м |
|
(5 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{ElevenImported}}{{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Добро и зло - еврейское представление]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Добро И Зло'''. Этический характер еврейского монотеизма связан с утверждением изначального примата добра над злом. В книге Бытия каждый из актов творения сопровождается оценкой: «И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1:4, 10, 12. 18, 21, 25); «И увидел Бог все, что Он создал, и вот весьма хорошо» (Быт. 1:31). Добро утверждается в качестве атрибута творения. Содержащиеся в [[Библия|Библии]] принципы еврейской [[Этика|этики]] основаны на четком различении добра и зла как соблюдения и нарушения Божьих предписаний.
| + | |
- | | + | |
- | Вместе с тем иудаизм утверждает принцип личной ответственности человека за свои поступки и, следовательно, свободу выбора между добром и злом (см. [[Свобода Воли|Свобода воли]]). С этим связан и принцип [[Воздаяние|воздаяния]] за добро и зло, которое первоначально мыслилось как посюстороннее, осуществляющееся при жизни человека. Стремление объяснить существование зла в мире, управляемом всемогущим и благим Богом, соединенное с растущим пониманием ценности индивидуума во вселенной, подчиненной воле Бога, представляет серьезную проблему для монотеистического мировоззрения иудаизма.
| + | |
- | | + | |
- | Вопрос о страданиях праведников и благоденствии грешников озадачивает многих библейских мыслителей: ему уделено много внимания в книге [[Исайя|Исайи]], [[Иеремия|Иеремии]], в [[Псалмы|Псалмах]] и, в особенности, в книге [[Иов|Иова]]. Различные ответы на этот вопрос стали позднее предметом подробного рассмотрения законоучителей [[Талмуд|Талмуда]], которые, отвергая [[Дуализм|дуализм]] в объяснении существования зла, склонялись, с одной стороны, к мысли о том, что зло, как и добро, происходит от Бога (ср. Ис. 45:6–7), но с другой — считали, что зло вообще не обладает собственным существованием, а является лишь отсутствием добра. Проблема видимого отсутствия справедливого воздаяния в земной жизни решается законоучителями Талмуда по-разному. Одни утверждают непостижимость этой проблемы для ограниченного человеческого ума, другие пытаются разрешить ее путем рационального толкования (Бр. 7а). Некоторые рассматривают страдания праведников как испытание, посланное им любящим Богом для укрепления в них веры и терпения (Бр. 5а). Осознание невозможности решения этой проблемы в рамках только земного бытия неизбежно приводит к идее загробного воздаяния, которой не знает Библия.
| + | |
- | | + | |
- | В трудах средневековых еврейских мыслителей этические идеи законоучителей Талмуда получают философское обоснование. Отрицание реальности зла обнаруживается как у [[Саадия Гаон|Саадии Гаона]], так и у [[Маймонид|Маймонида]], который предлагает сложную классификацию видов зла в мире и стремится показать, что Бог не несет ответственности за зло. Большинство видов страдания, по мнению Маймонида, является следствием неразумного поведения человека (Наст. 3:8–12).
| + | |
- | | + | |
- | Размышления о происхождении и природе зла являются одной из главных тем каббалистической литературы (см. [[Каббала]]), в которой содержатся различные решения этой проблемы. В ряде каббалистических произведений очевидно влияние неоплатонизма, согласно которому зло не обладает объективной реальностью и является лишь неполнотой добра. В трудах испанских каббалистов развивается учение, усматривающее источник зла в разделении между Божественными атрибутами кары и милосердия. Начало суда и кары, не смягченное любовью и милосердием, порождает злое начало — ситра ахара (`другая сторона`) — область темной эманации и демонических сил. В книге [[Зохар]] говорится о происхождении зла из остатков миров, разрушенных до сотворения ныне сущего мира. Происхождение зла связывается также с грехопадением [[Адам|Адама]], в душе которого первоначально были соединены души всех людей. Адам отделил древо познания добра и зла от древа жизни и тем положил начало самостоятельному существованию зла. Тот же метафизический смысл имеет грех [[Ева|Евы]], сорвавшей плод с древа познания: это является прототипом всех упоминаемых в Библии великих [[Грех|грехов]], смысл которых — внесение разделения в Божественное единство. Всякий грех является, по существу, повторением греха Адама. В каббале теряется различие между космическим злом, порожденным внутренней диалектикой процесса эманации, и моральным злом, порожденным человеческими поступками. В книге Зохар содержится утверждение, что склонность к моральному злу коренится в зле космическом, областью которого является ситра ахара. Сила зла уподобляется некоторыми каббалистами коре (клиппа) древа эманации. Клиппот (`оболочки`) зла понимаются иногда в духе неоплатонизма как последние звенья в нисходящей цепи эманации, где все погружается во тьму. Согласно книге Зохар, даже в области «другой стороны» содержатся искры добра.
| + | |
- | | + | |
- | Царства добра и зла пребывают в смешении, разделить их — задача человека.
