|
|
(23 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье| ТИП СТАТЬИ = 1
| + | #redirect [[:ej:Евреи Биляд-эль-Судан]] |
- | | АВТОР1 = Л.Гроервейдл
| + | |
- | | АВТОР2 =
| + | |
- | | АВТОР3 =
| + | |
- | | СУПЕРВАЙЗЕР =
| + | |
- | | ПРОЕКТ =
| + | |
- | | ПОДТЕМА =
| + | |
- | | КАЧЕСТВО =
| + | |
- | | УРОВЕНЬ =
| + | |
- | | ДАТА СОЗДАНИЯ = 20.08.2011
| + | |
- | | ВИКИПЕДИЯ =
| + | |
- | | НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ =
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | [[Image:SONGHAI empire map.PNG|thumb|right|300px|Сонгайская империя в 1500 году]] | + | |
- | '''Евреи Билад аль-Судан''' (иврит '''אַהַל יַהוּדּ בִּלַדּ אַל סוּדָּן''' название на [[Еврейско-арабские диалекты|иудейско-арабском языке]]) еврейских общин Западной Африки, которые были связаны с известными еврейскими общинами Ближнего Востока, Северной Африки или [[Испания|Испании]] и [[Португалия|Португалии]].
| + | |
- | | + | |
- | Различные исторические записи свидетельствуют о их присутствии в некоторое время в Гане, Мали и империи Сонгаи, которая тогда называлась ''Билад ас-Судан'' (по-арабски ''Земля чёрных''. Евреев из [[Испания|Испании]], [[Португалия|Португалии]] и [[Марокко]] и в последующие годы также сформировали общины у берегов Сенегала и на островах [[Кабо-Верде]]. После подъёма ислама в Северной и Западной Африке эти общины прекратили своё существование и с тех пор исчезли из-за миграции и ассимиляции.
| + | |
- | | + | |
- | == Древняя история ==
| + | |
- | {{main|История еврейских общин вне Страны Израиля в древности (до III вв. до н. э.)|История еврейских общин вне Страны Израиля от III вв. до н. э. до разрушения Храма}}
| + | |
- | | + | |
- | По мнению большинства историков, самые ранние еврейские поселения в АфрикЕ были в таких местах, как [[Египет]], [[Тунис]] и [[Марокко]]. Евреи поселились около Верхнего Нила в [[Элефантина|Элефантине]] в [[Египет|Египте]]. Эти общины были увеличены на последующее прибытие евреев после разрушения [[Второй храм|Второго Храма]] в [[Иерусалим]]е в 70 г. н.э., когда 30 тысяч еврейских рабов были расселены вокруг [[Карфаген]]а римским императором [[Тит]]ом.
| + | |
- | | + | |
- | Африка упоминается в различных еврейских источниках в связи с [[Тарсис]]ом и [[Офир]]ом.<ref>Тамид, 32b, и параллельная колонка, где "Земля Африканская", очевидно, - то же, что Карфаген.</ref> [[Септуагинта]] <ref>[[Исаия]] 23:01</ref> и [[Иероним]]<ref>на [[Иехезкиэль]] 25:7</ref>, который учился у евреев, и очень часто арамейский [[Таргум]] в [[Невиим]] отождествляет библейский Фарсис с [[Карфаген]]ом, который был родиной ряда [[раввин]]ов, упомянутых в [[Талмуд]]е. Африке, в более широком смысле, четко указана как место, куда отправились [[Десять потерянных колен]], будучи изгнаны ассирийцами.<ref>Mek., Bo, 17; Tosef., Shab. vii. 25; Deut. R. v. 14; и особенно Sanh. 94a</ref> С этим связана идея, что река [[Самбатион]] находится в Африке. Арабы, которые также знают легенду Бени Муса ("Сынов Моисея"), согласны с евреями в помещении этой земли в Африке.
| + | |
- | Еще в римские времена [[марокканские евреи]] начали путешествовать внутри страны, чтобы торговать с группами берберов, большинство из которых были кочевниками, жившими в отдаленных районах Атласских гор. Евреи жили бок о бок с берберами, поддерживая и экономические, и культурные связи, а некоторые берберы даже начали практиковать [[иудаизм]]. С другой стороны, берберских духовно преобразовали еврейский ритуал, расцветив его с верой в силу демонов и святых.
| + | |
- | | + | |
- | <!--
| + | |
- | | + | |
- | Когда мусульмане охватила север Африки, евреи и берберы бросил вызов их вместе. Через горы Атлас, легендарная королева [[Kahina]] главе племени берберов седьмого века, евреев и других североафриканских этнических групп в бою против вторгающихся исламских воинов.
| + | |
- | | + | |
- | В 10-м веке, как социальные и политические условия в [[Багдаде]] становится все более враждебным к евреям, многие еврейские торговцы там осталось [[Магриба]], [[Тунис]], в частности. В течение следующих 2:58 веков, особой социальной группы трейдеров по всему Средиземноморью мире стал известен как''''Магриба, проходя по этой идентификации от отца к сыну.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно записям, таких как''[[Тарих аль-Судан ]]'', первый зарегистрированный еврейское присутствие, возможно, появились в Западной Африке с приходом первого правителя Zuwa из Koukiya и его брат, расположенный недалеко от [[Нигера реки]]. Он был известен только как Zuwa Alayman (что означает «Он родом из Йемена"). Некоторые местные государственные легенды, Zuwa Alayman был членом одной из еврейских общин, которые были либо транспортируются или добровольно переехала из Йемена по [[Эфиопия]] нс в шестом веке н.э. после поражения [[Зу Нувас]]. ''Тарих аль-Судан'', говорится, что было 14 Zuwa правителей Kukiya после Zuwa Alyaman до возникновения ислама в регионе. <ref>''Тарих эс-Судан'', Париж, 1900 г. Абдеррахман бен Abdall-эс-Сади (трад О. Houdas) страницы 5-10 </ ссылка>
| + | |
- | | + | |
- | === Торговли и созданию сообществ ===
| + | |
- | В 8-ом веке, [[Radanites]], группы многоязычных еврейских торговцев, которые пройденный известного мира на суше и на море, включая пересечение [[Сахара]], поселился в [[Тимбукту]] и его окрестностей. [Примечание:. Это предыдущее заявление не дает точную ссылку] Кроме того, рукопись С''[[Тарих аль-fattash]]''описывает сообщество называется Бани Israeel, что в 1402 году н.э. существовали в Tirdirma, обладал 333 скважин, и имел семь князей:
| + | |
- | | + | |
- | * Jabroot бин Хашима
| + | |
- | * Thoelyaman бен-Абдель Хаким
| + | |
- | * Zeor бен-Салам
| + | |
- | * Абдель-Латиф Бин-Solayman
| + | |
- | * Малик ибн Айюб
| + | |
- | * Фадиль бен-Mzar
| + | |
- | * Shaleb бен Юсеф
| + | |
- | | + | |
- | Он также заявил, что они имели армию 1500 человек. <ref>''Тарих аль-fattash'', Махмуд Кати бен эль-Хадж Эль Motaoukkal Кати, 1657, стр. 62-63 </ исх> Другие источники утверждают, что других еврейских общин в регионе были сформированы миграции из Марокко, Египта и Португалии. Когда шотландский исследователь [[Мунго Парк (Проводник) | Мунго Парк]] путешествовал по Западной Африке в конце 18 века он был проинформирован арабских он встретил возле Walata, чтобы там быть много говорящих на арабском языке евреев в Тимбукту чьи молитвы были похожи на [[мавров]] <ref>''Евреи Сахары Oasis. ликвидации сообщества Tamantit'', Маркус Винер издателей, Princeton, NJ, 2006, Джон Ханвик. стр. 67 </ исх> Некоторые общины, как говорят, были заселены некоторых берберских евреев, как группа Кал Tamasheq известный как Iddao Ishaak, что приехали из Северной Африки в [[Западная Африка]] для торговли, а также лиц, бежавших исламского вторжения в [[Северная Африка]] {{<ref> привести книгу | название = евреев в места, которые вы никогда не думали о | издатель = Ktav Издательство | Автор = Примак, Карен | ISBN 0881256080 =}}. </ ссылка>
| + | |
- | | + | |
- | === Исламской эры ===
| + | |
- | В 14 веке многие [[мавров]] и евреев, спасающихся от преследования в Испании, мигрировали на юг к [[Тимбукту]] области, в то время частью [[Сонгаи империи]]. Среди них был Kehath (Ka'ti) семьи, потомки Исмаила Ян Кот Аль-yahudi из [[Scheida]], Марокко. Сынов этой известной семьи основал три деревни, которые все еще существуют около Тимбукту - [[Kirshamba]], [[Haybomo]] и [[Kongougara]]. В 1492 году [[Аския Мохаммад I]] пришел к власти в ранее терпимо области Тимбукту и постановил, что евреи должны принять ислам или покинуть; иудаизм стал незаконным в Мали, как это было в католической [[Испания]] в том же году . Это было основано на совет [[Мухаммад аль-Maghili]].
| + | |
- | | + | |
- | Как историк [[Лев Африканский]] писал в 1526 году:
| + | |
- | | + | |
- | :''"В [[Garura]] было несколько очень богатых евреев вмешательства проповедника (Muhammid аль-Maghili) из [[Тлемсен]] создана разграбление своих товаров, и большинство из них были убиты. населения. Это событие произошло в том же году, когда евреи были изгнаны из Испании и [[Сицилия]] по [[Католическая]] Король ".''
| + | |
- | | + | |
- | Лев Африканский еще одно письмо:
| + | |
- | | + | |
- | :''"Этот король (Тимбукту) - непримиримый враг иудеев. Он не желает, чтобы хотя бы один из них жил в его городе. Если он услышит, какой-либо из барбарийских купцов водит с ними знакомство или ведёт торговлю, то конфискует его имущество". Лев Африканский, XVI век.<ref>"История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979, стр. 346</ref>''
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | == Евреев Сахара ==
| + | |
- | {{Wikisourcepar | Еврейская энциклопедия / Daggatun | Daggatun и берберских евреев}}
| + | |
- | Там, кажется, мало сомнений, что еврейская кровь в значительной степени смешан с у берберов, живущих в марокканских и алжирских [[Сахара]]. Считается, что некоторые берберские кланы, возможно, были в одном евреев времени и по другой традиции они являются потомками [[Филистимлянина]] ы изгнаны из Ханаана <ref name=basset> Бассет ", Nedromah", стр. 13 </ ссылка>. Существует предание, что Моисей был похоронен в [[Тлемсен | Тлемсен]], и наличие большого числа евреев в этой части Африки является свидетельством не только многие священные места и святыни подшипников библейские имена, которые являются святыми для мусульман, так и для евреев, но и наличие здесь большого числа еврейских саги <ref name=basset/>. Л. Ринн говорит: "Некоторые берберских племен были в течение длительного времени из еврейской религии, особенно в городе Эймс, и сегодня, даже, мы видим, среди Hanensha из Sukahras (Алжир) полукочевого племени израильтян полностью посвящена сельское хозяйство "<ref>" Origines берберов ", стр. 406 (см. "Преподобный Arch. Де Константина", 1867, стр. 102) </ ссылка>.
| + | |
- |
| + | |
- | Кроме того, можно заметить, что евреи должны быть найдены в берберских "ksurs" (укрепленные деревни) все вдоль южного Марокко и в соседних Сахары. Таким образом, в ближайшем Outat Tafilet есть [[Mellah]] около 500 евреев <ref name=horowitz> Горовиц, LC стр. 202204205 </ исх>; и в [[Figuig]], Mellah с 100 евреев <ref name=horowitz/> идти дальше на юг к [[Туат]], существует большая община евреев в оазис Alhamada. и в Tementit, путешествие двух недель из Tafilet, 6000 или 8000 жителей, как говорят, потомки евреев приняла ислам. <ref name=horowitz/> Даже далеко на западе, в провинции Сус, есть Ogulmin с 3000 жителей, из которых 100, как говорят, евреями.
