м |
|
(13 промежуточных версий не показаны.) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Джолсон, Эл]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | {{Музыкант
| + | |
- | |Имя = Эл Джолсон
| + | |
- | |Оригинал имени = Al Jolson
| + | |
- | |Изображение = Al Jolson Jazz Singer.jpg
| + | |
- | |Описание изображения = С зачернённым под негра лицом в фильме «[[Певец джаза (фильм, 1927)|Певец джаза]]»
| + | |
- | |Полное имя = Asa Yoelson <big>אַסאַ יואלסאָן</big>
| + | |
- | |Дата рождения = 26.5.1886
| + | |
- | |Место рождения = {{МестоРождения|Ковенская губерния|в Ковенской губернии}}, [[Российская империя]] {{МестоРождения|Юрбаркский район|в Юрбаркском районе}}
| + | |
- | |Дата смерти = 23.10.1950
| + | |
- | |Место смерти = {{МестоСмерти|Сан-Франциско}}, [[США]]
| + | |
- | |Годы активности = [[1898]]—[[1950]]
| + | |
- | |Страна = {{USA}}
| + | |
- | |Профессии = {{актёр|США}}, {{певец|США}}
| + | |
- | |Жанры = [[водевиль]], [[джаз]], [[эстрада]]
| + | |
- | |Псевдонимы = The World’s Greatest Entertainer
| + | |
- | |Сайт = [http://www.jolson.org/ Официальный сайт]
| + | |
- | |Викисклад =
| + | |
- | }}
| + | |
- | '''Эл Джолсон''' ({{lang-en|Al Jolson}}; наст. имя '''Аса Йоэлсон''' (идиш - <big>אַסאַ יואלסאָן</big>); 26 мая 1886, Ковенская губерния, Российская империя — 23 октября 1950, [[Сан-Франциско]], [[США]]) — [[США|американский]] артист, певец и киноактер, стоявший у истоков популярной музыки США.
| + | |
- | | + | |
- | == Биография ==
| + | |
- | Выдающийся шоумен родился в литовском местечке Средник и носил имя Аса Йоэлсон.
| + | |
- |
| + | |
- | В 1891 году его отец Моше Йоэльсон, [[раввин]] и [[кантор]], поехал в [[Нью-Йорк]]. В 1894 году он смог вызвать в США свою жену Наоми и четырёх детей. Когда они приехали, он стал работать в синагоге ''Талмуд Тора'' в [[Вашингтон (округ Колумбия)|вашингтонском]] квартале Вотерфронт.<ref name=Freedland2>Freedland, Michael. ''Al Jolson'' (1972)</ref>
| + | |
- | Написание фамилии было изменено на ''Yoelson''.
| + | |
- | | + | |
- | === Начало артистической карьеры ===
| + | |
- | Во время Испано-американской войны Эл с братом выступали с музыкальными ревю для солдат действующей армии.
| + | |
- | | + | |
- | С детских лет мечтая об актерской карьере, в 1899 г. Джолсон дебютировал в спектакле «Дети гетто» (по [[Зангвил, Израэл|И. Зангвилу]]), который был показан во многих городах Америки; в дальнейшем принимал участие в представлениях так называемых менестрельных передвижных групп, выступавших в жанре варьете.
| + | |
- | | + | |
- | === Варьете-номера в гриме негра ===
| + | |
- | В начале XX-го века Джолсон разработал фирменные черты своего сценического стиля: псевдооперную манеру исполнения, экспрессивную жестикуляцию, непринуждённое общение с аудиторией, вкрапления художественного свиста. Избрав себе амплуа артиста менестрель-шоу, он на свои выступления выходил в гриме «под негра».
| + | |
- | | + | |
- | Его лозунгом была фраза: «Вы ещё даже ничего не слышали!» («You ain’t heard nothin' yet!») К двадцатым годам вся Америка говорила о харизме молодого исполнителя; его дар установить психологический контакт с любой аудиторией отмечал в своих воспоминаниях [[Чарли Чаплин]].
| + | |
- | | + | |
- | После удачного исполнения в 1904 г. комической роли негра-санитара в скетче «Всего понемногу» Р. Шилдса Джолсон стал появляться на сцене в образе чернокожего американца. Первый большой успех пришел к актеру в 1909 г., когда он получил приглашение в одну из лучших групп Л. Докстадера, с которой в течение недели выступал в «Гранд-опера» в Нью-Йорке.
| + | |
- | | + | |
- | В 1911 г., сыграв в бродвейском шоу «Прекрасный Париж» комическую роль приехавшего в Европу чернокожего аристократа, Джолсон стал звездой американской эстрады. Критика называла его артистом-медиатором, который, объединив в своем творчестве традиции различных этнических групп, способствовал созданию уникальной космополитической культуры Нью-Йорка.
| + | |
- | [[File:Jolson 1916.jpg|thumb|Эл Джолсон, 1916]]
| + | |
- | Исследователь вклада евреев в американское искусство М. Александер определяет деятельность Джолсона как культурную революцию, совершенную одиночкой, сумевшим превратить комические спектакли-ревю в высокое театральное искусство.
| + | |
- | | + | |
- | В 1920-е годы шоу и мюзиклы Джолсона (некоторые из них на музыку [[Гершвин, Джордж|Джорджа Гершвина]]) слыли одной из главных изюминок нью-йоркского [[Бродвей|Бродвея]]. Его представления — впервые в истории театра — прерывались криками восторга со стороны аудитории, продолжительность которых достигала сорока пяти минут, а отдельные песни (такие как «Avalon») исполнялись в дальнейшем многими другими артистами. Например стоит отметить их совместную работу с юной испанской певицей ''Кончей Пикер''.