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | Лурианская каббала (см. [[Лурия, Ицхак Бен Шломо Ашкенази|И. Лурия]]) объясняет непосредственное происхождение зла космической катастрофой, состоявшей в том, что сосуды, содержавшие Божественную эманацию, разбились, не выдержав ее творческого напора. Эта космическая катастрофа отразилась в трагической истории еврейского народа, которому предстоит собрать рассеявшиеся искры Божественного света и восстановить космическую закономерность как царство добра. Пришествие [[Мессия|мессии]] и [[Избавление|избавление]] будут означать преодоление последствий космической катастрофы, полную и окончательную победу добра над злом (см. также [[Бог]]).
| + | |
- | | + | |
- | Своеобразно развивая идеи лурианской каббалы, идеолог саббатианского движения (см. [[Саббатай Цви]]) [[Натан Из Газы|Натан из Газы]] рассматривал процесс творения как диалектическое взаимодействие двух видов света, изначально содержавшихся в Боге: разумного, творческого и неразумного, косного. Самоумаление Бога в процессе творения порождает «великую бездну», в глубину которой не может проникнуть разумный свет. В этой глубине с начала времен пребывает душа мессии, которому предстоит освободиться от сил зла и открыть путь разумному свету в недоступную ему ранее область. Предписания Торы не имеют силы для мессии, который стоит выше обычных понятий о добре и зле и сам творит новый закон избавления мира. Это парадоксальное учение послужило оправданием поведения Саббатая Цви — вплоть до его отступничества.
| + | |
- | | + | |
- | В [[Хасидизм|хасидизме]] идеи лурианской каббалы об освобождении заключенных в материи искр добра стали теоретическим обоснованием учения о служении Богу самим физическим существованием (авода бе-гашмиют). Основатель хасидизма [[Исраэль Бен Элиэзер Баал-Шем-Тов|Исраэль бен Элиэзер Баал-Шем-Тов]] (Бешт) учил, что человек должен любить Бога всем своим существом — как доброй, так и злой стороной своей природы (ср. Бр. 54а). Праведник не должен бояться встречи со злом: он должен «опускаться» до грешника, чтобы возвысить его. Телесные желания следует не подавлять, но преобразовывать и освящать. Человек не вправе отказываться от задачи преображения материального мира силой добра.
| + | |
- | | + | |
- | Согласно [[Спиноза, Барух|Б. Спинозе]], зло не вытекает из «природы вещей», а является плодом человеческого воображения. Большинство еврейских философов отдает предпочтение практической этике перед метафизическими спекуляциями о природе добра и зла. В философии [[Коген, Герман|Г. Когена]] этика иудаизма строится на понятии добра как корреляции между Богом и человеком. Мистическое учение [[Кук Аврахам Ицхак hа-Кохен|А. И. Кука]] близко некоторыми аспектами идеям хасидизма об освящении всех сторон человеческой жизни. Кук отказывался проводить резкую границу между священным и мирским и считал, что все, имеющее существенное значение для человеческой жизни, потенциально обладает святостью, в том числе современная наука и социальные движения, лишь по видимости чуждые религии. По мнению [[Соловейчик Иосеф, Дов hа-Леви|И. Д. Соловейчика]], Бог оставил в мире область зла и хаоса для того, чтобы человек, внося улучшения в мир, приобщился к процессу творения, сам стал «творцом». Идея освящения повседневной жизни, заимствованная из хасидских источников, является одной из основ этики [[Бубер, Мартин|М. Бубера]]. Свою интерпретацию хасидизма Бубер противопоставляет традиционному иудаизму, основанному на строгом соблюдении галахических предписаний. Для Бубера зло коренится в разрыве отношений между человеком и Богом и между человеком и его ближними. Хотя зло не обладает собственным бытием, упорное сопротивление некоторых людей подлинной реализации своего существа в общении с людьми и Богом может придать ему характер самостоятельного качества. Различные интерпретации религиозного понимания добра и зла содержатся в философских произведениях [[Розенцвейг, Франц|Ф. Розенцвейга]], [[Хешел, Аврахам Иехошуа|А. Хешела]], [[Каплан, Мордехай Менахем|М. Каплана]] и других еврейских мыслителей. См. также [[Грех|Грех]], [[Избавление|Избавление]], [[Олам hа-Ба|Олам hа-ба]], [[Прощение В Иудаизме|Прощение]], [[Эсхатология]].
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11447|ДОБРО И ЗЛО}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Этика иудаизма]]
| + | |