| + | |
- | | + | |
- | === Daggatun связи ===
| + | |
- | [[Image: берберские Торговля с Тимбукту 1300s.jpg | пальца | справа | 300px | Караван приближается Тимбукту в 1853 году (от''Путешествия и открытия в Северной и Центральной Африки''профессора д-ра Генриха Барта, т. IV, Лондон. 1858)]]
| + | |
- | Daggatuns (чье имя, быть может происходит от арабского "tughatun" = неверных) были кочевым племенем еврейского происхождения, живущих в окрестности Tamentit, в оазис Туат в марокканском [[Сахара]]. Счет Daggatun впервые было дано раввин Мордехай Аби Серур Акко (Марокко), который в 1857 году путешествовал по Сахаре Тимбукту, и чей отчет о своих путешествиях была опубликована в "Вестнике Сосьете де-ла-де géographie". <Ref > Декабрь, 1895, см. "Вестник де l'Альянс Израильтянин" об. II. 42, 1880; "Ла Гранд Энциклопедии", XXIII. 254; Микин, "Земля мавров", стр.17 </ исх> По словам раввина Сарур, Daggatun жили в палатках и напоминали берберские [[Taureg люди | Кель Tamesheq]] (туареги), среди которых они живут, в языке, религии, и общее таможни. Они подчиняются туареги, которые не породниться с ними. Раввин Сарур также говорится, что их поселения в Сахаре относится к концу 7-го века (мусульманской хронологии), когда Абд аль-Малик вступил на престол и захватил насколько Марокко. На Tamentit он пытался обратить жителей в ислам, и, как евреев предлагали большое сопротивление, он сослан им в пустыню Аджадж, как он сделал также туареги, который лишь частично приняли ислам. Отрезанные от какой-либо связи со своими собратьями, эти евреи в пустыне Сахара постепенно утратили еврейские практики и стал номинально [[мусульманской]] s.
| + | |
- | | + | |
- | Прочая кредиторская место группа "арабы" доведенный до Аджадж как отождествляется с Mechagra упоминается Эрвин фон Бари <ref> "Гат и др. ле туарегов де l'Air," стр. 181 </ ссылка>, среди которых много евреев говорят до сих пор там обитает. Виктор Дж. Горовиц <ref>''Marokko.'', Лейпциг 1887, стр. 58 сл. </ Исх> также говорит о много свободных племен в пустынных регионах, которые являются евреями по происхождению, но которые постепенно сбросила еврейские обычаи и видимо принято [[Ислам]]. Среди этих племен, говорит он, Daggatun, насчитывающая несколько тысяч, и разбросаны по нескольким [[оазис | оазисы]] в Сахаре, даже до реки Dialiva (Djoliba?) Или [[Нигер]]. Он говорит также, что они очень воинственны и в постоянном конфликте с туарегов. По словам Горовица, Mechagra упомянутых выше, также нужно считаться как одно из этих еврейских племен. Горовиц никогда не был в Африке, но полагались в основном на слухи в европейской еврейской общины.
| + | |
- | | + | |
- | == Раввин Мордехай Абы Серур и последняя общая Тимбукту ==
| + | |
- | [[Image: раввин Мордехай 1870s.jpg | пальца | справа | 200px | раввин Мордехай Абы Серур ок. 1870 - 1880-х годов. Последний раввин Тимбукту.]]
| + | |
- | [[Image:. Дом синагоге раввин Serour.jpg | пальца | слева | 250px | Бывший дом Тимбукту и синагоге раввин Мордехай Абы Серур использованы около 1870-х - 1880-х годов]]
| + | |
- | Раввин Мордехай Аби Серур вместе со своим братом Yitzhaq, приехал из Марокко в 1859 году, чтобы стать трейдером в [[Тимбукту]]. Во время смелого предприятия раввин Серур, в прямые торговые связи с интерьером Западной Африке (тогда им известны, как Судан) были монополизированы мусульманских купцов. Non-мусульмане были лишены возможности этой сделки, потому арабские торговцы были полны решимости предотвратить посягательства на их прибыльный бизнес. <ref>''Воли Бога Путешествия раввина Mordochai''Аби Серур, д-р Х. Sanford Бедерман, ГГУ географического факультета Исследования серии, 1980, стр. 9 </ ссылка>
| + | |
- | | + | |
- | Как человек космополитический опыт, он хорошо подходит для торговца в том, что время и место. Он был умный, проницательный, артикулировать, дерзкие, а самое главное он знал Корана права, а также самые ученые мусульман. <ref> Ibed. стр. 7 </ исх> На протяжении своего путешествия в Тимбукту раввин Серур предпочитали иметь большую часть своих товаров, перемещаемых через Сахару на''bejaoui''. Термин'',''bejaoui, относится к одному или небольшими группами верблюдов, которые несли путешественников иногда без товара или багажа, и сопровождались коренными гидов. <ref> Ibed. стр. 10 </ ссылка>
| + | |
- | | + | |
- | Как еврей, он не мог создать свой торговый бизнес, поэтому он обратился к региональным правителя, который в то время был фулани Эмир, и переговоры [[зимми]], или защищенные люди статуса. В период 1860 по 1862 Серур раввин и его брат Yitzhaq смогли добиться успеха, и они стали хорошо известны в области. После получения небольшое состояние, раввин Серур вернулся в Марокко в 1863 году. <ref> Ibed. стр. 14 </ исх> Он дал отцу крупную сумму денег и говорили другие его братья к вступлению в него во время своего следующего предприятия в Тимбукту. В 1864 году еврейская колония в Тимбукту были основания радоваться так как к концу года они одиннадцать взрослых мужчин евреев в резиденцию. Это было значительным, поскольку она означает, что они могли бы стать [[миньян]] и установить синагоги. Это были: <ref> Ibed. стр. 15 </ исх> <ref>''Les Juifs à Томбукту, или евреи Тимбукту'', Recueil де источников écrites родственников а.е. коммерции Juif à Томбукту а.е. XIXe siècle, выпуски Donniya, Бамако, 1999 г. профессор Исмаэль Diadie Хайдара, стр. 31 </ ссылка>
