Дуализм (еврейский аспект)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
м (переименовал «Дуализм» в «Дуализм (еврейский аспект)»)
(Перенаправление на ej:Дуализм (еврейский аспект))
 
(3 промежуточные версии не показаны)
Строка 1: Строка 1:
-
{{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Дуализм (еврейский аспект)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ=
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
 
+
-
'''Дуализм''' (от латинского dualis — `двойственный`), философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи. В более широком смысле понятие дуализм прилагается к любым учениям, утверждающим равноправность двух противоположных начал. Дуализм в религии утверждает существование двух независимых высших сил или богов, воплощающих, соответственно, доброе и злое начала (см. [[Добро И Зло|Добро и зло]]). Религиозный дуализм характерен для религии древней Персии — зороастризма, а позднее — для мистических учений гностицизма.
+
-
 
+
-
Последовательный дуализм несовместим с еврейским монотеизмом, так как он противоречит идее единого, вездесущего и всемогущего Бога. Уже в библейские времена идеи дуализма сталкиваются с оппозицией пророков: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис. 45:7; см. также Пс. 74:16–17). В талмудической литературе часто встречается полемика с теми, кто придерживается учения о двух верховных силах (штей рашуйот). Законоучители [[Талмуд|Талмуда]] объясняли происхождение дуалистических религиозных учений тем, что Бог открывается людям в разных своих качествах, вследствие чего язычники могли прийти к ошибочному заключению о том, что мир управляется двумя верховными силами (Ял. Шим. 1:246). В опровержение этой точки зрения Талмуд приводит стих книги Второзаконие (32:39): «Видите ныне, что это Я, Я — и нет Бога, кроме Меня: Я умерщвляю и оживляю, Я поражаю и Я исцеляю» (Сиф. Втор. 329).
+
-
 
+
-
Известное влияние идей дуализма можно обнаружить в некоторых из апокрифических книг (см. [[Апокрифы И Псевдоэпиграфы|Апокрифы и псевдоэпиграфы]]), что, вероятно, явилось одной из причин того, что они не были включены в библейский канон. Наибольшее приближение к идеям дуализма обнаруживается в [[Мёртвого Моря Свитки|Мертвого моря свитках]]. Талмудическое учение о присущих человеку добрых и злых наклонностях (hа-иецер hа-тов и hа-иецер hа-ра) переносит дуализм в область психологии и тем делает его более приемлемым для иудаизма, чем метафизическое учение о борьбе доброго и злого начал в мире. Вообще, иудаизм может принимать учения, выражающие метафизические и моральные противоположности в дуалистической форме, при условии, что этим противоположностям не приписывается абсолютного характера, что противоречит вере во всемогущего и доброго Творца (см. [[Бог]]). Такой относительный, а не абсолютный дуализм характерен для некоторых течений еврейского мистицизма, ассимилировавших элементы гностических учений. Наиболее заметно проявление дуалистических тенденций в каббалистической концепции греха (см. [[Каббала]]). Глубокое чувство реальности зла заставило многих каббалистов постулировать существование демонического царства зла (ситра ахара) или эманации (ацилут) левой стороны, являющейся обратным, зеркальным отражением «стороны святости», с которой она пребывает в борьбе. Однако именно потому, что каббалистическое учение не знает абсолютного дуализма, оно вынуждено искать происхождение демонического царства [[Клиппа|клиппот]] (скорлупы) где-то в сфере Божественной эманации.
+
-
 
+
-
Философский дуализм, восходящий к учению Платона и теориям неоплатоников, оказал значительное влияние на еврейскую религиозную философию уже в эпоху эллинизма (см. [[Филон Александрийский]]). Рецепция идей греческих мыслителей еврейской философией осуществлялась с помощью представления о сотворении мира, чуждого античному мировоззрению. [[Саадия Гаон|Саадия Гаон]] в своей книге «Эмунот ве-деот» («Верования и воззрения») уделяет определенное место опровержению дуализма. Признание двух творцов, по его мнению, несовместимо с Божественным атрибутом всемогущества. Преодоление дуализма в средневековой еврейской философии достигалось с помощью отрицания самостоятельного субстанциального бытия зла, которое признавалось лишь отрицанием добра, подобно тому, как тьма является лишь отсутствием света (см. [[Маймонид]]).
+
-
 
+
-
Отрицание дуализма является подоплекой характерного для [[Хасидизм|хасидизма]] признания добра, заложенного во всех, даже самых будничных проявлениях человеческой жизни. См. также [[Грех|грех]].
+
-
 
+
-
{{ElevenCopyRight|11478|ДУАЛИЗМ}}
+
-
 
+
-
 
+
-
[[Категория:Идеи иудаизма]]
+

Текущая версия на 23:04, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Дуализм (еврейский аспект)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация