|
|
(4 промежуточные версии не показаны) |
Строка 1: |
Строка 1: |
- | {{Остатье\ЭЕЭ
| + | #redirect [[:ej:Демонология в иудаизме]] |
- | |ТИП СТАТЬИ=1
| + | |
- | |СУПЕРВАЙЗЕР=
| + | |
- | |КАЧЕСТВО=
| + | |
- | |УРОВЕНЬ=
| + | |
- | |НАЗВАНИЕ=
| + | |
- | |ПОДЗАГОЛОВОК=
| + | |
- | |СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
| + | |
- | |АВТОР2=
| + | |
- | |ТЕМА=
| + | |
- | |СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
| + | |
- | |ИЗ ЦИКЛА=
| + | |
- | |ПУБЛИКАЦИИ=
| + | |
- | |ДАТА СОЗДАНИЯ=
| + | |
- | |ВИКИПЕДИЯ=
| + | |
- | |ИСТОЧНИК=
| + | |
- | |НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
| + | |
- | }}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Файл: 11398_L.jpg|thumb|250px|left|[[Демонология]] Кимпетцетл (листок)]] | + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | '''Демонология''', учение о злых духах. В монотеистических религиях, в том числе в [[Иудаизм|иудаизме]], демоны, или злые духи, могут выполнять роль слуг или посланцев единого Бога (в чем демонология смыкается с учением об [[Ангелы|ангелах]]), осуществляющих миссию введения человека во грех либо наказания согрешившего.
| + | |
- | | + | |
- | В [[Библия|Библии]], в отличие от современного ей языческого политеизма, демонам не отводится никакой самостоятельной роли. Несчастья, болезни и т. п. ниспосылаются Богом, который может при этом пользоваться находящимися под его властью ангелами или духами. Так, например, возмущавший [[Саул|Саула]] злой дух был «злой дух от Господа» (I Сам. 16:14). Поэтому идея магии, преследующей цель отпугивания или изгнания злых демонов, враждебна теологической доктрине Библии. Уже в книге [[Завет|Завета]], наиболее древнем своде законов, содержащемся в Библии, приводится заповедь «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх. 22:17; ср. Втор. 18:10–12). Библия требовала искоренения всяких попыток общения с демонами; Саул, например, изгнал «волшебников и гадателей» из страны (I Сам. 28:3). Народные представления о демонах в библейский период во многом сходны с представлениями, распространенными у других народов, в частности у народов Ближнего Востока: демоны мыслятся обитающими в пустынях и в развалинах (Лев. 16:10; Ис. 13:21; 34:14), они смущают дух человека, вводят его в заблуждение и т. п. (I Сам. 16:15; I Ц. 22:22–23). Существенно, однако, что демоны всегда посылаются Богом. Среди упоминаемых в библейской литературе демонов — иноземные божества, называемые шедим — слово, обычно переводимое как `демоны` или `дьяволы`, и родственное аккадскому sedu — `демон` (Втор. 32:17; Пс. 106:37); сеирим, или `волосатые демоны`, обитавшие в развалинах (Лев. 17:7; II Хр. 11:15); первоначально ханаанские божества Решеф (Втор. 32:24; Пс. 78:48) и Мавет (`смерть`; Ис. 28:15, 18; Иер. 9:20); Девер (`мор`; Хав. 3:5; Пс. 91:6) — демонический спутник Бога в войне; [[Лилит]] и [[Азазел]].
| + | |
- | | + | |
- | Литература периода Второго [[Храм|храма]], включая рукописи Мертвого моря (см. [[Мёртвого Моря Свитки|Мёртвого моря свитки]]), трактующая вопросы демонологии, обнаруживает существование новой, сравнительно с предшествующим периодом, дуалистической тенденции (см. [[Дуализм]]): по меньшей мере, в определенных течениях иудаизма (например, у [[Ессеи|ессеев]]) демоны начинают рассматриваться в качестве существ, правящих силами зла и лжи. Предводителем сил зла выступает владыка демонов, называемых Блияал, Мастема или Сатан (см. [[Сатана]]). В этот период демоны мыслятся не столько как причиняющие телесные и психические страдания, сколько в качестве злых искусителей. Демонологические представления этого периода оказали влияние на формирование демонологии Нового завета.