| + | |
- | * Раввин Мордехай Абы Серур
| + | |
- | * Мордехая братьев Исава, Авраам, и Yitzhaq
| + | |
- | * Исава сыновья Аарона и Давида
| + | |
- | * Аарон сын Yitzhaq
| + | |
- | * Мусса (брата Мордехая в законе)
| + | |
- | * Муссы сына Давида
| + | |
- | * Раввин Рафаэль
| + | |
- | * Шимон Бен-Yaaqov
| + | |
- | | + | |
- | == == Кабо-Верде
| + | |
- | {{Seealso | История Кабо-Верде}}
| + | |
- | В Иберии [[Реконкисты]] движение росло в своей миссии восстановить католический земель из мусульманских мавров, который первым прибыл в восьмом веке. Евреи, возможно, впервые приехала гораздо раньше, во времена [[Финикии]] нс и римлян. Тем не менее, Магриба евреев были ключевыми союзниками маврами и многовековой жителей Иберии. Вероятно, уже в 1480, который мы можете найти начало [[испанской инквизиции]] и изгнания евреев. Было, однако, в 1492 году, что испанская инквизиция появилась в ее наиболее полное выражение в [[антисемитизм]]. Это социальная патология быстро распространился на соседние Португалии, где [[Иоанна II Португалии | король Жуан II]] и особенно [[Португалии Мануэла I. | Мануэль I]] в 1496 году, решили сослать тысяч евреев [[Сан-Томе]] [[Принсипи]] и [[Кабо-Верде]]. Номера изгнанных в это время были настолько велики, что термин "португальский" почти подразумевает тех, еврейского происхождения. Те, кто не были изгнаны были преобразованы с помощью силы или даже казнены.
| + | |
- | | + | |
- | Несмотря на важную роль португальских евреев в торговле, навигационных наук, а в картографии Африки, они столкнулись с [[бунт]] ы, [[погром]] ов, и глубокое угнетение во время испанской и [[португальской инквизиции]] ы , когда они стали называть [[марран]] ы (мавританский евреев) или [[Крипто-иудаизм | Judeus Segredos]] (Secret евреев). Это привело к насильственные обращения и к евреям становится известной как [[Новые христианские | Novos Cristaos]] (христиане Новый). Он не был до 1768, что [[Португалия]] официально отменила различия между "старой" и "Новый" (т.е. евреи) [[христиане]].
| + | |
- | | + | |
- | Между тем, для того, чтобы приступить к разработке островов Зеленого Мыса, которые были обнаружены между 1455 и 1462 году португальский король написал Королевской хартии в 1466 году предоставлении права на торговлю рабами португальский, проживающих в Кабо-Верде. Это выгодное предложение в скором времени будет отменено, и в 1472 году права работорговли были ограничены исключительной монополией королевской семьи. Таким образом, с самого начала своей истории Кабо-Верде, и его разнообразных мульти-культурные народы находились в рамках рабовладельческого общества и работорговли.
| + | |
- | | + | |
- | В начале 19 века, евреи поселились в [[Санто Антау, Кабо-Верде | Санту Антау]], где Есть еще следы их приток в название деревни Sinagoga, расположенный на северном побережье между Riberia Гранде и Janela, а в еврейской [[кладбище]] в городе Понта-да-Соль. Фамилии [[Кон]] (священник) и Вэнона занимают видное место в Санто-Антау. Другие еврейские поселенцы, таких как семья Бен Oliel мигрировали в [[Boa Vista, Кабо-Верде | Boa Vista]], торговля солью, шкуры, и рабов. Еврейского происхождения фамилии можно найти среди жителей острова. Такие имена могут включать в себя Auday, Benros, Бен Давид Кон, DaGama и Seruya. Заключительная глава еврейской истории в Кабо-Верде состоялся в 1850-х годов, когда марокканские евреи прибыли, особенно в Боа Виста и [[Майо, Кабо-Верде | Майо]] для торговли скрывать <ref>''евреев в Кабо-Верде и далее. ''Гвинеи побережья, Доклад, представленный на университете Массачусетс-Дартмут, 11 февраля, 1996, Ричард Лоббан </ ссылка>
| + | |
- | | + | |
- | == Появление записи арабского языка в Тимбукту ==
| + | |
- | Отчеты еврейской истории Мали все еще можно найти в Kati Андалуси библиотеки. [[Исмаэль Diadie Хайдара]], историк из Тимбукту, обладает старых текстов арабский и иврит среди исторических записей города. <ref> [Http://www.kulanu.org/timbuktu/timbuktu.html''возобновление еврейской Идентичность в Тимбукту'', Карен Примак] </ исх> Кроме того, он исследовал свое собственное прошлое и обнаружил, что он произошел от марокканского еврейских торговцев Авана семьи. Как он взял интервью у старейшин в деревнях из его родственников, он обнаружил, что знания о еврейской идентичности семьи была сохранена в тайне, опасаясь преследований.
