Жёлтая звезда]]
| + | |
- | * [[Отличительный знак]]
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | {{reflist|2}}
| + | |
- | | + | |
- | == Источники и ссылки ==
| + | |
- | * [http://en.wikipedia.org/wiki/Jewish_hat Статья "Jewish hat" в еврейком разделе Википедии]
| + | |
- | * [http://www.jewishencyclopedia.com/view.jsp?artid=684&letter=J ''Judenhut'' at the Jewish Encyclopaedia]
| + | |
- | * [http://de.wikipedia.org/wiki/Judenhut Статья "Judenhut" в немецком разделе Википедии]
| + | |
- | * [http://www.amazon.com/gp/reader/0520215516/ref=sr_1_149?p=S00O&keywords=medieval+iconography&ie=UTF8&qid=1338857416#reader_0520215516 Lipton, Sara, ''Images of Intolerance: The Representation of Jews and Judaism in the Bible moralisée'', 1999, University of California Press,] ISBN 0520215516, 9780520215511, Amazon preview
| + | |
- | * [http://www.myjewishlearning.com/history_community/Medieval/MedievalSocialTO/Clothing/JewishHat.htm Article by Norman Roth]
| + | |
- | * [http://www.pbs.org/wnet/heritage/episode4/presentations/4.3.6-1.html PBS feature]
| + | |
- | * [http://www.albert-ottenbacher.de/kaulbach/kau5.htm Website in German with many illustrations]
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * [http://www.jstor.org/pss/4615188 Straus Raphael, ''The "Jewish Hat" as an Aspect of Social History'', Jewish Social Studies, Vol. 4, No. 1 (Jan., 1942), pp. 59–72, Indiana University Press JSTOR]
| + | |
- | {{Антисемитизм (темы)}}
| + | |
- | [[Category:История еврейского народа]]
| + | |
- | [[Category:История евреев в средневековье]]
| + | |
- | [[Category:Еврейская одежда]]
| + | |
- | [[Category:Антисемитизм]]
| + | |