| + | |
- | | + | |
- | В [[Талмуд|Талмуде]] содержатся упоминания о существовании веры в демонов уже в эпоху [[Таннаи|таннаев]]. Иерусалимский Талмуд фактически свободен от демонологии; в нем упоминаются лишь три вида демонов: маззиким (вредоносные духи), шедим и рухот. В то же время [[Амораи|амораи]] Вавилонского Талмуда весьма часто упоминают о демонах (очевидно, под влиянием веры в демонов, широко распространенной в Вавилонии). В Талмуде в основном фигурируют злые демоны; они окружают человека со всех сторон, так как обитают в воздухе, воде, на деревьях и на крышах домов; демоны невидимы, весьма многочисленны и причиняют людям всевозможные неприятности; их царь — [[Асмодей]], согласно другой [[Аггада|аггаде]] — Самаэль (ангел смерти), убивающий людей смертоносным ядом (сам hа-мавет). Он именуется также главой дьяволов (рош-станим). Царица демонов Аграт бат Махалат, иногда отождествляемая с Лилит, носится по воздуху в колеснице в сопровождении десяти тыс. вредоносных демонов. В Талмуде и [[Мидраш|мидрашах]] часто упоминается демон Кетев Мерири, имя которого встречается еще в Библии (Втор. 32:24). Он вредит человеку в определенные часы суток и особенно опасен в период между 17 таммуза и 9 ава. В остальное время его функции исполняет другой демон. Народная фантазия наделяла этих демонов весьма конкретными чертами.
| + | |
- | | + | |
- | В Талмуде и мидрашах содержатся рассказы о том, как царь [[Соломон]] пользовался услугами демонов обоего пола при строительстве Храма (Гит. 68б). Демоны приносили Соломону из Индии воду, с помощью которой он выращивал растения, невиданные в Эрец-Исраэль (Мидраш Кохелет Р. 2:7). Защитой от демонов служило изучение Писания. Особая защитная сила приписывалась псалму 91. Согласно преданию, его читал [[Моисей]] во время восхождения на гору Синай. Мидраш рекомендует читать этот псалом, «ибо весь мир полон злых духов и маззиким» (Танх. Мишпатим 19). Толкование этого псалма в мидрашах содержит обширные сведения по демонологии талмудической эпохи (например, Мид. Пс. 91; Танх. Мишпатим 19; Чис. Р. 12:3–4). Талмуд уподобляет действие, совершенное под давлением силы, дьявольскому принуждению (РхШ. 28а), что свидетельствует о признании власти демонов над человеком и бессилии перед нею человеческой воли. Несмотря на обширный материал, рассеянный по Талмуду и мидрашам, демонология в талмудической литературе не несет на себе признаков какой-либо систематизации, хотя отдельным демонам и приписываются определенные функции. Все комментаторы и кодификаторы Талмуда принимали веру в демонов; единственным, кто отвергал демонологию, был [[Маймонид]].
| + | |
- | | + | |
- | Демонология [[Каббала|каббалы]] характеризуется как использованием всех демонологических мотивов, присутствующих в Талмуде и мидрашах, так и введением новых элементов, основные из которых: попытка систематизации демонологии для приведения ее в соответствие с каббалистической доктриной; введение в демонологию новых мотивов, почерпнутых из нееврейских источников, в основном из средневековой арабской и христианской демонологии и из германского и славянского фольклора. Идеи ранних испанских каббалистов, в частности [[Нахманид|Нахманида]], оказали влияние на всю последующую еврейскую литературу, трактующую проблемы демонологии. Согласно испанским каббалистам, демоны созданы не из четырех элементов, из которых состоят все вещи в мире (воды, земли, огня и воздуха), а только из двух — огня и воздуха, и по этой причине они недоступны человеческому восприятию; тем не менее демоны подчинены законам природы: они умирают и разлагаются, как и все смертное. По Нахманиду, демоны принадлежат к роду Самаэля, который является душою планеты Марс, тогда как [[Исав]] (символ христиан) — его подданный среди народов. Каббалисты Кастилии связывают существование демонов с последней из десяти ступеней «левой стороны», то есть изнанки Божественной эманации.