| + | |
- | | + | |
- | В последнее время вышли на свет личной библиотеки первого [[Махмуд Кати]], который был вынесен через его потомков и добавлены по крайней мере до середины 17 века. Этот удивительный "открытие" было сделано на молодых малийских историк, Исмаэль Diadié Хайдара, член Кати клан, и автор нескольких книг, в том числе L'Espagne musulmane и др. l'Afrique к югу от Сахары (1997), и Les Juifs де Томбукту (1999). Библиотеки в настоящее время во владении двух ветвей клана Кати в селе Kirshamba примерно в 100 милях к западу от Тимбукту. До 1700 из примерно 2000 рукописей в библиотеке, были рассмотрены и оценены Абдул Кадер Хайдара, Тимбукту основе эксперт в арабских рукописей и хранитель Мама Хайдара Мемориальной библиотеки в настоящее время реабилитированы за счет гранта Фонда Меллона. < ссылка> [http://www.sum.uio.no/research/mali/timbuktu/privates/kati/index.html''Кати библиотека'', Сахары Исследования Ассоциации] </ ссылка>
| + | |
- | | + | |
- | Торговые документы, упомянутые три семьи, в частности: семья Kehath (Ka'ti), который пришел с юга Марокко и преобразуется с остальной частью населения в 1492 году, семья Коэн сошел с трейдером марокканской еврейской [[аль-Хаджа Абд аль -Салам аль Kuhin]], который прибыл в район Тимбукту в 18 веке;. семьи и Авана, который вступил в первой половине 19 века <ref>''Евреи Тимбукту'', Рик Золото, Вашингтон Jewish Week, 30 декабря 1999 г. [http://www.kulanu.org/timbuktu/JewsOfTimbuktu.html] </ ссылка>
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | In the 10th century, as the social and political environment in [[Baghdad]] became increasingly hostile to Jews, many Jewish traders there left for the [[Maghreb]], [[Tunisia]] in particular. Over the following two to three centuries, a distinctive social group of traders throughout the Mediterranean world became known as the ''Maghrebi'', passing on this identification from father to son.
| + | |
- | | + | |
- | According to records such as the ''[[Tarikh al-Sudan]]'', the first recorded Jewish presence may have emerged in West Africa with the arrival of the first Zuwa ruler of Koukiya and his brother, located near the [[Niger River]]. He was known only as Zuwa Alayman (meaning “He comes from Yemen”). Some local legends state that Zuwa Alayman was a member of one of the Jewish communities that were either transported or voluntarily moved from Yemen by the [[Ethiopia]]ns in the 6th century C.E. after the defeat of [[Dhu Nuwas]]. The ''Tarikh al-Sudan'', states that there were 14 Zuwa rulers of Kukiya after Zuwa Alyaman before the rise of Islam in the region.<ref>''Tarikh es-Soudan'', Paris, 1900, by Abderrahman ben-Abdall es-Sadi (trad. O. Houdas) pages 5-10</ref>
| + | |
- | | + | |
- | === Trade and establishment of communities ===
| + | |
- | In the 8th century, the [[Radanites]], a group of multi-lingual Jewish traders who traversed the known world by land and sea, including crossing the [[Sahara]], settled in [[Timbuktu]] and its environs. [Note: This previous statement provides no accurate reference.] Further, Manuscript C of the ''[[Tarikh al-fattash]]'' describes a community called the Bani Israeel that in 1402 CE existed in Tirdirma, possessed 333 wells, and had seven princes:
| + | |
- | | + | |
- | *Jabroot bin-Hashim
| + | |
- | *Thoelyaman bin-Abdel Hakim
| + | |
- | *Zeor bin-Salam
| + | |
- | *Abdel-latif bin-Solayman
| + | |
- | *Malik bin-Ayoob
| + | |
- | *Fadil bin-Mzar
| + | |
- | *Shaleb bin-Yousef
| + | |
- | | + | |
- | It is also stated that they had an army of 1500 men.<ref>''Tarikh al-fattash'', by Mahmoud Kati ben El-Hajj El Motaoukkal Kati, 1657, pages 62-63</ref> Other sources say that other Jewish communities in the region were formed by migrations from Morocco, Egypt, and Portugal. When the Scottish explorer [[Mungo Park (explorer)|Mungo Park]] traveled through West Africa in the late 18th century he was informed by an Arab he met near Walata of there being many Arabic speaking Jews in Timbuktu whose prayers were similar to the [[Moors]].<ref>''Jews of a Saharan Oasis: Elimination of the Tamantit Community'', Markus Wiener Publishers, Princeton, NJ, 2006, by John Hunwick. page 67</ref> Some communities are said to have been populated by certain Berber Jews like a group of Kal Tamasheq known as Iddao Ishaak that traveled from North Africa into [[West Africa]] for trade, as well as those escaping the Islamic invasions into [[North Africa]].<ref>{{cite book|title=Jews in Places You Never Thought of|publisher=Ktav Publishing|author= Primak, Karen|isbn=0881256080}}</ref>
| + | |
- | | + | |
- | ===Islamic era===
| + | |
- | In the 14th century many [[Moors]] and Jews, fleeing persecution in Spain, migrated south to the [[Timbuktu]] area, at that time part of the [[Songhai Empire]]. Among them was the Kehath (Ka'ti) family, descended from Ismael Jan Kot Al-yahudi of [[Scheida]], Morocco. Sons of this prominent family founded three villages that still exist near Timbuktu -- [[Kirshamba]], [[Haybomo]], and [[Kongougara]]. In 1492, [[Askia Mohammad I]] came to power in the previously tolerant region of Timbuktu and decreed that Jews must convert to Islam or leave; Judaism became illegal in Mali, as it did in Catholic [[Spain]] that same year. This was based on the advice of [[Muhammad al-Maghili]].
| + | |
- | | + | |
- | As the historian [[Leo Africanus]] wrote in 1526:
| + | |
- | | + | |
- | :''"In [[Garura]] there were some very rich Jews. The intervention of the preacher (Muhammid al-Maghili) of [[Tlemcen]] set up the pillage of their goods, and most of them have been killed by the population. This event took place during the same year when the Jews had been expelled from Spain and [[Sicily]] by the [[Catholic]] King."''
| + | |
- | | + | |
- | Leo Africanus further wrote:
| + | |
- | | + | |
- | :''"The king (Askia) is a declared enemy of the Jews. He will not allow any to live in the city. If he hears it said that a Berber merchant frequents them or does business with them, he confiscates his goods."''
| + | |
- | | + | |
- | == Jews of the Sahara ==
| + | |
- | {{wikisourcepar|Jewish Encyclopedia/Daggatun|Daggatun and Berber Jews}}
| + | |
- | There seems to be little doubt that Jewish blood has largely been mixed with that of the Berbers living in the Moroccan and Algerian [[Sahara]]. It is believed that some Berber clans may have been at one time Jews and according to another tradition they are descended from the [[Philistine]]s driven out of Canaan <ref name=basset>Basset, "Nedromah,"p. 13</ref>. There is a tradition that Moses was buried in [[Tlemcen|Tlemçen]], and the presence of a large number of Jews in that part of Africa is attested to, not only by the many sacred places and shrines bearing Biblical names which are holy to Muslims as well as to Jews, but also by the presence there of a large number of Jewish sagas <ref name=basset/>. L. Rinn says: "Certain Berber tribes were for a long time of the Jewish religion, especially in Amès; and to-day, even, we see among the Hanensha of Sukahras (Algeria) a semi-nomad tribe of Israelites devoted entirely to agriculture" <ref>"Origines Berbers," p. 406 (see "Rev. Arch. de Constantine," 1867, p. 102)</ref>.
| + | |
- |
| + | |
- | In addition, it may be noticed that Jews are to be found in the Berber "ksurs" (fortified villages) all along southern Morocco and in the adjacent Sahara. Thus, at Outat near Tafilet there is a [[mellah]] with about 500 Jews <ref name=horowitz>Horowitz, l.c. p. 202,204,205</ref>; and at [[Figuig]], a mellah with 100 Jews.<ref name=horowitz/> Going farther south to [[Tuat]], there is a large community of Jews in the oasis of Alhamada; and at Tementit, a two weeks' journey from Tafilet, the 6,000 or 8,000 inhabitants are said to be descendants of Jews converted to Islam.<ref name=horowitz/> Even much farther to the west, in the province of Sus, there is Ogulmin with 3,000 inhabitants, of whom 100 are said to be Jews.
| + | |
- | | + | |
- | ===Daggatun connection===
| + | |
- | [[Image:Berber Trade with Timbuktu 1300s.jpg|thumb|right|300px|Caravan approaching Timbuktu in 1853 (from ''Travels and Discoveries in Northern and Central Africa'' by Prof. Dr. Heinrich Barth, vol. iv, London 1858)]]
| + | |
- | The Daggatuns (whose name may perhaps be derived from the Arabic "tughatun" = infidels) were a nomadic tribe of Jewish origin living in the neighborhood of Tamentit, in the oasis of Tuat in the Moroccan [[Sahara]]. An account of the Daggatun was first given by Rabbi Mordechai Abi Serour of Akka (Morocco), who in 1857 journeyed through the Sahara to Timbuctu, and whose account of his travels was published in the "Bulletin de la Société de Géographie".<ref>Dec., 1895; see "Bulletin de l'Alliance Israèlite" vol. ii. 42, 1880; "La Grand Encyclopedie," xxiii. 254; Meakin, "Land of the Moors," p.17</ref> According to Rabbi Sarur, the Daggatun lived in tents and resembled the Berber [[Taureg people|Kel Tamesheq]] (Tuareg), among whom they live, in language, religion, and general customs. They are subject to the Tuaregs, who do not intermarry with them. Rabbi Sarur also states that their settlement in the Sahara dates from the end of the 7th century (Muslim chronology) when 'Abd al-Malik ascended the throne and conquered as far as Morocco. At Tamentit he tried to convert the inhabitants to Islam; and as the Jews offered great resistance he exiled them to the desert of Ajaj, as he did also the Tuaregs, who had only partially accepted Islam. Cut off from any connection with their brethren, these Jews in the Sahara gradually lost their Jewish practises and became nominally [[Muslim]]s.
| + | |
- | | + | |
- | Other accounts place a group of "Arabs" driven to Ajaj as being identified with the Mechagra mentioned by Erwin von Bary <ref>"Ghat et les Tuareg de l'Air," p. 181</ref>, among whom a few Jews are said still to dwell there. Victor J. Horowitz<ref>''Marokko.'', Leipzig 1887, pp. 58 seq.</ref> also speaks of many free tribes in the desert regions who are Jews by origin, but who have gradually thrown off Jewish customs and have apparently accepted [[Islam]]. Among these tribes, he says, are the Daggatun, numbering several thousands and scattered over several [[oasis|oases]] in the Sahara, even as far as the River Dialiva (Djoliba?) or [[Niger]]. He says, also, that they are very warlike and in constant conflict with the Tuareg. According to Horowitz, the Mechagra mentioned above are also to be reckoned as one of these Jewish tribes. Horowitz had never been to Africa, but relied mainly on rumours spread in the European Jewish community.
| + | |
- | | + | |
- | ==Rabbi Mordechai Aby Serour and the last Timbuktu community==
| + | |
- | [[Image:Rabbi Mordechai 1870s.jpg|thumb|right|200px|Rabbi Mordechai Aby Serour circa 1870s - 1880s. Last Rabbi of Timbuktu.]]
| + | |
- | [[Image:House Synagogue Rabbi Serour.jpg|thumb|left|250px|Former Timbuktu house and synagogue of Rabbi Mordechai Aby Serour used circa 1870's - 1880's.]]
