Дамасский документ (свитки Мертвого Моря)

Вы находитесь на сайте "Архив статей из ЭЕЭ и статей на еврейские темы из Википедии"

(Различия между версиями)
Перейти к: навигация, поиск
Raphael (Обсуждение | вклад)
 
Строка 1: Строка 1:
-
{{Остатье\ЭЕЭ
+
#redirect [[:ej:Дамасский документ (свитки Мертвого Моря)]]
-
|ТИП СТАТЬИ=1
+
-
|СУПЕРВАЙЗЕР=
+
-
|КАЧЕСТВО=
+
-
|УРОВЕНЬ=
+
-
|НАЗВАНИЕ=
+
-
|ПОДЗАГОЛОВОК=
+
-
|СТАТЬЯ ОБ АВТОРЕ=
+
-
|АВТОР2=
+
-
|ТЕМА=
+
-
|СТРАНИЦА УЧАСТНИКА=
+
-
|ИЗ ЦИКЛА=
+
-
|ПУБЛИКАЦИИ=
+
-
|ДАТА СОЗДАНИЯ= 15/04/2012
+
-
|ВИКИПЕДИЯ=
+
-
|ИСТОЧНИК=
+
-
|НЕОДНОЗНАЧНОСТЬ=
+
-
}} 
+
-
 
+
-
'''Дамасский документ (CD) (ספר ברית דמשק — Книга Дамасского завета)''' - один из [[Кумранские рукописи|кумранских свитков]], сочинение, в котором представлены взгляды секты, покинувшей Иудею и переселившейся в «землю Дамасскую» (если понимать это название буквально).
+
-
 
+
-
О существовании сочинения было известно с 1896 г. по двум фрагментам, обнаруженным в Каирской [[Гениза|генизе]]. В [[Кумран]]е были найдены значительные фрагменты этого сочинения, позволяющие составить представление о его структуре и содержании. Кумранская версия является эпитомизированным вариантом более пространного прототипа.
+
-
== Содержание свитка ==
+
-
=== Первая часть ===
+
-
Вводная часть содержит увещания и предостережения, обращенные к членам секты, и полемику с ее оппонентами. Здесь же содержатся некоторые исторические сведения о самой секте. По истечении 390 лет (ср. Иех. 4:5) со дня разрушения Первого [[Храм]]а «из Израиля и Аарона» проросло «посаженное семя», то есть возникла секта, а еще через 20 лет появился Учитель праведности (1:11; в 20:14 он назван море hа-яхид — `единственный учитель` или `учитель единого`; либо, если читать hа-яхад — `учитель /Кумранской/ общины`), объединивший тех, кто принял его учение, в «новый завет». Тогда же появился Проповедник лжи, «насмешник», поведший Израиль по ложному пути, вследствие чего многие члены общины отступились от «нового завета» и покинули ее. Когда влияние отступников и противников секты усилилось, оставшиеся верными завету покинули святой город и бежали в «землю Дамасскую». Их руководителем был «законодатель, излагающий Тору», который установил законы жизни для тех, кто «вступил в новый завет в Дамасской земле». Эти законы действительны вплоть до появления «Учителя праведности в конце дней». Под «людьми насмешки», следовавшими за Проповедником лжи, по всей видимости, подразумеваются [[фарисеи]], «сделавшие ограду для Торы». Первоначально Тора была недоступна: она была запечатана и спрятана в [[Ковчег Завета|Ковчеге]] завета до времени [[первосвященник]]а [[Цадок|Цадока]], чьи потомки «избраны в Израиле», то есть обладают непререкаемым правом на первосвященство. Ныне же Храм осквернен, и потому вступившие в «новый завет» не должны даже приближаться к нему. «Люди насмешки» профанировали Храм, не соблюдают законов [[Ритуальная Чистота|ритуальной чистоты]], предписываемых Торой, и восстают против повелений Бога.
+
-
=== Вторая часть ===
+
-
Вторая часть сочинения посвящена законам секты и ее структуре. Законы включают установления о [[Шабат]]е, алтаре, месте для молений, «храмовом городе», идолопоклонстве, ритуальной чистоте и т. п. Некоторые из законов соответствуют общепринятым еврейским, другие — противоположны им и сходны с принятыми у [[Караимы|караимов]] и самаритян, при выраженной общей тенденции к ригоризму. Организация секты характеризуется делением членов на четыре класса: священники, левиты, остальной Израиль и прозелиты. Имена членов секты должны заноситься в особые списки. Секта делится на «лагеря», во главе каждого их которых стоит священник, за которым по рангу следует «надзирающий» (hа-мевакер), в чьи функции входит руководство и наставление членов секты. Как кажется, существовало различие между жившими в «лагерях» в качестве действительных членов общины и теми, кто «живут в лагерях по закону земли», что, возможно, означает членов общины, живущих в деревнях.
+
-
=== Лингвистический анализ ===
+
-
Сочинение написано на библейском иврите, свободном от арамеизмов. Проповеди и поучения составлены в духе древних [[Мидраш|мидрашей]]. Образы Учителя праведности и Проповедника лжи встречаются в ряде других произведений кумранской литературы. Возможно, что секта, описываемая здесь, была ответвлением кумранской и что сочинение отражает более поздние события, нежели Устав общины. С другой стороны, «Дамаск» может пониматься метафорически как обозначение пустынь Иудеи (ср. Амос 5:27). Если же название Дамаск понимать буквально, то событие бегства могло относиться лишь ко времени, когда Иерусалим и Дамаск не находились под властью одного правителя, то есть ко времени [[Хасмонеи|Хасмонеев]]: в этом случае наиболее вероятным является царствование [[Александр Яннай|Александра Янная]] (103–76 гг. до н. э.), во время которого после поражения в гражданской войне противники Александра и многие из фарисеев и близких к ним кругов бежали из Иудеи.
+
-
 
+
-
== Ссылки ==
+
-
* [http://apokrif.fullweb.ru/kumran/d_doc.shtml Текст свитка на русском языке]
+
-
{{ElevenCopyRight|12727|МЁРТВОГО МОРЯ СВИТКИ}}
+
-
 
+
-
{{Свитки Мёртвого моря}}
+
-
[[Категория:Кумранские рукописи]]
+

Текущая версия на 22:57, 30 мая 2013

  1. redirect ej:Дамасский документ (свитки Мертвого Моря)
Личные инструменты
 

Шаблон:Ежевика:Рубрики

Навигация