| + | |
- | | + | |
- | === Песни ===
| + | |
- | Джолсон считался непревзойденным исполнителем эстрадной песни, его умение «сыграть» песню и мастерство драматического интонирования не имели себе равных.
| + | |
- | | + | |
- | В 1910–20-х гг. он играл ведущие роли в бродвейских мюзиклах «Робинзон Крузо» (1916), «Синдбад» (1918), «Бомбо» (1921), «Большой мальчик» (1925) и др.; исполненные им в фольклорно-джазовой манере песни «Моя мамочка», «Куда субботним вечером отправляются Робинзон Крузо и Пятница» и др. стали шлягерами американской эстрады.
| + | |
- | | + | |
- | Джолсон был среди первых звезд звукозаписи: в декабре 1911 года в продажу поступила его первая пластинка. Уже в 1912 г. его пластинки расходились миллионными тиражами. Точное число и объёмы продаж его пластинок до сих пор не установлены.
| + | |
- | | + | |
- | === Звуковое кино ===
| + | |
- | [[Файл:The Jazz Singer.gif|250px|right|thumb|Афиша "Певца джаза"]]
| + | |
- | В 1927 г. Джолсон дебютировал в первом звуковом фильме "Певец джаза" (режиссер А. Кросленд), где сыграл роль еврейского певца, ставшего звездой американского джаза. В сюжете были использованы некоторые факты биографии Джолсона.
| + | |
- | | + | |
- | Фильм по кассовым сборам обошёл лучшие образцы немого кино. Несмотря на название ленты, к джазу джолсоновская манера пения имела весьма опосредованное отношение — источником его вдохновения был водевиль рубежа веков.
| + | |
- | | + | |
- | Фильм, построенный на контрасте между скорбной и торжественной еврейской литургической музыкой и негритянскими спиричуэлс и джазом, стал поводом для общественной дискуссии о расизме, проблемах сохранения национальной культуры и ассимиляции.
| + | |
- | | + | |
- | Многие обращали внимание на сходство минорных тонов еврейской музыки и негритянских мелодий. Другие утверждали, что парадоксальное стремление еврейского артиста превратиться в чернокожего певца выражало желание значительной части еврейской молодежи преодолеть национальную замкнутость и стать американцами.
| + | |
- | | + | |
- | Споры вокруг фильма и его центрального персонажа сделали Джолсона символической фигурой американской еврейской культуры.
| + | |
- | | + | |
- | Звездой американского кино Джолсон стал после фильма «Поющий дурачок» (1928, режиссер Л. Бэкон). В 1930-е гг. актер почти не появлялся на театральной сцене, основным местом деятельности Джолсон был Голливуд, где снимались киноверсии его бродвейских мюзиклов. Трагикомический скетч Джолсона «На осле в небеса» в фильме «Волшебный бар» (1934, режиссер Л. Бэкон) был признан шедевром актерского искусства.
| + | |
- | | + | |
- | В 1932 г. Джолсон создал собственную радиопрограмму. В тридцатые годы выступления с зачернённым гримом лицом вышли из моды: сторонников этой техники обвиняли в латентном расизме. В 1940 стареющий Джолсон ушёл с бродвейских подмостков работать на радио.
| + | |
- | | + | |
- | === Во время Второй мировой войны и после неё ===
| + | |
- | В годы [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]] он выступал перед американскими солдатами на фронте. Под конец войны певец заболел малярией и должен был прекратить фронтовые гастроли.
| + | |
- | | + | |
- | Новый виток его славы был связан с выходом фильмов «История Джолсона («The Jolson Story»)» (1946, режиссер А. Грин) и «Джолсон снова поет» (1949, режиссер Г. Левин), где в роли Джолсона снялся Л. Паркс, а песни прозвучали в исполнении самого Джолсона.
| + | |
- | Исполнитель роли Джолсона в фильме «The Jolson Story» был представлен к премии «Оскар».
| + | |
- | | + | |
- | В начале войны в Корее Джолсон снова поехал петь для солдат. В 1950 году Джолсон скончался от обширного сердечного приступа.
| + | |
- | | + | |
- | На аллее славы Голливуда имеются три звезды в память о «величайшем эстрадном артисте мира», как величала Джолсона американская пресса. За вклад в развитие индустрии кино - 6600, за вклад в развитие идустрии радио - 6700, и за вклад в развитие индустрии музыки - 1700.
| + | |
- | | + | |
- | == Личная жизнь ==
| + | |
- | С 1928 по 1940 год Эл Джолсон был женат на актрисе Руби Килер.
| + | |
- | | + | |
- | == Интересные факты ==
| + | |
- | * Эл Джолсон — любимый актёр Чарльза Монтгомери Бёрнса из мультсериала «Симпсоны». Этот персонаж верит, что Эл Джолсон жив до сих пор.
| + | |
- | * Джолсон был один из наиболее старых исполнителей, ездивших на фронт петь для солдат во время [[Вторая мировая война|Второй мировой войны]]. К началу вступления США в войну Джолсону было 55 лет.
| + | |
- | | + | |
- | == Источники ==
| + | |
- | * КЕЭ, том Доп.3, кол. 143–144
| + | |
- | * [http://en.wikipedia.org/wiki/Al_Jolson Статья "Al Jolson" в английском разделе Википедии]
| + | |
- | | + | |
- | == Примечания ==
| + | |
- | <references/>
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11424|ДЖОЛСОН Эл}}
| + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Евреи в США/Канаде]]
| + | |
- | [[Категория:Кино]]
| + | |