| + | |
- | Rabbi Mordechai Abi Serour, with his brother Yitzhaq, came from Morocco in 1859 to be a trader in [[Timbuktu]]. At the time of Rabbi Serour's bold enterprise, direct trade relations with the interior of west Africa (then known to them as Sudan) were monopolized by Muslim merchants. Non-Muslims were precluded from this trade because Arab merchants were determined to forestall encroachments upon their lucrative business.<ref>''God's Will The Travels of Rabbi Mordochai Abi Serour'', by Dr. Sanford H. Bederman, GSU Department of Geography Research Series, 1980, page 9</ref>
| + | |
- | | + | |
- | As a man of cosmopolitan experience, he was well suited to be a merchant in that time and place. He was clever, shrewd, articulate, audacious, and most important he knew Koranic law as well as most learned Muslims.<ref>Ibed. page 7</ref> Throughout his travels to Timbuktu Rabbi Serour preferred to have most of his merchandise transported across the Sahara by ''bejaoui''. The term, ''bejaoui'', refers to single or small groups of camels that carried travelers sometimes without merchandise or baggage, and were accompanied by indigenous guides.<ref>Ibed. page 10</ref>
| + | |
- | | + | |
- | As a Jew, he couldn't set up his trading business, so he appealed to the regional ruler, who at that time was a Fulani Emir, and negotiated [[dhimmi]], or protected people status. Between 1860 to 1862 Rabbi Serour and his brother Yitzhaq were able to become successful and they became well-known in the area. After earning a small fortune, Rabbi Serour returned to Morocco in 1863.<ref>Ibed. page 14</ref> He gave his father a large sum of money and talked his other brothers into joining him on his next venture to Timbuktu. In 1864, the Jewish colony in Timbuktu had reason to rejoice since by the end of the year they had eleven adult male Jews in residence. This was significant since it meant that they could form a [[minyan]] and establish a synagogue. They were:<ref>Ibed. page 15</ref><ref>''Les Juifs à Tombouctou, or Jews of Timbuktu'', Recueil de sources écrites relatives au commerce juif à Tombouctou au XIXe siècle, Editions Donniya, Bamako, 1999 by Professor Ismael Diadie Haidara, page 31</ref>
| + | |
- | *Rabbi Mordechai Aby Serour
| + | |
- | *Mordechai's brothers Esau, Avraham, and Yitzhaq
| + | |
- | *Esau's sons Aharon and David
| + | |
- | *Aharon's son Yitzhaq
| + | |
- | *Moussa (Mordechai's brother in law)
| + | |
- | *Moussa's son David
| + | |
- | *Rabbi Raphael
| + | |
- | *Shimon Ben-Yaaqov
| + | |
- | | + | |
- | ==Cape Verde==
| + | |
- | {{seealso|History of Cape Verde}}
| + | |
- | In Iberia the [[Reconquista]] movement was growing in its mission to recover Catholic lands from the Muslim Moors who had first arrived in the 8th century. Jews may have first arrived far earlier during the time of the [[Phoenicia]]ns and Romans. Nevertheless, Maghrebi Jews were key allies of the Moors and centuries-long residents of Iberia. Probably as early as 1480 one we may find the beginnings of the [[Spanish Inquisition]] and expulsion of Jews. It was however in 1492 that the Spanish Inquisition emerged in its fullest expression of [[anti-Semitism]]. This social pathology quickly spread to neighboring Portugal where [[John II of Portugal|King João II]] and especially [[Manuel I of Portugal|Manuel I]] in 1496, decided to exile thousands of Jews to [[São Tomé]], [[Príncipe]], and [[Cape Verde]]. The numbers expelled at this time were so great that the term "Portuguese" almost implied those of Jewish origin. Those who were not expelled were converted by force or even executed.
| + | |
- | | + | |
- | Despite the important role of Portuguese Jews in commerce, navigational sciences, and in the cartography of Africa, they faced [[riot]]s, [[pogrom]]s, and profound oppression during the Spanish and [[Portuguese Inquisition]]s when they became termed [[Marrano]]s (Moorish Jews) or [[Crypto-Judaism|Judeus Segredos]] (Secret Jews). This led to forced conversions and to Jews becoming known as [[New Christian|Novos Cristaos]] (New Christians). It was not until 1768 that [[Portugal]] officially abolished the distinction between "Old" and "New" (i.e. Jewish) [[Christians]].
| + | |
- | | + | |
- | Meanwhile, in order to begin to develop the Cape Verde Islands, which had been discovered between 1455 and 1462, the Portuguese king wrote a Royal Charter in 1466 granting the right to trade in slaves to Portuguese residing in Cape Verde. This lucrative offer was soon to be rescinded and in 1472 slave trading rights were restricted to an exclusive royal monopoly. Thus from the very beginning of its history Cape Verde, and its diverse multi-cultural peoples were situated within the context of a slave society and the slave trade.
| + | |
- | | + | |
- | During the early 19th century, Jews also came to settle in [[Santo Antão, Cape Verde|Santo Antão]] where there are still traces of their influx in the name of the village of Sinagoga, located on the north coast between Riberia Grande and Janela, and in the Jewish [[cemetery]] at the town of Ponta da Sol. The family names of [[Cohn]] (priest) and Wahnon are prominent in Santo Antao. Other Jewish settlers such as the Ben Oliel family migrated to [[Boa Vista, Cape Verde|Boa Vista]], trading in salt, hides, and slaves. Jewish-derived surnames can be found amongst the inhabitants of the islands. Such names can include Auday, Benros, Ben David, Cohn, DaGama, and Seruya. A final chapter of Jewish history in Cape Verde took place in the 1850s when Moroccan Jews arrived, especially in Boa Vista and [[Maio, Cape Verde|Maio]] for the hide trade.<ref>''Jews in Cape Verde and on the Guinea Coast'', Paper presented at the University of Massachusetts-Dartmouth, February 11, 1996, by Richard Lobban</ref>
| + | |
- | | + | |
- | ==Emergence of Arabic records in Timbuktu==
| + | |
- | Records of the Jewish history of Mali can still be found in the Kati Andalusi library. [[Ismael Diadie Haidara]], a historian from Timbuktu, possesses old Arabic and Hebrew texts among the city's historical records.<ref>[http://www.kulanu.org/timbuktu/timbuktu.html ''The Renewal of Jewish Identity in Timbuktu'', by Karen Primack]</ref> He has also researched his own past and discovered that he is descended from the Moroccan Jewish traders of the Abana family. As he interviewed elders in the villages of his relatives, he has discovered that knowledge of the family's Jewish identity has been preserved, in secret, out of fear of persecution.