| + | |
- | | + | |
- | Книга [[Зохар]], однако, следуя талмудической легенде, возводит происхождение демонов к союзу между людьми и демоническими силами. Некоторые демоны, например Лилит, были созданы Богом в первые шесть дней творения в качестве бестелесных душ; они стремились обрести телесный облик, сожительствуя с людьми, — сначала с [[Адам|Адамом]], а затем с его потомками. Рожденные от такого сожительства демоны также стремятся к сожительству с людьми. Сексуальный аспект отношений между людьми и демонами занимает видное место в Зохаре, равно как и в ряде более поздних каббалистических сочинений; описания демонов в этих сочинениях обнаруживают разительное сходство с суккубами и инкубами христианской демонологии. Согласно книге Зохар, души порочных людей после смерти становятся злыми духами (маззиким). Вместе с тем существуют и добрые демоны, готовые помогать людям; эти демоны находятся под властью Асмодея, признают Тору и считаются «еврейскими демонами». Другие демонологические системы, связанные с испанской каббалой, ставят во главе демонов трех царей: Халаму, Самаэля и Кафкафуни. Эти демонологические системы, как правило, содержат списки ангелов и демонов, ответственных за ночные часы семи дней недели, либо демонологическую интерпретацию некоторых болезней, например эпилепсии. Эти системы не всегда обнаруживают связь с каббалистической демонологией, и некоторые из них, вероятно, предшествуют ей.
| + | |
- | | + | |
- | Среди евреев Северной Африки и Ближнего Востока было распространено смешение элементов каббалистической и арабской демонологии. Демонологические представления [[Ашкеназы|ашкеназов]] отражены в писаниях [[Иехуда Бен Шмуэль Хе-Хасид|Иехуды бен Шмуэля хе-Хасида]] и его учеников. О распространении занятий магией в некоторых кругах ашкеназского еврейства свидетельствует Нахманид. [[Маасе-Бух|Маасе-бух]] содержит подробные сведения о демонологических представлениях евреев-ашкеназов в эпоху позднего средневековья. Наряду с народными поверьями, в еврейскую демонологию проникли элементы, заимствованные из христианской магической литературы. Подобная каббалистическая система демонологии, относящаяся к периоду изгнания из Испании и приписываемая каббалисту Иосефу Тайтацаку из Салоник (16 в.), изложена в книге «hа-мал’ах hа-мешив» («Ответствующий ангел»). В этой системе иерархия демонов возглавляется Самаэлем, покровителем Эдома, и покровителем Египта, Амоном, который олицетворяет [[Ислам|ислам]]. Амон фигурирует в многочисленных источниках этого периода.
| + | |
- | | + | |
- | [[Витал, Хаим Бен Иосеф|Хаим Витал]] утверждал под влиянием европейской демонологии эпохи Возрождения, что демоны созданы всего из одного элемента, а не из двух. Лурианская космическая каббала часто говорит о носителях зла — клиппот (`скорлупа`), которые должны быть приведены к повиновению с помощью соблюдения предписаний Торы; однако она обычно не дает клиппот собственных имен и не отождествляет их с демонами. Такое отождествление имеется в книге Шимшона из Острополя (умер в 1648 г.) «Сефер карнаим» («Книга лучей», 1709) — последнем оригинальном сочинении по каббалистической демонологии.
| + | |
- | | + | |
- | См. также [[Диббук]], [[Магия]], [[Монотеизм]], [[Фольклорсодержание|Фольклор]].
| + | |
- | | + | |
- | {{ElevenCopyRight|11398|ДЕМОНОЛОГИЯ}}
| + | |
- | | + | |
- | | + | |
- | [[Категория:Категории к расформированию:ИУДАИЗМ:Мистика. Каббала. Магия]]
| + | |