| + | |
- | | + | |
- | Recently there has come to light the personal library of the first [[Mahmoud Kati]], which was handed down through his descendants and added to through at least the mid-17th century. This extraordinary "discovery" was made a by a young Malian historian, Ismaël Diadié Haïdara, a member of the Kati clan, and author of several books, including L'Espagne musulmane et l'Afrique subsaharienne (1997), and Les Juifs de Tombouctou (1999). The library is currently in the possession of two branches of the Kati clan in the village of Kirshamba about 100 miles to the west of Timbuktu. Up to 1,700 out of an estimated 2,000 manuscripts in the library have been examined and evaluated by Abdul Kader Haïdara, the Timbuktu-based expert in Arabic manuscripts and guardian of the Mamma Haidara Memorial Library currently being rehabilitated through a grant from the Mellon Foundation.<ref>[http://www.sum.uio.no/research/mali/timbuktu/privates/kati/index.html ''The Kati Library'', Saharan Studies Association]</ref>
| + | |
- | | + | |
- | The trading documents referred to three families in particular: the Kehath family (Ka'ti) that came from southern Morocco and converted with the rest of the population in 1492; the Cohen family descended from the Moroccan Jewish trader [[al-Hajj Abd al-Salam al Kuhin]], who arrived in the Timbuktu area in the 18th century; and the Abana family, which came in the first half of the 19th century.<ref>''The Jews of Timbuktu'', by Rick Gold, Washington Jewish Week, December 30, 1999, [http://www.kulanu.org/timbuktu/JewsOfTimbuktu.html]</ref>
| + | |
- | -->
| + | |
- | | + | |
- | <!-- {{Africa in topic|History of the Jews in}}
| + | |
- | {{DEFAULTSORT:Jews Of Bilad El-Sudan}}
| + | |
- | -->
| + | |
- | | + | |
- | == См. также ==
| + | |
- | * [[Сефарды]]
| + | |
- | * [[Восточные евреи]]
| + | |
- | * [[Алжир]]
| + | |
- | * [[Тунис]]
| + | |
- | * [[Марокко]]
| + | |
- | * [[Ливия]]
| + | |
- | * [[Сиджильмаса]]
| + | |
- | * [[Евреи и иудаизм в Африке]]
| + | |
- | * [[Колена Израиля]]
| + | |
- | * [[Лемба]]
| + | |
- | * [[Колено Иуды]]
| + | |
- | | + | |
- | == Источники и ссылки ==
| + | |
- | * [http://en.wikipedia.org/wiki/Jews_of_Bilad_el-Sudan Статья "Jews of Bilad el-Sudan" в английской части Википедии]
| + | |
- | * [http://www.dinur.org/resources/resourceCategoryDisplay.aspx?categoryid=806&rsid=478 Resources>Jewish communities>Magreb The Jewish History Resource Center, Project of the Dinur Center for Research in Jewish History, The Hebrew University of Jerusalem]
| + | |
- | * [http://news.bbc.co.uk/1/hi/world/africa/1911321.stm ''Timbuktu: City of Legends'', Joan Baxtor]
| + | |
- | * [http://www.monde-diplomatique.fr/2004/08/DJIAN/11470 ''Les manuscrits trouvés à Tombouctou'', by Jean-Michel Djian]
| + | |
- | * [http://www.dayan.org/articles/JewsandBerbers.pdf ''Jews and Berbers'', by Dr. Bruce Maddy-Weitzman]
| + | |
- | * [http://www.umassd.edu/SpecialPrograms/caboverde/jewslobban.html ''Jews in Cape Verde and the Guinna Coast'', by Dr. Richard Lobban]
| + | |
- | | + | |
- | == Литература ==
| + | |
- | * "История Африки". Хрестоматия. М., Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1979
| + | |
- | * ''Wars of the Jews: A Military History from Biblical to Modern Times'', Hipporcrene Books, New York, 1990, by Monroe Rosenthal and Isaac Mozeson
| + | |
- | * ''Jewish Communities in Exotic Places'', Jason Aronson Inc., Jerusalem, by Ken Blady
| + | |
- | * ''Jews In Africa: Ancient Black African Relations'', Fact Paper 19-II, By Samuel Kurinsky
| + | |
- | * ''Hebrewisms of West Africa: From Nile to Niger With the Jews'', [[The Dial Press]], NY, 1931, by Joseph J. Williams
| + | |
- | * ''Jews of a Saharan Oasis: Elimination of the Tamantit Community'', Markus Wiener Publishers, Princeton, NJ, 2006, by John Hunwick
| + | |
- | * ''Jews in Africa: Part 1 The Berbers and the Jews'', by Sam Timinsky (Hebrew History Federation)
| + | |
- | * ''The Jews of Timbuktu'', Washington Jewish Week, December 30, 1999, by Rick Gold
| + | |
- | * ''Les Juifs à Tombouctou, or Jews of Timbuktu'', Recueil de sources écrites relatives au commerce juif à Tombouctou au XIXe siècle, Editions Donniya, Bamako, 1999 by Professor Ismael Diadie Haidara
| + | |
- | * ''Jews in Cape Verde and on the Guinea Coast'', Paper presented at the University of Massachusetts-Dartmouth, February 11, 1996, by Richard Lobban
| + | |
- | | + | |
- | Примечания
| + | |
- | {{Примечания}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Черновые материалы для работы]]
| + | |
- | [[Категория:Евреи в Африке]]
| + | |
- | [[Категория:История еврейского народа]]
| + | |
- | [[Категория:Черновые материалы для работы]]
| + | |
- | [[Категория:Черновые материалы для работы]]
| + | |